Главная страница

А. К. Бобков основы творческой деятельности журналиста учебное пособие


Скачать 0.82 Mb.
НазваниеА. К. Бобков основы творческой деятельности журналиста учебное пособие
Дата01.06.2022
Размер0.82 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаosnovy.pdf
ТипУчебное пособие
#561339
страница2 из 7
1   2   3   4   5   6   7
3. Теория и методика журналистского творчества Современная журналистика – это столкновение мнений, воззрений, позиций. Генрих Боровик писал Много врут. Неплохо бы научиться многим писать и говорить по-русски правильно Ангажированность прессы сегодня очевидна, как очевидно ее деление на качественную и некачественную. Российская журналистика многопланова: от новостных, аналитических, расследовательских изданий до пиар-изданий, рекламно-коммер- ческих изданий и др. лишь в Иркутской области издается 400 газета в Российской Федерации более 30 тысяч.
4
История эстетики. – М, 1962-1970. – Т. 1. – С. 164-167.
5
Боровик Г. Я работал в трех журналистиках // Независимая газета. 1999. 20 ноября.
Сегодня уже никто не сомневается в том, что теория журналистики одна из составляющих науки. Как и всякое научное направление она постоянно развивается. Появляются новые направления, новые проблемы, а потому возникает потребность в изучении каких-либо вопросов, разделов науки. Один из таковых разделов – это теория и методика журналистского творчества. Следует отметить, что теория и методика творчества является одной из составляющих творческой деятельности журналиста. Еще никто не дал определения творчества, а точнее никто не рискнул дать точного определения творчества. Долгое время считалось, что мозг производит мысли, участвует в творческой деятельности также, как слюнная железа выделяет слюну. Однако процесс выделения слюны можно наблюдать. А вот каким образом мозг производит мысли Как объяснить, когда в головах сразу у нескольких людей, живущих в разных концах света, рождается одно и тоже научное открытие Изобретатель Александр Белл опередил своих конкурентов с заявкой на телефон всего на несколько часов. С небольшой разницей во времени несколько ученых заявляли об открытиях телеграфа, паровоза, реактивного двигателя, ядерного реактора. Как-то странно быстро нужные идеи, в нужное время начинают носиться в воздухе. Вы не замечали Моцарт утверждал, что получал вдохновение, его творчество происходило откуда-то извне. Сократ говорил, что в своем творчестве подчинялся голосу, идущему из ниоткуда. Эйнштейн, Эдисон, Маркони, Генри Форд, мадам Кюри связывали свои успехи с наваждением. А может, действительно нашей мыслительной, творческой деятельностью кто-то управляет Я могу экспериментально подтвердить, что работа сознания немо- жет быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него и состоит из элементарных единиц «психонов», которые подают мозгу шифрованные сигналы. Извне.»
6
Итак, по предположению ученых, человек – всего лишь биоробот с набором стандартных поведенческих программ. Им управляет сознание через мозг, служащий приемником и вспомогательным сервисным компьютером, который всего лишь обрабатывает информацию. Исследования, проводимые в Санкт-Петербургском НИИ мозга, подтвердили мы не можем объяснить механику творческого процесса. Мозг может генерировать лишь очень простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги или помешать сахар в стакане. Тысячи действий и поступков совершаются человеком под воздействием матрицы памяти – простейших ячеек, касающихся лишь нашего обихода. А творческий процесс – это проявление нового качества, которое не содержится в
6
Экклз Джон, Пенфилд Уайлдер. Тайна человека. - М Наука, 2003. – С. 53.
