Главная страница
Навигация по странице:

  • Как бы вы ответили на вопрос: что такое информация Какие виды, типы, особенности информации бывают

  • Интернет – это средство массовой информации

  • Что такое рейтинг новостей

  • В каких случаях редакция СМИ должна сообщать источники полученных ею сведений

  • Тема 2. Методы и особенности новостной журналистик

  • Кто такой в газете дежурный редактор

  • Кто такая в газете «свежая голова»

  • Может ли репортаж быть проблемным

  • Тема 3. Новости: вчера, сегодня, завтра.

  • Как бы вы объяснили связь демократии и информации

  • Основные субъекты в области производства и потребления информации – это

  • Что проще: быть комментатором международных новостей или репортёром городской хроники

  • Что такое «информационный вброс»

  • практическое задание новостная журналистика. прз новостная журналистика. Занятие по дисциплине Новостная журналистика Тема Новостная журналистика


    Скачать 41.98 Kb.
    НазваниеЗанятие по дисциплине Новостная журналистика Тема Новостная журналистика
    Анкорпрактическое задание новостная журналистика
    Дата24.01.2023
    Размер41.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапрз новостная журналистика.docx
    ТипЗанятие
    #903633

    Практическое занятие по дисциплине

    «Новостная журналистика»
    Тема 1. Новостная журналистика.

    • Как бы вы ответили на вопрос: что такое информация? Какие виды, типы, особенности информации бывают?

    Классификация информации:

    1. По способам восприятия

    • визуальная

    • аудиальная

    • тактильная

    • обонятельная

    • вкусовая

    Современная система СМИ преимущественно использует только визуальный и аудиальный каналы для передачи информации.

    2. По формам представления

    • тексты

    • числа

    • графические изображения

    • музыка

    Для большего эффекта и проявления коммуникативной функции могут быть использованы комбинированные варианты представления информации по формам.

    3. По общественному значению

    • массовая

    • обыденная

    • общественно – политическая

    • эстетическая

    • специальная (научная, техническая, управленческая, производственная)

    Рассмотрим первый вариант классификации информации. Обратим внимание на особенности, характеризующие те самые два вида информации (аудиальный и визуальный), которые являются основными в деятельности СМИ. Они связаны со способом восприятия и соответственно адекватными способами сбора, обработки и подготовки первичной информации. Заметим сразу же, что есть и третий, гибридный вид информации по способу восприятия. В теории его принято именовать «аудиовизуальный». Исторически именно он стал первым видом информации, потому что даже при чтении газетной или журнальной полосы читатель так или иначе аудирует тот текст (вслух или про себя), который он видит своими глазами. Здесь можно говорить о скрытом аудиовизуальном характере представляемой в печатных СМИ информации. Однако доминирующим, конечно, является визуальный характер восприятия текстовой, графической и фотоиллюстративной информации.


    • Интернет – это средство массовой информации?


    Интернет, в отличие от телевидения, обладает механизмом обратной связи и выполняет коммуникационную функцию. Владельцы веб-сайтов имеют возможность не только предоставлять пользователям информацию о последних событиях, но и получать сведения от них. С помощью сетевых ресурсов можно не только узнать актуальные новости, но и прокомментировать их, предложить свои решения развития событий. Интернет обладает временной и пространственной доступностью. Веб-сайты и социальные сети позволяют получить необходимую информацию в любом месте и в любое время.

    Интернет — это ресурс, в котором хранится всевозможная информация. К сожалению, все новостные телепередачи ограничены во времени и не могут рассказать зрителям обо всех актуальных событиях, произошедших в стране. Однако в Интернете можно найти абсолютно любую информацию.


    • Что такое рейтинг новостей?


    Рейтинг - это мера популярности, а значит, и рекламоспособности конкретных медиасредств. В России рейтинги можно определять с помощью маркетинговых исследований, которыми занимаются компании и агентства: Romir, Gallup Media Russia, Comcon-2, ВЦИОМ и др.

    Рейтинг, как и любое другое явление, не может существовать в разрыве с окружающей действительностью, он подвержен влиянию явных и скрытых факторов, функционирующих в обществе, зависим от характера общественного развития. Можно сказать, что рейтинг оказывается действенным не во всех системах, а лишь в тех, которые отвечают следующим требованиям:

    1. Динамичность: общество подвержено изменениям, обладает инновационным потенциалом. Рейтинг, являясь изначально подвижным, изменчивым и обновляемым показателем, может существовать лишь в аналогичных внешних условиях.

