Главная страница

реферат пушкин. А. С. Пушкин философская лирика в творчестве поэта Уже в юности Александр был склонен к философским размышлениям. Его думы часто касались таких вечных тем, как смысл жизни, случайности и закономерности бытия, вопр


Скачать 17.52 Kb.
НазваниеА. С. Пушкин философская лирика в творчестве поэта Уже в юности Александр был склонен к философским размышлениям. Его думы часто касались таких вечных тем, как смысл жизни, случайности и закономерности бытия, вопр
Дата01.10.2022
Размер17.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлареферат пушкин.docx
ТипЗакон
#708525

А.С. Пушкин: философская лирика в творчестве поэта

Уже в юности Александр был склонен к философским размышлениям. Его думы часто касались таких вечных тем, как смысл жизни, случайности и закономерности бытия, вопросов взаимоотношения поколений.

Очень часто в поздних произведениях стала появляться тема религии, освещенная совершенно по-пушкински: поэт не рассматривал внешнюю сторону, старался проникнуть вглубь, охватить взглядом все аспекты непростых вопросов веры. Пушкин в детстве прочел многих античных поэтов. А в те времена поэт и философ — это были идентичные понятия. В каждом его стихотворении, даже самом коротком и веселом, есть что-то, над чем стоит поразмыслить.

Философская лирика А. С. Пушкина

А. С. Пушкин — величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием.

Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.

Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.

Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще, учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:

Смертный, век твой привиденье:

Счастье резвое лови; 

Наслаждайся, наслаждайся;

Чаще кубок наливай; 

Страстью пылкой утомляйся 

И за чашей отдыхай! 

Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакреона” (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:

До капли наслажденье пей, 

Живи беспечен, равнодушен! 

Мгновенью жизни будь послушен, 

Будь молод в юности твоей!

Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч.

Переломным моментом для Пушкина стали 20‑е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества.

В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:

Искатель новых впечатлений, 

Я вас бежал, отечески края; 

Я вас бежал питомцы наслаждений, 

Минутной младости минутные друзья, — 

так писал Пушкин в элегии “Погасло дневное светило” (1820). И в этом, и в стихотворении “К морю” (1824) появляется яркий романтический символ — океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана.

Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:

Мне вас не жаль, неверные друзья, 

Венки пиров и чаши круговые — 

Мне вас не жаль, изменницы младые, 

Задумчивый, забав чуждаюсь я,- 

пишет поэт в стихотворении “Мне вас не жаль, года весны” (1820).

К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни — реализм. Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.

В стихотворении “Телега жизни” (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца.

Катит по-прежнему телега; 

Под вечер мы привыкли к ней, 

И дремля едем до ночлега,

 А время гонит лошадей. 

Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:

Цели нет передо мною: 

Сердце пусто, празден ум, 

И томит меня тоскою 

Однозвучный жизни шум. 

Трудно поверить, что стихотворение “Дар напрасный, дар случайный” (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения.

Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или “в соседней долине” умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать.

Младенца ль милого ласкаю, 

Уже я думаю: прости! 

Тебе я место уступаю: 

Мне время тлеть, тебе цвести. 

Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении “Анчар” (1828), в котором повествует о “древе яда” — анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему желанию, рассылая гибель “к соседям в чуждые пределы”.

Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении “Элегия”, написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе 

Грядущего волнуемое море. 

Но не хочу, о други, умирать: 

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. 

Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, и счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает:

Не дай мне бог сойти с ума. 

Нет, легче посох и сума; 

Нет, легче труд и глад.

Пушкин считает, что цель его жизни как поэта — “глаголом жечь сердца людей”. Он обязан своим мастерством, своим поэтическим словом служить людям, наставлять их на путь истинный.

Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или по здно на его место придут другие.

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я 

Увижу твой могучий поздний возраст, — 

пишет он в стихотворении “Вновь я посетил…” (1835).

Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире 

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире 

Жив будет хоть один пиит. 

Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков.

Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров. Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе.. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.

aya-lirika-pushkina.html


написать администратору сайта