этих матрицах. Как верующий человек, я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом. Но как ученый, я еще не нашла этому доказательств»
7
Журналистика есть творчество, а творчество – это и особое состояние души и нечто привнесенное в человека. И тем не менее, чтобы журналистское творчество состоялось, журналисту нужны знания и изучение жизни. Писать трудно. Хорошо писать еще труднее. Можно назвать десятки журналистов, чье творчество неповторимо и многопланово. Известный журналист Юрий Рост – автор заметки о брошенной собаке, которая выходила встречать самолеты в аэропорту Ше- реметьева, в надежде, что за ней приехал хозяин, но беспутый хозяин таки не появился. Заметку Роста, опубликованную в Комсомолке, перепечатали все газеты мира. Творчество Роста многопланово. Он фотохудожник, телеведущий. Василий Песков – автор репортажа из разрушенного землетрясением Ташкента. Репортаж включен в хрестоматии по журналистике. Автор повестей, лауреат Ленинской премии, автор еженедельных Окон в природе в Комсомольской правде. Он ведет около 200 тематических досье, подробные записные книжки. Ежедневно в конце рабочего дня, пусть самого трудного, Василий Михайлович садится за стол и переносит в записную книжку впечатления прошедшего дня. Делает это он, даже если очень устал или находится в командировках. Записи из его рабочих записных книжек часто целиком переходят в публикации, где множество интересных фактов, деталей. Анатолий Аграновский великий мастер анализа и исследования всегда старался познать проблему, докопаться до истины. Темы, поднимаемые в его корреспонденциях, статьях, очерках актуальны и сегодня. Он работал много. Перед командировкой обязательно что-то читал, обдумывал, размышлял. В командировке пользовался блокнотами, куда заносил факты, какие-то детали. Анатолий Аграновский любили умел беседовать с людьми, его будущими героями. Из бесед он всегда умел извлечь изюминку. Потому, наверное, его статьи, очерки так убедительны и точны. Татьяна Тэсс, великолепный мастер слова, очеркист, специальный корреспондент газеты Известия, работала неделями, месяцами над каждым очерком. Тэсс окончила три курса Одесской консерватории, умела строить музыкальные фразы. Любовь журналистки к слову, к красоте, к смыслу, скрытому в словах, была безмерной. В год из под пера Татьяны
Тэсс выходило 6–7 очерков Темы она находила в письмах читателей. Над текстом она корпела до тех пор, пока не выходил номер газеты. Тэсс говорила о том, что журналистский труд тяжел, неимоверно тяжел. Оценивая его, она употребляла слово каторга.
7
Бехтерева Н. Мы не знаем как творим // Комсомольская правда. 28 июня 2003. – С. 14.
Виктор Шкловский как-то сказал Все пишут по-разному и все пишут трудно. Он говорило писательском труде, но это характерно и для журналистской деятельности. Очень важно писать связно и связанно, находить факты, находить слова. В словах должна выражаться мысль. Если нет мысли, а есть лишь описание пусть даже филигранное, все равно скучно. Без мысли тоска. Где взять мысли Записные книжки замечательно полезны. Надо записывать впрок, на авось. Предварительное обдумывание, без записи. У одних это утро, раннее утро. У других вечер, ночь. Обдумывание необходимо. Работа над материалом. Кто-то работает по утрам, кто-то в редакционном кабинете, а кто-то вечером, ночью дома на кухне. Трудность в журналистской работе – это штампы. Штампы многолики избитые сюжеты, затасканные сентенции, глубокомысленные рассуждения о пустяках. Начало В начальных фразах кто-то ищет музыкальный строй вещи, кто-то изысканный слог. Конец Здесь должен быть смысл, итог. Заканчивать материал надо неожиданно Технология и методика журналистского творчества индивидуальна. Более того, и технология и методика постоянно меняются, уточняются, совершенствуются. Журналистика изменяется, как меняется время, темы, события, факты. В результате непродуманных и быстрых реформ в России создался духовный вакуум в обществе, а потому требуется восполнить его здоровыми идеями и мыслями. Это очень непростое дело. И здесь множество тем для журналистских выступлений. Еще НМ. Карамзин писал, что самая высокая особенность России – это неуемная скорость. Мы зреем, писал он, не столетиями, как другие государства, а десятилетиями и даже годами, потому что времени на раскачку остается мало История учит если есть силы, которые понимают, что нужно делать, то общество расцветает морально, духовно и, конечно, экономически. Вот и надо журналистам посмотреть, есть ли у нас такие силы. В августе 1776 года Екатерина II писала сыну Павлу Признаюсь чистосердечно, что самолюбию моему очень льстит неупадающая сила русского имени. Дневники творчество Дневник – интриган во многих литературных произведениях. Да вот хотя бы пьеса Островского На всякого мудреца довольно простоты.
