Глава 1 окончательный вариант. Актуальность нашей работы. В связи с этим мы поставили цель
Скачать 298 Kb.
|
II.2 Средневековье ─ цивилизация мужчин Средневековье – это главенство патриархальных традиций. Мужчина был объявлен высшим существом. Богословы считали так исходя из того, что мужчина сотворен раньше. Апостол Павел говорил, что для мужа главой является Христос, жене глава муж. Исходя из этого, жена не имеет право учить мужа и властвовать над ним. Женщины обязаны повиноваться, а мужчины любить своих жен.69 Августин Блаженный (354 — 430) полагал, что душа как, женская так и мужская, сотворены по образу и подобию Бога. Мужчины наделены душой, которая гармонично сочетается с телом. Мужчина должен любить, дорожить и уважать свою жену: «истинно верующий супруг не только не стал бы пользоваться чужим сосудом, как это делают те, кто домогается чужих жен, но и знал бы, что даже и себе принадлежащим не следует обладать, пребывая во власти недуга телесного вожделения».70 Средневековые мыслители часто ссылались в своих рассуждениях на почитаемых авторов античных времён. Например, Аристотель (344-322) в трактате «О рождении животных» размышлял о женском и мужском начале пришел к выводу, что мужчина представляет собой духовную идею, которой и движет женской бесформенной массой. Мужчина, по мнению философа, завершенное творение, поэтому оно сильнее женщин.71 Исидор Севильский (570—636) дал этимологическое объяснение слова «мужчина». Латинское слово «vir» «мужчина» происходит от слова «vis» «сила», также имееся связь со словом «virtus» «добродетель».72 Существует много трактатов, где речь идет о взаимоотношениях мужчины и женщины. Одни считают, что «женщина приносит мужчинам только зло и её надо избегать, потому что она запутывает мужчину, оскверняет его, и лишает его имущества».73 Данный мотив хорошо прослеживается у английского писателя Чосера: «Плач и стенанья, горе и заботы мне отравляют отдых и работу…с тех пор, как я женат… женатые, – мы все рабы.…»74 Петр Ломбардский (XII в.-1164), выступая в противовес этому, считал: «раз женщина создана из ребра Адама, значит, она должна идти рядом с мужчиной. Связь между ними основана на любви».75 Хумберт Романский (XIII в.) утверждал, что женщина имеет ряд преимуществ над мужчинами. Во-первых, по природе: «Мужчину создали на презренной земле, женщину же — в раю; мужчина сотворен из праха земного, женщина же — из мужского ребра. Во-вторых: «Мужчины не являются благородными, так как не пытались, как женщины, предотвратить страдания Христа».76 Таким образом, видно, что мужчины тоже не идеальны по своей природе, что признавали некоторые из них уже в средние века. Исследователи истории мужчин с точки зрения гендера, больше предпочитают анализировать мужскую идеологию или интеллектуальный аспект. Последнее время появляются сторонники комплексного подхода к истории мужчин и к истории патриархата. В данном вопросе субъект изучается в контексте социальной иерархии, где акцент делается на месте человека в обществе. Мужественность играла большую роль при определении статуса. В частности для мужчин, мужественность определяла место в социальной иерархии и давала политические права. Истинным мужчиной считался только глава домохозяйства, что является одной из причин вступления в брак. Неженатые мужчины имели гражданские права, но не участвовали в политической жизни. На них смотрели с призрением, как и на нарушителей общественного порядка. Необходимо отметить, что средневековые мужчины защищали членов своей семьи, особенно женскую половину, так как любое посягательство на честь жены считалось посягательством на домохозяйство в целом. Некоторые теоретики полагают, что мужчины создали публичные общественные институты. Мотивируя свои решения тем, что сильный пол не участвовал в таком процессе как рождение.77 Рассматривая средневековье в лице мужского пола необходимо сделать акцент на рыцарях, так как именно в этот период они переживают пик своего развития. Рыцарь в наших представлениях — это благороднейший человек, который живет по кодексу чести. Он является неким эталоном. Эталон рыцаря сформировался в XII-XIII веках в замках французских аристократов, и из Франции распространился по всей Западной Европе.78 