А. К. Бобков основы творческой деятельности журналиста учебное пособие
Скачать 0.82 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Иркутский государственный университет Факультет филологии и журналистики А. К. Бобков ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА Учебное пособие Иркутск 2005 2 УДК 0.70 ББК 76.12 Печатается по решению учебно-методической комиссии факультета филологии и журналистики Иркутского государственного университета Рецензенты Редакция газеты «Восточно-Сибирская правда, В. П. Владимирцев, др филол. наук, профессор ИГУ Бобков А. К Основы творческой деятельности журналиста учеб. пособие. – Иркутск Иркут. унт. – 2005. – 96 с. В пособии содержится информация о методике, методах и основах творческой деятельности журналиста. Предназначено для студентов отделения журналистики и всех интересующихся творческой деятельностью. Библиогр. 45 назв. © А. К. Бобков, 2005 © Иркутский государственный университет, 2005 ВВЕДЕНИЕ Журналистика начала XXI столетия качественно изменилась. Процессы глобализации мира влияют на российскую журналистику, имеющую богатый летний опыт. Высоконравственные начала отечественной журналистики, ее аналитичность, художественность, публицистичность, к сожалению, уходят на второй план. Основными в журналистике наших дней являются информационность и комментирование, сенсационность, криминальность журналистского материала. Подчас это выдается за творчество, потребность читателя. Главная фигура в журналистике – это журналист, его творческие способности, его отношение к творчеству. На страницах газет мы видим более всего проявление ремесленничества. Мир – словарь. Меня можно оцарапать словом и обольстить, – писал великолепный мастер слова, художник Алексей Михайлович Ремизов. Да, слово в многогранном мире многое значит. Слово выступает некоей составляющей и ремесла, и творчества. Жизнь есть творчество, а потому и история есть творчество, – заметил русский философ Сергей Николаевич Булгаков. Нельзя не процитировать еще одно его изречение Творение есть жертва» 1 Где истоки, основы журналистского творчества На этот вопрос автор пытается найти ответ в истории, философии, эстетике, теории журналистики. Проблеме журналистского творчества посвящены книги Лазутиной Г. В. Основы творческой деятельности. М, 2003; Горохова В. М. Закономерности публицистического творчества. М, 1975; Горохова В. М. Слагаемые мастерства. М, 1982; Здоровега В. И. Слово тоже есть дело. М, 1979; Ученовой В. В. Творческие горизонты журналистики. М, 1976; Методы журналистского творчества. Ми другие. Они отражают те или иные моменты журналистского творчества, ноне дают целостного представления о составляющих журналистского творчества. Составляющие творчества журналиста разнообразны и очень объ- емны. Они таятся во многих областях знаний. 1 Булгаков С. Н. Человеческая история / Свет невечерний. М, Республика, 1994. – С. 70. МЕТОДЫ И МЕТОДИКА ЖУРНАЛИСТИКИ 1. История журналистской профессии В древности существовали т.н. информационные боги, вестники верховных богов. Они были у всех народов и осуществляли связь между богами и людьми. Гермесу греков, Меркурий у римлян, Тот у египтян, Один у скандинавов, Велес – это бог мудрости в русской ведической мифологии. Гермесу греков – вестник богов, покровитель путников. Своим золотым жезлом – кадуцеем – Гермес усыплял людей и побеждал их. Во сне люди воспринимали мысли и волю бога. Гермес держал в своих руках функции связи, коммуникации, обмена информации, товарами, обмена земного существования на иноземное. Гермес был также информационным посредником. Кстати, низшими божествами, или духами, у древних греков считались демоны, у римлян – гении, у славян – ангелы. Они являлись личными информационными посредниками человека. Гений – от латинского genius – род, gigno – рождать, производить. Гений считался личным информационным вестником каждого человека. По преданию, гении рождаются вместе с человеком и руководят всеми его делами. Демон – от греческого daimon – божество, дух в греческой мифологии, выполняют те же функции. В христианской мифологии вестниками, информаторами, просветителями были ангелы с греч. вестники, в частности архангелы, среди которых особо следует выделить Михаила, Гавриила и Рафаила. Михаил – архистратиг, предводитель небесного воинства, выступает ив функции вестника, ангела-писца, заносящего имена праведников в книгу, учителя людей. Гавриил – один и старейших ангелов, вестник, раскрывающий смысл пророческих видений и ход событий. Рафаил – по преданию, один из семи высших ангелов-архангелов, летописец, вестник, ангел-целитель. Роль земных вестников исполняли в древности пророки (Пифагор, Сократ, Платон, прорицатели, оракулы (от лат. oraculum – изречение, пророчество Дельфийский оракул Аполлона. Прямыми предшественниками информаторов в древнем обществе были ораторы (Демосфен и Цицерон. Зарождением информационной профессии считается то время, когда издаются цезаревские газеты «Acta senatus» – вести с заседаний сената и «Acta diurnal populi Romani» – последние известия для римских граждан. Это были гипсовые оттиски на площадях и улицах Древнего Рима в I веке до н.