Главная страница
Навигация по странице:

  • Объектом

  • Историография

  • Глава 1 окончательный вариант. Актуальность нашей работы. В связи с этим мы поставили цель


    Скачать 298 Kb.
    НазваниеАктуальность нашей работы. В связи с этим мы поставили цель
    Дата11.09.2022
    Размер298 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГлава 1 окончательный вариант.doc
    ТипДокументы
    #671471
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5


    ВВЕДЕНИЕ
    Термин гендер или социокультурный пол появился в Западной гуманитарной науке в 80-е годы XX века. С этого момента он играет ведущую роль при рассмотрении «женских исследований». Гендерные исследования сегодня - это исследования, в основе которых лежит многообразие форм взаимодействия мужского и женского.

    Социокультурные нормы характеризуют, психологические качества, формы и модели поведения, различные виды деятельности, многообразие профессии женщин и мужчин. Быть мужчиной и женщиной в обществе - это означает выполнять предписанные им гендерные роли. Гендерные отношения наиболее отчетливо проявляются в семье. Семья - это объединение, как правило, мужчины и женщины. Для исторической характеристики семейно-брачных отношений необходимо рассматривать в первую очередь гендерное взаимодействие. Каждый имеет свои обязанности и права.

    В традиционном обществе супруги должны соблюдать определённые нормы поведения. Эти нормы и правила по-разному воспринимаются членами семьи особенно мужчиной и женщиной. Само общество реагирует неоднозначно на женщину, на мужчину, на жену и мужа и на их семью.

    Историческая наука пытается выяснить, почему мужчины и женщины далекого прошлого спешили или, наоборот, не спешили с браком, почему оставались холостяками, сохраняли или пренебрегали супружеской верностью.

    Таким образом, для рассмотрения вопроса о семье необходимо применять гендерный подход, суть которого сводиться к учету интересов обоих социально-половых групп общества.

    Изучение гендерных аспектов средневековой семьи основывается на источниках авторами, которых являются мужчины и это, естественно, накладывает отпечаток на историю женщины. Гендерная история в отечественной исторической науке явление достаточно новое, и многие стороны семейно-брачных отношений остаются не изученными или малоизученными, что и определяет актуальность нашей работы.

    В связи с этим мы поставили цель – рассмотреть в нашей выпускной квалификационной работе гендерные отношения в средневековой Западной Европе на основе материалов по истории брачно-семейных отношений в период с XI века и до конца Средневековья.

    Объектом нашей квалификационной работы является общество средневековой Европы в XI-XV века.

    Предмет исследования – средневековая семья, как модель гендерных отношений.

    Историография данной проблемы достаточно обширна.

    История семьи на сегодняшний день является актуальным направлением в медиевистике. Оно сформировалось в рамках социальной истории в 60-70 гг., и стало самостоятельной областью исследования.

    Большую роль в следовании истории европейской семьи сыграли работы французских историков. Одним из которых, является Ф.Арьес. Его работы посвящены вопросам истории детства и семьи.1 Автор рассматривает период от раннего Средневековья до XIX века. Монография написана с опорой на богатый иконографический материал. Для нашего исследования большой интерес представляет третья часть, которая посвящена семье. Ученый рассматривает образ семьи сквозь призму календарных сюжетов. Определяет место женщины и мужчины в семье, основные занятия, отношения к ребенку. Описывает основные обычаи (сватовство, венчание, крестины и другие), касающиеся семейно-брачных отношений. Автор рассматривает вопрос о чести мужчины, родовой чести и чести семьи.

    Значительно раньше вышла в свет работа Йохана Хeйзинга, посвященная исследованию форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах.2 Книга состоит из цитат, где рассматриваются разные формы жизненного уклада. Историк изучает вопрос, связанный с мужчинами средневековья. Данная книга позволяет, рассмотреть жизнь рыцарей, в частности такие аспекты как, честь, любовь, идеалы и ценности. Автор дает глубокое описание о жизни средневековых сословий. Подробно описывает традиции и обычаи, принятые в обществе. Нидерландский историк дает оценочное описание жизненного уклада.

    Идеи рыцарства представлены в книге польского философа и социолога Марии Оссовской «Рыцарь и буржуа».3Для нашей работы ценный материал даёт первая глава книги. Здесь автор сравнивает героев Греции по поэмам Гомера с рыцарями средневековья. Дает характеристику ценностей средневекового общества, в том числе и затрагивает мужскую семейную честь.