Рыцарь должен служить своему сеньору и даме своего сердца. Он — пример благородства, смелости, мужественности и чести.79 С XI века в Западной Европе распространяется культ Прекрасной Дамы. Рыцарей можно назвать авторами данной идеи, так как именно в их среде она получает распространение. Сквозь призму куртуазной любви рыцари проявляли всю свою сущность. Они были благородны, добры, верны, выступая, как защитники женщин и обиженных. Однако в реальной жизни в вопросах, касающихся оскорблений, прелюбодеяний или попытка склонить жену сеньора или его наложницу к прелюбодеянию, рыцарь проявлял вероломство, даже к своему сюзерену. Это качество проявлялось также при покушении на честь дочери, сестры, если они были чисты. Хейзинга Й. (1872—1945), рассматривая культ Прекрасной Дамы, описывал стереотипы «женственного» и «мужественного». Он говорил: «Рыцарям свойственно аскетичность, мужественное самопожертвование, которые связаны подходом в основе, которого лежат эротические представления неудовлетворенного желания».80 Нидерландский историк писал о мужском представлении благородного рыцаря, как об идеале, к которому стремится сильный пол. Французский историк Ж. Дюби, имеет свою точку зрения на куртуазный культ Дамы. В основе этого культа лежит поклонение холостого рыцаря, как правило, замужней женщине. Любовное влечение рыцаря, которому не суждено сбыться. Он, будучи благородным, не имеет права оскорбить ее насилием. Куртуазная любовь подразумевает только ухаживания, кокетство и ни какого соития между поклонником и дамой. Согласие на сближение должна дать сама женщина.81 Частым явлением были рыцарские турниры. Дамы также присутствовали на турнирах. Существовал обряд, когда дама дарила в знак своей благосклонности, какую либо вещь или поцелуй. Также существовал пояс верности, которую девушка одевала в знак верности своему будущему мужу. Таким образом, ритуал, связанный с культом прекрасной Дамы имеет воспитательное значение для мужчин и женщин. Последние начинают дорожить своей честью, сдерживать свои чувства. В мужчинах вырабатывается самоотверженность, и притупляются идеи грубого овладения женщиной, развивает умения быть вежливым, внимательным и обходительным. Все это ведет к переосмыслению ценностей в обществе. В мужчинах развивается чувство собственного достоинства, а для женщин характерен рост престижа. В позднее средневековье появляется в рыцарской среде культ девяти бесстрашных. И все рыцари стремятся к этому эталону. Бывало иной раз для возвышения себя в глазах своей спутницы жены рыцари шли и на обман, рассказывая про удивительные сражения. Говоря о мужчинах средневековья, необходимо отметить мужскую красоту, которая имела большое значение для рыцарства. Привлекательная одежда, любовь к золоту, к драгоценным камням, считались необходимым атрибутом. Это всё должно был сочетаться с доспехами воина. Однако в среде аристократов красота отходила на второй план, главное место занимала респектабельность и достойная внешность. Для военного сословия большую роль играла слава. Они шли искать её, оставляя порой своих жен. Иногда эта слава приводила к тому, что рыцарь мог жениться на вдове, чей муж умер в поединке с героем. Оссовская М приводит один пример из романа Кретьена де Труа. Рыцарь Льва, мстя за родственника, убивает мужа некой дамы. Та в отчаянии рвет на себе волосы и расцарапывает кожу ногтями, но, в конце концов, позволяет здравомыслящей служанке убедить себя выйти замуж за убийцу: «На бой выходят два героя. Коль победит один из них, кого, скажите, из двоих, храбрейшим назвали б вы сам…И вдова отдает ему свою руку так быстро, что снедь, предназначенная на поминки, может пойти на свадебное пиршество».82 Рыцаря сменяет французский дворянин, который, хотя и придерживается сословных правил и требований чести, более не мнит себя борцом за веру, защитником слабых и угнетенных. Тип французского дворянина сменяется «джентльменом», также ведущим свою родословную от стародавнего рыцаря, но являющегося более сдержанным и более утонченным. В следующих одна за другой трансформациях рыцарского идеала он последовательно освобождается от поверхностной шелухи, по мере того как она становится ложью. Мужчины были постоянными клиентами борделей. Но, здесь