А. К. Бобков основы творческой деятельности журналиста учебное пособие
Скачать 0.82 Mb.
|
2. Структура диалога Идеальный диалог удовлетворяет следующим формальным условиям) ходы диалога делаются его участниками по очереди 2) диалог заканчивается результатом, позволяющим решить, кто выиграли кто проиграл 3) участники диалог пользуются правом налагать на него ограничения, обусловленные принятыми правилами рассуждений 4) диалог ведется с учетом реакции одного участника на ходы другого. Древнегреческие философы считали, что диалог есть речь, состоящая из вопросов и ответов» 42 Отношения вопросов и ответов составляет ядро диалога, но вопросу принадлежит ведущая роль. Он придает вопросу строгое направление. Благодаря вопросам отдельные высказывания приобретают смысл. Вокруг вопросно-ответного ядра формируются другие элементы его структуры, а именно 1) мотивы и цели диалога 2) критерии отбора точек зрения, доводы 3) вспомогательные элементы как реакции на действия противоположной стороны (подсказки, уточнения, выражения одобрения, неодобрения и т.п.) Ни один вопрос не может возникнуть на пустом месте. Для его возникновения необходимы две точки зрения, два противоположных суждения. Потому в процессе диалога необходимо раздвоение на я инея. Раздвоение, противоречие есть необходимое условие диалогического процесса, его движущая сила. Это характерно для внутреннего диалога, те. индивидуального процесса мышления, о котором философ Библер писал Я утверждаю нечто, Я отвергаю это нечто и выдвигаю другое предположение. Я в ответ – усиливаю свои исходные доводы, но тут же Я развиваю свое ответное предположение Короче, я мыслю 42 Диоген Лаэртский. О Жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – МС Библер В. С. Мышление как творчество. – МС Диалог, возникая на основе противоречия, развивается через постановку вопросов, отыскание предположительных ответов и дальнейшую аргументацию последних. В процессе развития диалога указанные элементы должны, во- первых, составлять некоторое единство, иметь общую основу. Во-вторых, в совокупности они должны фиксировать переход знаний или убеждений их неопределенного состояния в другое, более определенное. ПРОФЕССИОГРАММА ЖУРНАЛИСТИКИ 1. Понятие жужрналистики Слова журналистика, журнализм произошли от французского jour – день и латинского dies – день. В исходном значении слов, связанных с журналистской профессией, есть почти все, что составляет ее специфику и исходные функции 1) ежедневность, те. ритмичность, мерность информации 2) хроникальность, те. отражение, течение времени 3) однодневность, те. исчезаемость информации во времени, ее постоянное обновление 4) непрерывность информационного потока 5) способность освещать, те. выявление светом явлений и процессов, обнародование их, оглашение, опубликование 6) отражение разнообразных повседневных потребностей людей и общества. В. И. Даль обозначает журналистику как журнальную, срочную словесность, а журналиста как чиновника присутственного места ведущего журналы, а также редактора, издателя. Для работника газет было другое название – газетчик. Сюда же Даль относит и издателя газет, продавца. А то, что мы сейчас пытаемся обозначать словами журналистская профессия, заниматься журналистикой, у Даля называется газетничать, те. разносить по городу вести, вестоплетни- чать. Вестник – тот кто подает весть, понятие вещать, ведать заключают в себе понятия предвидения, прорицания, сверхъестественных знаний. Поразительная многообразность и глубина смысловой сущности данного куста слов содержит многие особенности журналистской профессии. В XIX веке словом журналистика обозначали журналистскую профессию, род занятий, литературно-публицистическую работу в периодических изданиях. Коммуникация происходит от латинского и означает сообщение, беседа, разговор, приглашение к разговору. Медиация – от латинского посредничество. Таким образом, глубинный смысл гнезда понятий, связанных с журналистской профессией, журнализмом, – информаторство, медиаторство, коммуникаторство, вестовщичество, ораторство, ведовство, прорицатель- ство – оказывается очень сложными многоплановым. Основные понятия уяснены и теперь можно более четко сформулировать основные требования к профессии. 