    На основе исследований различных источников в книге Гис Ф., Гис Дж. «Брак и семья в Средние века»4 сделана попытка выявить особенности развития брака и семьи в среде аристократии, среднего класса, крестьян и ремесленников. Авторы отражают изменения в восприятии семьи. Акцент делается на общественной роли семьи, на взаимоотношениях с домохозяйствами, на отношениях супругов в семье, а именно: на распределении власти внутри семьи. Также они останавливаются на вопросе взаимоотношения церкви и семьи, на том, как церковь воздействует на институт брака. Дается широкий спектр экономических отношений семьи и общества.

    В отечественной историографии выделяются три этапа в изучении семейно - брачных отношений. В дореволюционной науке исследования сводились лишь к созданию целостной картины, основанной на лидирующей экономической составляющей средневекового общества. Поэтому источниками по данному периоду служили пометные описи.

    С конца 70-х годов начинался второй этап. В это время вышли реферативные сборники, где анализировались статьи и монографии зарубежных ученых, посвященные проблемам социальной истории, а также демографии.

    В 1991 году вышла монография Ю.Л. Бессмертного «Жизнь и смерть в Средние века».5 Автор исследовал демографическую ситуацию во Франции на протяжении девяти веков, начиная с IX века и заканчивая XVIII веком. Рассматривая разные формы брака и семьи, он дал подробный анализ возраста вступления в брак, сделал акцент на женский вопрос, в частности отношение к женщине. Использование широкого спектра источников, позволили автору собрать богатый и интересный материал о средневековом человеке и о семье. Его исследования служат фундаментом для развития социальной истории в нашей стране по настоящее время.

    В нашей работе использовалась статья Бессмертного Ю.Л. «Историческая демография позднего западноевропейского средневековья на современном этапе»,6 и статья Репиной Л.П. «Исследование демографических процессов и проблема синтеза в современной западной историографии западноевропейского средневековья».7 Наряду с демографическими данными, дается анализ форм брака, приводятся примеры по отдельным регионам, благодаря которым можно проследить особенности по странам. Данные о возрасте брачующихся позволяют выявить причины вступления брак и последствия таких браков для общества.

    На современном этапе главным объектом исследования становится индивид, благодаря чему изучается внутренний мир, его мировоззрение и ценности. В нашей работе использована работа Рябовой Т.Б. «Женщины в истории западноевропейского средневековья».8Автор выявляет разные представления о женщине, рассматривая правовой аспект, экономический, политический, духовный аспекты и определяет роль женщины во всех сферах жизни средневекового общества.

    Так же следует выделить общетеоретические работы Л.П. Репиной «Гендерная история: проблемы и методы исследования»,9и А.Л. Ястребицкой «Проблема взаимоотношения полов как диалогических структур средневекового общества в свете современного исторического процесса».10Обе статьи, проанализировав новые концепции в социальной средневековой истории, познакомили отечественных специалистов с достижениями иностранных коллег в области теории и методики гендера, тем самым, обозначив новую линию развития «женской истории» в отечественной науке.

    Рассмотренная нами историография проблемы свидетельствует о значительном интересе к гендерным проблемам, но комплексные работы, посвященные предмету нашего исследования, до сих пор отсутствуют.

    Основными источниками для нашего исследования послужили труды Аврелия Августина «О супружестве и похоти».11 Для нашего исследования взяты главы VII, X, которые рассматривают важный в христианстве вопрос о греховности и таинстве брака; в VIII главе­­­ − о супружеской любви и соитии, которые должны быть только между мужем и женой. В IX главе здесь рассматривается вопрос о дозволенности мужчинам иметь несколько женщин. Данные сочинения выбраны для того, чтобы проследить отношение к браку и женщине с точки отрицательной доктрины церкви, в основе которой лежат библейские традиции и заповеди.

    В средневековой светской литературе можно выделить произведение «Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов   XIV-XV веков.12В светской литературе прослеживается специфика отношения к браку. Здесь брак приобретает бытовые или повседневные черты. Автор используя, сарказм и насмешки показывает реального человека с его слабостями и недостатками. В сюжете можно рассмотреть традиционные взаимоотношения между людьми, проанализировать образ жизни и поведенческие стереотипы. Наделение определенными характерными чертами героев: глупостью, жадностью, хвастовством, ленью позволяет представить моральный облик персонажей, также дает возможность оценить социальную среду, ценности, какие- то поведенческие традиции, социальные образы мужчины, женщины и других. В основу сюжета легло жизнеописание мужика простака. Автор, хочет предостеречь мужчин от вступления в брак. Он убежден, что женщины приносят только зло и мучения. Автор ссылается на отношении к женщине в средневековом обществе. Произведение носит антифеминистический характер.