    2. Открытость: общество стремится к разнообразным контактам, обладает развитыми каналами коммуникаций. Рейтинг предполагает открытость в самых разнообразных проявлениях: открытость информации о деятельности того или иного субъекта рейтинга, открытость различных сфер, позволяющих фиксировать те или иные предпочтения потребителей, наконец, открытость в контакте "исследователь - объект".

    3. Избыточность: в обществе развита система тиражирования материальных и культурных благ, присутствует наличие разнообразных и конкурирующих между собой образцов. Именно в данном случае может возникать ситуация выбора, столь необходимая для определения рейтинга.

    4. Социальная дифференциация и мобильность: общество неоднородно в социальном отношении, оно делимо на различные классы и другие социальные группы. Однако в отличие от сословий или каст эти группы не разделены между собой непреодолимыми барьерами, что делает возможным существование самой идеи ранжирования, сопоставления объектов.

    Рейтинг печатной прессы оценивается по показателям:

    - AIR - (Average Issue Readership / Средняя аудитория одного номера) в тыс. чел. и % от населения России в возрасте от 16 лет и старше, проживающие в городах с населением 100 тыс. человек и более.

    Рейтинг радиостанций оценивается по показателям:

    - Reach Dly (%)- накопленное суточное количество слушателей в тыс.чел.(в процентах)

    - AQH (%) - средний рейтинг 15-минутного интервала, усредненный по дням недели в тыс.чел. (в процентах)

    - Reach Dly (%) - среднесуточная аудитория в тыс. (в процентах)

    - TSL (TSL Dly) - продолжительность прослушивания (в минутах), накопленная за выбранные дни недели (усредненная за выбранные дни недели)

    Рейтинги телевизионных каналов оцениваются по показателям:

    - Рейтинг (%)- рейтинг телепрограммы - среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общей численности исследуемой аудитории.

    - Доля (%) - доля телепрограммы - среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общего количества телезрителей (тех, кто смотрел любую программу, включая оцениваемую) в данный момент времени.

    - Доля (%) - среднесуточная доля телеканала - среднее количество человек, смотревших телеканал на протяжении суток, выраженное в процентах от общего количества телезрителей (тех, кто смотрел любой канал в течение суток, включая оцениваемый телеканал).


    • В каких случаях редакция СМИ должна сообщать источники полученных ею сведений?


    Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022).

    Статья 41 – Обеспечение конфиденциальности информации.

    • Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.

    • Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.


    Из указанных норм следует, что сообщать данные о своем источнике, журналист имеет право только по решению суда при предъявлении официального требования.
    Тема 2. Методы и особенности новостной журналистики

    •   Какие вопросы нельзя задавать в интервью?

    Виды вопросов интервьюера:

    1. Открыте и закрытые.

    Открытые вопросы — это вопросы, начинающиеся с вопросительного слова и требующие развернутого ответа. В большинстве случаев предпочтительнее открытые вопросы, так как они побуждают собеседника говорить.

    Закрытые вопросы хороши в тех случаях, когда собеседник уклоняется от ответа. Например, если на вопрос «Что стало с уголовным делом по поводу того, что вас поймали с взяткой?» следует ответ «Есть силы в нашей стране, которые заинтересованы в дискредитации честных людей. Однако, можно переформулировать вопрос: «Уголовное дело по вашей взятке закрыто?»

    1. Прямые и непрямые.

    Прямой вопрос — это заданный от имени журналиста. Непрямой вопрос — это вопрос, содержащий высказывание других людей и просьбу выразить отношение к этому высказыванию.

    1. По функции в интервью вопросы делятся на информационные, управляющие и поведенческие

    Разновидность вопросов

    Характеристика

    Цель

    Информационные

    Вопросы о фактах и мнениях собеседника.

    Формулируют информационные вопросы по изложенным выше правилам: открытые вопросы предпочтительнее закрытых, непрямые — мягче прямых.

    Журналист побуждает собеседника раскрыть тему, сообщить сведения, ради которых берется интервью

    Управляющие

    Обозначение темы разговора, возвращение собеседника к теме при отклонении от нее.