существовал ряд ограничений, например, молодым студентам и подмастерьям не разрешалось ходить к проституткам и посещать «дома веселья». Иногда мужчина только «формально» являлся главой в семье. Такое положение прослеживается в трактате «Пятнадцать радостей брака». Автор сравнивает семью с рыболовной сетью, куда по глупости попадают мужчины, и выбраться оттуда уже нельзя как бы ни старался. Например, «подыскивать себе невесту, и кончает тем, что, попавши в брачные сети, женится; только не дай Бог, коли подобрал он себе жену наспех, ибо множество напастей и бед обретет в эдаком браке».83 Дешан в своих стихах пытается оградить мужчин от заведения семьи, детей и женитьбы. Он считает счастливым человеком, который не жениться, так как скверная жена испортит всё жизнь, а хорошую жену нужно всегда беречь, что бы не потерять её».84 Мужчина — это материальная сторона семьи. «…дочерей приходиться содержать богато и прилично по трём причинам: первая та что скоро их руки начнут искать женихи; вторая та что и дочерям от того радость и удовольствие они не утратят юную свою красоту; ну а третья та, что попробуй-ка добрый человек этого не сделай – худо ему придется…»85 Насколько сильный пол умел вести дела можно судить по благополучие семьи и детей. По этой причине мужчины занимались экономическими делами. Они ездили на ярмарки совершали торговые операции. Таким образом, мужчины, занимают главенствующее место в обществе, исходя из того, что женщины практически не имели никаких прав. Главной обязанностью мужчин было содержание семьи. Большое значение имела такое качество как мужественность. Оно для женатых мужчин определяла статус в обществе, давая политические прав. Отношение к средневековым женщинам было грубым. Это было связано с тем, что женщин воспринимали как источник зла, которые приносят одни несчастья. Но было и другое мнение: женщина — это эталон красоты. Защитники прекрасного пола ставили их наравне с мужчинами. В семейных делах женщина выступала спутницей мужа. Она помогала вести хозяйство и была хранительницей очага. И для того чтобы в семье был порядок, жена должна быть благосклонной, скромной и уважительно относиться к своему, мужу и защищать честь семьи, ведя праведную жизнь. Мужчины являлись добытчиком. От материального благосостояния зависел статус семьи и, в первую очередь, статус самого мужа. Средневековое общество более благосклонно относилось к мужчинам, в таких случаях как брак даже с жалостью. III. ПОНЯТИЕ ЧЕСТИ В ГЕНДЕРНОЙ ИСТОРИИ III. 1.Роль чести в средневековом обществе Средневековая культура важная ступень в формировании современных представлений о женщине, женской природе и семье. Этот период дает наиболее развернутое представление о женском несовершенстве, о семейно брачных отношениях. В разные эпохи мы часто сталкиваемся с такими понятиями, как «женская честь», «мужская честь», «честь семьи». И к XXI веку понятии чести исчезает, что ведет к разрушению традиционных семейных отношений. Честь, то есть её соблюдение в средние века, имела очень большое значение для развития общества. Для средневековья честь во всех её смыслах стояла на первом месте и даже в какой-то мере определяла статус человека в обществе. Честь86 это больше социальное понятие, но c развитием гендерной истории это понятие стало рассматриваться с гендерной точки зрения. Для нашего исследования больший интерес представляет честь как объект гендерных исследований. Рассматривая женскую честь необходимо остановиться на двух точках зрения, которые свидетельствуют о противоречивом отношении к женщине. «Мизогинисты»87 обвиняют женщин во всех возможных пороках, а «феминисты» доказывали несостоятельность бытовавших в общественном сознании негативных женских стереотипов, которыми оперировали их противники. Перенося эти отрицательные характеристики на мужчин, «феминисты»88 пытались разрушить устоявшиеся образы «коварной соблазнительницы», «сварливой мегеры» и «заядлой расточительницы», приводя многочисленные примеры добродетельных женщин и создавая столь же стереотипные позитивные образы «обманутой невинности», «покорной жены», «благочестивой матроны»89. Мужчины и женщины, вступая в брак должны следовать определенным правилам общего поведения, и в то