Главная страница

Глоссарий философия Ас 15 г. Абсолютная и относительная истина


Скачать 64.08 Kb.
НазваниеАбсолютная и относительная истина
Дата29.03.2018
Размер64.08 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГлоссарий философия Ас 15 г.docx
ТипДокументы
#39840
страница2 из 3
1   2   3

МАТЕРИЯ - это философская абстракция, понятие, посредством которого обозначается многообразие природных явлений и процессов.

МЕРА - это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик. (Гегель).

МЕТАФИЗИКА - учение о превопричинах, самых общих началах бытия (Аристотель).

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА - условное обозначение первых древнегреческих натурфилософов и естествоиспытателей, живших в 6 в. до н. э. в г. Милет (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или об-ва в целом. М. складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания; большую роль в нем играют философские, научные, политические, нравственные и эстетические взгляды. МИСТИЦИЗМ - учение о божественном проникновении в человеческое познание (в средневековой философии).

МИФ - особый вид мировоззрения, специфическое, образное, синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни.

МИФОЛОГИЯ - мировоззрение первобытнообщинного, родового общества. Мифология состоит из стихийно складывающихся легенд, сказаний о жизни, о происхождении, о возникновении ремесел, которые передаются через поколения. Суть мифологии заключается в перенесении общинно-родовых отношений на весь окружающий мир.

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании лица, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них.

МОДУС - это то, что существует не само по себе , а в другом, это конкретные воплощения атрибутов в реальном мире.

МОНАДА (греч. monas - единица) - философский термин, означающий структурную, субстанциальную единицу бытия. По-разному интерпретируется в тех или иных философских системах. У пифагорейцев, напр., М. (математическая единица) - основа мира. У Николая Кузанского - единое начало бытия, являющегося одухотворенной материей.

МОНИЗМ (греч. monos - один, единственный) - философское направление, признающее основой мира одно начало (материю или дух).

МЫШЛЕНИЕ - это активный процесс познавательной деятельности сознания. Это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений действительности.

НАРОД - в обычном смысле - население государства, страны; в строго научном смысле это исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, которые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного развития данной страны в данный период.

НАЦИЯ (лат. nati'o - народ) - исторически сложившаяся форма общности людей, к-рая приходит на смену народности. Н. свойственна, прежде всего, общность материальных условий жизни: территории и экономической жизни; общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии ее культуры. Н. - более широкая, чем народность, форма общности, складывающаяся с возникновением и формированием капиталистической формации.

НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО - разнородное течение в философии кон. 19 1-й трети 20 вв., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе возрождения учения Г. В. Ф. Гегеля.

НЕОСХОЛАСТИКА, собирательное понятие, объединяющее различные течения католической философии, стремящиеся к реставрации средневековой схоластики. Возникла в нач. 19 в., получила особое развитие с кон. 19 в., когда главным течением неосхоластики стал неотомизм.

НОМИНАЛИЗМ - направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen имя, nominalis именной, отсюда название), словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм И. Росцелин и др.), или чисто мыслительными образованьями, существующими в уме человека (концепты, отсюда название этого "умеренного номинализма" концептуализм; основан П. Абеляром).

Ноосфера - сфера разума, целенаправленное, разумное развитие биосферы, осуществляемое в интересах человека и его будущего.

НИГИЛИЗМ - (от лат. nihil ничто), отрицание общепринятых ценностей и идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.

НАТУРФИЛОСОФИЯ - (нем. Naturphilosophie), философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

НАТУРАЛИЗМ - (франц. naturalisme, от лат. naturalis природный, естественный) в философии, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все внеприродное, "сверхъестественное".

НЕОТОМИЗМ, наиболее влиятельная философская школа в католицизме, исходит из учения Фомы Аквинского, провозглашенного в 1879 в энциклике папы Льва XIII единственной истинной философией; современный этап в развитии томизма.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - это духовная жизнь общества в совокупности чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих общественное бытие и влияющих на него.  Отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.

ОБЪЕКТ- предмет, на который направлено действие. Сфера приложения активности субъекта.