    Они бывают трех типов — открывающие, переходные и фильтрующие. Управляющий вопрос может одновременно быть информационным, одно другому не противоречит. Просто управляющие вопросы помимо этого регулируют ход интервью, служат его поворотными точками.

    Открывающий вопрос задают в начале беседы. В этом вопросе называют тему интервью и просят собеседника что-то по ней сказать.

    Формула открывающего вопроса: утвердительное высказывание + закрытый вопрос.
    С помощью переходного вопроса меняют тему в интервью, если в разговоре планируется затронуть несколько тем. Чтобы при этом соблюсти плавность разговора, журналист повторяет фразу собеседника и задает вопрос, который как будто вытекает из нее.

    Переходные вопросы важны при подготовке интервью к публикации, чтобы придать разговору непрерывность. Однако в некоторых изданиях эту проблему решают иначе — разделяют интервью подзаголовками, которые и служат для задания новой темы.

    Фильтрующий вопрос используют, когда собеседник отклонился от темы разговора. Возвращают к теме с помощью повтора высказывания собеседника и просьбы об уточнении.

    Журналист контролирует ход беседы, раскрытие тем и их смену

    Поведенческие

    Нагнетание напряжения путем логических уловок и психологических манипуляций.

    Поведенческие вопросы чаще используют в эфирных СМИ (телевидение и радио), так как там реакция собеседника более наглядна.
    Виды поведенческих вопросов:

    Провоцирующие вопросы содержат утверждение о реакции собеседника и требование объяснить причину этой реакции.

    Вопрос-ловушка — это вопрос из разряда «Вы уже перестали брать взятки?» И утвердительный, и отрицательный ответ на такой вопрос выставит человека в невыгодном свете. Правильный ход — объявить, что собеседник использует манипуляцию, тем самым ее нейтрализовав.

    Суггестивный вопрос ставит один ответ предпочтительнее других. От собеседника по сути требуют либо согласиться с тем, что противоречит его взглядам, либо признать себя каким-то нехорошим.

    При усилительном вопросе журналист искажает слова собеседника, чтобы побудить того возразить.

    Намекающий вопрос — наиболее изящный прием. Здесь задается серия вопросов, в конце которой все переворачивается, и утвердительные ответы собеседника свидетельствуют против него.

    Провоцирование собеседника на неадекватные действия

    Кроме того, есть специальные подходы к составлению вопросов.

    Два метода подхода к выбору вопросов на интервью:

    • В западной журналистике популярен подход канадского репортера Джона Саватски (John Sawatsky).

    Ниже представлены 14 правил Дж. Саватски, которые были опубликованы в американском журнале American Journalism Review.

    1. Нужно задавать нейтральные открытые вопросы.

    Начинайте вопросы с «Что?», «Как?» и «Почему?». С их помощью от собеседника можно получить максимум информации, вынуждая его описывать события (Что случилось?), процессы (Как это происходило?) и мотивы (Почему это сделали?). Дополнительные вопросы задавайте с помощью слов «Кто?», «Где?» и «Когда?»

    2. Затрагивая «жесткие» вещи, не задавайте жестких вопросов.

    Если спросить человека «Вы — расист?», ответ скорее всего будет отрицательным. Вместо этого задавайте сфокусированные открытые вопросы по поводу доказательств, которые позволяют сделать вывод, что собеседник — расист.

    3. Всегда помните, что меньше означает больше.

    Чем больше информации журналист вложит в вопрос, тем меньше сведений выдаст собеседник. Короткие вопросы побуждают отвечать коротко, драматично и сфокусировано. Длинные и путаные вопросы в свою очередь приводят к длинным и путаным ответам либо к сжатым, сбивчивым репликам.

    4. Выстраивайте стратегию получения информации.

    Стратегия особенно важна, когда журналист хочет добиться от собеседника признания и комментирования каких-либо сведений. Однажды журналистка канадской газеты готовила статью про статистику, по которой треть школьников идут в школу без завтрака. Журналистка хотела взять интервью у школьников. Однако прямой вопрос «Завтракал ли ты сегодня?» скорее всего спровоцировал бы ложный ответ, так как дети были не склонны признаваться, что они бедные и голодные. Вместо этого ей рекомендовали спрашивать: «Что ты делал, когда встал сегодня утром? Затем что? Затем что?» И так до момента, когда ребенок приходил в школу. И если он ничего не говорил про завтрак, тогда появлялись вопросы: «Как насчет завтрака? Почему ты ничего не ел

    5. Не спорьте с собеседником.

