Главная страница

Миф о пещере , конспект.. конспект. Фрэнсис Бэкон. Афоризмы об истолковании природы и царстве человека


Скачать 15.84 Kb.
НазваниеАфоризмы об истолковании природы и царстве человека
АнкорМиф о пещере , конспект
Дата19.11.2021
Размер15.84 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаконспект. Фрэнсис Бэкон.docx
ТипДокументы
#276803

Фрэнсис Бэкон

АФОРИЗМЫ ОБ ИСТОЛКОВАНИИ ПРИРОДЫ И ЦАРСТВЕ ЧЕЛОВЕКА

Первая глава начинается с того, что описывает человека, как слугу и истолкователя природы, который столько совершил, сколько постиг в ее порядке делом.

Ничто не имеет такой силы, как орудия, которые дают разуму указания или предостерегают его.

Если человек ничего не знает, то это будет затруднять его действия.

Человек волен только соединять и разъединять тела природы, остальное природа совершит сама.

Множество наук занимается изучением природы, но их успехи слабы и незначительны.

Безумно ожидать того, что будет сделано средствами, никогда доселе неиспытанными.

Мы видим в книгах и в предметах многочисленные порождения ума и руки. Но все это разнообразие состоит в дальнейшем изощрении и комбинациях немногих уже известных вещей, а не в множестве аксиом.

Всему, что открыто мы обязаны опытам, а наука – сочетание уже известного, а не способ открытия чего-то нового.

Мы обманчиво поражаемся силам человеческого ума- что является истинной причиной в науке.

Тонкость природы во много раз превосходит тонкость чувств и разума, поэтому, можно сказать, что размышления и созерцания- это всего лишь бессмысленная вещь.

Логика же, в свою очередь, служит укреплению заблуждений, поэтому она более вредна, чем полезна.

Силлогизм не приложим к принципам знаний, он подчиняет себе мнения, а не предметы. Силлогизмы состоят из предложений, предложения из слов, а слова суть знаки понятий.

Понятия низших видов, непосредственных восприятии чувства- не обманывают нас явно. Остальные же понятия-суть уклонения.

Для того чтобы проникнуть в глубь и в даль природы, необходимо более верным и осторожным путем отвлекать от вещей как понятия, так и аксиомы.

Существуют два пути для отыскания истины:

1) Один воспаряет от ощущений, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы

2) Другой: выводит аксиомы из ощущений и частностей

Разум, предоставленный самому себе, вступает на тот же путь, на какой ведут правила диалектики, а именно на первый. Разум, предоставленный самому себе, если это ум трезвый. Если разумом не управляют и не помогают ему, бессилен и вовсе не способен преодолеть темноту вещей.

Аксиомы, которыми ныне пользуются, проистекают из скудного и простого опыта. Поэтому нечего удивляться, если эти аксиомы не ведут к новым частностям.

Пользование предвосхищениями и диалектикой уместно в науках, основанных на мнениях и воззрениях, ибо их дело достигнуть согласия, а не знания вещей.

Нелегко найти способ для объяснения и передачи того. что мы предлагаем. Ибо то, что само по себе ново, будет понято только по аналогии со старым. Нам остается единственный и простой путь передачи. Мы должны привести людей к самим частностям, к их рядам и сочетаниям.

Идолы, которые уже пленили человеческий разум, так владеют умом людей, что затрудняют вход истине.

Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей. Для того чтобы изучать их, дадим им имена.

первый вид- идолами рода

(Идолы рода находят основание в самой природе человека. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде. )

(Они происходят или из единообразия субстанции человеческого духа, или из его предвзятости, или из его ограниченности, или из неустанного его движения, или из внушения страстей, или из неспособности чувств, или из способа восприятия)

второй вид – идолами пещеры

(Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека, ведь у каждого помимо ошибок, есть своя особая пещера, которая искажает свет природы. Так что дух человека, смотря по тому, как он расположен у отдельных людей, есть вещь переменчивая, неустойчивая и как бы случайная.)

(Идолы пещеры происходят из присущих каждому свойств как души, так и тела, а также из воспитания, из привычек и случайностей. Хотя этот род идолов разнообразен и многочислен, все же укажем на те из них, которые требуют больше всего осторожности и больше всего способны совращать и загрязнять ум.)

третий вид – идолами площади

(Существуют еще идолы, которые происходят как бы в силу взаимной связанности и сообщества людей. Люди объединяются речью. Слова прямо насилуют разум, смешивают все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям.)

(Идолы театра не врождены и не проникают в разум тайно, а открыто передаются и воспринимаются из вымышленных теорий и из превратных законов доказательств).

четвертый вид – идолами театра. (Идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств.)

Человеческий разум в силу своей склонности легко предполагает в вещах больше порядка и единообразия, чем их находит. Разум человека все привлекает для поддержки и согласия с тем, что он однажды принял, – потому ли, что это предмет общей веры, или потому, что это ему нравится. На разум человеческий больше всего действует то, что сразу и внезапно может его поразить; именно это обыкновенно возбуждает и заполняет воображение. Жаден разум человеческий. Он не может ни остановиться, ни пребывать в покое, а порывается все дальше. Разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает. Но в наибольшей степени запутанность и заблуждения человеческого ума происходят от косности, несоответствия и обмана чувств, ибо то, что возбуждает чувства. Человеческий ум по природе своей устремлен на абстрактное и текучее мыслит, как постоянное.

Самое большое различие умов в отношении философии и наук состоит в следующем. Одни умы более сильны и пригодны для того, чтобы замечать различия в вещах, другие – для того, чтобы замечать сходство вещей. 

Идолы, которые навязываются разуму словами, бывают двух родов:

1) Одни – имена несуществующих вещей, таких как: «судьба», «перводвигатель», «элемент огня» и другие. Эти слова проистекают из пустых и ложных теорий. Этот род идолов отбрасывается легче, ибо для их искоренения достаточно постоянного опровержения и устаревания теорий.

2) Другие – имена существующих вещей, но неясные, плохо определенные и необдуманно и необъективно отвлеченные от вещей. Этот род сложен и глубоко укоренился. Это тот, который происходит из плохих и неумелых абстракций.


написать администратору сайта