Главная страница

Конспект Станционнй сморител литература. А. С. Пушкин Станционный смотритель


Скачать 111.5 Kb.
НазваниеА. С. Пушкин Станционный смотритель
Дата27.11.2022
Размер111.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКонспект Станционнй сморител литература.doc
ТипУрок
#815266

Приложение 2

ООО «Инфоурок»

План-конспект урока

(в МБОУ Гимназия №2)

по литературе

в 7 классе

(Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия №2)

на тему: А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

Разработала: Солдатова Ольга Михайловна

слушатель курсов профессиональной переподготовки «ЛИТЕРАТУРА: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДААНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Проверил: ________________________

Краснознаменск

2022

Тема урока: А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

Дата проведения: 25.10.2022

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Технология урока: технология проблемного обучения, технология смыслового чтения, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Цель урока:

  1. Содержательная: познакомить учащихся с повестью А.С. Пушкина «Станционный смотритель»; в процессе изучения текста подвести учеников к определению проблем, затронутых автором в повести, сопоставив ее с библейской притчей о блудном сыне

  2. Деятельностная: формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить учащихся с циклом повестей Ивана Петровича Белкина на примере повести «Станционный смотритель»;

  • Проанализировать художественные приемы, которые позволили А.С. Пушкину столь живо нарисовать картину столичного и провинциального быта России.

  • Расширить представления учащихся о повести как жанре, выявить характерные особенности жанра в «Станционном смотрителе »;

  • Отрабатывать умения анализировать художественный текст, проводить сопоставительный анализ;

  • Формировать умения выделять смысловые и композиционные части художественного текста;

  • Обеспечить повторение теории литературы: сюжет, композиция, идея, выразительные средства языка;

  • Проанализировать характеры персонажей повести, рассмотрев взаимодействие характера человека и его судьбы;

  • Познакомить ребят с иллюстрациями к повести художников М. Добужинского и Д. Шмаринова. Ответить на вопрос: « Так ли вы представляли себе внешний облик героев?»

  • Формировать навык выразительного чтения;

  • Найти ответ на вопрос: «Какие чувства и размышления вызвала у вас повесть?»

Развивающие:

  • развивать логическое и образное мышление;

  • развивать навыки аналитической работы с текстом;

  • развивать творческие способности;

  • развивать исследовательские навыки работы с текстом.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к отечественной литературе, развивать чувство гуманизма;

  • прививать художественный вкус, любовь к чтению;

  • формировать у учащихся ценностные ориентиры;

  • формировать мотивацию к обучению и самосовершенствованию;

  • воспитывать культуру дискуссионной беседы.


Планируемые результаты:

Личностные:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

  • определение нравственных ценностей произведения;

  • выбор собственной жизненной позиции на основе человеческих ценностей

Метапредметные:

  • умение понимать проблему и конфликт внутри её;

  • умение сопоставлять различные источники информации с целью нахождения в них совпадения;

  • умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

  • умение выделять причинно — следственные связи в определении выводов и заключений;

  • умение анализировать источник информации, использовать его в самостоятельной деятельности.

Предметные:

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных нравственных ценностей и их современное звучание;

  • определение в произведении изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

  • умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.

Основные термины, понятия:

Повесть, автор – повествователь, рассказчик, проза, художественный язык, эпиграф.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации художников к произведению, мультимедийная презентация к уроку, литературоведческий словарь, учебник «Литература. 7 кл.» В.Я.Коровиной, рабочие тетради.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Сообщение темы   урока.

IV. Постановка цели  урока. Постановка проблемы.

V. Изучение нового материала  (вопросы учителя, беседа).

  • Проблема отношений между родителями и детьми

  • Проблема «неравного» брака

  • Трагедия «маленького человека»

VI. Закрепление полученных знаний, выводы.

VII. Заключительное слово учителя.

VIII. Рефлексия.

IX. Домашнее задание.
Ход урока

    1. Организационный момент, проверка домашнего задания. Дети должны были прочитать дома повесть «Станционный смотритель». Учитель предлагает расставить иллюстрации к повести в хронологической последовательности. ( Презентация 2 - 4) Ответы на вопросы: Кем является рассказчик в произведении «Станционный смотритель»?; Кто такой Самсон Вырин?; Кто такая Авдотья?; Кто такой ротмистр Минский? Каким образом Минский обманул Самсона Вырина?; В какой город уехал Минский с Дуней?; Что дал Минский Вырину за Дуню?; Картины с каким сюжетом висели на стенах в доме Самсона Вырина?

    2. Актуализация темы урока. Постановка проблемы. Какая проблема является основной? (проблема отношений между родителями и детьми; трагедия «маленького человека»; неравный брак;) Как выяснить, кто прав?