    Однако даже в этом произведении можно увидеть любовь, на которой держится семья. Муж, проявляя заботу о своих близких, показывает наглядно, что он любит свою жену и детей. И, в свою очередь, жена преподносит в обществе себя только с хорошей стороны, например, выходы в свет, в лучших нарядах показывая достаток в семье и умение мужа материально обеспечить семью. Мужчина идет домой, не теряя надежды, что любимая жена образумится и тоже проявит свою любовь по отношению к мужу.

    Другую модель взаимоотношения мужчин и женщин можно проследить в трактате Крестины Пизанской13. Выступая защитницей женщин, автор, показывает чисто женский взгляд на сильный пол. Это единственное произведение, где мужчины представлены в самом лучшем свете. Необходимо отметить, что Кристина Пизанская критикует произведения о женщинах, написанные мужчинами.

    Светская жанровая литература представлена в работе Джеффри Чосера, которая является важным источником для исследования семейных отношений в разных слоях общества.14 Для нас особый интерес представляют рассказы, в которых отображаются авторские взгляды на межличностные отношения в семье, характеристика брачных союзов, причины семейных конфликтов.

    Важным источником является Книга Рыцаря Делатур Ландри, написанная в назидании его дочерям.15Через поучения отца дочерям можно определить принятые нормы и правила поведения в обществе. Автор, сквозь призму воспитания, определяет такие понятия как честь и достоинство.

    Для изучения вопросов, касающихся гендерных установок и понимания чести мужчин, мы использовали источники «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» – неизвестного автора.16 Автор поэмы затрагивает именно рыцарскую честь и доблесть, через описание испытаний Сэра Гавейна, также есть упоминания женской чести, которая проявляется в поведении Леди Бертилак. Все описания помогают правильно воссоздать образ средневековой семьи и семейной чести.

    Таким образом, источники средневековья дают противоположную картину восприятия гендерных отношений: с одной стороны, брак - это грех, с другой - спасение. C одной стороны, супружеские отношения подвергаются осмеянию, с другой - воспевается любовь и нежность между мужчиной и женщиной.

    Имеющиеся источники и изученная нами литература позволяют решить следующие задачи:

    - Проанализировать разные точки зрения по вопросу семейно-брачных отношений в средние века

    - Рассмотреть моногамный церковный брак в средневековье

    - Выявить, каким было отношение к средневековой женщине, и определить основные её обязанности в семье

    - Определить место мужчины в средневековом обществе и семье

    - Рассмотреть понятие чести в гендерной истории средневековья

    Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

    I. СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
    I. 1. Средневековые взгляды на брак
    Воззрения на институт брака и на взаимоотношение полов пережили в средние века заметную эволюцию, которая содержала преодоление языческих представлений о браке и утверждение христианских обычаев.

    Католическая церковь признала брак поздно. В ранние средние века среди христиан преобладали взгляды на брак, сформулированные на основе новозаветных текстов святого Иеронима (347-430 гг.) и папы Григория Великого (530-604 гг.). Они видели в браке, повторение первородного греха, совершённое Адамом и Евой. По этой причине осуждались любые брачные союзы, и подлинными христианами считались лишь те, кто отказывался от брака.

    Христианский брак, по Амвросию Медиоланскому (ок. 339—397), предполагает определенную духовную свободу. «Женщина должна уважать своего мужа, но не служить ему».17 Муж управляет женой, но не принуждает ее. Брак — это не только половые отношения, оправдание которых в деторождении, но и служение друг к другу.

    Первый отец церкви Августин Блаженный (345-430) признавал превосходство девственников над женатыми, но, тем не менее, утверждал, что в законном супружестве половой акт превращается из смертного греха в грех простительный: «то, что они в супружестве совершают с целью продолжения рода, является благом брака; однако то же самое до бракосочетания скрывается, так как является постыдным пороком похоти, который везде, где бы то ни было, избегает быть увиденным и, стыдясь, стремится уединиться в укромном месте. Поэтому супружество следует прославлять, ибо оно делает из порока похоти некое благо; но в то же время супружество испытывает чувство стыда, поскольку не может существовать без вышеупомянутого акта».18

    Половой акт между супругами должен совершаться не ради наслаждения, а c целью продолжения рода. Родившийся ребенок, ведя, праведную жизнь, должен заменить ангелов.