    Иногда журналист тратит большую часть интервью на то, чтобы заставить собеседника с помощью наводящих вопросов принять свою версию событий. Например, один американский журналист в интервью с сербским чиновником пытался заставить того признать, что Сербия проводила в Косово геноцид. Вместо этого следовало спрашивать чиновника про доказательства отсутствия геноцида.

    6. Стройте интервью на ответах, а не на вопросах.

    Людям легче доходить до какого-то вывода самим, чем признавать готовую чужую точку зрения. Если собеседник высказывает оригинальное утверждение, спросите его о доказательствах, с помощью которых он может это подтвердить.

    7. Переложите бремя доказывания на собеседника.

    Если собеседник, например, настаивает, что «там ничего предосудительного не было», поинтересуйтесь, откуда он это узнал. Если собеседник говорит, что не помнит, спросите, почему он не помнит. При формулировании вопроса возьмите ключевую мысль, высказанную собеседником, и перестройте ее в открытый вопрос. Например, рассказывая о своей свадьбе, собеседник сообщил: «Тогда было тяжелое время». Вы спрашиваете: «Что вы имеете в виду под тяжелым временем?»

    8. Избегайте закрытых вопросов.

    Если спросить подозреваемого в супружеской неверности политика: «Вы спали с мисс Смит?», то он, как не спавший с ней в буквальном смысле слова, честно ответит «Нет».

    9. Не делайте утверждений в вопросах.

    Вместо фразы «Должно быть, первое время вам было трудно» спросите «Каково было вам первое время?»

    10. Не задавайте двойные вопросы или два вопроса сразу.

    Пример такого неудачного вопроса: «Каких собеседников вы любите интервьюировать больше всего и какое свое интервью вы считаете самым удачным?» Собеседник будет тяготеть к тому, чтобы ответить на тот вопрос, который ему нравится, и избегать отвечать на вопросы, которые могут выставить его с негативной стороны.

    11. Не перегружайте вопросы.

    Журналист спросил Билла Клинтона: «Была ли Дженнифер Флауерс вашей любовницей в течение 12 лет?» Клинтон ответил: «Нет, это ложь». Что именно ложь, осталось неясно. Что они были любовниками или что их любовная связь продолжалась 12 лет.

    12. Не вставляйте в вопросы свои предположения.

    Предположения мешают получить точные ответы. Например, журналист спросил бывшего заложника Терри Андерсона о его взаимоотношениях с другими заложниками, захваченными тогда в Ливане: «О чем вы думали, когда наступала тишина? Наверняка были моменты, когда вы переставали разговаривать друг с другом» Андерсон ответил: «Да, конечно, были моменты, когда мы не разговаривали». То есть ответ прозвучал не на вопрос «О чем вы думали?», а на предположение, которое Андерсон подтвердил.

    13. Не используйте «перегруженные смыслом» слова в вопросах.

    Журналист спросил конгрессмена по поводу закона, который тот лоббировал: «Ваша схема приведет к резкому увеличению прибыли нефтяных компаний...» «Это не схема», — ответил конгрессмен, сфокусировав внимание на слове «схема», а не на вопросе.

    14. Не используйте преувеличения в вопросах.

    Собеседник почти всегда реагирует на такие вопросы, смягчая их в сторону нейтральности. Например, если журналист спросит артиста: «Каково чувствовать себя суперзвездой?», можно предсказать, что тот начнет скромничать, так как этого требуют социальные рамки.

    • Другой подход к составлению вопросов использовала итальянская журналистка Ориана Фаллачи (Oriana Fallaci).

    В 70-х годах XX в. она опубликовала в газете Corriere della Sera ряд интервью с главами государств третьего мира. Примечательно в этих интервью то, что они, во-первых, переводились на другие языки и публиковались многими ведущими изданиями западных стран, а во-вторых, после публикации никто из собеседников ни хотел с госпожой Фаллачи снова общаться.

    Метод О. Фаллачи состоял в том, что журналистка собирала негативную информацию о собеседнике и затем обвиняла его и требовала оправдываться.

    Чтобы провести интервью по методу Фаллачи, необходимо, во-первых, хорошо владеть материалом, чтобы «цепляться» к собеседнику по делу. Во-вторых, нужно не бояться возмутить собеседника, поссориться с ним. В некоторых российских изданиях использование подобного метода — обычное дело.