э. для всеобщего обозрения. В Москве глашатаи выкрикивали новости на Ивановской площади. До наших дней дошла поговорка Орать на всю Ивановскую. Информационные потоки шли не только от предшественников журнализма, но летописцев-историков, ученых-популяризаторов, религиозных проповедников, гуманистов-просветителей, литературоведов-публицистов. Они способствовали зарождению и формированию журналистской профессии. Но, журналистика могла развернуться лишь с появлением печатных периодических изданий, возникших в Европе в XVI веке, в России в XVII веке. В России предшественницей печатной газеты была газета Куранты Вестовые письма. Первым официальным редактором первой российской печатной газеты Ведомости (14 января 1703 г) был директор Печатного двора в Москве Федор Поликарпов. Положение литератора, журналиста в России всегда было тяжелым. Им доставались дубинки, пощечины, немилость властей. Эпоха начала журналистской профессии в России и других странах – это эпоха персонального журнализма. Газету издавал один человек или узкий круг лиц. Зачастую один человек являлся и автором, и редактором, и учредителем издания. Массовой журналистика стала после отмены крепостного права. Массовыми по тиражами по количеству читателей, и по числу журналистов в редакциях. Коммерческая выгода заставляет выпускать массовые бульварные газеты, рассчитанные на невысокий вкус обывателя. Увеличиваются рекламные отделы. Соответственно этому выделяется два типа журналистики 1) солидная, серьезная 2) желтая, бульварная. В России до начала ХХ века не существовало ни одного учебного заведения, которое готовило бы журналистов. Типичный портрет скандального репортера Шлепкина нарисовал А. П. Чехов в рассказе Два газетчика. Шлепкин может извлечь выгоду из любой темы, даже о выеденном яйце. Дореволюционная журналистика знала замечательных репортеров – профессионалов, мастеров своего дела, умеющих быть мобильными, находчивыми, остроумными и подчас смелыми людьми, – писал Б. И. Есин 2 . Известный репортер Влас Дорошевич говорило необходимости поднять престиж профессии репортера 3 После 1917 года журналистика изменилась, другими стали требования к журналисту. Он должен был стать идеологическим проводником и 2 Есин Б. И. Краткий очерк развития газетного дела в России XVIII-XIX веков. – С. 49. 3 Дорошевич В. Репортер // Журналист. – 1980. - № 10. – С. 78-80. пропагандистом решений партии. Старые газетчики в большинстве своем ушли из газеты или объявили саботаж новой власти. Было две формы саботажа а) полное неучастие в газете б) работа в качестве корректора и т.д. ( те. технических работников. Газетчиков не хватало. VIII съезд ВКП(б), собравшийся в 1919 году, особое внимание уделил комплектованию кадрами. Съезд предложил партийным организациям выделить для обслуживания печати наиболее стойких, энергичных и преданных работников. С 1919 года занялись созданием журналистского образования. При РОСТА была открыта школа журналистов. Курсы были краткосрочными 1,5 – 3 месяца. Набор 50 человек. Выпущено 136 человек. В 1921 году школа журналистки преобразуется в Институт красных журналистов. Срок обучения один год. Было принято 110 студентов. В 1923 году декретом Совнаркома Институт красных журналистов был преобразован в Государственный институт журналистики с трехлетним сроком обучения. К концу х годов существовали и институты журналистики, и газетные техникумы, и курсы. Но, даже в 1930 году, когда уже действовала сеть журналистских школ и институтов, только 7 процентов опрошенных в более чем 300 редакциях имели специальное образование. Постоянная работа по повышению уровня журналистских кадров, развернутая система их подготовки дала свои плоды (к 1980 году уже 23 факультета и отделения университетов СССР готовили журналистов. К началу х годов 95 % работников редакции имели высшее и незаконченное высшее образование, 50 % – журналистский диплом. (В районных газетах этот показатель в 2–3 раза ниже. Перестроечные процессы внесли свои коррективы, изменив и представления о профессии, ее роли в жизни общества. Журналистика постепенно стала возвращаться во времена, характерные для журналистики XIX века. Из идеологизированной, воспитательно-пропагандистской, подчиненной партийной дисциплине журналистика становится коммерческой, зависимой от законов информационного рынка. Идеологический диктат сменяется финансовым. Во главу угла ставятся деньги и практические выгоды. Размываются этические, ценностные ориентации профессии. Можно выделить следующие характеристики современной журналистики как профессии 1) профессия ищет свое лицо в новой медиареальности; 2) журналистика глобализировалась при помощи электронных и сетевых СМИ 3) журналистика стала разнообразной, многообразной, многотипной; 4) журналистика стала интересней для аудитории 5) журналистика