ОТРАЖЕНИЕ - это взаимодействие двух систем, в результате которого особенности одной системы воспроизводятся в особенностях другой системы.
ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН - один из осн. законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. О. о. з. выражает преемственность, спиралевидность развития, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития. Третий закон диалектики. Общий результат и направленность процесса развития.

ОТЧУЖДЕНИЕ – социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, подчас господствующую над ним и враждебную ему.
ОНТОЛОГИЯ - (онтос – бытие, логос - учение) учение о бытии, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы, наиболее общие сущности и категории сущего.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - Базовый вопрос - "как соотносятся мышление и материя?" - разделяется на два относительно самостоятельных: "что первично - материя или сознание (дух)?" и "как соотносится познающее мышление к миру вне нас?". Принято считать, что эти вопросы суть выражение на языке философии наиважнейших для человека проблем: "как соотносятся душа и тело?", "есть ли жизнь после смерти?", "возможно ли совпадение целей и результатов человеческой деятельности?"
ОЩУЩЕНИЕ - это чувственный образ отдельных сторон, процессов, явления объективного мира.

ПАНТЕИЗМ (греч. pan - все и theos - бог) - философское учение, максимально сближающее понятия "бог" и "природа" с тенденцией к их отождествлению. П. существовал в двух формах: натуралистический П. (стоики, Бруно, отчасти Спиноза) одухотворяет природу, наделяя ее божественными свойствами, и как бы растворяет бога в природе (бесконечный разум, мировая душа и т. п.);

ПАНПСИХИЗМ (от пан - все и греч. psyche душа), идеалистическое представление о всеобщей одушевленности природы. Исторические формы панпсихизма различны: от анимизма первобытных верований и гилозоизма древнегреческой философии до развитых учений о душе и психической реальности как подлинной сущности мира (концепция монады у Г. В. Лейбница, философские идеи Г. Т. Фехнера, К. Г. Юнга и др.).
ПАРАДИГМА (греч. paradeigma -пример, образец) - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, кото-рая воплощается в научной практике на данном этапе. П, является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач.

ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus -положительный) - направление философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания.

ПОЗНАНИЕ - общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе к-рых возникают цели и мотивы человеческих действий.

ПОНЯТИЕ - это форма мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности.

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – условное название послегегелевского этапа развития западноевропейской философии XIX — начала XX в.

ПРАВОСЛАВИЕ (греч. orthodoxia) -разновидность христианства, распространенная гл. обр. в странах Вост. Европы, Ближнего Востока и на Балканах. П. окончательно выделилось в самостоятельное направление в 11 в. в результате различных путей развития феодализма на западе и на востоке Европы.

ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma - дело, действие) - широко распространенное субъективно-идеалистическое течение в совр. философии. В центре философии П. находится т. наз. "принцип прагматизма".
ПАТРИСТИКА - догматизация учений "отцов церкви", утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией.

ПРАГМАТИЗМ - (от греч. pragma, род. п. pragmatos дело, действие) - направление в философии, отрицающее необходимость познания объективных законов действительности и признающее истиной лишь то, что даёт практически полезные результаты. Это философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях.

ПРАКТИКА - это совокупная деятельность человечества по преобразованию природы, социальных отношений, взаимосвязи и взаимодействия всех людей.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.

ПРИРОДА:
1) в широком смысле - всё сущее, весь мир в многообразии его форм; понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материй, универсума, Вселенной.

2) В более узком смысле - объект науки, а точнее - совокупный объект естествознания ("наук о природе").

3) Наиболее употребительное толкование понятия природы как совокупности естественных и искусственно созданных условий (артеприрода) существования человеч. Общества.

ПРОТЕСТАНТИЗМ - (от лат. protestans, род. п. protestantis публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации 16 в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению). Основной источник вероучения Священное писание.

ПРОТИВОРЕЧИЕ - это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. (Гегель).

ПСИХОАНАЛИЗ - общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний, предложенные 3. Фрейдом, одна из теоретических основ фрейдизма.

ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche - душа и logos - учение, слово) - наука о законах порождения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. П. зародилась в глубокой древности и долгое время развивалась в недрах философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля, давшего первую систему понятий П. В новое время Декарт открывает рефлекторную природу поведения.

РАЦИОНАЛИЗМ - философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.

РЕАЛИЗМ - (от ср.-век. лат. realis вещественный, действительный), в философии направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма 20 в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания.

РЕАЛЬНОСТЬ - вещественный, действительный. Объективная реальность - объктивный мир, существующий не зависимо от человеческой воли, представлений. Субъективная реальность - наоборот.

РЕЛИГИЯ (лат. religio - благочестие, святость) - специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных. Культовая система, система обрядовых действий, например, на установление определенных отношений со сверхъестественным.

РЕЛЯТИВИЗМ - в философии: методологическая позиция, сторонники к-рой, абсолютизируя относительность и условность всех наших знаний, считают невозможным объективное познание действительности.

РЕФЛЕКСИЯ (ВНЕШНИЙ ОПЫТ) - работа сознания, мысли человека над собственным сознанием; размышление над своими взглядами, психическим состоянием, их оценка, т. е. размышление над собственными размышлениями

СВОЙСТВА ПРЕДМЕТА - это способность его определенным образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами. (Гегель).

СИНХРОНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МИФА - объяснение настоящего и будущего.
СКАЧОК - это всеобщая форма перехода одного качественного состояния к другому. (Гегель)

СКЕПТИЦИЗМ (греч. skeptikos -рассматривающий, исследующий, критикующий) - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.

СОМНЕНИЕ - различие того, что общепринято (мнение) и того, что именно на самом деле (знание).

СОЗНАНИЕ- это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. СОЛИПСИЗМ - В философии: крайний субъективизм, признающий единственной реальностью индивидуальное сознание, собственное "я" и отрицающий существование внешнего мира.

СОТЕРИОЛОГИЗМ - ориентация всей жизнедеятельности человека на спасение души.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ - это исторически обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражающие общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствии с объективными условиями.

СТРАХ - это исходное переживание, лежащее в основе существования развитых живых систем.

СТРУКТУРАЛИЗМ - это течение на стыке современной науки и философии, выражающее стремление придать гуманитарным наукам статус точных наук.

СУБСТАНЦИЯ - это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

СУБСТРАТ - это то, из чего все сделано.

СУБСТАНЦИЯ - первооснова всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которых они существуют.

СУБСТАНЦИЯ МЫСЛЯЩАЯ - это идеальная субстанция, обладающая свойством мышления. Декарт "Я мыслю, следовательно, я существую, а мышление самоочевидно". Ее изучает метафизика.

СУБЪЕКТ - носитель материального целенаправленного действия, связывающего его с объектом. Это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности.

МАТЕРИАЛЬНАЯ "ПРОТЯЖЕННАЯ СУБСТАНЦИЯ" - телесная субстанция, которая обладает свойством протяженности в пространстве (Декарт). Существование такой субстанции следует доказывать. Оно доказывается геометрическим путем. Ее изучает физика.

СУЖДЕНИЕ - это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо - о чем либо.

СУЩНОСТЬ - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех др. вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Понятие "С." очень важно для всякой философской системы, для различения этих систем с т. зр. решения вопроса о том, как С. относится к бытию и как С. вещей относится к сознанию, мышлению. Для объективного идеализма бытие, реальность и существование находятся в зависимости от С. вещей, которая трактуется как нечто независимое, непреложное и абсолютное. В этом случае С. вещей образуют особую идеальную действительность, которая порождает все вещи и ими управляет (Платон, Гегель).

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ - философские категории, отражающие всеобщие необходимые стороны всех объектов и процессов в мире. С. - совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих осн. черты и тенденции развития материальной системы. Я. - конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой С. Категории С. и я. всегда неразрывно связаны между собой. В мире нет такой С., которая не обнаруживалась бы вовне и была непознаваемой, как нет и Я" которое не заключало бы в себе никакой информации о С.
1   2   3


написать администратору сайта