83 2. Функции деятельности Функция, в переводе с латинского – исполнение, совершение, служебная обязанность. Понятие функции двояко 1) исполнение, действие 2) обязанность, назначение, предназначение. В применении к журналистской профессии функция определяется как предназначение, обязанность, как некая идеальная модель и ориентир для целевых установок журналиста. Основная социальная функция журнализма состоит в удовлетворении при помощи СМИ потребностей в оперативной, актуальной информации, необходимой для полноценного функционирования общества. Журналист удовлетворяет потребности и интересы личности, групп и всего общества в целом. С помощью информации журналистика ориентирует, просвещает, регулирует сферу сознания и общества, психологии и поведения. 3. Объекты отражения, предмет познавательной деятельности Объект, от латинского означает предмет, противоположный, противопоставленный. Объекты – предмет отражения журнализма. Они многообразны и практически не имеют ограничений. Это сфера материального и духовного, земного и вселенского от человечества и общества до различных групп и личностей. Безграничным является и географический диапазон объектов отражения. Объекты отражения всеобъемлющи и разнообразны по ряду признаков) по тематике 2) по географии 3) по типу объекта 4) по характеру объекта. 4. Объект воздействия или взаимодействия К этой категории относятся все процессы и уровни социальной организации а) планетарные структуры, человечество как социоприродная и цивилизованная сообщность; б) общество в) группы г) личности. Самым точным определением объекта журналистики является аудитория. Адресат журналиста – все слои населения, отдельные личности, группы, коллективы, общество в целом. Аудитория как объект журнализма обладает несколькими определяющими признаками. Она является а) массовой, б) анонимной, невидимой, в) рассредоточенной в пространстве, г) динамичной, меняющейся, д) разноструктурной, разнохарактерной, е) стихийной или вероятностной, ж) подверженной влиянию информационного ритмического пульсара. Наиболее адекватным журналистике, как оперативной информационной системе, объектом является общественное мнение. Именно общественное мнение оказывается соответствующим журнализму. Журналистика производит влияние и на более глубокие пласты сознания личности и общества, на ядро личности, мировоззрение и мировосприятие. Но, постоянность, ежедневность, ритмичность, неуклонность бомбардирования сознания аудитории информацией оставляет глубокий след воздействия, как положительный, таки отрицательный. Если вспомнить о всепроникаемости и управляющей силе журналистики, то она оказывается гораздо более сложным феноменом, чем мы ее привыкли представлять. И тогда тезис о СМИ как четвертой власти окажется недостаточными журналистика станет самой влиятельной властью в обществе, особенно сейчас в связи с глобализацией информационных сетей. Тип контакта с аудиторией По степени регулярности контексты можно назвать систематическими. По степени постоянства контакты с аудиторией можно отнести к постоянным, продолжающимся. Следует сказать о разнообразии форм, контактов и способов привлечения внимания аудитории – это вся совокупность содержательных и выразительных средств печати, ТВ, РВ технологии, актуальность тематики, система идеи, информационная емкость, система фактов и аргументов, композиция, стиль, языковое и жанровое оформление, звук, музыка и т.п. ОСОБЕННОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТРУДА 1. Комплексный характер труда журналиста В труде журналиста различаются несколько видов деятельности. Это прежде всего а) публицистический б) редакторский в) организаторский Журналист-публицист, те. специалист-литератор, умеющий использовать слово для выражения своих мыслей и отображения реальной действительности. Литератор-публицист готов писать для газеты каждый день. Публицистическая деятельность, умение писать – один из основных критериев профессионального мастерства журналиста, и всего лишь один из компонентов его труда. Немалое значение имеет и его работа как редактора ему часто приходится править, переделывать, даже переписывать тексты коллеги материалы внередакционных авторов. Редактирование