Главная страница

Глоссарий философия Ас 15 г. Абсолютная и относительная истина


Скачать 64.08 Kb.
НазваниеАбсолютная и относительная истина
Дата29.03.2018
Размер64.08 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГлоссарий философия Ас 15 г.docx
ТипДокументы
#39840
страница3 из 3
1   2   3

СХОЛАСТИКА - гл. направление в развитии философии средневековья. Центр. вопрос - об отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их. Это рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии.

СЦИЕНТИЗМ – представление об исключительной роли науки в решении проблем общества, считающее науку главным фактором социального и культурного процесса.

ТЕИЗМ (греч. theos - бог) - религиозно-философское учение, которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы. Происходящее в мире Т. рассматривает как осуществление божественного промысла.

ТЕОЛОГИЯ (греч. theos - бог и logos - учение, слово), или богословие - систематизация вероучения данной религии. Христианская Т., базирующаяся на Библии, постановлениях первых вселенских соборов и учениях "отцов церкви" (на "священном писании" и "священном предании"), делится на основное богословие (фундаментальная теология, апологетика), догматическое богословие, нравственное богословие, учение о церкви и т. д..

ТОМИЗМ, учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. В 13 в. занял господствующее положение в схоластике, оттеснив августиновский платонизм и противостоя аверроизму.

УБЕЖДЕНИЕ - это выражение внутренней уверенности субъекта в истинности идеи. Предметом убеждения являются логически обоснованное и практически подтвержденное знание о действительности. Убеждение - не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, наз. посылками У., выводится новое суждение (наз. заключением или следствием), логически вытекающее из посылок. Переход от посылок к заключению всегда совершается по к.-л. правилу логики (правилу вывода). Выделение в У. посылок и заключения и установление его структуры составляют его логический анализ.

УМОЗРЕНИЕ - способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построениях, не связанных зачастую с научно установленными фактами наблюдения и эксперимента. Поэтому У. может приобретать ненаучный характер. Умозрительный характер носили первоначальные философские построения мн. древнегреческих мыслителей, теории средневековых схоластов, натурфилософские теории философов 18-19 вв., в частности Шеллинга и Гегеля, а также некоторых естествоиспытателей.

УНИВЕРСАЛИЗМ - философский способ познания действительности.
УНИВЕРСАЛИИ (от лат. universalis общий), общие понятия. Онтологический статус универсалии одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалии 10-14 вв.): существуют ли универсалии "до вещей", как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), "в вещах" (аристотелизм, умеренный реализм), "после вещей" в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).
Утилитаризм - узкий практицизм, стремление извлекать из всего выгоду или пользу; учение полагающие, что ценность человеческого действия должна определяться по его конечному результату; этическая система, основанная на представлении о полезности как основной ценности.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (от древнегр. phainomenon — являющийся) — одно из направлений философии ХХ в., связанное прежде всего с именами Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера. Специфика Ф. как философского учения состоит в отказе от любых идеализаций в качестве исходного пункта и приятии единственной предпосылки — возможности описания спонтанно-смысловой жизни сознания. Основная идея Ф. — неразрывность и в то же время взаимная несводимость, нередуцируемость сознания, человеческого бытия, личности и предметного мира. Основной методологический прием Ф. — феноменологическая редукция — рефлексивная работа с сознанием, направленная на выявление чистого сознания, или сущности сознания.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА - это одновременный процесс развития всемирной культуры, накопление духовного опыта человечества и освоение этого опыта конкретным индивидом (процесс социализации индивида).

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - учение о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т. е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - раздел философского знания, посвященного всестороннему рассмотрению проблемы человека.

ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ - совокупность философских течений (а следовательно учений и школ), которые при всем расхождении друг с другом, отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение, положения.

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ - это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений.

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ - это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами.

ФОРМА - согласно Аристотелю - это активное начало, начало жизни и деятельности
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА в немецкой философии и социологии 20 в., возникла в нач. 30-х гг., центр — Институт социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (с 1931, в 1934-39 в Женеве и Париже, в 1939-46 в США), главные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, в 60-х гг. — Ю. Хабермас.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ - узкий смысл: это культура материальная, широкий смысл: - это совокупных материальных и духовных достижений. Четыре подхода в интерпретации понятия "цивилизации":

- культурологогический (т.е. социокультурное образование). Вебер, Тойнби: цивилизация - особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которых составляет религия. Тайлор: цивилизация - это знания, верования, искусство, нравственность привычки, усвоенные человеком как членом общества,
- социологический (т.е. социальное образование). Уилкинсон: Социальное образование, имеющее общий временной и пространственный параметр, сосредоточенное вокруг городских центров, благодаря действию механизмов их связей, в первую очередь социально-политических,
- этнопсихологический: связь понятия цивилизации с особенностями этнической истории (Л. Гумилев), специфика культуры и психологии народа,

- географический: влияет географическая среда.

