Главная страница

Абай кунанбаев о человечности, проблеме нравственного и правового воспитания


Скачать 21.25 Kb.
НазваниеАбай кунанбаев о человечности, проблеме нравственного и правового воспитания
Дата25.11.2021
Размер21.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла-20_._7_.docx
ТипДокументы
#282223

АБАЙ КУНАНБАЕВ О ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, ПРОБЛЕМЕ НРАВ-СТВЕННОГО И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Творческое наследие выдающегося просветителя казахского народа Абая Кунанбаева является основой в нравственном и духовном воспитании подрастающего поколения. В своих произведениях он отражал проблемы общества, мечтал о том, что будущее родного народа будет светлым и ра-достным. И это светлое будущее он видел в жизни здорового и крепкого мо-лодого поколения. Абай писал, что в мире нет ничего постоянного, окаме-невшего, что плохое в жизни тоже когда-то закончится. После суровой зимы приходит цветущая весна, также и в жизни человека, после зла приходит добро, верил он. Великий поэт и просветитель казахского народа Абай Ку-нанбаев, обращаясь к молодежи говорил о нравственно-этических нормах поведения, о трудолюбии, честности и порядочности. Всю свою сознатель-ную жизнь Абай призывал родной народ учиться, получать знание. Абай призывает людей проникнуться взаимным уважением друг к другу, жить в мире, на враждовать и не завидовать друг другу. Его привлекает воспитание, образование, этический облик человека, его идеалы и цель в жизни. Абай не принимает такие отрицательные качества человека как безнравственность, хитрость, глупость, жестокость.

К молодежи Абай обращается своей нрав-ственной формулой: «Будь человеком!» Считая человека украшением земли, поэт призывает людей к трудолюбию, гуманности, любви и дружбе. Семей-ному воспитанию Абай придавал особое значение. Он считал, что родители – это первые и самые главные воспитатели и учителя ребенка. Уважение к старшим всегда было приоритетным в казахской семье. Эта хорошая тради-ция передавалась из поколения в поколение с молоком матери. Воспитанные в дружелюбной обстановке, полной любви и доверия, дети, несомненно вы-растают воспитанными, добрыми и миролюбивыми. Абай верил именно та-кой молодежи, которая стремится ко всему доброму и светлому. Великий просветитель Абай Кунанбаев придавал первостепенное значение роли вос-питания в становлении человека и постоянно боролся с теми, кто пытался объяснить пороки людей предопределением судьбы. В процессе воспитания человек становится нравственным или безнравственным, считал Абай.

Труд и просвещение народа – главные средства хорошего воспитания, пишет Абай. Во всех его произведениях говорится о значении труда в жизни человека. Для Абая труд как жизненная потребность человека и как основа его нравственности.

«Слова назидания» - это философско-моралистические, общественно-политические и обличительно-сатирические высказывания поэта. Здесь Абай призывает освободиться от пороков, унижающих человеческое достоинство, и стремиться прежде всего к духовному совершенству, идти по пути приоб-ретения знаний, постижения искусств и ремесел не только своего, но и дру-гих народов, считая это важнейшими предпосылками обретения независимо-сти. По мнению Абая, только таким путем возможно найти свое место в ряду великих народов мира.

В Тридцать третьем слове он пишет: чтобы жить в достатке, надо учиться ремеслу. Достаток преходящ, ремесло – нет. Ремесленника, который живет на заработанные своим честным трудом, можно бы почитать как свя-того. И тут великий философ показывает ценность труда, обучения чему-либо, получение знаний. По мнению Абая, святой это тот кто живет честным трудом, не обманывает, не берет чужого. Абай был настоящим патриотом своего народа. Он видел будущее казахов в образовании, просвещении, раз-витии науки и искусства, в упорном и созидательном труде. Он писал: «Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, - тот мудрец, тот ученый, тот и обладает миром». Понимая ценность знаний, Абай пишет: «Известно, что наукой овладевает тот, кто испытывает жажду познания. Но одного стремле-ния тут мало. Даже сам процесс приобретения знаний должен быть подчинен определенной системе. В противном случае поиски могут оказаться напрас-ными…» (тридцать второе слово).

Абай-философ пишет: «Любовь – это человечность человека». Здесь речь идет о человеческой самостоятельности, его сути. Проявляется она че-рез разум человека. Абай говорит, что в детстве духовные потребности сильнее, именно поэтому важно с младенчества привить ребенку любовь к знанию, и тогда его можно назвать человеком.

Абай не писал специальных педагогических трудов, но все его произведения насыщены нравственно-этическими назиданиями, добрыми наставлениями .

В Тридцать восьмом слове читаем: «…Сызмальства дети сами по себе не тянутся к учебе, не проявляют охоты к овладению знаниями: на пер-вых порах их приходится либо принуждать, либо привлекать к этому хитро-стью. И если, постепенно привыкнув к учебе, дети начинают проявлять инте-рес к ней, если у них появилась жажда познания,- лишь в этом случае можно сказать, что они стали людьми. Теперь стоит надеяться, что они овладеют знаниями и используют их для блага людей: научатся отличать добро от зла, сомнительное от достоверного, подлинное от поддельного; познают Аллаха, самих себя и мир».

«Сущность человека составляют любовь, справедливость и душев-ность»- пишет мудрец. Душа Абая соединила в себе «любовь и правду» и это позволило ему подняться и достичь высших духовных вершин, стать мудре-цом и мыслителем своего народа и всего человечества.

Из этого следует: «Познай сам себя» - это одно из древнейших философских направлений всех народов. Познай себя – и ты обретешь Истину! Данный постулат исходит, прежде всего, из религиозной философии. И здесь можно провести параллели между Абаем и двумя религиозными мыслителями России – П.А. Флоренским и Н. Бердяевым. Так как наука не открывает всю истину, Абай пытается найти ее средоточие и полноту. В «Слове» стих 38, он не просто ставит вопрос о пути познания Истины, но очерчивая познавательные горизонты, вводит в его контекст «мир», «самих себя», и «Аллаха». Он недвусмысленно говорит о существовании двух уровней истины: истина от «земли», и человек идет к ней через разум, истоки же «чистой истины» лежат в другом – они во Всевышнем. «Даже тайна создания недоступна мудрейшим из людей, не говоря уже о природе Аллаха. Аллах бесконечен, человеческий разум пределен. Разве может предельное измерить бесконечное».

Легко сказать: вот Бог! Но путь

К нему лежит не через слово.

Душой и сердцем чистым будь –

Не надо истине иного.

Но Бога не постичь умом,

Зря мой язык о нем толкует.

Сомненья нет! Господь во всем,

Что в зримом мире существует.

Проблема истины является стержневой и для всего творчества П.А. Флоренского, религиозного философа Всеединства. Поиск Истины был началом и конечной целью его интеллектуальных и духовных устремлений «Без истины жить нельзя… Я задыхаюсь за неимением Истины». Его мысль созвучна Абаю в том, что науке недоступна цельность мироздания, через нее не постигается абсолютная истина, она лишь дает относительные знания.Для Н. Бердяева, также как и для Абая, внутреннее есть основа человека, и именно оно должно определить поведение «внешнего человека». Н. Бердяев ставит человека не только выше любой вещи в мире, но и выше самого мира. Человек для него не как индивид, а как личность. «Весь мир ничто по сравнению с человеческой личностью». Абай, как и Н. Бердяев наряду с человеком выделяет Аллаха (Бога), который есть «альфа и омега» этого мира, есть Истина. Он пишет: «Правда именуется еще истиной, а истина – это Аллах». Для Н. Бердяева – истина и конечное назначение человека – это его возвращение к Богу (Аллаху).Таким образом, у обоих философов конечное назначение человека и смысл жизни – Аллах (Бог).