же время каждый из них выполняет определенную роль в семье, и занимает свое место, в ней выполняя свои обязанности тем самым, поддерживая некий баланс в семейных отношениях. Статус брака являлся краеугольным камнем в поведении женщины и мужчины, в том числе и в сексуальном отношении. Женская скромность, целомудрие контролировали поведение женщины во всех сферах. Девственность, целомудрие - ценились в средние века. В христианской иерархии ценностей состояние целомудрия было, безусловно, выше, чем состояние человека, живущего в браке. Так в сочинениях Иеронима (340-420) высокую оценку заслуживали только девственницы и вдовы. Даже в материнстве ничего ценного он не видел. Он считал, что через девственность женщина может возвыситься над своим природным положением и стать такой же совершенной, как мужчина. Августин Блаженный (354-430) в девственности видел путь к духовной свободе христианки, а в браке дорогу к подчинению ее мужчине.90 В средние века последователи античного философа Аристотеля считали женщину бесформенной материей, а мужчину духовным существом. Женщины мене духовны, чем мужчины, менее простодушны, но более мстительны, злонамеренны, несдержанны. Считали, что женщина легче подвергается слезам, ревности, ворчливости, более склонна к брани и дракам, к потере присутствия духа, в ней меньше стыда, она больше обманывает и многое другое.91В таких ситуациях женщина легко может потерять свою честь в глазах окружающих. Если проанализировать развитие рассуждения то, можно увидеть чисто мужской взгляд на женщину. Современные историки, изучая женскую природу, таким образом, опираются на тексты, написанные мужчинами, что оставляет соответствующий отпечаток на исследованиях. Современная исследовательница Л.П.Репина считает, что семейный статус определял каждую фазу женского жизненного цикла. Понятие «чести» и «позора» -это внешнее выражение целомудрия, которое призвано контролировать не только сексуальное поведение женщин, но практически все стороны их бытия. Оно задавало строгость воспитания и скудость образования, стиль одежды и манеру говорить, ограничения в выборе партнера, рамки приемлемой деятельности и очень многое другое. Конечно, не все женщины следовали модели поведения, предписываемой им традиционным обществом, но, в целом, деятельность женщин была ограничена.92Король Испании при выборе невесты сказал: «Вы знаете, что короли Испании и короли Франции не должны жениться, руководствуясь корыстью, а только из благородных побуждений, выбирая добропорядочную женщину благородного происхождения, воспитанную в помыслах о добре и способную принести здоровое потомство».93 Нидерландский учёный Йохан Хейзинга (1872-1945) рассуждая о мужской чести, отмечал что, высокомерие превращается в честь и служит опорой жизни.94 Швейцарский историк Якоб Буркхардт (1818-1897) рассматривал мужскую честь как «смесь совести и себялюбия, которая все еще свойственна современному человеку, даже если …он утратил все остальное: и веру, и любовь, и надежду. Чувство чести уживается с громадным эгоизмом и немалыми пороками и способна даже вводить в ужасное заблуждение; но при этом все, то благородное, что еще остается у человека, может примыкать к этому чувству и черпать из этого источника новые силы».95 Однако современный отечественный медиевист Тогоева О.И. в своей статье рассуждает, что репутация мужчин в средневековом обществе не была связана с сексуальной сферой. Если в оценке женщины преобладали морально-нравственные качества, то достоинство мужчины, по мнению исследовательницы, обычно связывалось с воинскими, то есть рыцарскими свершениями, с проявлением силы и насилия, со службой королю или с профессиональными достижениями.96 Таким образом, в случае женщины упор делался на ее природу, а в случае мужчины – на его разум и ум. Большой интерес для нашего исследования играет сборник произведений «Пятнадцать радостей брака», неизвестного средневекового автора XV века. Данное произведение повествует о пятнадцати горестях семейной жизни. Из рассказов можно сделать вывод, что автор мужчина, который явно негативно относится к браку так таковому. Для автора брак- это слёзы, горесть печаль невзгоды. Человек рожден для свободы, а брак эту свободу отнимает. Брак-это