история экзамен. ЛИТЕРАТУРА НАПИСАТ. Образ русской женщины в творчестве Н. А. Некрасова
Скачать 178.4 Kb.
|
ГБПОУ РД «Дербентский профессионально-педагогический колледж имени Г.Б. Казиахмедова» Индивидуальный проект обучающегося по литературе на тему. «Образ русской женщины в творчестве Н.А. Некрасова» Выполнила студентка 1 «К» курса Гюльмагомедова Написат.П Преподаватель: Алекберова О.Л. Дербент 2021 г Содержание ВВЕДЕНИЕ 1.ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Н.А.НЕКРАСОВА 2 ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ЛИРИКЕ Н.А.НЕКРАСОВА 2.1. Судьба русской женщины в творчестве поэта (Стихотворение «Тройка», «В дороге», поэма «Мороз, Красный нос») 2.2. Идеал женщины в поэзии Н.А. Некрасова (Поэмы «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо», Глава «Крестьянка») Заключение (Выводы по работе.) Список Использованных Источников ВВЕДЕНИЕ Актуальность данной темы обоснована тем, что во все времена женская судьба обращала на себя особое внимание писателей и поэтов. Во многих произведениях Н. А. Некрасова главными действующими лицами являются русские женщины. С исчерпывающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины. Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился поэтическим вождем поколения 60—70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время. Во всех некрасовских стихотворениях, которые будут рассмотрены, на первом плане — тема народных страданий. Поэт сострадает крестьянам и особенно крестьянкам: женская доля еще тяжелее, чем мужская. Судьбы трудящегося люда глубоко волнуют его. При всем том, что Некрасов откликался на самые разные явления и проблемы русской жизни и мир его поэтических переживаний, конечно, далеко не исчерпывался сострадательной обращенностью к народному горю, все же именно ему посвящено то, что сам поэт воспринимал как нечто главное в своем творчестве. Цель нашей работы – проанализировать образ русской женщины в творчестве Н.А. Некрасова Задачи, которые мы ставим для решения цели, следующие: 1) изучить творческий путь Н.А. Некрасова 2) изучить женские образы в лирике Н.А. Некрасова, определить, какова судьба русской женщины и в чём состоит «идеал» этого образа. Объект исследования – творчество Н.А. Некрасова. Предмет исследования – произведения Н.А. Некрасова («Я не люблю иронии твоей», «Тройка», «В дороге», поэма «Кому на Руси жить хорошо», поэма «Русские женщины», поэма «Мороз, Красный нос»). Новизной проекта является знакомство с судьбой русской женщины через произведения Н.А. Некрасова. Проблемой проекта представляется сравнение созданных идеалов русской женщины в различных произведениях Н.А. Некрасова. 1.ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Н.А. НЕКРАСОВА Николай Алексеевич Некрасов пришел в литературу вскоре после гибели Пушкина и еще при жизни Лермонтова (первая журнальная публикация — 1838 г., первый сборник стихов “Мечты и звуки” — 1840 г.). Раннюю лирику поэта, впоследствии ставшего великим, принято считать ученической, подражательной, перепевающей мотивы русских романтиков. В начале 40-х г. Некрасову удается писать небольшие заметки в театральный журнал "Пантеон…", стать сотрудником журнала "Отечественных Записок". Но уже в середине 40-х гг. им созданы поэтические шедевры, к числу которых относится и “Тройка” (с нее далее начнем обзор отдельных произведений). Тогда же он стал литератором “натуральной школы” 40-х гг., организованной Белинским и призванной развивать гоголевские традиции в русле реалистического направления. Он не только поэт, но и прозаик-романист, очеркист, драматург, и журналист, критик, издатель, организатор литературных дел. Но главным делом его жизни стала и осталась поэзия. А главным ее содержанием и пафосом — народ, народность и все, что с этим связано. Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы. Кратко говоря, творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом. В 1843 г. Некрасов сблизился с Белинским, который высоко оценил его творчество и поспособствовал раскрытию его таланта. В 1845-1846 годах Некрасов издает два альманаха "Петербургский сборник" и "Физиология Петербурга"[5]. Лирика — прекрасная вещь, но редкий большой поэт (Батюшков и Тютчев едва ли не исключения) согласен ограничиться ролью миниатюриста и не мечтает попробовать свои силы в более крупном — лиро-эпическом — жанре: поэме! В 50-х гг. Некрасов этот жанр освоил. Из написанных тогда поэм наиболее значительны “Саша” и “Несчастные” [о сибирской каторге]. Центральное событие в отечественной истории тех лет — Крымская война, оставившая глубокий след и в душе Некрасова, что отозвалось в его поэме “Тишина” (1856—1857) и отзовется в более позднем творчестве (“Кому на Руси жить хорошо”). И все-таки наиболее убедительные опыты подлинно “народной” поэмы удались Некрасову не в 50-е, а в начале 60-х гг.: “Коробейники” и особенно “Мороз, Красный нос”. Это был путь к самому монументальному эпическому творению поэта “Кому на Руси жить хорошо”. Над этим произведением, начатым через два года после освобождения крестьян от крепостничества (1861), Некрасов работал до конца своей жизни и не успел закончить. В эти же — 60-е и 70-е — годы созданы другие крупные вещи. Наиболее заметны историко-революционные поэмы, посвященные подвигу декабристов и их жен: “Дедушка” (1870), “Русские женщины. Княгиня Трубецкая. Княгиня М.Н. Волконская” (1871—1872). Лебединой же песней поэта стала поэма “Современники” (1875) - о начинающемся русском капитализме, хищном и циничном [1]. В своих произведениях Некрасов уделяет большое внимание судьбе русской женщины. В этом он не походит на остальных русских поэтов и писателей. Не пишет он о женщинах- красавицах, о повелительницах богов, покорительницах мужских сердец. Героини его вышли из самой жизни. Не посыпана их дорога цветами, не так просто им все дается. Но стоит заглянуть в их душу. Какая это душа! Многострадальная, но никакими горестями не сломленная. Разные героини у Некрасова, но много у них и общего [1]. 2.ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ЛИРИКЕ Н.А. НЕКРАСОВА Женская тема в произведениях Н.А. Некрасова одна из важнейших. В своём проекте я хочу рассмотреть несколько лирических произведений Некрасова, главной героиней которых является женщина Так, стихотворение «Я не люблю иронии твоей», написанное предположительно в 1850 году, посвящено Авдотье Панаевой, жене друга Некрасова Ивана Панаева. Отношения поэта и Авдотьи Панаевой длились почти двадцать лет, хотя так и не приобрели официального статуса. Связь между влюблёнными включала в себя как периоды безоблачного счастья, так и моменты бурного выяснения отношений и даже временного охлаждения. Одно можно сказать несомненно: Авдотья Панаева на долгие годы стала музой Некрасова. Только так называемый «Панаевский цикл» содержит одиннадцать произведений, но также существуют и неизданные стихотворения. Почти не сохранилось исторических данных об отношениях Некрасова и Панаевой, поэтому данный цикл представляет собой интерес как реальная история отношений двух людей, он отражение пережитого и выстраданного Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» можно назвать пророческим: отношения лирических героев – это проекция отношений самого Некрасова с Авдотьей Панаевой. Лирический герой, будучи влюблённым, уже предчувствует неизбежную разлуку с героиней: Кипим сильней, последней жаждою полны, Но в сердце тайный холод и тоска Стихотворение наполнено трагизмом, хотя, как пишет автор, и героиня, и герой ещё полны любви. Она пока стремится продлить свиданье, а в нём кипят ревность и мечты, но за всем этим уже стоит призрак неминуемой «развязки». Несмотря на то, что перед нами признание героя, его чувства, мы вполне можем представить себе героиню. Первая строка стихотворения «Я не люблю иронии твоей» даёт нам повод думать, что героиня – женщина, знающая себе цену, которая позволяет в своём общении с мужчинами насмешку, игру. В стихотворении намечается образ загадочной женщины, любящей героя и одновременно терзающей его. В стихотворении «Тяжёлый год - сломил меня недуг» герой также молит героиню выслушать его, не обвинять несправедливо, он уверяет её, что он не губитель, но друг: Не я обрёк твои младые годы На жизнь без счастья и свободы, Я друг, я не губитель твой! Но ты не слушаешь… Абсолютно другой образ женщины мы встречаем в стихотворении «Тройка». Главная героиня здесь – девушка-крестьянка. Произведение имеет двухчастную композицию. В первой части Некрасов описывает юную красавицу с «чёрными, как