Можно констатировать: великие смотрят на суть духовности, а не на догмы определенной религии. А духовность – одно целое, неделимое свойство выражающее суть человека независимо от нации и религии. Поэтому по своей духовной наполненности Абай не может принадлежать к какой-то определенной религии. Его духовность- это выражение Вселенского мироздания Души.И чтобы постигнуть ее, нам еще очень много надо работать над собой.

Возможно множество параллелей между казахской и русской философией. И это понятно, так как и Россия и Казахстан являются представителями евразийской мысли. Здесь стираются границы Востока и Запада, рождая своеобразную культуру и философскую мысль.И мы можем сказать – великие – созвучны, они духовные братья. Они часто говорят об общем, всечеловеческом, перекликаясь через века и расстояния.

Абай считал, что первое достоинство философа – мудрость, которая и завтра будет озарять, греть своими лучами людей.Центральным вопросом в философии Абая были нравственно – этические проблемы. Основное свое философское произведение «Книга слов» он написал в форме афоризмов . Также великое произведение-«Основные положения философии будущего».

Как сын своего народа, Абай взял лучшее от многовековой культуры казахского народа и обогатил эти сокровища благотворным влиянием русской культуры. Философская направленность поэта, прежде всего, проявляется в его поэтическом творчестве. Он поэт-сатирик, обличитель. Его стихи носят просветительский характер: есть стихи-притчи, стихи-назидания . Но во всех произведениях звучит основная мысль: любовь к человеку и природе – это ключ к философии Абая. Исходя из своего философского мироощущения, ему близки такие русские поэты и писатели, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, И. Бунин, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин. Именно поэтому он переводит их произведения на казахский язык. Особенно с огромной любовью Абай переводил стихи М. Лермонтова. Об этом можно судить по количеству переведенных стихов, их 29. Можно сказать, что с Лермонтовым его роднит гражданская позиция по отношению к своему народу. Не менее оригинальны и его переводы басен Крылова. В своих переводах он использует популярные казахские пословицы. С творчеством Салтыкова-Щедрина его объединяет сатирическая меткость осмеивающая баев, управителей, чиновников. Если все это сформулировать краткой мыслью, то можно сказать, что всех их объединяет философские искания смысла «народ-поэт».С философией Льва Толстого его роднит направленность их педагогических воззрений – мысли о народе, идея его просвещения и воспитания. И Абай и Толстой свои этические мысли обрамляют в художественные формы: будь то поэзия или проза. Основная философская мысль обоих гениев в том, что человек не от природы нравственен или безнравственен, он становится тем или другим в процессе воспитания. Абай говорил: «Если бы в моих руках была бы власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек неисправим.» Но человек, может исправиться только через знание, а «целью познания является достижение истины». Цель знания по Абаю – очеловечивание человека. «Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной, не объяснив всего себе, человеку не стать человеком».Он призывает людей не расстрачивать себя попусту,заниматься делом,овладевать нужными профессиями.Он учит людей перенимать все то,что полезно для жизни.Поэт обличает леность,невежество,злословие,пороки. Тем самым призывает к большим стремлениям, целям в жизни,глубокому мышлению,милосердию и труду.

Великий сын казахского народа Абай Кунанбаев оставил в наследие прекрасные творения. В них воплощена вся его жизнь, его мечты о светлом будущем. Его пламенные стихи никогда не утратят своей силы и свежести. Абай вечно с народом. Особую роль Абай сыграл в духовном единении двух народов – казахского и русского. Он много размышляет о сущности жизни и взаимопроникновении культур. Его мысли- это те кирпичики-основания на которых заложена современная философия свободного Казахстана. Сегодня национальная философия становится необходимой частью общественного сознания евразийских обществ.Абай Кунанбаев-это выдающийся гуманист-просветитель.Это доказывается его утверждениями в своих великих произведениях.И каждый человек,прочитав их,должен многому поучиться.


написать администратору сайта