сети, а молодые люди, в особенности мужчины, глупые рыбы, которые попадают в эти сети и из них уже никогда не выберутся. Анализируя каждую из радостей, можно сделать выводы, что женщины в данном произведении представлены не в лучшем свете, так как здесь чисто мужской взгляд на женщин. Что касается мужчин, то они выступают благородными честными трудоголиками, и «бедолагами». Автор c жалостью относится к ним по той причине, что они несут всю тяжесть семейной жизни на себе. Проанализировав, «Пятнадцать радостей брака», можно сказать, что у всех на слуху была и неверность жен, и легкомысленность девиц, а неудачные браки и несчастные семьи встречались на каждом шагу. Легкомысленность девиц, как двигатель бесчестия, опутывала семенные отношения, превращая их в некий хаос и аморальность. «Какого бы характера ни была жена, покладистого или вздорного, она, как и все женщины на свете, держится одного главного и непреложного правила в браке, а именно: что муж ее самый слабый да немощный из всех мужчин и что нет никого ничтожней его в тайных супружеских делах».97 В средние века большим позором считалось не то, что женщина изменяла мужчине, а то, что её кто-то соблазнил и любое покушение на женщину- это покушение на семейный очаг, на самого владельца дома. Об этом факте свидетельствует исследования английского историка Дженнифер Д.Тиборо. В статье рассматривается сексуальная жизнь церковнослужителей. Средневековое духовенство использовало сексуальность для выражения маскулинности, и это могло случаться со священниками, сожительствующими с конкубинами или монастырскими затворниками, столкнувшимися и превозмогавшими испытание своих сексуальных желаний. Сексуальность была компонентом маскулинности, даже для мужчин, давших обет безбрачия.98 С принятием целибата служители церкви превращаются в настоящих маньяков, от которых страдали женщины, причем как замужние, так и молодые девушки. Мужчины, защищая честь жены, защищали честь семьи. Честь замужней женщины ценилась больше чем честь молодых девушек, что было связано c тем, что последних можно было выдать замуж.99 Жена была сексуальной сферой деятельности ее мужа, поэтому сексуальный союз с ней означал великое завоевание для священника и великую атаку на честь ее мужа и домовладельца. Особой похвалы удостаивались вдовы, которые воздерживались от вступления в повторный брак; помимо верности покойному супругу, они олицетворяли еще одну важнейшую христианскую добродетель-постоянство. Семья-это союз женщины и мужчины, одним из признаков которой является совместное ведение хозяйства. Не стоит думать, что в средние века женщина- это враг или обуза для мужчин. Во многих семьях жена — это спутница мужа и его партнер. В статье Т.А.Леоновой «Женщина в средневековой семье: партнёр и спутница мужа?» рассматривается трактовка партнерства как результата истинной супружеской любви. В XIII веке проповедник Бертольд Регенсбургский (Германия) считал, что женщины целомудреннее мужчин, добросердечнее их, охотнее ходят в церковь на проповедь. Он считал, что женщин больше попадет в царствие небесное, чем мужчин. В XIII веке английский проповедник Томас Чобхем утверждал: «жена – это увещеватель мужа. Ни один священник не способен размягчить сердце мужчины, как это может сделать его жена.…Даже если муж жесткий и немилосердный притеснитель бедных, она может уговорить его быть милостивым».100 Позднее, в XIV веке известный французский юрист Пьер Дюбуа выдвинул идею об использовании жён – верных христианок, в качестве своеобразных миссионеров. После подходящего доктринального образования, они могли бы выявлять мужей не христиан, способствовать их обращению. Кристина Пизанская говорила, что только благодаря женщинам мужчины смогли возвыситься до Бога. Честь для средневекового общества заключается в смиренном служении Богу, лишь ведя праведную жизнь человек, обретает честь и благополучие. Таким образом, честь в гендерной истории рассматривается в виде общего определения, относящегося как к женскому полу, так и к мужскому, при изучении семейно-брачных отношениях. Если в средние века честь во всех смыслах служила неким контролем, в семейных делах, то на современном этапе такое понятие чести утратило таковое значение. |