    Данная концепция Августина была официально одобрена церковью лишь в начале XI века. Тогда церковный брак распространяется в народных массах. К XII-XII векам христианская концепция моногамного нерасторжимого брака получает признание в западноевропейских странах. Брак причисляется к христианским таинствам и в процедуру бракосочетания включается и церковное благословение.

    «Муж есть глава жены» – слова апостола Павла говорят о патриархальном характере средневековой семьи. Церковь объявляла брак вечным и нерасторжимым.19

    Фома Аквинский, доминиканский монах XIII века писал: «Брак есть зло, прежде всего, для души, ибо нечто так не пагубно для добродетели, как плоское сожитие. Он зло для тела, ибо человек подчиняется женщине, а это самое горькое рабство».20

    Брак осуждался как духовный союз, который основан на взаимной любви. Так глава францисканского ордена XIII века Св. Банавентура заявил: «Брак не узаконяет этой любви, он едва её оправдывает; любовь сама в себе-призренная, гнусная вещь; она препятствие для любви к Богу, единственной законной любви».21

    Согласно Брокгаузу и Ефрону, брак или брачный союз это постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода. Люди, состоящие в браке, называются супругами или супружеской парой, мужчина - мужем, женщина - женой.22

    В Средние века существовал такой вид брака как суаньнантаж23, то есть супружеский союз холостого мужчины и замужней женщины. Мужчина имел право жениться на женщине в случаи гибели её мужа. Данный брак занимал промежуточное положение между возможным и допустимым. Такой брак не ставился в один ряд церковным браком, но и не осуждался.

    Пенитенциарии в руководстве для исповедников рассматривается другой вид брака. Это сожительство мужчины и женщины. Он осуждался церковью и обществом, и соитие считалось грехом.24

    По мнению отечественного медиевиста Бессмертного Ю.Л., в европейских королевствах существовали две брачные традиции; позднеантичная и древнегерманская. Эти виды брака не исключали одновременного существования двух-трех разновидностей супружеских союзов. Они различались по своей престижности, которые не имели ничего общего с моногамным христианским браком.25

    Анализируя памятники рубежа XI-XII веков Бессмертный Ю.Л. пишет о существовании «плохих браков». Приведем слова известного французского юриста XIII века Филиппа де Бомануар: «…много cпоров возникает между детьми одного и того же отца, который имел несколько жен. При этом обсуждaется, кого именно надо считать зaконным наследником, а кого нет, так как он рожден в плохом браке и является бастардом».26

    Плохим браком считался суаньтаж— сожительство замужней женщины и женатого мужчины. Их дети — бастарды не имеющие никаких формальных прав на нacледование. Данный союз осуждался и церковью и обществом.

    Не смотря на причисление брака к церковному таинству, в обществе продолжали существовать тайные браки. Расцвет приходится на XIII—XIV века. Такие браки церковь, как правило, узаконивала после нескольких лет супружества — обычно с появлением детей. В связи с этим на Тридентском соборе XVI было установлено, что брак должен заключаться только в церкви и при наличии двух-трех свидетелей.

    Исследователи выделяют в средние века разные модели брака. В основе классификации лежит территориальный принцип.

    Северо-Западная модель характеризуется поздним возрастом вступления брак. Это 25 лет, а иногда и 30 лет, и после бракосочетания молодожены обзаводятся домохозяйством. Необычным выглядит в английской модели поздний брачный возраст женщин, которые в результате вступали в брак уже вполне взрослыми людьми, обладая большей самостоятельностью в принятии решения, когда и за кого выходить замуж, и брали на себя управление домашним хозяйством.27

    Таким образом, они не были так зависимы от своих мужей, как, например, жены в патрицианских купеческих семьях итальянских городов, где средний возраст первого брака для женщин ограничивался пятнадцатью годами, а для мужчин заходил за тридцать лет. В основе северо-западной модели лежат экономические мотивы вступления в брак, будущие супруги должны были накапливать средства, работая по найму в других домохозяйствах.