    Российское законодательство о СМИ хоть и запрещает цензуру, но в случае с интервью делает исключение и позволяет собеседнику требовать текст для ознакомления перед публикацией. Однако это не значит, что журналист обязан всякий раз предоставлять текст.

    Собеседник имеет право, но воспользуется он этим правом или нет — его дело. И если по окончании разговора он про согласование текста ничего не говорит, журналист может воспринимать это как разрешение публиковать интервью без визирования.

    Если же собеседник настаивает на визировании интервью, нужно содействовать. Однако, при передаче текста на согласование следует упомянуть собеседнику правила согласования интервью, сложившиеся в журналистике. Эти правила таковы:

    - Интервью предоставляется на согласование без заголовка и вводки. Эти элементы интервью не относятся к прямой речи собеседника, и поэтому согласовывать с ним их не надо.

    - Собеседник имеет право: исправлять собственные фразы, которые были неверно записаны; дополнять сказанное в случае, если эти фразы были произнесены в разговоре, но выпали при расшифровке, а собеседник считает их очень важными.

    - Удалять свои слова, которые воспринимаются как нежелательные для опубликования. Этим правом тоже допустимо пользоваться в разумных пределах.


    •    Кто такой в газете дежурный редактор?


    Дежурный редактор решает, какой контент следует транслировать, как он должен быть представлен и в каком порядке, а также дает задания репортерам. В крупных СМИ фактический редактор или редактор новостей часто является старшим менеджером, который редко принимает непосредственное участие в повседневных решениях, делегируя редакционные обязанности старшему журналисту. Дежурный редактор - обычно самый старший журналист, присутствующий в отделе новостей. На дежурстве может быть несколько дежурных редакторов с разными сферами ответственности;

    •    Кто такая в газете «свежая голова»?

    «Свежая голова» – литературный сотрудник редакции газеты, не связанный с выпуском очередного номера, в обязанности которого входит последнее чтение подготовленных газетных полос, подключается к работе над номер лишь на завершающей стадии.


    •    Может ли репортаж быть проблемным?

    Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития. Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать зарисовочные (описание места действия, характеристика его участников), информационные (факты, цифры, свидетельства), аналитические элементы (оценка, комментарий, прогноз).

    Для раскрытия сути той или иной проблемы журналист может рассмотреть не одно, а несколько однородных событий, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же причинами. Поэтому в аналитическом репортаже возможны временные и пространственные смещения.

    Тема 3. Новости: вчера, сегодня, завтра.


    •     Что такое новость и чем она отличается от информации?


    Считается, что слово «новости» произошло от слова «новый». Таким образом, любая информация об инциденте, событии, происшествии, происшествии, катастрофе или даже финансовых результатах компании считается новостью. Вы, должно быть, видели подписи к последним новостям в конце новостных каналов по телевизору, где они несут информацию о любом событии, происходящем в тот же момент, когда на вашем экране транслируется другая программа. Часто трансляция обычных программ прекращается, а последние новости сообщаются аудитории, если они считаются очень важными для зрителей.
    Когда вы находитесь на железнодорожной станции и не имеете представления о расписании поезда до пункта назначения, вы направляетесь к стойке информации, где человек отвечает на все ваши вопросы, поскольку он предоставляет информацию, которую вы ищете. Точно так же в классе все знания, которые учитель передает своим ученикам, в основном находятся в форме информации, предназначенной для прояснения концепций в умах учеников.
    Разница между новостями и информацией:


    • Новости - это представление фактов о событии или инциденте, которые только что произошли или имеют место, тогда как информация носит общий характер и не является такой срочной.




    • Новости предназначены для информирования людей об их окружении, людях и происходящих событиях, тогда как информация - это обычные факты, которые не меняются со временем.




    • Как бы вы объяснили связь демократии и информации?


    В информационном обществе политической властью обладает тот, кто обладает информацией. Для нормального использования информации требуются определенные технические средства и технологическое обеспечение функционирования этих средств.

    Информатизация и демократизация находятся в диалектическом взаимоотношении. С одной стороны, информатизация несовместима с тоталитарным режимом, только демократизация общественной жизни создает для нее благодарное поле. Информатизация общества требует ее демократизации. С другой, - информатизация является в современных условиях мощным средством развития демократического устройства, избавления от бюрократического произвола, стимулом развития политической и экономической активности граждан.