ЦЕННОСТНАЯ УСТАНОВКА - социально-детерминированная предрасположенность социального субъекта к заранее определенному отношению к данному объекту, вещи, человеку, явлению, событию и т.д.

ЧУВСТВЕННОСТЬ - это синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств "природы человека", его телесности, разума, воли, "сердца". (Л.Фейербах)

ЧЕЛОВЕК – это живое, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития.

ЭВОЛЮЦИЯ — постепенное и непрерывное изменение или развитие.

ЭВРИСТИКА — то, что стимулирует активный поиск решений.

ЭКЛЕКТИКА (греч. ekiego - выбираю) – это смешивание различных (зачастую противоположных) точек зрения, философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок в одной концепции. Так, например, эклектичны многочисленные попытки соединить материализм и идеализм и т.п.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - (от позднелат. exsistentia существование), философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. Идейные истоки - учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). Центральное понятие - экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ - одно из основных понятий экзистенциализма, означающее способ бытия человеческой личности в мире, характеризующийся через такие не объективируемые понятия как конечность, смертность, забота, страх, тоска, свобода, отчаяние. Центральное понятие в экзистенциализме, считающего, что существование предшествует сущности человека и по-разному определяющего эту сущность.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ — относящееся к жизни, ее основаниям и целям.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ - это совокупность таких - уже недопустимых - нарушений равновесия природы, которые могут повлечь за собой дальнейшие неконтролируемые изменения характеристик биосферы, сделать существование на Земле человека невозможным.

ЭМПИРИЗМ - философское направление, считающее чувственный опыт основой знания.

ЭНТЕЛЕХИЯ - это свободная деятельность, имеющая цель в себе, которая одновременно есть реализация.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ - раздел теории познания, рассматривающий проблемы научного познания.

ЭСТЕТИКА - философская дисциплина о законах создания и освоения художественных ценностей; философское учение о прекрасном.

ЭЭСХАТОЛОГИЯ - религиозное учение о конечных судьбах человечества и мира.

ЭТИКА - (греч. ethika, от ethos обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла.

ЭСТЕТИКА - (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей. Как особая дисциплина вычленяется в 18 в. у А. Баумгартена, введшего самый термин "эстетика".

ЭВДЕМОНИЗМ - мировоззренческий принцип, согласно которому жизнь - это стремление к счастью как подлинному назначению человека.

ЯЗЫК - система знаков и символов, наделенных определенным значением.
ЯН И ИНЬ - в китайской философии два начала: - ян - светлое, активное, мужское, духовное начало; - инь - темное, пассивное, женское, вещественное начало. Ян и инь, достигая предела превращаются друг в друга и выражают противоположные, сменяющие друг друга явления: света и тьмы, солнца и луны, огня и воды, активности и пассивности, мужского и женского начал, неба и земли и т.д.

ПЕРСОНАЛИИ

основные произведения выдающихся философов и годы жизни

Абеляр Пьер (1079 –1141)

«Да и нет»

«История моих бедствий»

Августин Аврелий (Августин Блаженный) (354 – 430)

«О граде Божьем»

«Исповедь»

Адорно Теодор (1903 – 1969)

«Диалектика Просвещения» (вместе с Г. Хоркхаймером)

«Эстетическая теория»

Аквинский Фома (Томас) (1221 – 1274)

«Сумма теологии»

Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109)

Аристотель (384 – 322 до н.э.)