коммерциализировалась; 6) журналистика обульварилась, пожелтела 7 7) журналистика переживает размывание этических и ценностных ориентаций. Журнализм стал глобальным. Коммуникативно-информационная деятельность журналистки преобразуется а) из пророческой в реальную, земную б) из индивидуальной в коллективную виз элитарной в массовую г) из монологичной в диалогичную; д) изустной в письменную е) из печатной в электронную ё) из аксиальной (осевой) в ретиальную (многолучевую ж) из непрофессиональной в профессиональную Журнализм развивается по спирали, а потому на новом витке возвращается к прежним качествам из профессионального становится полу- профессиональным, из творческого – информационным, из реального – виртуальным. Ввек информационной цивилизации, журнализма информационной эры имеются свои особенности а) журналистика превращается в глобальную, не имеющую пространственных и временных границ б) журналистика подчиняется всем закономерностям нерасчлененно- го информационного потока, циркулирующего в глобальных сетях, становится органично вплетенной в другие типы информации (рекламной, научной, деловой, политической, художественной, личной и т.п.); в) становится супероперативным, когда сообщение и восприятие сообщения могут совпадать во времени г) журналистика характеризуется полифункциональностью, способностью выполнять любые роли и удовлетворять разнообразные потребности и интересы аудитории д) глобальная журналистика приобретает черты массовой культуры е) журналистика стандартизируется и одновременно увеличиваются возможности для проявления творчества ё) журналистика становится саморегулируемой; ж) информация приобретает свойства товара з) расширяются возможности для получения журналистом информации по глобальным сетями) журналистика становится надомной работой с компьютером к) усиливаются возможности журналистики к манипулированию общественным мнением л) журналистика становится все более толерантной к разным позициям м) журналистика содействует интеграции народов. Колоссально повышается роль журналистской профессии. Качество информации становится глобальной проблемой и основой устойчивого развития цивилизации. 2. Журнализм в мире профессии Что такое журналистская профессия Это публичная, общественная профессия. Пришел, увидел, написал, записал на пленку, снял видео – или телекамерой и выдал в эфир. Журналист в гуще событий. Понятие профессия восходит к латинскому profession и означает род трудовой деятельности (занятий) людей, владеющих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессия, как правило, является источником существования. Профессии обычно подразделяются на специальности (от лат. specialis – особенный, своеобразный, те. определенные виды деятельности в рамках профессии. Если мы говорим о профессии – имеем ввиду журналистику. Если о специальности – газетчиков, тележурналистов, радиожурналистов, работников информационных агентств, журналистов Интернет-СМИ. В рамках специальностей можно выделить специализации по видам деятельности, жанровой специализации, например, репортер, комментатор, интервьюер, расследователь, ведущий теле- и радиопередачи. Кроме того, журналисты обычно специализируются в определенной тематике, и такое деление называется профессионализацией журналист, пишущий на политические, экономические, спортивные темы и т.д. И каждый из этих типов и видов журналистов имеет свои специфические черты. Различаются профессии пяти видов 1) Социономические (от лат. soceatas – общество, предполагающие в процессе деятельности общение типа человек – человек (продавец, учитель) Сигнономические (от лат. signum – знак) профессии человек – знак, предполагающие взаимодействие с системами художественных образов (писатель, художник. 3) Артономические (от лат. ars, artis – образ, искусство творческие профессии типа человек – художественный образ, взаимодействие с системами художественных образов (писатель, художник. 4) Сельскохозяйственные, типа человек – природа, взаимодействие с природными системами (лесовод, агроном, земледелец. 5) Технические, типа человек – машина, взаимодействие с техническими системами (шофер, токарь. Журналистская профессия относится, как минимум, к трем первым типам, хотя и техника играет в журналистике определенную роль, опосредованное отношение журнализм имеет и к типу профессии человек – природа, если понимать информацию широко, как социоприродную систему. Журнализм чем-то похож наряд профессий а) Журналист и писатель. Параллели журналистской профессии спи- сательской: одинаковый инструмент – слово, та же массовая и анонимная аудитория. Писатель творит в кабинете, объект его произведений – жизнь, зафиксированная в образе, типе, обобщении. У журналиста объект – текущая действительность, сегодняшние злободневные конкретные ситуации. журналистика – это информационная документальная словесность. АД. Аграновский, отец двух известных журналистов Анатолия и Валерия, еще в е годы ярко писал об отличии журналистской