Проблема отношений между родителями и детьми

  • Что мы узнаем о жизни Самсона Вырина? Какую роль в ней играла дочь Дуня?

  • Почему Вырин поверил гусару и дочери и сам посадил Дуню прокатиться до церкви? 

  •  Сопоставь эпизоды и чувства, которые испытал Самсон Вырин.

  • Через полчаса после отъезда дочери - Сердце его начало ныть

  • Самсон дожидается возвращения курьерской тройки - Мучительное волнение

  • Отец узнает, что дочери не было в церкви - Смотритель пошел домой ни жив ни мертв

  • Вырин узнал, что Дуня уехала с гусаром -  Убийственное известие

  • Почему уезжает Дуня? Был ли у нее выбор? В чем его сложность?

  • Готов ли смотритель простить дочь? Докажи. Для чего он хочет ее найти? От чего спасти? Что поддерживает Вырина в его убеждении?

Перед вами картина Рембрандта "Возвращение блудного сына". ( ПРЕЗЕНТАЦИЯ) Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным. Темой для написания картины послужила известная евангельская притча о блудном сыне. Подумаем, почему эта притча получила такое название.

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.

В слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” - скитаться, сбившись с пути, - и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть блудить, развратничать.

Расскажи «Притчу о блудном сыне».

  • Евангельская притча

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней: и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги: и приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование: и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Так почему притча получила такое название? (В ней рассказывается о блудном сыне – молодом человеке, сбившемся с пути истинного, блуждающем в нравственных потемках)

В чем заключается ее смысл?

Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и повести Пушкина? Понимала ли Дуня суть этой притчи?

Попробуйте «войти в картину» и прочувствовать состояние героев. Сейчас вы в роли отца: встречаете вернувшегося сына и прикасаетесь к нему. Что ощущаете? А теперь вы в роли сына: склоняете голову перед отцом, стоя на коленях. Что ощутили? (Лицо блудного сына, прижатое к груди отца, скрыто от нас, но совершенно очевидно, что оно выражает искреннейшее раскаяние. В образе отца и сострадание, и всепрощение. Лежащие на плечах блудного сына руки передают глубокую нежность отца. Сын прощен. Оба счастливы)

Каковы же были ожидания Самсона Вырина? Оправдались ли они?

Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая? Кто из родителей оказался счастливее? Почему? (Сын, потому что он успел вернуться к отцу и,главное, был им прощен, а Дуня – нет. Отец сына – к нему вернулся сын и покаялся , за это он простил его и устроил пир в его честь.)

В чем виновата Дуня? Когда она это осознала? Раскаялась ли в совершенном?

Сравните репродукцию и иллюстрацию. Что их объединяет? А чем они отличаются?

Умер бедный Самсон Вырин. При посещении могилы отца «легла здесь и лежала долго» «прекрасная барыня» Дуня. Появилось ли у нее возможность повернуть жизнь вспять, вернуть хотя бы одно-единственное мгновение, чтобы попросить прощения у своего отца?

Вывод: Какие советы вы бы хотели дать Дуне?

Проблема «неравного» брака

1. В каких случаях брак считается «неравным»? (Неравный брак – это брак, заключенный между людьми разного возраста, разных сословий и разного финансового положения). О каком неравенстве идет речь в повести?

2. Расскажи историю похищения Дуни от лица Минского.

3. Какими словами мог бы Минский уговорить Дуню? Можно ли считать, что он обманул девушку?

4. Выдели основные черты характера Минского. Кратко поясни свой выбор. (Хитрый – притворился больным, вспыльчивый – вытолкал Самсона Вырина, заботливый – думал о Дуне).

5. Расскажи историю похищения Дуни от ее лица.

6. Против ли воли уехала Дуня с Минским? Почему она так поступила? (Нет, не против.Она влюбилась в Минского и хотела лучшей доли)

7. Почему Минский и Дуня не жили в Петербурге вместе? Любил ли он ее? (Возможно, Минский и любил Дуню, но они не были женаты, поэтому не могли жить вместе. Так как девушка была из другой социальной среды, он не спешил на ней жениться)

8. Почему Минский увез девушку, не спросив ее руки у отца? (Девушка нравилась ему, но он не готов был жениться на ней. Минский знал, что отец не отпустит дочь без брака)

9. В чем были опасения отца Дуни? Подтвердились ли они? А могло ли все сложиться иначе? (Отец боится, что Дуню обманут, выгонят, и она будет мести улицу, потому что такие случаи были не редкостью. Опасения отца, к счастью, не подтвердились. Минский оказался благородным человеком)

ВыводыКакие сложности возникли в отношениях молодых людей из-за их неравного положения? Можно ли было их избежать? (Минскому пришлось идти на обман, поступать непорядочно. Отец лишился дочери, а дочь отца. Минский долго не мог решиться на брак из-за осуждения со стороны общества. Честь девушки была запятнана. С одной стороны, Минский должен был подумать о последствиях своего шага заранее и сохранить честь девушки. Но, с другой стороны, это был шанс для Дуни – выбиться из низкой социальной среды. Этот поступок был совершен в порыве эмоций.)

