Главная страница
Навигация по странице:

  • «самодержец»

  • «слово и дело государево».

  • Земский собор

  • Боярской думы

  • 1654 г.

  • «бунташным»

  • Медный бунт

  • «Память»

  • Соловецкий монастырь

  • Пётр I. Никон хотел осуществить план о полном подчинении царской власти патриарху. Он бесцеремонно вторгался в светские дела, используя тезис «священство выше царства».

  • Смута. лекшон. Абсолютизм форма правления, при которой вся политическая власть полностью сосредоточена в руках монарха. При этом монарх опирается на разветвлённый бюрократический аппарат, а также на высшие слои общества


    Скачать 20.7 Kb.
    НазваниеАбсолютизм форма правления, при которой вся политическая власть полностью сосредоточена в руках монарха. При этом монарх опирается на разветвлённый бюрократический аппарат, а также на высшие слои общества
    АнкорСмута
    Дата23.03.2020
    Размер20.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалекшон.docx
    ТипДокументы
    #113076

    В XVII в. происходят изменения в системе власти и управлении государством. В России формировался абсолютизмформа правления, при которой вся политическая власть полностью сосредоточена в руках монарха. При этом монарх опирается на разветвлённый бюрократический аппарат, а также на высшие слои общества (например, на дворянство). В отличие от Западной Европы, этот процесс происходил всецело на базе феодальной системы, что не могло не наложить отпечаток на тип складывающегося абсолютизма.

    Укреплялась царская власть. К титулу царя добавилось слово «самодержец». Над двуглавым орлом при Алексее Михайловиче появилась корона.

    Соборное уложение 1649 г. закрепляло роль царя как единовластного монарха. Несколько глав Соборного уложения было посвящено преступлениям против царской власти и наказаниям за это – «слово и дело государево». Смертная казнь грозила за измену государству, за сговор против царя и государевых людей. Смертной казни подлежали жёны и дети, если знали про измену. Даже за пассивное соучастие грозила смерть. В норму закона были возведены извет и донос. Каждый российский подданный под страхом смерти был обязан донести об известных ему умыслах против царя или членов его семьи, оскорблении царского имени и титула, государственной измене. Произносилось условное выражение: «Суд и дело государево!» или «Суд и дело!». Доноситель и оговоренный подвергались перекрёстным допросам с пытками.

    В XVII в. стало падать значение земских соборов – сословно-представительных органов. Последний крупный Земский собор (с наибольшим числом представителей) был в 1653 г. Он решал вопрос о воссоединении Украины с Россией (это было связано с польским католическим гнётом по отношению к православному украинскому населению; по итогам русско-польской войны в состав России вернулся Смоленск, а также отошла вся Восточная Украина, включая Киев). Окончательно Земские соборы прекратили собираться в 1680-е гг.

    С падением роли Боярской думы при царе возникла Ближняя дума. Она была поставлена над Боярской думой.

    При Алексее Михайловиче сильно возросло число приказов. Так, появились Сыскной, Рейтарский приказы. В 1654 г. создан Приказ тайных дел, который отвечал только перед царём, контролировал все приказы. Всего на протяжении XVII в. действовало около 80 приказов, их функции часто пересекались.

    Выросло число приказных людей. Складывался исполнительный аппарат русского абсолютизма. Появляется особый слой людей, которые были профессиональными управляющими (бюрократия). К концу XVII в. приказными людьми являлись немногим более 4650 человек. Государственные органы управления опутали сетью всю страну. Новый слой населения – бюрократы – формируется в результате усиления централизации и усложнения функций управления.

    На происходившие процессы сильно влияла личность нового царя – Алексея Михайловича (1645–1676). Он долго находился под влиянием воспитателей; окружил себя людьми высокого государственного мышления (Матвеевы, Щукин и др.). Алексей Михайлович по прозвищу Тишайший мог быть и мягким, и крайне деспотичным: «учёные установили, что понятие «тишайший» означает не черту характера царя, а цель его правления – идеалом властвования любого монарха во все времена считались покой и тишина. В этом смысле реальный ход событий в царствование Алексея Михайловича вступал в вопиющее противоречие с преследуемыми им целями» [Павленко. С. 215].