«Метафизика»

«Органон»

«О душе»

«Никомахова этика»

Белинский В. Г. (1811-1848)

«Письмо к Гоголю»

Бергсон Анри (1859 – 1941)

«Творческая эволюция»

Беркли Джордж (1685 – 1753)

«Трактат о началах человеческого знания»

Бердяев Николай (1874– 1948)

«Смысл творчества»

«Философия свободы»

«О назначении человека»

Боэций А. (480 – 524)

«Утешение философией»

Бруно Джордано (1548 – 1600)

«О бесконечности, вселенной и мирах»

Булгаков С. (1871 –1944)

«Философия хозяйства»

«Свет невечерний»

Бубер Мартин (1878 – 1965)

«Я и Ты»

«Два образа веры»

Бэкон Френсис (1561 – 1626)

«Новый Органон»

Вебер Макс (1864 – 1920)

«Протестантская этика и дух капитализма»

Вернадский В.И. (1863 – 1937)

«Рассуждения натуралиста»

Витгенштейн Людвиг (1889 – 1976)

«Логико-философский трактат»

Вольтер (Аруэ Франсуа Мари) (1694 – 1778)

«Философские письма»

Гадамер Ганс-Георг (р.1900)

«Истина и метод»

«Актуальность прекрасного»

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 – 1831)

«Феноменология духа»

«Наука логики»

«Энциклопедия философских наук»

«Философия права»

Гераклит (535 – 470 до н.э.)

«О природе» или «Музы»

Герцен А. И. (1812-1870).

«Дилетантизм в науке»

«Письма об изучении природы»

Гоббс Томас (1588 – 1679)

«Левиафан»

Гольбах Поль (1723 – 1776)

«Система природы, или о законах мира, физического и духовного»

Гуссерль Эдмунд (1859 – 1938)

«Философия как строгая наука»

«Логические исследования»

«Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология»

«Картезианские размышления»

Декарт Рене (1596 – 1650)

«Рассуждение о методе»

Демокрит (460 – 371 до н.э.)

Джеймс Вильям (1842 – 1910)

«Прагматизм»

«Многообразие религиозного опыта»

Дильтей Вильям(1833 – 1911)

«Типы мировоззрения и их проявления в метафизических системах»

Жильсон Этьен Анри (1884 – 1978)

«Томизм»

«Философ и теология»

Зенон Элейский (510 – 430до н.э.)

Камю Альбер (1913 – 1960)

«Бунтующий человек»

«Миф о Сизифе»

«Эссе об абсурде»

Кант Иммануил (1724 – 1804)

«Критика чистого разума»

«Критика практического разума»

«Критика способности суждения»

Карнап Георг (1891 – 1970)

«Преодоление метафизики через логический анализ языка»

Кассирер Эрнест (1874 – 1945)

«Познание и действительность»

Киркегор (Кьеркегор) Серен (1813 – 1855)

«Наслаждение и долг»

«Страх и трепет»

Конт Огюст (1798 – 1857)

«Курс позитивной философии»

Конфуций (551 – 479 до н.э.)

«Лунь-юй» («Беседы и суждения»)

Кузанский Николай (1401 – 1464)

«Об ученом незнании»

Кун Томас (р.1922)

«Структура научных революций»

Ламетри Жюльен (1709-1751)

«Человек-машина»

Лао-цзы (7 – 6 ст. до н.э.)

«Дао де Цзин»

Лейбниц Готфрид (1646 – 1716)

«Монадология»

Ленин (Ульянов) В. И. (1870-1924)

«Материализм и эмпириокритицизм»

«Три источника и три составные части марксизма»

Локк Джордж (1632 – 1704)

«Опыт о человеческом разуме»

Лосский Н. О. (1870 – 1965)

«Условия абсолютного добра»

Лосев А.Ф. (1893 – 1988)

«Философия имени»

«История античной эстетики»

«Диалектика мифа»

Лукреций Кар (I ст. до н.э.)

«О природе вещей»

Лютер Мартин (1483 – 1548)

«О свободе христианина»

«О рабстве воли»

«О вавилонском пленении церкви»

Макиавелли Никколо (1469-1527)

«Государь»

Маркс Карл (1818 – 1883)

«Экономическо-философские рукописи 1844 года»

«Капитал»

«Немецкая идеология»

«Нищета философии»

«Святое семейство»

Маркузе Герберт (1898 – 1979)

«Одномерный человек»

«Эрос и цивилизация»

Марсель Габриель (1889 – 1973)

«Быть и иметь»

«Эрос и цивилизация»

«К трагической мудрости»

Милль Джон Стюарт (1806 – 1873)

«Система логики»

«Огюст Конт и позитивизм»

Монтень Мишель (1533 – 1592)

«Опыты» («Об искусстве жить достойно»)

Мор Томас (1478 – 1535)

«Остров Утопия»

Ницше Фридрих (1844 – 1900)

«Так говорил Заратустра»

«По ту сторону добра и зла»

«Переоценка ценностей»

«Антихристианин»

«Воля к власти»

Оккам Уильям (1280 – 1349)

«Сумма логики»

Ортега-и-Гассет Xoce (1883-1955)

«Восстание масс»

«Что такое философия»

«Дегуманизация искусства»

Парменид (540 – 470 до н.э.)