Трагедия «маленького человека»

    • Прочитайте эпиграф к повести «Станционный смотритель». Объясни значение слова «диктатор». Найди в тексте ключевые слова, характеризующие смотрителей. Соответствует ли эпиграф характеру главного героя? Какова роль эпиграфа? (Ключевые слова: «сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые».)

    • Что такое трагедия? Какие события в жизни Самсона Вырина можно назвать трагичными? Почему?

    • Пробовал ли Вырин бороться с Минским, вернуть Дуню? Почему его попытки не увенчались успехом? (Да, Вырин пешком ходил в Петербург и нашел свою дочь. Но бороться с Минским он не может, они не ровня друг другу. Минский богач и аристократ, а Вырин – мелкий чиновник. У него нет прав и связей. Он беззащитен.)

    • Что вызвало слезы негодования у Самсона Вырина во время первого посещения дома Минского? (Деньги, которые ему дал Минский за дочь).  Почему так поступил Минский?

    • Какой эпизод подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над хорошо одетыми людьми привилегированного сословия? (ассигнации, брошенные Выриным, подобрал «хорошо одетый молодой человек», который, увидев возвращение смотрителя, убежал)

Просмотр кинофрагмента «Встреча с Дуней». Каким мы видим Вырина в этот момент? Почему Минский считает вправе так себя вести?

  • Что важнее: чин или человек?

  • В начале повести, рассказывая о сословии смотрителей, рассказчик упоминает правило: «чин чина почитай». Что оно означает? Какую роль оно сыграло в повести?

  • Кто такой «маленький человек»? В чем трагизм его судьбы?

  • Объясни смысл названия повести. Почему она не названа «Самсон Вырин» или «Гусар и девушка»?

  • Кто же виноват в трагедии Вырина?

  • Какая проблема является центральной?

    1. Вывод

Герой Пушкина – ничем не примечательный чиновник низшего класса. Люди, подобные ему, занимали в обществе одну из самых низших ступеней, были почти бесправными и беззащитными. Присущи ли таким людям высокие помыслы и чувства, благородство души? Сейчас этот вопрос кажется странным. Во времена Пушкина мало кто отвечал на него положительно. Пушкин не только сделал «маленького человека» героем литературного произведения, но и наделил его высокими душевными качествами. С Пушкина началась разработка одной из любимых тем русской литературы – темы «маленького человека».

    1. Рефлексия

  • О чем заставила задуматься повесть?

  • Какие моменты урока запомнились больше всего.

  • Оцените свою работу на уроке.

    1. Домашнее задание

  1. Но все могло быть иначе, напиши Дуня отцу письмо. Попробуйте сделать это за нее.

  2. Представьте, что у вас есть возможность написать Дуне письмо и вразумить ее.

Формы контроля и оценки результатов урока – фронтальный опрос

Список использованной литературы:

Учебник: Коровина В.Я, /Литература 7 касс, часть I/

Коровина В.Я./Читаем, думаем, спорим/, Дидактические материалы по литературе

https://urok.1sept.ru/articles/675814

https://multiurok.ru/index.php/files/razrabotka-uroka-po-russkoi-literature-na-temu-a-s.html

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-7-klass-stancionnyj-smotritel-4550722.html

Самоанализ урока


  1. Внешние связи урока

Место и роль урока в изучаемой теме: урок чтения и анализа художественного произведения.

Характер связи с предыдущими уроками и последующими уроками:

С «Повестей Белкина» началась русская реалистическая проза. Пушкинская проза отличается простотой или, по определению самого автора, «смиренностью». При кажущейся простоте содержание повестей наполнено глубоким смыслом. Повесть «Станционный смотритель» из всех «Повестей Белкина» является наиболее сложной по глубине смыслов, с нее начался новый этап творчества Пушкина. Он ввел в русскую литературу тип нового героя – беззащитного «маленького человека», к его образу будет неоднократно обращаться в дальнейшем творчестве. Образ «маленького человека» будут развивать в своих произведениях Н. Гоголь, Ф. Достоевский и другие писатели

Межпредметные связи: историческая картина эпохи; живопись; кино.

  1. Характеристика триединой цели урока: Учащиеся были достаточно активны и мотивированны, т.к. работали в группах. Слабоуспевающие были активизированы участниками внутри группы. Таким образом, каждому довелось почувствовать себя творческой личностью.

  2. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока. Замысел урока - формировать умение анализировать текст литературного произведения; учить анализу текста; помочь почувствовать трагизм положения в обществе «маленького человека», проследить общечеловеческую тему «блудных» детей на примере образа Дуни; воспитывать чувство ответственности за свои поступки; вызвать чувства сострадания, всепрощения. Цель урока была достигнута. Проблемы произведения нашли в душах детей горячий отклик. Самсон Вырин вызвал у ребят сочувствие. Многие смогли оправдать поступок Дуни и даже ее гусара.


I. Общая организация урока

        Для достижения цели и успешного решения поставленных  задач была выбрана структура урока, которая включала следующие элементы:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Сообщение темы   урока.

IV. Постановка цели  урока. Постановка проблемы.

V. Изучение нового материала  (вопросы учителя, беседа).

  • Проблема отношений между родителями и детьми

  • Проблема «неравного» брака

  • Трагедия «маленького человека»

VI. Закрепление полученных знаний, выводы.

VII. Заключительное слово учителя.

VIII. Рефлексия.

IX. Домашнее задание.

         Время, отведенное на все этапы урока, было использовано рационально. Структурные элементы урока взаимосвязаны, все этапы на уроке соблюдены, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

         Главный акцент делался на целостное восприятие учащимися темы, на повышение уровня культуры учащихся.

II. Содержание урока/ занятия в ОО
1. Научные, воспитательные и развивающие задачи урока были решены: Учащиеся познакомлены с циклом повестей Ивана Петровича Белкина на примере повести «Станционный смотритель»; проанализировали художественные приемы, которые позволили А.С. Пушкину столь живо нарисовать картину столичного и провинциального быта России; проанализировали характеры персонажей повести, рассмотрев взаимодействие характера человека и его судьбы; ребята познакомились с иллюстрациями к повести художников М. Добужинского и Д. Шмаринова. Ответили на вопрос: « Так ли вы представляли себе внешний облик героев?»

2. Подбор материала на уроке производился с учетом поставленных задач.

3. Связь теории с практикой осуществлялась за счет комбинации теоретических и практических методов.

4. Организация повторения на уроке осуществления посредством иллюстраций по повести, которые надо было разместить в хронологическом порядке.

5. Уровень знаний, умений, навыков учащихся различен, поэтому приходилось применять дифференцированные методы достижения знаний.

III. Методическая сторона урока

         Главный акцент делался на целостное восприятие учащимися темы, на повышение уровня нравственного развития учащихся.

Для этого на уроке было использовано сочетание таких методов, как:

  • коммуникативно-ориентированный;

  • учебная работа под руководством учителя;

  • репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой в рассказе учителя информации);

  • наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов);

  • словесный метод (беседа);

  • методы стимулирования учения (создание ситуации эмоционального переживания, ситуации занимательности);

  • логические методы (сравнение, анализ);

  • метод формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональность речи учителя).

       На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, рефлексия, самооценка. Применялись разные виды речевой деятельности: говорение, чтение. Работа проходила в сотрудничестве с учителем, который направлял учащихся на самостоятельную, познавательную и творческую активность. Содержание материала урока  личностно ориентировано, доступно.

Из средств обучения на уроке использовала презентацию со зрительной и речевой опорой, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету.

4. Функциональный анализ урока.

Осуществлялись межпредметные связи (история, литература) и связь с жизнью. В своей лекции использовала исторические и биографические факты, историко – литературные сведения. Применялся как устный, так и письменный вид работы учащихся, чередование  и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке, логичность, последовательность и доступность в изложении материала.

Использование на уроке разнообразных методов и приёмов позволило оценить работу каждого ребенка, дать возможность дебатировать и анализировать активно на уроке. Активность, расположенность к творческой деятельности, желание познания – такая психологическая атмосфера царила на уроке. Ребята учились думать, высказывать свое мнение и уважать мнения высказывающихся.

Контроль усвоения полученных знаний был осуществлен в форме вопросно – ответной деятельности.

Для закрепления материала было дано домашнее задание по формированию необходимых языковых навыков и развитию умений по теме с учетом возрастных, интеллектуальных  особенностей учащихся и познавательного интереса.

Работоспособность учащихся на уроке обеспечивала за счет использования инновационно-коммукативных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу, подобрав интересный, насыщенный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость.

         Ориентируясь на уровень подготовки и речевых способностей учащихся, применяла дифференцированный подход

5. Оценка конечного результата урока/ занятия в ОО.

Отклонений от плана урока не было.

Результативность урока хорошая.

Учитывая  большую наполняемость класса, я стремилась задействовать всех учащихся в разных видах работы, учитывая уровень их коммуникативной активности.

Перегрузки детей не было.

Цель урока достигнута.

Задачи урока решены. Этому помогло четкое планиро­вание структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.


написать администратору сайта