эссе. Актуальность цивилизационного выбора святого князя владимира в веке
Скачать 15.52 Kb.
|
Костенко Александр Александрович МБОУ Марьяновская СОШ, 9 класс х. Марьяны, Чертковского р-на, Ростовской обл. (86387) 47-3-12 АКТУАЛЬНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ВЫБОРА СВЯТОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА В ΧΧΙ ВЕКЕ. В 2015 году Православная церковь будет отмечать тысячелетие со дня кончины святого князя Владимира, крестившего Русь. Эта дата ещё один повод, чтобы переосмыслить события, произошедшие в нашем государстве более тысячи лет назад. В наше время в большинстве европейских христианских странах произошёл отказ от вековых христианских ценностей, на которых был построен фундамент, как европейского общества, так и российского. В Европе наблюдается стремительное сокращение количества христиан. Процесс дехристианизации наблюдается и в современной России. Молодые люди в нашей стране всё чаще отходят от духовных и нравственных идеалов христианства. В конце XX - начале XXI веков в России появилось много новых языческих оккультных практик, которые не только чужды российскому менталитету, но и не имеют никакого отношения к дохристианскому язычеству на Руси. Обращаясь к историческому выбору князя Владимира между язычеством и христианством, нужно сказать о причинах, по которым решился русский князь на такой поступок. Из исторических источников известно, что масштабное крещение восточных славян началось в IX веке, но предпосылки для этого события, появились уже давно. Земли и народы, объединённые именем Древняя Русь, узнали христианство задолго до 988 года, когда его официально принял Князь Владимир. Выбор между язычеством и христианством, был явным в пользу христианства по многим причинам. Во-первых, язычество не было религией в современном понимании – как христианство, ислам, буддизм. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племён, в чем так нуждались восточные славяне в X–ХII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Языческий пантеон, включавший в себя к X веку множество языческих божеств, был настолько разнообразен, что породил множество отдельных мифологических верований. Религиозная разобщённость во многом не только не сплачивала славянский этнос, но приводила к противостоянию внутри государства. Во-вторых, языческий культ включал в себя ряд кровавых жертвоприношений. Человеческие жертвоприношения не были исключением в языческом обществе Древней Руси. Языческие обычаи, царившие в древнерусском государстве, не позволяли вести русским князьям равноправные международные отношения с развитыми странами. Византийцы описывают дохристианскую Русь как варварское государство, которое нужно остерегаться. Возвращаясь к событиям исторического выбора князя Владимира, нужно отметить, что он прекрасно осознавал, что языческая религия это ущербный путь развития для Русского государства, и христианизация Руси была совершенно естественным актом. Обращение князя Владимира в христианскую веру это результат глубокого внутреннего поиска Бога. Цивилизационный выбор князя Владимира предопределил историческую судьбу нашего государства. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и апостольской церкви – Поместная Русская Православная Церковь. Учение христианства дало, прежде всего, сознание общей истории человечества и участие в этой истории всех народов. Под влиянием Православной церкви из жизни простого народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, «умыкание» (похищение) девиц. Возросла гражданская правовая культура и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир. С принятием христианства создаётся международный авторитет Руси, прежде всего – на христианском Западе. Христианство делало князей Руси формально равными монархам Европы, принадлежащими к одному культурному миру, противостоящему язычникам-варварам. Международные договоры теперь можно было заключать, давая клятву перед одним Богом. Без крещения Руси трудно было бы представить возможность заключения междинастических браков, устроенных позднее Ярославом Мудрым. Христианство способствовало и культурному развитию страны. На Русь пришла славянская письменность, стали появляться первые школы и библиотеки. В монастырях зарождалось летописание и древнерусская житийная литература. Стала развиваться архитектура, появилось каменное строительство. А изобразительное искусство древней Руси, выраженное в иконописании, и сейчас остаётся непревзойдённой вершиной в мировой живописи. Православие явилось духовной основой всей европейской цивилизации. В этом отношении выбор Владимира означал и выбор цивилизационной альтернативы. Принятие христианства определило выбор Руси, при этом православие во многом обусловило становление собственно русской цивилизации, ставшей разновидностью христианской европейской цивилизации. В наше время практически вся правовая база российского общества строится на христианских началах. Уважение старших, запрет на убийство, отсутствие кровной мести, гуманное отношение к больным и старым, помощь малоимущим и многое другое – всё это плоды цивилизационного выбора, сделанного князем Владимиром в пользу христианства. Вспоминая князя Владимира и его сподвижников, обращаясь к их подвигу, мы сохраняем память о наших предках, о великих страницах нашей истории. И важно не забыть, что народ, не помнящий своих корней, обречён на вымирание. |