СУВОРОВ. Суворов. Абельмажитов Ахтлес Шайхманович, воспитатель,фгкоу омскии кадетскии военный корпус суворовская система воспитания и обучения
Скачать 19.92 Kb.
|
Абельмажитов Ахтлес Шайхманович, воспитатель,ФГКОУ Омскии кадетскии военный корпус СУВОРОВСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Имя Александра Васильевича Суворова, русского полководца и основоположника отечественной военной теории, известно не только в нашем государстве, но также далеко за его пределами. Великий Суворов А. В. — это тот маршал, который участвовал в более 20 походах и 63 сражениях и выходил победителем из всех битв, побеждая армию Пруссии, Турции, Польши и Франции. В данной статье хотелось бы проанализировать некоторые основные элементы концепции подготовки воинов русской армии в вопросах обучения и воспитания, предложенных и нашедших свое практическое применение в военно-педагогических взглядах гения военного искусства, великого А. В. Суворова. Основываясь на изучение материалов военных мемуаров, можно сделать вывод, что во второй половине XVIII века практически во всех европейских армиях военная государственная система и воин рассматривались лишь как элементы механического выполнения поставленных начальником и командиром задач. В исторический период до Александра Васильевича, только единицы полководцев осуждали сформировавшееся ранее мнение о военном искусстве и боролись с концепцией подготовки воина-исполнителя, основанной только на жестокой дисциплине подчиненного [2, c. 402–403]. Когда к власти в 1762 году приходит Екатерина Великая, общая обстановка в армии и подходы к подготовке воинов меняются. Именно под ее руководством и контролем начала осуществляться военная реформа под председательством генерал-фельдмаршала Петра Семеновича Салтыкова, с именем которого связаны крупнейшие успехи русской армии, в том числе и в Семилетней войне. Графу П. С. Салтыкову Екатерина II доверила осуществлять сложную работу по реорганизации армии в соответствии с заветам Петра I. Комиссия, возглавляемая главнокомандующим русской армии, пришла к выводу, что «лучше иметь малую армию, но исправную, нежели многочисленную на бумаге, но которая многим недостаточна, т. к. сила войска состоит не во значительном числе оного, но от содержания его в дисциплине, от хорошего научения и верности» [4, c. 389]. В дальнейшем, Михаил Иванович Драгомиров, крупнейший военный теоретик Российской империи второй половины XIX века, ведущий военный педагог, давая оценку данным преобразованиям напишет: «Екатерининское воспитание армии, чуждое всякой регламентации, представляло начальнику более или менее с авторитетом вести дело согласно собственному усмотрению» [4, c. 114], подчеркивая, характерное именно для этого периода, формирование условий для дальнейшего взращивания проявления инициативности и самостоятельности полководцев. Данные изменившиеся подходы в армии послужили почвой для практического применения системы воспитания и обучения, предложенной и использованной в дальнейшем А. В. Суворовым. Первоначальной большой работой, в которой заметны компоненты новейшей концепции обучения и воспитания А. В. Суворова, является «Полковое учреждение», написанное в 1764 году. В данной работе сформированы основы, которые легли в базу передовой школы русского военного искусства. Главное место в «Учреждении» отведено учебе и воспитанию полков. По данному вопросу Суворов А. В. излагал: «Не надлежит мыслить, что слепая храбрость дает над врагом победу, но единственно смешанное с оною военное искусство» [1, c. 138]. Основой боевой подготовки было представление воином того, чему он учился, как это ему понадобится в службе. Лучшим орудием подобного обучения считался личный пример. Применение подобного способа позволяло сформировать в бойце решительность «как в себе», так и веру в собственное оружии, гарантировать «на себя надежность». Применяя данный метод обучения, Суворов непосредственно был во всем примером и сам вел аскетичный образ жизни. Вкушал такую же еду, как и бойцы, вставал раньше, нежели подымались войска, одевался просто, запросто разговаривал с бойцами, знал многих по именам и фамилиям, даже тогда, когда уже занимал высокие посты в армии. В «Учреждении» он давал следующие советы ротному командиру: «К своим подчиненным имеет истинную любовь, печется о их успокоении и удовольствии, содержит их в жестком воинском послушании и научает их всем, что до их должности принадлежащем» [4, c. 18]. Если провести сравнение с особенностями подготовки военных в тот же период времени, но в наемных армиях Европы, то можно обратить внимание на то, что там предпочитали жесткие методы обучения и воспитания, в то время, когда Суворов требовал человечного обращения с подчинёнными. Он подчеркивал, что «необходимо в обучении экзерциции и прочего наблюдать, чтоб поступаемо было без жестокости и торопливости, с подробным растолкованием всех частей особо и показанием одного за другим». В случае же проступка со стороны подчиненных, предлагал действовать без жестокости, а методом убеждения: «Умеренное военное наказание, смешанное с ясным и кратким истолкованием погрешности, более тронет честолюбивого солдата, чем жестокость, приводящая его в отчаяние» [4, c. 18]. От процесса обучения Александр Васильевич требовал систематичности и очередности. «...