материалов для очередного номера газеты или журнала занимает основную часть рабочего времени журналиста. А потому редактор должен владеть искусством литературного редактирования. Журналист должен уметь работать и с редакционной почтой. Оценить письмо, отредактировать его, суметь использовать в своем выступлении и ответить автору. Важное значение имеет и организаторская деятельность журналиста. Можно выделить несколько направлений – это а) поддержка контакта с активом газеты б) заказ внештатным авторам материалов для газеты и подготовка их к печати в) руководство обсуждением актуальных проблем за круглым столом в редакции г) руководство акцией д) дежурство на выпуске номера газеты, участие в редакционных летучках, разработка плана спецвыпуска. Для главного редактора, его заместителя, ответсекретаря – организаторские обязанности становятся основной и важнейшей частью их деятельности. Для остальных творческих работников редакции многофункциональность, сочетание различных сторон их труда и непрерывный быстрый переход от литературной работы к другим обязанностям становятся особенностью их деятельности. 86 2. Индивидуально-коллективный характер Журналист сам создает произведение – репортаж, статью, очерк. Здесь журналист трудится в одиночку. Создание его произведения носит сугубо индивидуальный характер. Нов отличие от писателя или художника, журналист всегда выступает в редакционном коллективе. Его творческая личность является лишь объектом редакционной системы. Он участвует в создании коллективного произведения выпуска газеты. Темы определяются в отделена планерках, летучках, редактором и т.д. Однако редакционное задание оставляет журналисту достаточно широкие творческие возможности – для оригинального поворота темы, глубокой ее разработки и т.д. Здесь основной стимул, которым он руководствуется воссоздание в газете правдивой картины действительности в соответствии с задачами редакционного коллектива. Коллективный характер работы над индивидуальным журналистским произведением определяется и влиянием, которое оказывают на автора другие сотрудники редакции. Публикация появившаяся в газете носит индивидуально- коллективный характер. С использованием компьютера и Интернета коллективистский характер труда усиливается. 3. Производственно-творческая деятельность Как индивидуальное, таки коллективное творчество в области журналистики ограничено рамками периодического издания – конкретной газеты. Документальность журналистики ограничивает это творчество и рамками реальных фактов и ситуации, которые изучает и отображает журналист. Это не сужение творчества журналиста, а закономерное ограничение. Объект приложения творческих сил ничем неограничен. Это вся окружающая его действительность, вся жизнь как отдельного человека, таки общества. Их изучение требует отдачи всех творческих сил, способностей журналиста. Но редакция газеты это не только творческий, но и производственный коллектив. Он работает по общередакционному плану, производственному плану и производственному графику. Это определяет характер работы и каждого члена редакционного коллектива, в первую очередь каждого журналиста. Журналист обязан предъявить свою продукцию- произведение заранее. Причем заранее обусловленного характера и объема. Без этого невозможен выпуск периодического издания. Только исходя из производственно-творческого характера журналистского труда можно моделировать и планировать работу редакции. Эта особенность журналистского труда резко отличает его от деятельности писателя, художника, композитора. 87 4. Оперативность и непрерывность Для журналистики характерно большое ограничение времени, находящегося в распоряжении автора. Оперативность и непрерывность означает для сотрудника редакции необходимость выдерживать срок представления своего произведения. Срок, устанавливаемый редакцией, редакционным заданием, обусловливает степень глубины разработки темы журналистом, совершенствования формы его произведения. И если он нарушит этот срок, уменьшается актуальность его выступления и публикация в газете окажется нецелесообразной. Сжатые сроки не снижают требований к уровню журналистского произведения, к его содержанию и форме. Быстрота передачи социальной информации массовой аудитории, оперативность журналистского труда приводят к нежелательным последствиям. К примеру, журналист не может изучать действительность стой же глубиной и обстоятельностью, как это делает ученый. Журналист работает постоянно. Никогда не исчезает психологическая нагрузка, которую испытывает журналист, чувство его ответственности перед читателем. И дома журналист обдумывает, набрасывает, пишет. Итак, оперативность и непрерывность журналистского труда условие успешной деятельности журналиста. 