Глумов строит мечты Я сумею подделаться и к тузами найду себе покровительство Глупо их раздражать – им надо льстить грубо, беспардонно. Вот и весь секрет успеха Для себя же Глумов ведет дневник Всю желчь, которая будет накипать в душе, я буду сбывать в этот дневника на устах останется только мед. Один, в ночной тиши, я буду вести летопись людской пошлости. Эта рукопись не предназначается для публики, я один буду и автором и читателем. Понятно, что входе развития действия дневник циничного карьериста становится достоянием публики, а точнее тузов, и те узнают всю правду о себе и о Глумове. И такое начнется Само понятие дневник предполагает, что у него – единственный писатель и единственный читатель. Невозможно писать дневник для публики. А если он пишется для публики (и такие дневники известны истории, то это уже литературное произведение. Продуманное, расчетливое. Например, дневники братьев Гонкуров. И читаются они именно как литературное произведение, а не как личные записи. Наш современник, известный журналист Ярослав Голованов писал дневник для себя. Но наступил момент в нашей истории, когда стало возможным пускать в печать самые откровенные записи, не ограничивая себя ничем. Ион стал публиковать его в Комсомольской правде. И тогда один из его именитых друзей с укоризной заметил, что есть вещи, которые имеют право на публикацию, только когда помрем и персонажи наши помрут. Потому что есть записи, независимо от намерений автора, обидные, оскорбительные для тех, оком они сделаны. Голованов никого обидеть – и тем более оскорбить – не хотел. Хотя в дневнике характеристики некоторых людей (живущий, чувствующих, способных на обиду) жесткие. Но он не посчитал нужным что-то корректировать, пропустить через самоцензуру, когда готовил их к печати. И кое- кто из персонажей действительно впал в обиду. Ив тоже время Голованов сам поражался, как в опубликованных другими людьми дневниках их авторы жестко отзываются об окружающих. Своим литературным учителем Голованов считал Юрия Нагибина. Высокого было нем мнения. Но сделал такую приписку к записи окончи- не писателя После смерти Юрия Марковича вышли книги, которые произвели на меня гнетущее впечатление. В своих дневниках он предстает перед читателями как злой и жестокий человек. Могу только сказать, что таким я его не знал.
Нагибин и правда в дневниках предельно откровенен. И беспощаден. Прежде всего к самому себе. Он трезво оценивал свое место в литературе. Об этом свидетельствует и Голованов Я спросил его, почему он не возглавит некий клуб писателей-рассказчиков, не станет лидером новой литературной школы. Дао чем ты говоришь Юра Казаков Чему я могу научить его Беспощаден Нагибин к народу. Запись от 7 апреля 1982 года Выработался новый тип человека Это сплав душнейшего мещанства, лицемерия, ханжества, ненависти к равным, презрения к низшими раболепства
перед власть и силу имущими густое и смрадное тесто обильно приправлено непросвещенностью, алчностью, трусостью, страстью к доносам, хамством и злобой Порода эта идеально служит задачам власти. Нужна чудовищная встряска, катаклизм, нечто апокалипсическое, чтобы нарушились могучие сцены и луч стыда и сознания проник втемную глубину. И таких записей десятки. Не стал писатель искать обтекаемых выражений при характеристике современников, особенно представителей касты литературных генералов, которые тогда командовали. Да вот хотя бы Наши бездарные, прозрачно-пустые писатели (Софронов, Алексеев, Марков, Иванов и др) закутываются в чины и звания, как уэллсовский невидимка в тряпье и бинты, чтобы стать видимым. Похоже, что они не верят в реальность своего существования и хотят убедить себя и самих себя, и окружающих в том, что они есть В зеркале вечности наши писатели не отражаются, как вурдалаки в обычных зеркалах.