ночь» волосами, румяными щеками и лукавыми глазами. Один взгляд такой девушки способен «старика разорить на подарки», а в сердце юноши зажечь пожар любви. Девушка жадно смотрит на дорогу в надежде, что проезжающий молодой корнет влюбится в неё и увезёт с собой. Во второй же части автор описывает истинную судьбу молодой крестьянки. После привольной жизни у родителей её ожидает прозябание с мужиком, который будет её бить, а также с ненавистной свекровью, гнущей невестку в «три погибели». Удел крестьянской женщины – «нянчить, работать и есть». Всё стихотворение построено на контрасте: На тебя заглядеться не диво, Полюбить тебя всякий не прочь… Поживёшь и попразднуешь вволю, Будет жизнь и полна, и легка… Но далее звучат горестные ноты: Завязавши под мышки передник Перетянешь уродливо грудь От работы и чёрной и трудной Отцветёшь, не успевши расцвести… Некрасов вполне реалистично изобразил судьбу крестьянской женщины, вся жизнь которой представляет собой череду бесконечных домашних дел, похожих не «непробудный сон», поэтому очень скоро вместо радости и движенья на лице появляется выражение постоянного испуга и «тупого терпенья». Заканчивается стихотворение печально: автор советует девушке заглушить в сердце тоскливую тревогу и не смотреть вслед мчащейся тройке, потому что не верит в счастливую судьбу молодой крестьянки. Трагичной судьбе крестьянки также посвящено стихотворение «В дороге». Произведение представляет собой диалог между пассажиром и ямщиком, который рассказывает о своей жене, по воле случая воспитанной вместе с барскими детьми, знающей грамоту, иностранные языки, обученной пению и другим «дворянским манерам». Но после смерти старого хозяина новый хозяин отправил девушку обратно в деревню, где её выдали замуж за простого крестьянина. Ямщик жалуется, сколько он нажил забот с молодой женой: Ни косить, ни ходить за коровой!.. Грех сказать, чтоб ленива была, Да, вишь, дело в руках не спорилось! Жизнь в барском доме, по мнению ямщика, испортила жену: чтение никого до добра не доводило. Но всего страшней мужику за сына, которого испортила образованная женщина. Ямщик жалуется, что, видно, скоро жена помрёт, хотя он и недоумевает почему: «учит грамоте, моет, стрижёт, Словно барчёнка, каждый день чешет, Бить не бьёт – бить и мне не даёт…» А с чего?.. Видит бог, не томил Я её безустанной работой… Одевал и кормил, без пути не бранил, Уважал, тоись, вот как, с охотой… А, слышь, бить – так почти не бивал, Разве только под пьяную руку… В другом произведении – поэме «Кому на Руси жить хорошо» – Некрасов также создаёт образ русской женщины, жизнь которой полна горя, страданий и несчастий, а «счастье» — лишь редкие моменты в её судьбе. Матрёна Тимофеевна Корчагина рассказывает странникам о бесконечной работе в семье мужа («Как ни велят – работаю, Как- ни бранят – молчу») трагической гибели первого ребёнка, голоде, заборе мужа в солдаты «не по очереди» и пр. Но, несмотря на всё это, люди считают её счастливой, потому что остальным живётся ещё хуже. Изображая тяжёлую судьбу русской крестьянки, Некрасов пишет о её жертвенности, красоте души, широкой натуре, силе духа и умении безгранично любить. Так, Матрёна, чтобы спасти мужа от несправедливого рекрутства, а детей от неминуемой голодной смерти, идёт за защитой к самому губернатору. Мотив беспримерного самопожертвования и подвига женщины во имя любви и преданности показан и в поэме Некрасова «Русские женщины». Её героини – жены декабристов, которые последовали за своими мужьями в Сибирь, отказавшись от дворянских титулов и всех благ, связанных с этим. Удивительно то, что, хотя социальные положения жён декабристов и Матрёны Корчагиной абсолютно разнятся, этих героинь многое связывает – горькая судьба и способность к жертвенной любви. В заключение скажу, что, женские образы играют значимую роль в некрасовском творчестве. Как правило, повествуя о судьбе русской женщины, поэт рисует в своих произведениях судьбу несчастную. Но, вопреки этому, женщина у Некрасова – это воплощение русской души, готовой, как говорил В.Г. Белинский, к «все сочувствию» и «все состраданию» 2.1. Судьба русской женщины в творчестве поэта Образ русской женщины занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской “величавой славянки”, во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице: Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка. Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях. Наиболее полно эти качества русской женщины раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе — житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета... Но она все может стерпеть: Ходила с гневом на сердце, А лишнего не молвила Словечка никому… Но Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе слышится и протест (“В груди у них нет душеньки... На шее — нет креста!”). Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: “Не дело вы затеяли — средь баб счастливую искать!” Это подтверждает и судьба Дарьи, описанная Некрасовым в поэме “Мороз, Красный нос”. Мы видим нелегкую долю крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибает. Ее судьба также воспринимается как типичная участь русской женщины: Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына раба, А третья—до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд — все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним нравственным богатством. Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что “грязь обстановки убогой к ним словно не липнет”. Такая женщина “и голод, и холод выносит”. В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее ребенка Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме “Русские женщины”. В этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в разговоре с княжной Трубецкой (“Пускай вот муж — он виноват... А вам терпеть... за что?”, “бежите вы за ним. Как жалкая раба”) разбиваются о твердость принятого княжной решения. В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна “печальных потерь”. “Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я... Так небу угодно!..” - говорит героиня. В ее словах — и любовь, и чувство долга. Тот факт, что первоначальное название поэмы “Декабристки” Некрасов заменил на обобщенное “Русские женщины”, говорит сам за себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, — сила духа, умение пожертвовать собой, воля — это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни принадлежала. Поэт отдает должное нравственной красоте и подвигу русской женщины. Стихотворение «Тройка» имеет кольцевую композицию. Оно начинается и заканчивается обращением лирического героя к крестьянской девушке. В первой строфе это вопрос: «Что ты жадно глядишь на дорогу?» В предпоследней и последней строфе – предостережение лирического героя, предвидящего судьбу героини: «Не гляди же с тоской на дорогу». Если отбросить последние две строфы вывода, стихотворение делится на две равные части: счастливая и несчастная жизнь героини. Вторая часть, несчастливая жизнь, дана как более вероятная возможность: «Да не то тебе пало на долю...» Девушка, к которой обращается герой, не замечает, что он за ней наблюдает. Перед его мысленным взором проносится вся её настоящая и будущая жизнь, как перед глазами девушки проносится тройка. Первые две строфы описывают, как девушка ждёт на дороге тройку, а затем бежит за ней. Тройка – символ счастливой жизни. Следующие три строфы - это портрет девушки-крестьянки. Шестая строфа разбивается многоточием на две части. Первая часть – счастливое пророчество: «Будет жизнь и полна, и легка». Наверное, и у крестьян бывала такая жизнь, но нечасто. После многоточия Некрасов описывает типичную судьбу крестьянки. Следующие четыре строфы рассказывают о её жизни; муж будет бить её, свекровь принуждать к чёрной и трудной работе, женщина лишится красоты и здоровья. Но не это самое страшное: она утратит девическую живость, потеряет интерес к жизни, которая будет подобна вечному сну, механическому повторению событий: «Будешь нянчить, работать и есть». Внутренние изменения личности отразятся на выражении лица. В бесполезной жизни бедняжки не оправдаются никакие надежды. Последние две строфы – призыв смириться с судьбой, потому что крестьянка не может быть счастлива. В этом основная мысль стихотворения. В стихотворении “В дороге” рассказывается о загубленной жизни крепостной девушки. Маленькой девочкой взяли ее господа в барский дом, воспитали вместе с барышней. Благодаря милости барина она получила образование, а когда барин умер, новый владелец поместья воротил “ее на село — знай-де место свое, ты, мужичка”. Девушку насильно выдали замуж за, крепостного мужика-извозчика. По- существу это новелла в стихах — рассказ ямщика, который хотя и не способен до конца понять настоящую причину жизненной драмы, все же приходит к выводу: Погубили ее господа, А была бы бабенка лихая! 