эссе. Эссе Картины и стихи. А. С. Пушкин восторгался картиной Брюллова. Под впечатлением от этого полотна он написал стихотворение "Последнему дню Помпеи"
Скачать 16.18 Kb.
|
Влияние картины К. П. Брюллова “Последний день Помпеи” на творчество А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя Картина "Последний день Помпеи"; написана в Италии. В 1822 году художник К.П.Брюллов отправился в пенсионерскую поездку от Императорской Академии художеств, где и написал свою знаменитую картину. Впервые художник посетил место раскопок, когда ему было 28 лет. Тогда он не мог и подумать, насколько судьбоносной окажется для него эта поездка. Брюллова очень долго не оставляли чувства, которые он испытал, когда рассматривал развалины Помпеи среди мертвой тишины. Так у него появилась идея о написании полотна на историческую тему. Во время работы художник изучал литературные и археологические источники. Моделями для персонажей стали потомки древних жителей Помпеи - итальянцы. Брюллов работал над этим полотном в течение шести лет. На этой картине изображена древнеримская трагедия - гибель города Помпеи, который расположен у подножия Везувия. Извержение этого вулкана 24 августа 79 года н.э. унесло множество жизней. Картина К.П. Брюллова произвела неизгладимое впечатление на русских писателей. Они не могли остаться равнодушными к полотну, на котором изображена трагедия целого народа. А.С. Пушкин восторгался картиной Брюллова. Под впечатлением от этого полотна он написал стихотворение "Последнему дню Помпеи": Везувий зев открыл - дым хлынул кубом - пламя Широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется - с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Под каменным дождем, под воспаленным прахом Толпами, стар и млад, бежит из града вон. Н.В.Гоголь всегда отличался особой чуткостью к живописи. Он занимался в живописных классах Академии художеств. Его художническое чувство отразилось в его творчестве и осталось с ним навсегда. В 1834 году в Академии художеств была выставлена картина Брюллова "Последний день Помпеи". Эта картина произвела огромное впечатление на писателя. В этом году Гоголь и написал свою знаменитую статью, в которой выразил все чувства, вызванные в нем картиной Брюллова. Следует отметить, как искусно он описывает это прекрасное полотно: «Взгляните на эти беспрестанно появляющиеся отрывки, перспективы, пейзажи, которые решительно в 19 веке определили слияние человека с окружающею природою: как в них делится и выходит окинутая мраком и освещенная светом перспектива строений! как сквозит освещенная вода, как дышит она в сумраке ветвей! как ярко и знойно уходит прекрасное небо и оставляет предметы перед самыми глазами зрителя! какое смелое, какое дерзкое употребление теней там, где прежде вовсе их не подозревали! и; вместе, при всей этой резкости, какая роскошная нежность, какая подмечена тайная музыка в предметах обыкновенных, бесчувственных!» Но главный признак и что выше всего в Брюллове, так это необыкновенная многосторонность и обширность гения. Он ничем не пренебрегает: всё у него, начиная от общей мысли и главных фигур до последнего камня на мостовой, живо и свежо. Стихотворение Лермонтова "На картину Рембрандта" Однажды М.Ю.Лермонтов увидел полотно Рембрандта «Молодой монах-капуцин в высоком капюшоне» ( Приложение 2), когда находился в Строгановской галерее в Петербурге. На картине изображен юноша в одежде монаха-францисканца. У этого человека опущенная голова, бледный лоб, монашеский колпак, немного закрывающий лицо. На этом полотне всё мрачно и темно, а где-то рядом догорает невидимая для нас свеча, показывающая контуры фигуры. Увидев эту картину, Лермонтов почувствовал, что Рембрандт близок ему по духу. В те времена биография Рембрандта ван Рейна не была известно, но сегодня мы знаем о всех несчастьях, которые выпали на его долю. Это показывает, что истинные художники - провидцы, тонко чувствующие судьбы других людей. Эта картина впечатлила юного Лермонтова. Она побудила его написать стихотворение "На картину Рембрандта". Анализируя это стихотворение, мы видим, что поэт чувствовал вызов в лице монаха. Ему казалось, что за загадочной и дерзкой улыбкой монаха прячется тоска и сомнение, так свойственные Лермонтову: Ты понимал, о мрачный гений, Тот грустный безотчетный сон, Порыв страстей и вдохновений, Всё то, чем удивил Байрон. Я вижу лик полуоткрытый Означен резкою чертой; То не беглец ли знаменитый В одежде инока святой? Быть может, тайным преступленьем Высокий ум его убит; Всё темно вкруг: тоской, сомненьем Надменный взгляд его горит. Быть может, ты писал с природы И этот лик не идеал! Или в страдальческие годы Ты сам себя изображал? Но никогда великой тайны Холодный не проникнет взор, И этот труд необычайный Бездушным будет злой укор. Заключение Живопись и литература неразрывно связаны между собой множеством нитей. Эти виды искусства дополняют друг друга. В наше время изображение перестало быть единственным способом выражения человеческой мысли. Слово может передать более тонкие оттенки чувств и эмоций. Наглядно связь между литературой и живописью показала художница Ангелика Кауфман в картине «Поэзия обнимает Живопись»(Приложение 3), на которой изображена поэзия, обнимающая живопись. Также мы делаем вывод, что живопись всегда оказывала влияние на художественную литературу. Многие писатели вдохновлялись творчеством знаменитых художников, создавая собственные гениальные произведения. Нельзя отрицать, что и литература оказывает сильное влияние на живопись, ведь многие картины с историческими и мифологическими сюжетами написаны именно по художественным произведениям. Список использованных источников Н. А. Дмитриева Краткая история искусств .-М: АСТ-Пресс, 2008 г. Дмитриева Н.А. Изображение и слово.- М., 1962 Искусство. Энциклопедия для детей. Том 7. (Части 1 - 2) М.: Аванта+; Часть 1 – 1997г., Часть 2 – 1999г. Шедевры русской живописи. – М.:Белый город, 2005. |