Ново определенных рекрут обучая сполна движению ног, надо обучать действию рук, прежде приемов по-одиночке, по-шесткам, большею шеренгою и целою командою в 3 шеренги» [1, с. 139]. Все, что учил солдат, должно закрепляться, лишь это позволит выработать нужные навыки и умения. Содержание и формы обучения обязаны были служить практическим целям. Перечисленные и рассмотренные принципы обучения, предложенные и использованные великим полководцем, актуальны и в современной военной педагогике. Хотелось бы обратить особое внимание и на литературное наследие А. В. Суворова, среди которого выдающееся место принадлежит его «Науке побеждать», в которой красной нитью проходит основная мысль о том, что «обучать надо тому, что необходимо на войне». «Наука побеждать» — фактически устав, в котором обобщен военный опыт десятилетий. «Наука побеждать» состоит из двух частей: первая — «Вахт-парад», предназначалась для офицерского состава, в ней излагались базы тактико-строевого обучения подразделений; вторая — «Разговор с солдатами их языком», содержала главные тактические принципы и являлась памяткой бойцам, в ней нашло отображение тактическое кредо Суворова: «глазомер, быстрота, натиск». Каждое проводимое учение Суворов заканчивал подробным разбором, на котором указывал оплошности, отмечал лучшие подразделения и учил, как надо действовать в той или иной ситуации. Разборы были элементарны по фигуре, понятны для солдат, так как образность языка А. В. Суворова всегда обладала неотразимой силой убеждения. Особо надо отметить, что Суворов исключал из программы обучения все, что было способно в какой-либо степени понизить моральный дух бойца, вызвать в нем чувство робости или инстинкт самосохранения. В двустороннем учении сторона, на которую ведется атака (фактически обороняющаяся) и которую Суворов называет «на месте стоящей», встречает атаку огнем, а при подходе нападающего на 30 шагов сама переходит в штыки [5, с. 18]. О отступлении же (о ретираде) Суворов запрещает и думать, прямо объясняя здесь свои требования положениям устава. Вообще, Суворов воспрещал при нем употреблять слово «отступление». Будучи хорошим психологом, он хорошо знал, что масса легче усваивает то, что ударит по ее воображению. Часто он использовал неожиданные методы, чтобы убедить определенную мысль. Так, он желал воспитать у войск нелюбовь к отступлению и для этого прибегал к ряду воспитательных мер. Например, стоит часть, кто-нибудь случайно вылез вперед, необходимо выровнять строй. Обычно выравнивают, осаживая назад того, кто вылез вперед, Суворов же никогда такого не делал и не позволял делать другим. Один воин выдвинулся вперед, и именно по нему выравнивалась вся часть, иногда целая дивизия. Ни один человек, ни целая дивизия не могли отступать, никогда, ни в какой ситуации. Не было никаких упражнений, никаких обучений на отступление [4, c. 322]. Кроме перечисленного, Суворов воспитывал в своих «чудо-силачах» гуманистические чувства. Так он писал: «Если неприятель станет сдаваться, то его миловать; лишь приказывать кидать оружие». Здесь мы видим также проявления отличительного для Суворова гуманизма по отношению к захваченным. Охранялось от разбоя и грабежа мирное население: «обывателя не обижай: он нас поит и кормит. Боец не разбойник» [5, c. 22]. Обращает на себя внимание и суворовское высказывание, что «каждый воин обязан понимать свой маневр» [4, c. 78], которое хорошо выражало главную суть воспитания, значительно превозносило личность бойца, вселяло в него чувство человеческого достоинства, развивало у подчиненных инициативу. Принципы воинского обучения и воспитания, сформулированные Суворовым, составили ту педагогическую базу, на которой выросла стройная система обучения и воспитания русской армии. Даже через прошедшие столетия из наследия А. В. Суворова и в наше время многие командиры берут многое важное для себя. Список источников Бескровный Л. Г. Очерки по источниковедению военной истории России. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 453 с. Военное искусство рабовладельческого и феодального общества. Сб. материалов для военных училищ / Отв. ред. В. Ф. Воробьев. М.: Военное изд-во Военного министерства СССР, 1953. Вып. 1. 455 с. Жилин П. А. Военно-теоретическое наследие А. В. Суворова // Жилин П. А. О войне и военной истории. М., 1984. С. 487–492. Не числом, а умением: Военная система А. В. Суворова / Сост. А. Е. Савинкин и др. М.: Русский путь, 2001. 615 с. Суворов А. В. Наука побеждать. М.: Воениздат, 1987. 40 с. |