    •     Основные субъекты в области производства и потребления информации – это


    Область создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения возникла и развивается в связи с потребностями всех остальных областей. В то же время ни одна из основных областей немыслима без применения программно-технических и телекоммуникационных средств.

    Разделение информационной сферы на области условно, поскольку все они тесно связаны между собой. Исходная информация создается под воздействием окружающей среды, а также на основе производной информации и сведений из информационных ресурсов. Производная информация создается на основе как исходной информации, так и сведений из информационных ресурсов. Информационные же ресурсы формируются на основе исходной и производной информации, прежде всего как "запасы" ретроспективной информации. И, наконец, в результате потребления информации вновь создается новая исходная и производная документированная информация, формируются или дополняются информационные ресурсы. Таким образом, замыкается кругооборот движения информации в информационной сфере (обращение информации).

    Один и тот же человек (физическое лицо) может выступать в качестве разных субъектов в разных областях. Например, автор научного произведения может работать администратором банка данных в области информационных ресурсов, выступать потребителем информации в области поиска, получения и потребления информации, выступать в качестве специалиста, эксплуатирующего информационную систему, а также участвовать в рамках области информационной безопасности при решении вопросов защиты информации.

    Основными объектами в этой области выступает любая информация, которая потребуется каждым и может быть получена из области создания и распространения исходной или производной информации или области формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг. Это аудио- и аудиовизуальная информация, текстовая информация, распространяемая СМИ, информационная продукция разного вида и назначения, подготавливаемая на основе информационных ресурсов их держателями и в порядке предоставления информационных услуг (отдельные документы, тематические подборки, справки, отдельные данные, массивы документов в виде банков данных и т.п.).


    •    Что проще: быть комментатором международных новостей или репортёром городской хроники?


    Между профессией комментатора и журналиста часто ставят знак равенства, а между тем порой они базируются на совершенно разных принципах.

    Первое отличие - выбор темы.

    Для написания материала журналисту необходимо для начала выбрать тему. Должен быть некий информационный повод, который объясняет, зачем этот конкретный текст должен быть
    опубликован в газете, журнале или на интернет-сайте. Это может быть интервью с интересным и актуальным человеком (участник матча, например), это может быть разбор событий игры или просто текст на вольную тему, которая в данный момент имеет общественный резонанс. Как бы то ни было, для начала эту самую тему нужно сформулировать — либо самому автору, либо его начальству.

    Комментатор же существует в совершенно иной реальности — тема у него существует априори. Его задача прокомментировать событие, которое начнётся и закончится в определённое время.

    Отсутствие выбора как облегчает, так и усложняет задачу.

    Второе отличие - контакт с участниками событий.

    Комментатор ведёт репортаж либо из кабины на стадионе, либо вообще из студии, так что от живых людей он слегка изолирован. Не было случая, чтобы возмущённый комментатор выбежал на поле и сорвал проведение матча. Поэтому общение и дружба с участниками — штука сугубо добровольная. И тут есть совершенно разные подходы. Кто-то считает, что комментатор должен вращаться в среде игроков и тренеров, иначе его репортажам будет не хватать жизни. Другие, напротив, стараются избегать дружбы с футболистами, опасаясь, что личное отношение будет влиять на объективность оценки. У журналиста такого выбора нет — в силу своей профессии он обязан быть среди людей, собирать мнения, комментарии, а то и слухи. От наличия «инсайда» часто зависит качество, интерес и резонанс материала. Поэтому журналист в гораздо большей степени должен контролировать себя — довольно часто люди просто начинают проводить определённую «политику», отстаивая интересы близких им людей. Для комментатора такой риск тоже существует, но ему всё же сложнее называть чёрное белым.

    Третье отличие – оперативность.

    В мире спортивной журналистики очень ценится умение сыграть на опережение. Издания конкурируют друг с другом, пытаясь переманить читателя. В эпоху Интернета очень важно первым дать интересную новость, так как потом именно на тебя будут ссылаться другие — особенно если это эксклюзив. Соответственно, хороший журналист должен работать быстро и качественно. В идеале за час он обязан написать текст практически на любую тему. И не срывать «дедлайны» — если стоит выбор между скоростью и качеством часто стоит отдавать предпочтение именно скорости. То есть журналист постоянно существует в условиях нехватки времени.