Паскаль Блез (1623 – 1662)

«Мысли»

Пико дела Мирандола Джованни (1463 – 1494)

«Речь о достоинстве человека»

Платон (427 – 347 до н.э.)

«Пир»

«Государство»

«Горгий»

«Апология Сократа»

Плеханов Г. В. (1856-1918)

«Очерки по истории материализма»

«К вопросу о развитии монистического взгляда на историю»

«О материалистическом понимании истории»

«К вопросу о роли личности в истории»

Плотин (204 – 270)

«Эннеады»

Поппер Карл (1902 – 1994)

«Открытое общество и его враги»

«Нищета историцизма»

«Логика научного открытия»

Рассел Бертран (1872 – 1970)

«Мудрость Запада»

«История западной философии»

«Почему я не христианин»

Руссо Жан-Жак (1712 – 1778)

«Об общественном договоре»

Сартр Жан-Поль (1905 – 1980)

«Бытие и Ничто»

«Экзистенциализм – это гуманизм»

Сенека (4 до н.э. – 65)

«Письма к Луцилию»

Сократ (460 – 399)

Соловьев В.С. (1853 – 1900)

«Оправдание добра. Нравственная философия»

«Русская идея»

«Три разговора»

«Жизненная драма Платона»

Спиноза Бенедикт (1632 – 1677)

«Этика»

«Богословско-политический трактат»

Тейяр де Шарден (1881 – 1955)

«Феномен человека»

Тойнби Арнольд (1889 – 1975)

«Исследования истории»

Фалес (624 – 546)

Фейербах Людвиг (1804 – 1872)

«Сущность христианства»

«Основные положения философии будущего»

«К критике философии Гегеля»

Фихте Иоганн Готлиб (1762 – 1814)

«Наукоучение»

«Назначение человека»

Фичино Марселио (1433 – 1499)

«Платоновская теология о бессмертии души»

Флоренський П. (1882 – 1943)

«Столп и утверждение истины»

Фрейд Зигмунд (1856 – 1939)

«Я и Оно»

«Лекции по психоанализу»

«Будущее одной иллюзии»

«Толкование сновидений»

Фромм Эрих (1900 – 1980)

«Иметь или быть»

«Побег от свободы»

«Искусство любить»

Фуко Мишель (1926 – 1984)

«Слова и вещи»

«История сексуальности. Забота о себе»

Хабермас Юрген (нар.1929)

«Философский дискурс Модерна»

«Философский разговор о новейших временах»

Хайдеггер Мартин (1889 – 1976)

«Бытие и время»

Хейзинга Йохан (1872 – 1945)

«Homo Ludens»

Хоркхаймер Макс (1895 – 1973)

«Диалектика рационального разума»

«Затемнение рационального разума»

Цицерон (106 – 43 до н.э.)

«Трактаты об ораторском искусстве»

Чаадаев П. Я. (1794-1856)

«Философические письма»

Чернышевский Н. Г. (1828-1889)

«Эстетическое отношение искусства к действительности»

«Антропологический принцип в философии»

Швейцер Альберт (1875 – 1965)

«Культура и этика»

Шелер Макс (1874 – 1928)

«Положение человека в космосе»

«Рессентимент в морали»

«Философское мировоззрение»

Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775 – 1854)

«Философия религии»

«Философия искусства»

Шестов Л. (1866 – 1938)

«На весах Иова»

«Достоевский и Ницше»

«Афины и Иерусалим»

Шопенгауер Артур (1788 – 1860)

«Мир как воля и представление»

Шпенглер Освальд (1880 – 1936)

«Закат Европы»

Энгельс Фридрих (1820 – 1895)

«Анти-Дюринг»

«Диалектика природы»

«Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»

«Происхождение семьи, частной собственности и государства»

Эпикур (341 – 270 до н.э.)

«Письмо к Геродоту»

Эразм Роттердамский (1469 – 1536)

«Похвала глупости»

Юм Давид (1711 – 1776)

«Трактат о человеческой природе»

Юнг Карл (1875 – 1961)

«Архетип и символ»

«Душа и миф. Шесть архетипов

«Проблемы современной души»

Ясперс Карл (1883 – 1969)

«Духовная ситуация времени»
1   2   3


написать администратору сайта