А. М. Горького Философский факультет История как предмет философского исследования
Скачать 55.2 Kb.
|
ЗаключениеПодводя итог вышеизложенному можно сказать, что были рассмотрены разные концепции философии истории. Стало вино, что одни философы и историки главное внимание уделяют проблемам онтологии, а другие гносеологии и эти подходы к осмыслению исторического процесса нельзя отрывать друг от руга, так как процесс познания исторических и социальных феноменов невозможен без выяснения объективной истины, без установления истинности тех или иных фактов, без анализа тех или иных событий. Проблемы онтологии и гносеологии философия истории рассматривает в единстве, во взаимной связи. Философия истории исходит из того, что история имеет свои собственные законы функционирования, что она непрерывно развивается, изменяется, имеет определенный характер, что прошлое и настоящее неразрывно связаны, что человек выступает связующим звеном всех исторических этапов. История никогда и нигде не развивается по идеальным, наперед заданным планам и схемам. Они создаются после. К тому же историю желают люди, руководствуясь своими человеческими интересами, страстями, симпатиями и антипатиями. Кем бы ни был объект человеческой истории, он всегда сам выбирает пределы, за которые возможность выбора не выходит, но внутри которых эта возможность для свободы творческой воли человека не ограничена. А пределы эти определяются законами, действующими на данном отрезке исторических координат. Стало быть, и сознательный выбор есть не более чем осмысление людьми решения, в результате которого реализуется одно из множеств возможных направлений развития событий. Этот выбор становится и остается при этом не столько «осознанной необходимостью» сколько «осознанной возможностью». История представляет собой сложный процесс, где воедино связаны географические, материальные, духовные и другие факторы. История для людей является воспоминанием, в котором корни их жизни. Историческое воззрение создает ту сферу, в которой пробуждается понимание природы человеком. В зависимости от того, как человек мыслит историю, устанавливаются границы людских возможностей, открывается содержание вещей. Исторически познание является не безразличным содержанием, а моментом жизни. Можно по-разному относиться к прошлому, но в любом случае исторические данные воспринимаются как нечто не историческое, а непосредственно присутствующее в жизни любого человека. Почему вообще существует история? Именно потому, что человек конечен, незавершен и не может быть завершен, он должен в своем преобразовании во времени познать вечное. Незавершенность человека и его историчность – одно и то же. Из-за того, что в истории постоянно действует незавершенность все должно беспрерывно меняться. История сама по себе не может быть завершена. История – это одновременно происходящее и его самосознание, история и знание истории. Такая история как бы со всех сторон граничит с бездной. Если она окажется низвергнутой в нее, она перестанет быть историей. Вообще конечно кроме изложенных существуют и другие немаловажные проблем в философии истории, в историческом познании, в самой истории. Сама жизнь подсказывает, что разработка этих проблем и исследований в области философии истории являются неотложным делом и что эти проблемы должны получить свое развитие в новых исследованиях философов и историков. 1 Бердяев Н.А. «Смысл истории». Москва, 1990, с.4. 2 Гегель Г.В.Ф. «Философия права», Москва, 1990 с.370 3 Гегель Г.В.Ф. «Лекции по философии истории», СПб., 1993 с.58 4 Гегель Г.В.Ф. «Лекции по философии истории», СПб., 1993 с.63 5 Гегель Г.В.Ф. «Лекции по философии истории», СПб., 1993 с.71 6 Гегель Г.В.Ф. «Лекции по философии истории», СПб., 1993 с.72 7 Гегель Г.В.Ф. «Лекции по философии истории», СПб., 1993 с.119-120. 8 Бернгейм Э. «Философия истории, её история и задачи», Москва, 1909 с.7 9 Бернгейм Э. «Философия истории, её история и задачи», Москва, 1909 с.93 10 Зиммель Г. «Проблемы философии истории», Москва, 1898 с.16 11 Барт П. «Философия истории как социология», СПб., 1902 с.10 12 Кареев Н. «Основные вопросы философии истории», Москва, 1883 с.242 13 Раппопорт Х. «Философия истории в её главнейших течениях», СПб., 1898 с.11 14 Раппопорт Х. «Философия истории в её главнейших течениях», СПб., 1898 с.26 15 Раппопорт Х. «Философия истории в её главнейших течениях», СПб., 1898 с.70 16 Раппопорт Х. «Философия истории в её главнейших течениях», СПб., 1898 с.79-80 17 Хвостов В.М. «Теория исторического процесса», Москва, 1919 с.6 18 Красавин Л.П. «Философия истории», СПб., 1993 с.15 19 Арон Р. «Критическая философия истории», Р., 1969 с.15 20 Арон Р. «Уроки истории», Р. 1989 с.149 21 Барт М.А. «Категории и методы исторической науки», Москва, 1984 с.23 22 Вебер М. «Избранные произведения», Москва, 1990 с.602 23 Сорокин П. «Система социологии» т.1 «Социология аналитики», Петроград, 1920 с.2 24 Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения, 2-е издание, т.3 с.18 25 Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения, 2-е издание, т.13 с.7 26 Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения, 2-е издание, т.12 с.736 27 Вебер М. «Избранные произведения», Москва, 1990 с.722 28 Вебер М. «Избранные произведения», Москва, 1990 с.723 29 Бердяев Н. А. «Смысл истории», Москва, 1990 с.157 30 Локкарт Р. «Буря над Россией», Рига, 1932 с.227 31 Плеханов Г.В. «Избр. Философские произведения», Москва, 1957, т.3 с.515 |