5. Сочетание универсальности со специализацией Универсалом вынужден быть собкор. Ему приходится писать на разные темы, в разных жанрах. Работа журналистов региональных, районных газет также универсальна. Нов редакциях крупных периодических изданий сотрудники все чаще приходят к специализации, находя свое тематическое направление, а подчас и жанр. Развитие общества, появление новых профессий требуют от журналиста специализации. Это дает возможность углубленного изучения одной отрасли, одной специальности, это делает выступление журналиста компетентным. Это обеспечивает доказательность и убедительность его произведений, высокий уровень его воздействия на аудиторию. Но компетентность журналиста ограничена. Обеспечение высокого уровня компетентности журналиста – нелегкая, но выполнимая задача. Этому способствует опыт накопление знаний, но наилучшие возможности для повышения компетентности журналиста дает ему специализация. Именно специализация позволяет журналисту достичь глубинного постижения темы, проблемы. 6. Профессионализм в журналистике Важно обладать даром быстро сходиться с людьми, умением расположить к себе человека. Журналист должен находить что писать, как писать и куда писать. Способность различать существенное от случайного, правду от выдумки. Искусство журналиста заключается в том, чтобы писать кратко. Кратко, ноне бедно. Объективность, смелость, высокое достоинство, бережное обращение с фактами и мыслью, осведомленность. Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает. Умение удивляться. Творческое горение, вдохновение. Чтобы стать профессиональным журналистом, нужно быть эрудированным. Ум, чувство юмора, обаятельность, работоспособность, чувство стиля. Основные профессиональные качества журналиста – это талант, литературные, творческие способности, любовь к профессии и работоспособность. Успеха в профессии добиваются те, у кого развито желание заниматься журналистикой. НОВОЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ В СТОЛКНОВЕНИИ Карл Маркс, Зигмунд Фрейд, Фридрих Ницше в ХХ столетии совершили переворот мысли не только в истории философии, но ив культуре, творчестве. Их наследие сыграло особую роль в философии, культуре, литературе, журналистике. Маркс, Фрейд, Ницше совершили своеобразный переворот в истории мысли и культуры несмотря на то, что их идеи спорные и открыты для критики, все трое были учителями подозрительности, те. они предлагали не верить человеку и обществу. И Маркс, и Фрейд, и Ницше показали, что литература, журналистика, культура, нормы культуры (философские, политические, моральные, законодательные, эстетические) суть прикрытия для понятия вещей, которые люди не хотят признавать, не любят видеть, не желают учитывать. Общими для Маркса, и для Фрейда, и для Ницше является некий постулат, по которому мыслитель, творец должен исходить из того, что поведение людей, их ценности, их идеи – это способы своеобразной мистификации. Мыслитель, творец по их мысли должен исходить из положения недостоверности того, что делается в людском сообществе, в культуре людей. Мыслитель, человек культуры – это тот, кто верит, что мысли, идеи, веры, убеждения, ценности людей нечто иное как стена, прикрытие для скрываемого, другого. У Ницше – этот биологическое, дочеловеческое начало, у Фрейда – подсознания, у Маркса – классовые интересы. И задачи мышления, и само мышление, и творчество были переориентированы. Культурная надстройка (мораль, философия, закон, государство, религия, эстетика, литература, журналистика) не принимались более за веру. Все нормы прикрывают то, что человеку неугодно признавать в себе. Познание обязано быть подозрительным. Философия, литература, журналистика, познание, мышление – это не строительство вдохновляющих духовных знаний. Познание – это не гипотезы о том, как устроен мири не очередной проект усовершенствования мира. Познание по Марксу, Ницше, Фрейду представляет систему неверия. Познание в их концепции – это систематическое выявление самообманов, обманов, трюков, культуры, иллюзий, принимающих форму идеологий, морали, религии, культурной нормы. Пример учителей подозрительности обусловил пути развития литературы, журналистики, культуры, искусства ХХ века и оказывает большое влияние в XXI веке. Теперь все старательно изучается, используется для того, чтобы проявить подозрительность, сорвать маски, разоблачить все то, что нам предлагают философия, литература, культура с помощью журналистики. Человек новой культуры, как можно было понять у Маркса, Ницше, Фрейда – это высокоразвитый человек, который подозревает, что его культурность есть род фикции, что культура есть проявление, форма проявления хаоса, абсурда, случая. Культурность есть оболочка, которая скрывает от него самого то, что он действительно желает, к чему его на самом деле влечет. Триада учителей подозрительности сделала очень много для развития философии, мысли и творчества. При этом их взгляды были диаметрально противоположными. От них идет разная идейно-теоретическая направленность творчества, разные творческие школы. Это и понятно из многообразия появляются новые взгляды, новые творческие течения. Они обогащают общество, обогащают человека. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Основы творческой деятельности, а точнее истоки творчества многогранны. Богатство творчества таится в богатстве знаний, богатстве интеллекта, которыми обладает творческая личность. Творчество начинается у каждого по-своему, по особому. На пути к творчеству человек проходит такие этапы, как ремесло и мастерство. Естественно, что в ремесленничестве и мастерстве есть несколько этапов. Я бы сказал точек роста. Без роста ни ремесло, ни мастерство преодолены небу- дут. В итоге профессионального роста, преодолевая нелегкий процесс формирования, человек, обладающий интеллектом, разносторонними знаниями приходит к творчеству, к осознанию профессионального творчества. В каждой профессии есть то, что называют творческим состоянием данного дела. Творчество в журналистике – это свой подход к методами методологии творчества, своя особая манера мыслительной деятельности, свой стиль. Творчество – это результат человеческого усилия, результат большого труда помноженного на интеллект и знания. Возможности творческой личности многогранны и объемны. Это в учебном пособии показано на конкретных примерах. В журналистике, как ив других областях знаний, возможно и высшее проявление мыслительной деятельности – творческий взлет мысли – гениальность. Гениальность зачастую не укладывается в методы и формы. Талант – это некое состояние человека-творца. Талантливость, как считают многие психологи, физиологи – это привнесенное извне. Проявление таланта явление редкое, штучное Журналистское творчество невозможно на пустом месте. Союзниками творчества являются интеллект и упорный труд. Труд до седьмого пота является источником возникновения творчества, трамплином на пути к формированию таланта. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 1. Блокнот как инструмент творчества журналиста. 2. Записная книжка журналиста. 3. Личный творческий дневник журналиста. 4. Досье и справочные материалы в творчестве журналиста. 5. Моя творческая лаборатория. 6. Жанры в моей творческой лаборатории. 7. Особенности творческой деятельности журналиста в наши дни. 8. Ремесло, мастерство и творчество в журналистике. 9. Особенности творчества журналистов газеты «Восточно-Сибирская правда. 10. Особенности журналистского творчества в газете Известия. 11. Морально-нравственные начала в творчестве журналиста. 12. Творчество Василия Пескова. 13. Творчество Соколова-Митрича. 14. Творчество Алексея Комарова. 15. Творчество Юрия Удоденко. 16. Творчество Татьяны Сазоновой. 17. Творчество Александра Минкина. 18. Категория творчества в философии Иммануила Канта. 