    В ответ на усиление крепостничества, налогового гнёта и на злоупотребления властей (бюрократии) вспыхивали народные восстания. XVII век в России современники недаром назвали «бунташным». В сер. XVII в. был всплеск выступлений горожан и крестьян. Так, в течение 1648 г. произошли восстания в 10 городах, в том числе Соляной бунт 1648 г.

    В 1662 г. произошёл Медный бунт в Москве, вызванный взысканием недоимок за прошлые годы и выпуском для покрытия военных расходов медных денег.

    В 1670–1671 гг. произошла «крестьянская война» (правильнее - казацко-крестьянская война) под предводительством С.Т. Разина. Началась она в среде казаков – вольных людей (от правительства казаки получали жалованье и имели самоуправление). Были вовлечены и беглые крестьяне. Разин выступал против бояр. Он был разбит царскими войсками под Симбирском, затем предан и казнён (в следующем веке его судьбу повторит Е. Пугачёв). Восстания, с одной стороны, отчасти ограничивали эксплуатацию; с другой – они ещё больше подталкивали власть к централизации и укреплению госаппарата.

    Церковный раскол связывают с личностью патриарха Никона. Никон (в миру Минов Никита) – человек очень честолюбивый, начал карьеру простым священником, достиг сана Новгородского митрополита (1649 г.). В 1650 г. он умиротворил восставших новгородцев с риском для собственной жизни, чем добился авторитета у царя. В 1652 г. умер патриарх Иосиф, и Никон был избран его преемником.

    Когда мы говорим о Никоне, нужно выделять два основных сюжета:

    А) Церковная реформа Никона.

    Б) Борьба патриарха Никона с царём Алексеем Михайловичем за верховную власть.

    А) Никон провёл церковную реформу. Истоки её были заложены ещё в годы существования в Москве кружка «ревнителей древнего благочестия». Его возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев, туда входили Никонпротопоп Аввакум и другие светские и церковные деятели. Их стремления сводились к назревшему «исправлению» церковных служб, поднятию нравственности духовников и противодействию проникновению светских начал в духовную жизнь населения. Их поддержал и царь. Но вскоре среди самих участников кружка обозначились разногласия.

    Первым распоряжением патриарха Никона и вместе с тем началом реформы было предписание или «Память», разостланная всем церковным приходам и монастырям в начале 1653 г. Назовём некоторые меры, содержавшиеся в «Памяти»:

    - теперь креститься было необходимо «тремя персты» вместо двух (двуперстное знамение предавалось проклятию);

    - «творить в церкви» вместо «метаний на колену» поклоны «в пояс»;

    - многоголосие заменить единоголосием (раньше при многоголосии во время богослужения несколько священников делили молитву на части и одновременно проговаривали разные части молитвы; теперь же один священник должен был читать всю эту длинную молитву целиком);

    - исправлялись тексты богослужебных книг на греческий лад;

    - предписывалось писать иконы только по греческим образцам;

    - главное внимание обращалось на правильность и торжественность богослужения, а не на его духовные или священные качества;

    - пасхальный крестный ход посолонь заменить крестным ходом навстречу солнцу;

    - двукратную аллилуйю заменить троекратной;

    - семипросфорную литургию заменить пятипросфорной.

    Эти распоряжения вызвали протест среди некоторых представителей духовенства, которые были против насильственной ломки старинного православного обряда. Произошёл раскол – отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона – старообрядчество.

    Вопрос о намерениях Никона: вероятно, он хотел стать вселенским патриархом. Не имея возможности переделать византийцев и византийские обряды на русский лад, он стал переделывать русских и русские обряды под византийские. Утверждалось, что византийские (греческие) обряды сохранились в первозданном виде, а у русских якобы накопилось много ошибок и неточностей. Это неверно. Мы не можем рассматривать византийские обряды как что-то монолитное, не меняющееся со временем. Там тоже могли накопиться ошибки и в порядке написания книг, и в обрядах.

    Среди лидеров старообрядцев выделялся протопоп Аввакум, выступивший ярым противником реформы Никона. За это Аввакум был осуждён на церковном соборе (1666–1667 гг.) и сослан в Пустозёрск (в районе р. Печоры), где 15 лет провёл в земляной тюрьме. По царскому указу от 1682 г. Аввакум был сожжён в срубе вместе с тремя своими сторонниками.

