Главная страница
Навигация по странице:

  • - Определите тему стихотворения (о чем там идёт речь) Каков лирический сюжет

  • По его мнению слова не могут выразить всей глубины происходящих событий.

  • 8 Лит.Фет. Афанасий Фет Зреет рожь над жаркой нивой


    Скачать 39 Kb.
    НазваниеАфанасий Фет Зреет рожь над жаркой нивой
    Дата17.03.2022
    Размер39 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла8 Лит.Фет.doc
    ТипДокументы
    #402133

    Афанасий Фет

    Зреет рожь над жаркой нивой,

    И от нивы и до нивы

    Гонит ветер прихотливый

    Золотые переливы.

    Робко месяц смотрит в очи,

    Изумлен, что день не минул,

    Но широко в область ночи

    День объятия раскинул.

    Над безбрежной жатвой хлеба

    Меж заката и востока

    Лишь на миг смежает небо

    Огнедышащее око.
    Конец 1850-х

    Вторая половина девятнадцатого века в литературной России отмечена борьбой

    представителей «натуральной школы» и «чистого искусства». Концептуальное различие

    между двумя течениями заключалось в отношении к отражению социальных проблем в

    творчестве. Сторонники «натуральной школы» считали, что в художественных

    произведениях должны быть описаны народные беды, политическая ситуация.

    Главным

    методом при этом становился реализм.

    Приверженцы «чистого искусства» старались в творчестве максимально

    отстраниться от проблем внешнего мира. Свои стихотворения они посвящали темам

    любви и природы, философским размышлениям. Апологетом «чистого искусства» был и Фет. Он считал, что невозможно словами точно передать вещи и явления. Его пейзажная лирика — это запечатленное мгновение, описанное сквозь призму индивидуального восприятия.

    Зачастую в стихотворениях Афанасия Афанасиевича фиксировались переходные

    моменты и состояния природы. Таково и произведение «Зреет рожь над жаркой

    нивой…», датированное концом 1850-х годов и впервые опубликованное в журнале «Русский вестник» в 1860-ом.


    - Определите тему стихотворения (о чем там идёт речь?) Каков лирический сюжет?

    - Какова особенность картины природы, что предстаёт перед нами в восприятии


    лирического героя?

    …Меж заката и востока

    Лишь на миг смежает небо

    Огнедышащее око.

    - Что подсказывает нам, что это не абстрактный закат, а истинно русский? Назовите

    ключевые слова, характеризующие пейзаж средней полосы России.

    - Какие чувства испытывает ЛГ (лирический герой), глядя на бесконечные родные

    просторы? Какие средства выразительности помогают представить читателю эту


    картину?


    - Есть ли здесь цветовые характеристики? Для чего использует их поэт?

    - Определите ваше восприятие произведения.

    «Зреет рожь над жаркой нивой…», анализ стихотворения Фета

    Творчество Афанасия Афанасьевича Фета по праву занимает видное место в сокровищнице мировой поэзии о природе. Его творчество знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. Именно на этом этапе, как отмечают критики, поэтическая возвышенность сочетается с неким прагматизмом, что является, как ни странно, проявлением романтической свободы. Вообще, фетовская так называемая натурфилософия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы, помогла ему создать целую серию циклов стихов о природе: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега» и других.

    Если в стихотворениях о весне, как правило, выражены переходные состояния, ведь весна знаменует переход от зимы к весне, то стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой» воссоздает картину разгара лета, когда все в природе уже готовится принести свои плоды. Очевидно, для поэта это отрадная картина, ведь поля созревающих злаков издревле были залогом надежного пропитания зимой. Поэтому образ бескрайнего ржаного поля сопоставим с морем. Сходство усиливается за счет метафоры «золотые переливы», которая рождает ассоциацию с морскими волнами, только не бирюзового, а золотого оттенка.

    Было бы логичным представить, что эта картина описана в разгар яркого летнего дня, но, оказывается, «широко в область ночи день объятия раскинул». Этим олицетворением поэт не просто создает образ долгого летнего вечера, когда, казалось бы, и солнце уже село, а на улице все еще светло, что характерно для средней полосы России, но и наделяет природу независимостью, словно она существует только по своим законам, неподвластным человеку. Присутствие человека, однако, в стихотворении ощущается: это кстати, признак психологизма фетовского творчества. Романтический герой Фета стремится к тому, чтобы испытать ощущение духовного слияния с природой. Тогда он сможет раствориться в ней и понять ее душу. Так происходит и в этом стихотворении: именно герой может оценить состояние месяца — то, что он «робко смотрит в очи» и «изумлен, что день не минул». Таким образом, вновь можно заметить свойственный поэзии Фета переход из одного состояния в другое. Только теперь переход от дня к ночи.