    Комментатор по сравнению с ним находится в «тёплой ванне». Ему не нужно никого опережать, событие не начнётся и не закончится раньше заявленного времени. Конкурентов у него тоже нет, хотя бывает, что один и тот же матч передают по разным каналам. Но всё-таки подобная ситуация встречается не так уж часто.
    Четвертое отличие – многообразие жанров.
    Комментарий — всего лишь один из жанров журналистики. В пишущей прессе аналогом комментатора можно считать обозревателя. Это человек, который высказывает своё мнение в авторской колонке (предполагается, что это мнение кому-то интересно). Бывает, что это единственная обязанность человека в газете (журнале, сайте), но чаще всего у него есть и другие. Телевизионный комментатор также может быть ещё и ведущим, и интервьюером, но изначально его главная обязанность — комментарий матча. То есть работа журналиста связана с большим разнообразием.

    Пятое отличие – работа со словом.

    Футбольный матч продолжается 90 минут, в течение которых комментатор говорит прочти непрерывно. Разумеется, это предъявляет определённые требования к его речи и языку. Филигранное владение русским языком тут просто необходимо. На телевидении форма порой доминирует над содержанием, поэтому «друг Аркадий» просто обязан иногда говорить красиво. Разумеется, пишущая журналистика тоже должна быть изящной, но всё же тут важнее содержание. Красивый, но пустой текст можно прочитать один раз, но уже второе такое «издание» быстро наскучит. Ради словесных красот и эквилибристики читают книги, а не заметки о спорте. Это не значит, что текст должен быть сухим и корявым, хороший русский язык в журналистике на вес золота, равно как и талант рассказчика. Но всё это не должно выпячиваться, не должно становиться самоцелью.


    •     Что такое «информационный вброс?»


      Информационный вброс — это резкое заполнение информационного пространства коротким сообщением, вызывающим сильную эмоциональную реакцию.

    Основная цель информационного вброса — создать резонанс в информационном пространстве.


    Типы информационных вбросов.

    1. Политический.

    Создание определенной эмоциональной реакции общества на что-то связанное с политической ситуацией. Под политикой тут понимается совершенно все, что как-то может касаться и влиять на взаимоотношения человека и государства, социальных групп. Именно в политических вбросах наиболее распространена негативная информация. Политический вброс всегда направлен на формирование мнения о политическом объекте (политика) или субъекте (государство, органы правительства, госпредприятия и т.п.) и использует самые крупные СМИ. При этом фон самого сообщения вброса всегда распространяется на вышестоящие от цели структуры.


    1. Рекламный.

    Рекламные вбросы практически всегда создаются маркетинговыми агентствами для формирования позитивного образа конкретного товара или услуги. Так же к этому типу относятся всевозможные пиар-акции медийных персон, организаций, брендов и прочего, целью которых фактически является лишь привлечение внимания целевой аудитории к объекту акции. Для рекламных вбросов характерно то, что они очень редко бывают негативными, направленными на дискредитацию.

    Справочные материалы:

    1. https://moluch.ru/archive/242/55985/

    2. https://studwood.net/1462552/ekonomika/reyting_ponyatie_naznachenie_metody_opredeleniya

    3. https://zen.yandex.ru/media/info_law_society/kto-vash-osvedomitel-5b50b036e83ed200aa4648d1

    4. https://studme.org/135308/zhurnalistika/vidy_informatsii

    5. https://studme.org/129604/zhurnalistika/voprosy_intervyu

    6. https://studme.org/129609/zhurnalistika/soglasovanie_intervyu

    7. https://dictinary.ru/определение%20слова/свежая%20голова.html

    8. https://ru.abcdef.wiki/wiki/Duty_editor

    9. https://vuzlit.com/165810/nesobytiynyy_reportazh

    10. https://ru2.maywoodcuesd.org/difference-between-news-and-vs-information-8657

    11. https://studme.org/129604/zhurnalistika/voprosy_intervyu

    12. https://studopedia.ru/3_162129_oblast-poiska-polucheniya-i-potrebleniya-informatsii.html

    13. http://infosplanet.info/obshhestvennye-otnosheniya/informacionnyj-vbros/

    https://www.championat.com/football/article-3271203-5-otlichij-zhurnalist


    написать администратору сайта