    На стороне Аввакума стояли значительные массы крестьян. Однако раскол прошёл не только по горизонтали, но и по вертикали – раскололись и верхи. Яркий пример тому – одна из ближайших сподвижниц Аввакума – боярыня Морозова (Феодосия Прокофьевна). Из-за приверженности к расколу Морозова была арестована, состояние её конфисковано (1671). Вместе с сестрой Урусовой её подвергли пыткам и уморили голодом.

    Не признал новую реформу и Соловецкий монастырь, где произошло восстание в 1668–1676 гг. Монастырь был осаждён царской армией (более 1 тыс. солдат) и взят в результате предательства лишь после 8 лет осады. Из 600 мятежников в плен удалось взять 50, остальные либо бежали ранее, либо погибли при обороне. Часть мятежников была повешена прямо у стен монастыря.

    Но старообрядцы продолжали борьбу. Видя, что и царь Алексей Михайлович не поддерживает старинные обряды, они повели проповеди о приходе антихриста и скором конце света; спасутся лишь мученики – защитники истинной старой веры. Ещё до казни Аввакума родилась идея самоочищения огнём – старообрядцы запирались в церквах и сжигали себя заживо. Аввакум считается одним из первых проповедников массовых суицидов в форме самосожжений – гарей. Находясь уже в заточении в Пустозёрске,Аввакум успел благословить самосожженцев. Примеры массовых самосожжений: в 1672 г. в Палеостровском монастыре сожглись 2700 человек; в 1679 г. на реке Берёзовой (Ялуторовский уезд в Западной Сибири) старообрядцы устроили большую гарь, когда заживо сгорели 1700 человек. Всего же по официальным сведениям добровольно себя сожгли до 20 тысяч человек..

    Отметим важную мысль: в форме церковного неповиновения часть российского населения выражала и недовольство всем крепостническим и государственным строем России.

    Итак, Никон и Алексей Михайлович нанесли первый мощный удар и по русской традиции, и по единству населения. Второй удар нанесёт уже Пётр I.

    Никон хотел осуществить план о полном подчинении царской власти патриарху. Он бесцеремонно вторгался в светские дела, используя тезис «священство выше царства».

    По сути, Никон становился соправителем царя, а во время отсутствия Алексея Михайловича занимал его место. В приговорах Боярской думы появилась такая формулировка: «Светлейший патриарх указал, и бояре приговорили» (как до этого была формулировка: «Царь указал, и бояре приговорили»).

    Соборное Уложение 1649 г. запретило церкви расширять свои владения как покупкой земли, так и получением её в дар на помин души. За это патриарх Никон назвал Уложение «беззаконной книгой». Вопреки запрету царя Никон расширял патриаршие владения. Патриаршее облачение Никона, украшенное жемчугом, золотом и драгоценностями весило 1,5 пуда (более 34 кг) и стоило более 0,5 млн. золотых руб. (на деньги начала XX в.).

    Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства вызвало разрыв патриарха с царём. Царь Алексей Михайлович вовремя осознал опасность усиления патриаршей власти. В 1666 г. Никона обвинили в том, что он досаждал царю, вторгался в дела, его не касавшиеся, препятствовал избранию нового патриарха и пр. Он был низведён до простого монаха и сослан в монастырь на Север (места ссылки менялись). Умер он в 1681 г. в Ярославле. Был похоронен как патриарх.

    Вывод. Таким образом, светская власть (в лице царя Алексея Михайловича) без особых затруднений вышла победительницей из этого спора. Это тоже важная особенность становления российского абсолютизма – верховенство светской власти над духовной.

    Для сравнения приведём эпизод из истории средневековой Западной Европы.

    В Западной Европе папа римский являлся не только главой духовной власти, но и мог вмешиваться в государственные дела, обладал гораздо большими привилегиями, чем русское высшее духовенство. Так, в 1077 г. в Северной Италии в ходе борьбы за власть между монархами и церковью победило папство. В городе Каносса отлучённый от церкви и низложенный император Священной Римской империи Генрих IV униженно (по легенде, стоя в рубище на коленях, без еды и питья) вымаливал прощение у своего противника – римского папы Григория VII. В переносном значении выражение «идти в Каноссу» означает – согласиться на унизительную капитуляцию. Российская история не знает таких примеров.


    написать администратору сайта