19. Понятие творчества в работах Сергея Булгакова. ЛИТЕРАТУРА Аграновский В. А Вторая древнейшая. – М, 1999. Бальзак об искусстве. – М, 1941. Бахтин ММ Проблемы поэтики Достоевского. – М, 1994. Белинский В. Г Собр. соч. в 3 т. – Т. 1. – М, 1989. Библер В. С Мышление как творчество. – Рига, 1985. Булгаков С. Н Свет невечерний. – М Республика, 1994. – С. 84. Бухарцев Р. Г Творческий потенциал журналиста. – М, 1980. Буш Г Диалогика и творчество. – Рига, 1985. Васильева Л. А Делаем новости. – М, 2002. Вересаев В. В Письма, заметки. Собр. соч. в 6 т. – Т. 5. – М, 1981. Веселовский АН Историческая поэтика. – М, 1940. Гольдентрихт С. СО природе эстетического творчества. – М, 1966. Горохов В. М. Слагаемые мастерства. – М, 1982. Дзялошинский ИМ Российский журналист в посттоталитарную эпоху. – М, 1966. Есин Б. И Краткий очерк развития газетного дела в России XVIII-XIX веков М, 2001. История эстетики. – М, 1962–1970. Кант И Трактаты и письма. – М, 1980. Кольцов М. Писатель и газета. – М, 1961. Крюковский Н Логика красоты. – М, Минск, 1965. Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов М, 1979. Леви В Охота за мыслью. – М, 1980. Лотман Ю. М Структура художественного текста. – М, 1970. Маркелов К Карьера журналиста. – М, 1966. Моль А Теория информации и эстетическое восприятие. – М, 1966. Полетаев И. А Сигнал. – М, 1958. Пономарев А. Я Психология творчества. – М, 1976. Пришвин ММ О творческом поведении. – М, 1969. Рейснер Л На том берегу // Ловцы новостей. – МЛ. Ремизов А. М Взвихренная Русь. – М Советский писатель, 1991. Ремизов А. М Царевна Мымра / Моя память о русском. – Тула Приокское книжное издательство, 1992. Реснянская Л. Л, Фомичева И. Д Газета для всей России. – М, 1999. Рощин ПЕ Психология и журналистика. – М, 1984. Рубинов А. В Операции без секретов. – М Мысль, 1980. Рубинов АЗ Операции без секретов. – М, 1980. Свитич Л. Г Профессия журналист. – М, 2003. Серов С. А Репортаж с ничейной земли рассказы об информации. – М, 1963. 94 Солоухин В. А Письма из Русского музея. – М, 1967. Спиркин А. Г Сознание и самосознание. – М, 1982. Таловов В. П Журналистское образование в СССР. – Л, 1990. Толстой Л. Н Полн. собр. соч. – Т. 35. – М, 1989. Цейтлин А. Г Труд писателя вопросы психологии творчества, культуры и техники писательского труда. – М, 1968. Черепахов МС. Таинства мастерства публициста. – М, 1984. Чертков В. А Авторское право в периодической печати. – МС. Экклз Джон, Пенфилдж Уайлдер. Тайна человека. – МС. Юкава Х Лекции по физике. – М, 1981. ПЕРИОДИКА Бехтерева Н. Мы не знаем как творим / Комсомольская правда. – 2003. – 28 июня. – С. 14. Дорошевич В Репортер // Журналист. – 1980. – № 10 – С. 78–80. Леонов Л Художника создает труд // Комсомольская правда. – 1974. – 24 августа. – С. 2. Лошак АО творчестве и о себе / ТВ Парк. – 2003. – 6 февраля. – С. 4. Песков ВО любви и прыжках с парашюта / Комсомольская правда. – 1 апреля С. 3. Петросян В Материал и слово / Литературная учеба. – 1979. – № 5. – С. 25. Рост Ю Сахаров / Первое сентября. – 1990. – 27 сентября. – С. 4. Рост Ю Собака как государство / Новая газета. – 2004. – 7 октября. – С. 5. Рост Ю Уланова / Первое сентября. – 1999. – № 59. – С. 4. Солоухин В Приговор // Москва. – 1975. – № 1. – С. 62. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Методы и методика журналистики Метод, методика журналистского материала, его источники, качество и отбор Творческая индивидуальность журналиста Диалог как основа творчества Особенности журналистского мышления Эстетика творческой деятельности Проявление эстетической активности и релейная функция художественных средств Информация, сигналы и природа красоты Журналистское творчество Накопление материала Творчество Юрия Роста Творчество Татьяны Сазоновой Культура диалога Профессиограмма журнализма Особенности журналистского труда Новое появляется в столкновении Заключение Темы контрольных работ Литература Периодика 94 Анатолий Кириллович Бобков ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА Учебное пособие Компьютерный набор и верстка Н. В. Сагайдак Редактор Э. А. Невзорова Подписано в печать 05.05.05. Бумага типографская. Печать трафаретная. Усл.-печ. л. 6,0 Поз. 32. Тираж 250 экз. Редакционно-издательский центр Иркутского государственного университета 664003, Иркутск, 6. Гагарина, 36 |