    Надо отметить, что стихи Афанасия Фета на самом деле не излагают мысль, не изображают картину как таковую — они выражают состояние, настроение, впечатление. Поэтому главной своей задачей в области поэзии Афанасий Афанасьевич видел стремление остановить и выразить самые сокровенные моменты счастья и красоты, по сути, выразить невыразимое. Поэтому в последнем четверостишии мы вместе с героем, незримо присутствующим там, где «над безбрежной жатвой хлеба» небо «смежает огнедышащее око», ощущаем этот миг, когда картина заката летнего дня сужается, превращается в красную точку на горизонте.

    При всей кажущейся простоте ритмической организации этого стихотворения (четырехстопный хорей и перекрестная рифма) оно вызывает восхищение красотой летнего вечера, плавно перетекающего в ночь и быстро сменяющегося рассветом. Каждый русский человек, хоть раз в своей жизни видевший закат и встречавший рассвет, очень быстро воспроизведет в своей памяти саму картину, когда-то им увиденную, но, прочитав стихотворение А. Фета «Зреет рожь под жаркой нивой», скорее, переживет ощущение восторга, испытанное им когда-то. Поэту удается затронуть такие струны души человека, которые недоступны художникам или музыкантам. Эта особенность и отличает поэзию Афанасия Афанасьевича Фета.
    Стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой» написано Фетом в конце 1850х годов. Оно представляет собой зарисовку краткого момента окончания жаркого летнего дня.

    Фет принадлежал к поэтическому течению чистого искусства. По его мнению слова не могут выразить всей глубины происходящих событий. Интересно, что сам он считается признанным мастером слова. В их сочетании читатель может явственно увидеть описываемую поэтом картину.

    При чтении этого стихотворения, перед глазами возникают бескрайние поля, засеянные рожью. Она является исконным признаком России, наряду с березой и зимними холодами. Картина нагретой жарким летним солнцем ржи вызывает отклик в сердце каждого. Даже городской житель чувствует в этом образе что-то знакомое, до боли родное.

    Примечательно, что сам пейзаж поэт описывает очень минималистично. Он говорит только о золотом цвете, да о бескрайности полей, сравнивая их с морем, у которого не видно ни конца, ни края. Но этих тонко подмеченных деталей хватает для построения красочной картины. Она ярко вспыхивает в голове каждого читателя.

    Фета больше занимает описание краткого момента окончания дня. В летнюю пору световой день значительно дольше ночи. Вот уже и месяц показался на горизонте, а солнце еще не зашло. Именно этот уникальный миг стремится запечатлеть автор. Рабочий день уже подошел к концу. Крестьяне уже покинули поля, оставив только ветер клонить ржаные колосья.

    И хоть рабочий день завершился, ночь еще не наступает. Этот удивительный момент увековечивает Фет. Вчитываясь в стихотворение можно услышать легкий шелест, разгоняемых ветерком колосьев, почувствовать как простоявшая целый день жара начинает спадать. Солнце не спеша катится на запад, чтобы ненадолго отдохнуть и вскоре вновь вернуться обогревать ржаные поля.

    Сквозь призму описания пейзажа можно почувствовать эмоциональное состояние лирического героя. Он также как все утомлен длинным летним жарким днем. И момент природной двойственности нахождения на небе двух светил вызывает в нем восторг. Но это не буйные эмоции, это спокойное и размеренное наслаждение.

    Герой стремиться охватить как можно больше, чтобы навсегда оставить в памяти этот момент. Он словно осознает философскую скоротечность жизни и неповторимость каждого мгновения в ней. Однако герой не напуган, наоборот, он стремится почувствовать каждый миг проживаемой им жизни. В природе он находит всю неизмеримую красоту этого мира. Чтобы ее почувствовать необязательно ехать в далекие края на поиски природных чудес. Часто они заключены самых обыденных вещах и пейзажах, главное уметь их разглядеть.


    написать администратору сайта