Агиографическая литература 17 века
Скачать 15.13 Kb.
|
Практика 7. Агиографическая литература 17 века 1. Демкова Н. С. «Житие» протопопа Аввакума как сюжетное произведение и проблема его композиции; О жанровой ориентации автобиографических «Житий» протопопа Аввакума и инока Епифания; Драматизация повествования в «Житии» и других сочинениях протопопа Аввакума; Литературная история «Жития протопопа Аввакума (соотношение редакций текста) // Житие протопопа Аввакума / Подгот. изд. Н. С. Демкова, Л. В. Титова; отв. ред. Л. Г. Бобров. СПб.: Наука, 2019. (Сер. «Литературные памятники»). -в житии присутствует как фабула, так и сюжет -цель: не предать забвению божие дело -автор дает точные сведения о себе и погружает читателя в мир его чувств -экспозиция предваряет сам тип повествования: точность, конкретность, склонность к самоанализу -в центральной части сюжет разворачивается за счет внешнего движения событий: арест, ссылка, скитания по Сибири -сложное и все время повторяющееся переплетение линий добра и зла -в чередовании добра и зла можно проследить христианскую идею Аввакума – неизбежность воздаяния за терпение и страдание -два типа повествования: «событийная сетка» - краткое исторически точное описание и описание отдельных эпизодов из жизни, напоминающее форму новеллы -Аввакума не интересует периоды относительно спокойной жизни -заключение в Андроньевом монастыре описано очень подробно – это первое испытание личности героя -эпизод избиения героя вызвал у него богоборческий бунт, но он выбирает путь Иова -второе заключение описано уже иначе: Аввакум сосредоточивается на изображении своего благостного состояния -рассказы о Настасье Марковне о терпении и силе человеческого духа -третье заключение в Пафнутьевом монастыре описано как заключение стойкого и испытанного борца за веру -в сцене Собора Аввакум выступает как обличитель, пророк -повети о бесноватых заменяют традиционные посмертные чудеса в конце жития -похожая структура в «Житии Епифания» -тяготение жития к жанру романа Жанровая проблема житий Аввакума и Епифания. -слияние проповеди, жития, поучения, бытовой повести -«исповедь-проповедь» -связь с хождениями -начальная старообрядческая литература искала исторические аргументы для подтверждения истинности старой церкви |