профессии от писательской. Журналист должен быть оперативен, спешить за событиями, выкладывать их горячими, как блины, иначе они потеряют новизну и свежесть. Литература – познание человеческой сущности, психологии личности и ее поступков, познание процессов жизни в художественных образах. Журналистика – понимание и отражение жизни через конкретные жизненные ситуации, факты, общности и людей на эмпирическом уровне. Журналист и деятель искусств Журналистику с искусством роднит множество функций и главная – создание модели мира. Нов искусстве – в образной, часто воображаемой форме, а в журналистике в реальной, конкретной, объективной форме. Средство достижения этой цели у художников – художественный образу журналиста – документальный факт настоящей жизни, но ион пользуется образом. Функции искусства в основном познавательные и эстетические, у журналистики – информационные, социально ориентирующие и регулирующие, художественные. Журналист работает в реальной, можно сказать, в фотографической манере. Современная журналистика нередко рисует образ жизни далекий от нее самой, выражает тот абсурдный мир, которым часто бывает наше сегодня. Журналист пользуется различными образами-моделями, те. ложными моделями. Образ в журналистике все-таки должен быть как можно более близким к реальности, однако в тоже время стимулировать у аудитории созидательные, оптимистические и творческие потенции. Журналист и ученый Задача ученого – выявление, описание, объяснение и предсказание процессов действительности на основе открываемой наукой законов. Наука ориентирована на критерий разума, журналистика включает критерий разума и критерий веры, хотя больше опирается на разум. Журналистика – сиюминутна, ее работа исчезает во времени, также журналистика долговременна. Наука стремится к целостному и многостороннему охвату изучаемых объектов. Журналистика фрагментарна. Самая важная, сходная черта науки и журналистики – исследование. Хотя исследования в журналистике фрагментарны. Продукт ученого – научная монография, или публикация в научном стиле. Продукт журналиста – текст, изложенный доступно для широкой аудитории. Журналист и историк Профессия историка очень близка к журналисткой. Тот и другой основывается на документальных фактах, пишет историю в ее динамичном развитии. Историк изучает прошлое, последовательно и системно, излагает основные исторические события. Журналист отражает современность фрагментарно. Задача историка то о чем надо говорить, должно быть рассказано так, как оно есть на самом деле. Журналист – историк быстротекущей современности. Логично назвать журналиста летописцем современности. Журналист и политик Слово политик в переводе с греческого означает то, что относится к государству. Основная сфера государственной власти – регулирование политических, экономических и социальных процессов в обществе. И журналистика здесь во многом близка к управлению, но управление это опосредованное при помощи информации. Сила влияния журналистики как четвертой власти на политические и иные процессы очень велика. Журналист и юрист Журналистика имеет родство с профессиями правоохранительной сферы. Однако способы расследования, сбора фактов и доказательств, процессов обвинения очень различны. Протокольно и скрупулезно – проверенные у работников правоохранительных органов. Публицистические, фрагментарные, эмоционально-субьъективные – у журналиста. Журналист и оратор Генетически они вышли из одного гнезда, ноу них разный объем аудитории и у журналиста более широкие функции. И оратор, и журналист воздействуют на общественное мнение, формируют убеждения, взгляды аудитории. Риторика учит как сделать малое великим, а великое – малым, или как правовое представить неправовым» 4 Журналист и педагог И тот и другой осуществляют педагогические, воспитательные, обучающие функции. Для педагога это главные задачи, для журналиста это скрытые, неясные. Педагог работает в непосредственном контакте с аудиторией, журналист общается с аудиторией опосредованно. Учитель дает систематические знания, журналист – мозаичные. Журналист и священник Проповеднические, пасторские функции священника близки и профессии журналиста. И часто постулаты религии и журналистики по своему воздействию совпадают. Аудитория у священника узкая – его прихожане. У журналиста аудитория массовая, а контакт с нею часто опосредованный. Журналистика от других профессий отличается универсальностью. Журналистская профессия занимает одно из первых мест по степени сложности труда. Индекс характера труда журналиста враз выше, чему актера, воспитателя детского сада, в четыре раза выше, чему школьного учителя. Журналистская профессия одна из самых полифункциональных, сложных, самоорганизующихся, и социально важных профессий, включающих практически любые роли и выполняющих любые функции, которые свойственны другим профессиям, но только выполняемые с помощью оперативной, актуальной информации, адресованной массовой рассредоточенной аудитории. |