    Значительную роль в дифференциации брачных моделей играл социальный фактор. Например, в Европе крестьяне и крестьянки заключали браки в более раннем возрасте, чем городские жители. Они чаще формировали домохозяйства, где жили вместе с родственниками. Представители высших слоев выходили замуж в более раннем возрасте, чем низшие слои. Разница в возрасте между супругами у них была больше. Женщины, которые были вынуждены мигрировать в поисках работы, как правило, вступали в брак позже и с близкими по возрасту партнерами. Гендерная дифференциация отчетливо проявлялась при заключении повторных браков. Вдовцы чаще заключали браки, чем вдовы. Последние не желали терять полученную свободу.28

    При рассмотрении разных моделей брака Ю.Л.Бессмертный использовал метод последовательного историзма. При таком подходе можно понять подлинные мотивы, побуждавшие мужчин и женщин далекого прошлого спешить или, не спешить с браком, сохранять, или не сохранять супружескую верность, выбирать ту или иную партию в браке или оставаться холостяком.29

    Для массовой модели поведения было характерно особое акцентирование плотского начала в браке. Среди богословов XII века не было единодушия в том, что следует признавать сутью брака - «согласие» на него или же подкрепление такого согласия плотским соитием. На практике же такое соитие долгое время исчерпывало эмоциональную сторону супружеских отношений. Согласие родителей, сеньора и церкви было желательным, но не обязательным.

    В гендерной историографии институт брака рассматривается довольно широко. Самое авторитетное место занимает книга Ж.-Л. Фландрена, в который рассматривается вопрос об историчности современной формы семьи. Он выделяет для характеристики семейных отношений сферу эмоционально окрашенных родственных отношений, главным образом между мужем и женой, родителями и детьми. Противовес этому Репина Л., современный отечественный историк пишет: «Супружеская семья в доиндустриальной Европе это экономический союз, лишенный эмоций, где нет места сердечной склонности и сексуальной привлекательности».30

    Таким образом, в начале своей семейной жизни молодожены, возможно, были лишены такого чувства, как любовь, но с рождением детей эта любовь приходит и проявляется в любви к детям и близким.

    Примером сильной привязанности к супруге является история, воссозданная по нескольким письмам, участника первого крестового похода Стефана, графа Шартрского. Любовь к жене Адель и интересы семейной жизни он поставил выше долга паломника, покинув войско крестоносцев, осаждавших Антиохию, и вернулся домой.31

    Исследования российского медиевиста Бессмертного Ю.Л., показали, что в XI веке произошли значительные изменения в отношении к церковному браку и к брачно-семейным связям, которые заключались в укрепление престижа малой супружеской семьи. В XII—XIII века процесс социального возвышения института брака продолжался, но только в позднее средневековье церковный брак становится исключительной формой супружеского союза, со строжайшим запретом разводов и повторных браков при жизни супругов.

    Американские историки Мириам Слейтер и Джон Гиллис утверждали, что родственники и, прежде всего, семья невесты продолжали играть важную роль в организации брака.32 Для анализа были взяты две социальные группы: высшие слои и низшие. Цели и стремления невесты и ее родителей, родственников и общины совпадали: в глазах всех сторон лучшим мужем считался тот, кто мог обеспечить надежную защиту, доброе имя, положение в обществе. Вот почему даже те женщины, которые обладали самой большой свободой в выборе своих мужей, а именно вдовы и сироты, предпочитали руководствоваться в этом важнейшем решении своей жизни не романтическими чувствами, а теми практическими соображениями здравого смысла, которые мы назвали бы расчет. Стремление к материальному благополучию, жажда социального престижа, упование на будущих детей были не менее важными эмоциями, чем сексуальное пристрастие. Любовь и влечение, которые женщина испытывала по отношению к мужчине, могли опираться на любую комбинацию из всех этих чувств.

    В центре родственных отношений долгое время находились не брачные узы, а кровная связь. Она давала человеку до XV века ряд прав и гарантий, например, соприсяжничество, кровную месть. Обязанность мстить за родственника бала даже сильнее установок и морали христианской церкви.

    Отражением тесных родственных связей были домохозяйства или линьяжи.33 Это были сложные родственные объединения, которые включали кровных родственников, «кровных друзей», побратимов. Линьяжи возникли X-XI века и имели иерархическую структуру. Линьяж отличали такие черты, как нераздельность земельного надела и семейное самосознание. В простонародной среде подобием льньяжа являлось «домохозяйство», включающее родственников, учеников, слуг.

    Социальная организация дома носила иерархический характер; во главе иерархии стоял отец, которому подчинялись все остальные. Ступенью ниже находились жена и официально признанные дети; затем все проживающие в доме родственники — по крови или по браку; и наконец, слуги.34

    Родство являлось препятствием для вступления в брак. В конце VI века границей считалась седьмая степень родства, а в начале XIII века - четвертая, что было вызвано нехваткой брачных партнёров.

    Таким образом, в средневековой Западной Европе вопрос о браке долгое время был неоднозначным. Существовало такие формы брака германский и романский. Встречались деления по территориальному признаку. Большую роль играли родственные связи при заключении брака.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта