Главная страница
Навигация по странице:

  • Раннее творчество Анны Ахматовой

  • Мандельштама

  • Символ

  • Адмиралтейство

  • Неужели я настоящий

  • Бездна Казино

  • Пропасть (пустота) Пешеход

  • Презентация по акмеизму. Акмеизм Творчество Произведение Творение Искусство


    Скачать 7.49 Mb.
    НазваниеАкмеизм Творчество Произведение Творение Искусство
    АнкорПрезентация по акмеизму
    Дата29.11.2022
    Размер7.49 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаAkmeizm_prezentatsia.pptx
    ТипДокументы
    #819977

    Акмеизм

    Творчество?

    Произведение

    Творение

    Искусство

    Создание

    ПОЭЗИЯ

    В творческом кругу поэты-акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к проблемам современности. Определяющими факторами в поэзии акмеизма являются реалистический взгляд на вещи и точный словесный образ.

    Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в журнале «Аполон». В первой из них говорилось: «На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme — высшая степень чего-либо, цветущая пора) или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом».

    Н.Гумилев

    С.Городецкий

    Раннее творчество Анны Ахматовой выразило многие принципы акмеистической эстетики, воспринятые поэтессой в индивидуальном понимании. Однако характер миропонимания отличал ее от других акмеистов. Блок назвал ее «настоящим исключением» среди акмеистов. «Только Ахматова пошла как поэт путями открытого ею нового художественного реализма, тесно связанного с традициями русской классической поэзии...», - писал Жирмунский /26/. Тяготение к классической строгой и гармонично выверенной традиции русской поэзии ХХ века было предопределено задолго до становления Ахматовой как поэта. Важную роль в этом играло ее классическое образование, детство, проведенное в Царском Селе, воспитание, данное в лучших традициях русской дворянской культуры.

    А.Ахматова

    «Жарко веет ветер душный,

    Солнце руки обожгло,

    Надо мною свод воздушный,

    Словно синее стекло;

    Сухо пахнут иммортели

    В разметавшейся косе.

    На стволе корявой ели

    Муравьиное шоссе.

    Пруд лениво серебрится,

    Жизнь по-новому легка...

    Кто сегодня мне приснится

    В лёгкой сетке гамака?»

    А.Ахматова

    Прямолинейность – одна из ярких особенностей поэзии Мандельштама и его характера в целом. Открытость в стихах, например изображение сталинских репрессий, за что он был отправлен на Дальний Восток (“Мы живем, под собою не чуя страны”).

    Глубокие размышления, преданность своему народу, свободолюбие, тяга к прошлому, мотив бесконечной влюбленности, жизнелюбие – самобытные, искренние черты поэзии Мандельштама.

    О.Мандельштам

    Словно гуляка с волшебною тростью,

    Батюшков нежный со мною живет.

    Он тополями шагает в замостье,

    Нюхает розу и Дафну поет.

    Ни на минуту не веря в разлуку,

    Кажется, я поклонился ему:

    В светлой перчатке холодную руку

    Я с лихорадочной завистью жму.

    Он усмехнулся. Я молвил: спасибо.

    И не нашел от смущения слов:

    ‑ Ни у кого — этих звуков изгибы...

    ‑ И никогда — этот говор валов...

    О.Мандельштам

    К. Батюшков

    Любовь?

    Идет рядом с человеком

    Разгадка тайны находится на земле

    Высшая ценность жизни

    Соединение плотского и душевного

    Своенравность и ясность

    Любовь – это радость и наказание, смех и слезы, встречи и разлуки, это незабываемое прошедшее

    З. Серебрякова. Портрет Ахматовой. 1922

    Так беспомощно грудь холодела,

    Но шаги мои были легки.

    Я на правую руку надела

    Перчатку с левой руки.

    Показалось, что много ступеней,

    А я знала – их только три!

    Между клёнов шёпот осенний

    Попросил: «Со мною умри!

    Я обманут моей унылой,

    Переменчивой, злой судьбой».

    Я ответила: «Милый, милый!

    И я тоже умру с тобой…»

    Это песня последней встречи.

    Я взглянула на тёмный дом.

    Только в спальне горели свечи

    Равнодушным жёлтым огнём.

    Символ – это конкретный образ, а не неуловимая неоднозначная абстракция символистов

    У любви в акмеизме живой и реальный, отнюдь не отвлеченный характер

    В состоянии любви мир видится заново

    То пятое время года,

    Только его славословь.

    Дыши последней свободой,

    Оттого, что это - любовь.

    Высоко небо взлетело,

     Легки очертанья вещей,

    И уже не празднует тело

    Годовщину грусти своей.

    А, ты думал - я тоже такая,

    Что можно забыть меня.

    И что брошусь, моля и рыдая,

    Под копыта гнедого коня.

    Или стану просить у знахарок

    В наговорной воде корешок

    И пришлю тебе страшный подарок

    Мой заветный душистый платок.

    Будь же проклят.

    Ни стоном, ни взглядом

    Окаянной души не коснусь,

    Но клянусь тебе ангельским садом,

    Чудотворной иконой клянусь

    И ночей наших пламенным чадом

    Я к тебе никогда не вернусь.

    любовь к женщине, к поэзии, природе, к миру вообще

    «духовный тупик» – страшная тайна сердца, призрак девственной прелести, которому в этом мире воплотиться не суждено

    Если ты могла явиться мне

    Молнией слепительной Господней,

    И отныне я горю в огне,

    Вставшем до небес из преисподней…

    Смерть


    Вечность

    Пространство

    Смерть

    Миг

    Бездна

    Пропасть

    Пространство

    Адмиралтейство

    В столице северной томится пыльный тополь, Запутался в листве прозрачный циферблат, И в темной зелени фрегат или акрополь Сияет издали - воде и небу брат.

    Ладья воздушная и мачта-недотрога, Служа линейкою преемникам Петра, Он учит: красота - не прихоть полубога, А хищный глазомер простого столяра.

    Нам четырех стихий приязненно господство, Но создал пятую свободный человек: Не отрицает ли пространства превосходство Сей целомудренно построенный ковчег?

    Сердито лепятся капризные Медузы, Как плуги брошены, ржавеют якоря - И вот разорваны трех измерений узы И открываются всемирные моря. 


    О. Мандельштам

    Вечность

    Паденье - неизменный спутник страха,

    И самый страх есть чувство пустоты.

    Кто камни нам бросает с высоты,

    И камень отрицает иго праха?

    И деревянной поступью монаха

    Мощеный двор когда-то мерил ты:

    Булыжники и грубые мечты -

    В них жажда смерти и тоска размаха!

    Так проклят будь готический приют,

    Где потолком входящий обморочен

    И в очаге веселых дров не жгут.

    Немногие для вечности живут,

    Но если ты мгновенным озабочен -

    Твой жребий страшен и твой дом непрочен!

    Отрывок из стихотворения «В таверне воровская шайка…»

    На рынке возятся собаки, Менялы щелкает замок. У вечности ворует всякий, А вечность - как морской песок:

    Он осыпается с телеги - Не хватит на мешки рогож,- И, недовольный, о ночлеге Монах рассказывает ложь!

    Смерть

    Отчего душа так певуча,

    И так мало милых имен,

    И мгновенный ритм - только случай,

    Неожиданный Аквилон?

    Он подымет облако пыли,

    Зашумит бумажной листвой

    И совсем не вернется - или

    Он вернется совсем другой.

    О, широкий ветер Орфея,

    Ты уйдешь в морские края,-

    И, несозданный мир лелея,

    Я забыл ненужное «я».

    Я блуждал в игрушечной чаще

    И открыл лазоревый грот…

    Неужели я настоящий

    И действительно смерть придет?

    Миг

    Сегодня дурной день, Кузнечиков хор спит, И сумрачных скал сень - Мрачней гробовых плит.

    Мелькающих стрел звон И вещих ворон крик… Я вижу дурной сон, За мигом летит миг.

    Явлений раздвинь грань, Земную разрушь клеть И яростный гимн грянь - Бунтующих тайн медь!

    О, маятник душ строг, Качается глух, прям, И страстно стучит рок В запретную дверь к нам…

    Бездна

    Казино

    Я не поклонник радости предвзятой, Подчас природа - серое пятно. Мне, в опьяненьи легком, суждено Изведать краски жизни небогатой.

    Играет ветер тучею косматой, Ложится якорь на морское дно, И бездыханная, как полотно, Душа висит над бездною проклятой.

    Но я люблю на дюнах казино, Широкий вид в туманное окно И тонкий луч на скатерти измятой;

    И, окружен водой зеленоватой, Когда, как роза, в хрустале вино,- Люблю следить за чайкою крылатой!

    Пропасть (пустота)

    Пешеход

    Я чувствую непобедимый страх В присутствии таинственных высот. Я ласточкой доволен в небесах, И колокольни я люблю полет!

    И, кажется, старинный пешеход, Над пропастью, на гнущихся мостках Я слушаю, как снежный ком растет И вечность бьет на каменных часах.

    Когда бы так! Но я не путник тот, Мелькающий на выцветших листах, И подлинно во мне печаль поет;

    Действительно, лавина есть в горах! И вся моя душа - в колоколах, Но музыка от бездны не спасет!

    Выводы

    Зыбкость границ между сферой реальности и ирреальности, «пространственные перенесения», попытка осмысления инобытия, преодоление земного пространства - результат поиска выхода из сложной духовной ситуации, сложившейся в эпоху начала XX века.

    у О. Мандельштама - от осознания полноты бытия - к опустошению («твой мир болезненный и странный . я принимаю, пустота»);

    у Н. Гумилёва - от горизонтального (географического) пространства в ранней лирике до онтологического (целостного) в поздней;

    у А. Ахматовой - от бытового (церковнокалендарного) пространства до онтологического (гармоничное соединение физической (земной) и духовной реальности) на протяжении всего творчества.


    написать администратору сайта