2.2 Идеал женщины в поэзии Н.А. Некрасова Подвиг русской женщины, самоотверженной и несгибаемой, для Некрасова – источник глубочайшего лиризма, в котором сплавились и восхищение, и боль сострадания, и вера в грядущее освобождение, признание красоты и богатства душевных сил, присущих русскому национальному женскому характеру: В груди кипят рыдающие звуки, Пора, пора им вверить мысль мою! Твою любовь, твои святые муки, Твою борьбу – подвижница, пою!.. Подвижничество, подвиг – эти высокие слова применимы в равной мере и к судьбам воспетых Некрасовым в «Русских женщинах» жен декабристов, чьи имена хранит наша историческая память, и к судьбам безвестных крестьянок, обретших бессмертие, в некрасовском поэтическом слове. «Русские женщины» - поэма о женах декабристов – вводит нас в иную, по сравнению с народными поэмами, социальную среду и в иную эпоху, отстоящую от некрасовской на полстолетия. Обращаясь к прошлому, поэт думал и о своей современности. Он словно протягивал связывающую нить между поколениями революционеров 1820-х и 1860 -1870-х годов. В героинях декабристкой эпохи Некрасов искал и проницательно находил черты, роднящие их с участниками революционного движения нового этапа, без страха перед каторгой и ссылкой вступавших на путь борьбы с самодержавной властью. Сильные женщины, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Они, привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Княгини Екатерина Трубецкая и Мария Волконская хотят, как и их мужья, пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа. Они любили своих мужей и считали своим долгом разделить их судьбу. Подвиг этих женщин возможно даже выше подвига их мужей, которых осудили и насильно увезли в Сибирь. А их жёны ехали туда добровольно. Такой трудный и далёкий путь не могли выдержать даже некоторые мужчины, но эти женщины всё преодолели – любовь и вера вели их вперёд. Екатерина Трубецкая, своей гордостью и непреклонностью покорила старого генерала-губернатора Иркутска, который пытался отговорить её от этого путешествия, пугая её трудной дорогой, в которой погибают люди. Губернатор укорял её тем, что она, как раба бежит за мужем. Но княгиня гордо ответила, что она не раба, что муж её оставил не ради другой женщины, а ради любви к Родине, а она жена, и её долг быть рядом с мужем. В образах Екатерины Трубецкой и Марии Волконской воплощён подвиг русских женщин, которых не могут сломить ни жизненные неудачи, ни удары судьбы. Пленительные образы русских женщин, созданные великим поэтом, по праву признанным певцом женской доли, не утрачивают своей привлекательности, своего живого обаяния для новых и новых поколений писателей. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Главу «Крестьянка» можно назвать «поэма в поэме», где устами главной героини Матрены Тимофеевны автор повествует обо всей суровой действительности крестьянского бытия. Крестьянка сама рассказывает о своей жизни, открывает душу и внутренний мир. Портрет главной героини автор изображает глазами крестьян-странников и баб. В их глазах она здоровая, умная и красивая. Матрена Тимофеевна с умилением вспоминает о своей жизни в родительском доме, где ее любили и берегли. С пяти лет она начала трудиться, но это ее не пугало, ибо в свободное время она могла и петь, и плясать, и радоваться жизни. Да и замуж вышла по любви. Но с этой поры и начались все ее несчастья, ибо попала она в большую семью, где всем пришлось угождать, и где ее невзлюбила свекровь. Счастливой она была, лишь только когда познала материнство. Постепенно в жизнь Матрены Тимофеевны врываются несчастья: гибель сына, в которой ее обвиняют, смерть родителей, смерть близкого ей человека деда Савелия, голодные годы и пожары. И все пришлось вынести этой простой женщине, но доброе ее сердце не очерствело. Все эти беды и невзгоды только закалили характер Матрены Тимофеевны и сделали ее сильной и смелой. Она не побоялась обратиться к губернаторше, сумела защитить мужа от рекрутчины. За это ее многие и считали счастливой, но сама Матрена так не думала. В образе Матрены Матвеевны поэт воплотил все лучшие качества русской женщины и показал горькую судьбу простых женщин. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, исследовав часть творчества Н.А. Некрасова, мы можем сделать следующие выводы: жизнь крестьянская у Некрасова не беспросветна, в ней есть своя поэзия. И Дарье, и Матрене Тимофеевне известны счастье взаимной любви и материнства, радость спорой работы, ощущение красоты окружающего мира природы. Непрочно это счастье, недолги эти радости. Что ж, тем выше их цена. Некрасов поэтизирует лучшие свойства крестьянского характера национального – величие души, беспримерное трудолюбие, высокое терпение в преодолении жизненных невзгод, - поэтизирует без сентиментального любования, в ключе народно-поэтических традиции. Это и вносит оптимистическую ноту надежды и веры в звучание даже такого трагического произведения, как «Мороз, Красный нос». Трагические и светлые интонации неповторимо сплетаются в завораживающих строках повествования о последних мгновениях замерзающей Дарьи. В воссоздании с проникновенным психологизмом предсмертных видениях героини поэт силою своего слова животворит неизбывную вековую мечту народа о прекрасной, счастливой жизни, о торжестве вольного и радостного труда. Эта мечта воодушевляет и некраих героев, и самого автора, который сумел увидеть мир и судьбы своих персонажей глазами самого народа. Никто из русских поэтов до Некрасова не изображал жизнь простого народа так, как сумел сделать он. Герои гражданской лирики и эпических поэм Некрасова воплотили сущность русского характера: любовь к свободе и труду, богатство духовного мира, нравственную стойкость. Великий поэт был выразителем, вдохновителем революционного духа, всего прогрессивно-демократического движения своего времени. Никто из русских поэтов до Некрасова так широко и с такой глубиной не охватил в своем творчестве жизнь городской и деревенской бедноты, Некрасов ярко показал тяжесть народных страданий, тяжесть подневольного труда. Поэзия его будила и будит умы, поднимает на борьбу против социального гнета, за равенство и счастливую долю. Его правдивая, мужественная поэзия, его задушевные песни слились с гневным голосом трудового люда. Некрасов глубоко понимая великую историческую миссию народа, который способен не только сетовать на горькую долю и петь заунывные песни, но и восстать против мира гнета и несправедливости. Воспевая неиссякаемую духовную силу, нравственную красоту народа, поэт будил в нем могучие, богатырские силы, внушал ему веру в светское будущее. Женщина в произведениях Некрасова является жертвой социальной несправедливости, она всегда вынуждена преодолевать препятствия, но именно в этих усилиях видится ее добродетель, которую так воспевает поэт. Изучив особенности отражения жизни народа в творчестве поэта, выявив созданный им идеал русской женщины и исследовав средства его создания, мы можем сделать следующие выводы: - произведения проникнуты глубоким состраданием к русской женщине, несчастная судьба которой становится объектом изображения; - творчество поэта отличается разработанным сюжетом; - большое значение при создании женского образа играет композиция произведения, значимой становится деталь, а частное иногда приобретает символический обобщающий смысл. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.Энциклопедия литературных произведений.URL: https://lithelper.com/p_Tvorcheskii_put-_Nekrasova_N_A (дата обращения:13.03.2020г.) 2. Женские образы в произведениях Н.А.Некрасова.URL https://literarus.ru/literatura/ege-po-literature/nekrasov-zhenskie-obrazy/ (дата обращения:13.03.2020г.) 3. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» URL:https://www.yaklass.ru/materialimode=sochi&sochid=3036 (дата обращения:14.03.2020г.) 4. Идеал и анти-идеал человека в лирике Некрасова.URL: https://licey.net/free/14razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/71russkaya_poeziya_xix_veka/stages/4356ideal_i_antiideal_cheloveka_v_lirike_nekrasova.html (дата обращения:14.03.2020г.) 5.Биография Некрасова. URL:https://obrazovaka.ru/nekrasov-nikolay.html (дата обращения:13.03.2020г.) |