Нагибин незлой, не жестокий, как считает Голованов, он человек, который видел жизнь и людей такими, какие они есть на самом деле, и прямо писал об этом. Дневник Нагибина, как мне кажется, по психологическими литературным достоинствам много выше почти всех его литературных произведений. Честно скажу, не тянется рука снять с полки томик Нагибина. А Дневник его время от времени раскрываю Вот Нагибин говорит о чудовищной встряске, катаклизме, нечто апокалипсическом. Через несколько лет, как была сделана эта запись, мы действительно стали свидетелями и участниками чудовищной встряски, катаклизмов, да таких, которые редко случаются в истории. И я так жалею, что сам не вел тогда дневник. Я и сам подозревал, что в необычное время живем. Било нервное напряжение неужели начинается новая эпоха Многое память помогает восстановить, но все же дух того времени ускользает, ощущения смутны, неясны и туманны. Дневник помог бы внятно в том разобраться. Ноя не из тех, кто способен систематически вести записи день заднем, да даже время от времени. Нужна, видимо, натура иная, чтоб писалось. Но, слава богу, нашлись люди, которые добросовестно вели в то время дневники, и что самое поразительное – на самом верху власти. Самый уникальный – А было это такс подзаголовком Из дневника члена Политбюро ЦК КПСС. И член этот – Виталий Иванович Воротников. Документ бесценный. И другой – Дневник помощника президента СССР, его вел Анатолий Черняев, не последний винтик в Брежневском ЦК, очень близкий Гор- бачеву человек в его бытность на посту Генерального секретаря. Отношения между ними можно даже назвать дружескими. Дневник Черняева эмоционален, богат на факты, откровенен и искренен. Это взгляд на политику и лидера партии изнутри. Естественно, много пишет Черняев о Горбачеве. Отзывается иногда о нем нелицеприятно, не думаю, что Михаилу Сергеевичу было приятно читать. С тех пор, как я оказался при Вас, мне никогда не приходило в голову, что мне опять, как при Брежневе и Черненко, придется испытывать мучительный стыд за политику советского руководства Письмо это Черняев написал, но Горбачева не покинул. Михаил Сергеевич, кажется, не обиделся на своего помощника, по крайней мере
Черняев сейчас работает в его фонде. Похожие обвинения предъявляет Горбачеву и Воротников, вот запись года Вышли наружу скрываемые до поры чрезмерное честолюбие, тщеславие, склонность к поучениям, велеречивость. Он уже мало слушает окружающих, больше говорит сам, упиваясь собственной эрудицией. Будучи человеком нерешительным, даже малодушным. Горбачев часто становится в тупик, когда жизнь выдвигает передним острые вопросы Страна катится вниз, а он любыми средствами цепляется за призрак власти. В записях Воротникова отчетливо прорезаются его политические пристрастия, иногда в них сквозит ограниченность, простоватость. Нов них виден и человек понятливый, сентиментальный. Интересно прослеживать эволюцию его отношения к Горбачеву: от восхищения его первыми шагами и поступками на посту Генерального до полного презрения к нему.
«По-человечески Михаил Сергеевич мне импонировал. Меня привлекали в нем чувство товарищества, общительность, открытость дружбе. Его умение быстро устанавливать контакт, чувство юмора. Он эмоционально воспринимал как успехи, таки неудачи. Короче, это был энергичный, задорный, неунывающий, обаятельный человек, интересный человек – это запись года. Ну а характеристику Горбачева образца 1991 года я уже привел. И ведь, что первая характеристика, что вторая, – точны. В случаях, когда автор дневника пишет его и изначально знает, что он предназначен для публикации, нужно обладать мужеством, чтобы выставить свою жизнь на всеобщее обозрение. Изданы дневники писателя Сергея Есина под выспренным названием На рубеже веков. Подзаголовок Дневник ректора, поскольку автор занимает соответствующую должность – ректор Литературного института. Широкая публика, скорее всего, и не подозревает, какая это собачья должность, значительная часть записей посвящена тупым хозяйственным хлопотам. Но полно и размышлений о литературе, о своем творческом кредо, о жизни вообще. Из записей оформляется многогранная противоречивая личность. Человек Есин отзывчивый, редкой доброты, он из породы людей, которые сами себя сделали. Характерная запись Я себя за волосы втащил в категорию хороших людей, а главное – развил в себе до автоматизма, до инстинкта доброту и сострадание. Но и такая запись, которая характеризует Есина отнюдь не как доброго и сострадательного, – о митинге лимо- новцев: Лимонов улавливает мой взгляд и вроде узнает Отдельные плакаты типа Если начальник тебе не заплатил, убей его. Я им определенно сочувствую и не вижу здесь ничего фашистского. Но ведь были случаи, когда Есин как ректор, как начальник не в состоянии был выплачивать зарплату сотрудниками что – к стенке его
Во многих записях автор На рубеже веков предстает как утонченный интеллигент в чисто западном понимании этого слова, можно даже сказать, интеллектуал высокой пробы. Ив тоже время у него срывается такое Как же мне надоел в театре Чехов и его интеллигентность, которую наша ублюдочная интеллигенция из-за недостатка чего-либо путного в себе несет, как знамя. Есть запись и о творческой кухне Очень сильно продвинулся с главой о Сталине. Здесь я пользуюсь тремя источниками сборником М. П. Лобанова, который собрал много документов и воспоминаний, книгами о Сталине Троцкого и большим томом Родзинского. Из всех них я беру материалы, факты. цитаты, даты довольно беззастенчиво. Яне делаю никаких открытий, я только пытаюсь интонировать. Настоящему писателю незачем лезть в архивы, раскапывать неизвестное, за него это сделают другие, его задача – точно интонировать. Вольтер, когда его уличили, что он вставил в свою повесть «Кандид» без изменений несколько страниц из произведений других авторов, отрезал Беру свое, и Есин тоже может повторить за Вольтером: Беру свое. Повезло студентам Литинститута, что у них такой учитель, такой наставник. Очень бы хотелось почитать дневники, которые вели люди в х, х, х годах прошлого века, но это невозможно. Если человек был думающий, то он не смог бы заносить в дневник мысли и наблюдения о мерзостях окружающей жизни, потому что понимал это могло стать смертельно опасным для него. Опасно для жизни тогда было писать откровенные дневники. А кто писал, тот поплатился. Но кое-что сохранилось. Самое объемное – дневники Корнея Ивановича Чуковского. Нов его записях сталинского периода осторожность и еще раз осторожность. В августе
1937 года арестован муж Лидии Корнеевны, его дочери, – Матвей Брон- штейн. Талантливый физик-теоретик. Чуковский много сделал, чтобы попытаться вызволить его из НКВД. Добился приема у высокопоставленного лица – не помогло. Нов дневнике об истории с Бронштейном только два слова – «Лидина трагедия. Еще можно выделить дневники Пришвина. Это сильный документ. Жаль только, что издание его закончилось на 1922 году. А ведь про лютые е и е он наверняка много чего откровенного изложил И все-таки: всели дневниковое можно выкладывать на всеобщее обозрение Андрей Дмитриевич Сахаров вел дневник. Об этом несколько раз проскальзывает в его Воспоминаниях, иногда приводятся отрывки из дневниковых записей. Кто б отказался почитать его полностью. Но Елена Георгиевна Боннэр как-то сказала Если б эти дневники увидели свет, то многие люди испугались бы, как они описаны пером Андрея. Наверное, перед нами предстал бы другой Андрей Дмитриевич, прочитай его дневники. Он был как ребенок искренний до неприличия, говорили писал, что думал. А что может быть страшнее предельной откровенности Может, действительно настанет время, когда не останется в живых никого из тех,
кто упоминается, кто подробно описан в дневнике Сахарова, тогда и можно его будет пускать в свет. Не знаю. Сегодня издаются дневники многих великих людей, а в последнее время они просто идут потоком. Это дневники Прокофьева, Мравинского, сына Цветаевой Георгия, дочери Тютчева… Ничего не может быть интереснее жизни – откровенной и беспощадной. Такой, какой она и предстает в дневниках.
МЕТОД, МЕТОДИКА ЖУРНАЛИСТСКОГО МАТЕРИАЛА, ЕГО ИСТОЧНИКИ, КАЧЕСТВО И ОТБОР
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта