Главная страница

Глава 1 окончательный вариант. Актуальность нашей работы. В связи с этим мы поставили цель


Скачать 298 Kb.
НазваниеАктуальность нашей работы. В связи с этим мы поставили цель
Дата11.09.2022
Размер298 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГлава 1 окончательный вариант.doc
ТипДокументы
#671471
страница4 из 5
1   2   3   4   5

III.2 Юридическая сторона чести
Положение человека в средневековом обществе определялось и регулировалось правовыми нормами. По словам А.Я. Гуревича: «Существование признавалось лишь за тем, что обладало правовым статусом».101

Статус мужчин и женщин определялся рождением, то есть большое значение придавалось родовитости и социальной иерархии. С развитием феодальных отношений женщины вытесняется на второй план, и в общественной жизни мужчины являются доминантами.

В средние века существовало несколько систем права: каноническое, королевское, сеньориальное, и обычное право. Все они отличалась друг от друга. Большое значение при рассмотрении дела имел статус женщины. Например, вдовы и незамужние женщины были более самостоятельны, чем замужние. Средневековое законодательство защищала права вдов и в целом семьи. К примеру «Вдовья треть» жена получала только в случаи действительного брака, в остальных случаях она лишалась наследства или оно передавалось родственникам мужа.102

Женщины имели право на защиту в суде. Против женщин в основном совершались преступления такого характера, как насилие, оскорбление, нанесение телесных повреждений. Умыкание считалось тяжким преступлением, так как затрагивало честь мужчины-отца, жениха или мужа. За рукоприкладства средневековое законодательство не наказывало. Супруг законный мог наказать жену, но «не до крови» — это не преследовалось законом. Во Фландрии XIV века существовала такая норма: муж мог избить жену до крови, но он не считался преступником, если смог вернуть её к жизни и восстановить её здоровье.

Однако церковный суд выносил наказание виде, епитимья, которая могла продолжаться до шести лет. Иногда жестокое обращение мужа могло служить основанием для развода или разделения.

Такое преступление как насилие в средние века рассматривались тщательно. Причиной этому служит то, что некоторые женщины преднамеренно наговаривали, чтобы женить на себя.

На суде женщина представала как потерпевшая, так и как свидетельница. В знак подтверждения своих показаний женщина обязана предоставить еще двух свидетелей. Ели женщина после изнасилования забеременела, то это не преступление, ибо она получила удовольствие. Обычно жертвами насильников становились служанки, крестьянки.

Гендерная история рассматривает юридическую сторону понятия чести. Честь здесь выступает как некий закон правило для женщины, так как в этом вопросе упор делается на покушение на женскую честь.

Современный историк Репина Л.П считает: «честь в юридическом смысле для сильного пола - это своего рода социально-классовая определенность. Для мужчин из высших слоев оно определялось физической храбростью и верностью, а для буржуа и большинства работающих — честностью, профессиональным мастерством и добросовестностью».103 Проанализировав протоколы судебных заседание самым оскорбительным для мужчины было слово «вор» а для женщин «шлюха».104

Для женщины независимо о социальной принадлежности, понятие чести имело гендерное содержание. Прекрасный пол имел право подавать в суд за оскорбление чести. На судебном процессе в обязательном порядке защиту знатной женщины представлял мужчина-родственник, причем все это носило публичный характер. Вся идеология данной политики сводилась к защите мужского начала в семейных делах.

В свою очередь мужчины также защищали свою честь. В средневековом обществе честь мужчины напрямую оказывалась, связана с его сексуальной жизнью и половой идентичностью. И особенно ярко это проявлялось, как ни странно, именно в судебных или парасудебных конфликтах.

Например, муж неверной жены или его родственники то же мужчины воспринимали адюльтер, как личное оскорбление и мстили, прежде всего, за свое собственное унижение. Наказание, к которому они прибегали, часто свершалось над той частью тела обидчика, которому и был нанесен урон. Кастрация указывала на сексуальный характер совершенного им преступления. Преступление такого рода в средневековом обществе воспринимались, как бесчестье и оскорбление. Однако, церковные реформаторы выступали против физической кастрации, потому что подобная процедура искусственно устраняет сексуальные желания.

Восстановить достоинство потерпевших можно было лишь ответно обесчестив, как правило, унизив противника. Например, Робер де Саль, оруженосец из Пуату, узнал о супружеской измене, в которой признавались жена Робера и его слуга Мериго де Мень, незадолго до того принятый на службу. Призвав на помощь братьев жены, своего племянника и двух слуг, обманутый муж снарядил настоящую карательную экспедицию и устремился на поиски обидчика. На восьмой день утром он нашел его спящим в доме матери, пинками выгнал на улицу, отвел в ближайший лес. С помощью маленького ножика отрезал этому Мериго пенис и яички, говоря при этом, что не причинит ему никакого иного ущерба, кроме как в той части тела, которой тот оскорбил его жену.105

Гуревич А.Я. замечал, что в средневековом обществе чувство стыда являлось важным средством социального контроля.

В средние века большое внимание уделялось контролю над сексуальностью. Общество контролировало сексуальное поведение своих членов с помощью разнообразных методов, например, через различные суды, законы и даже всевозможные обряды. Любые отклонения от принятых норм сказывались на репутации человека. Например, женщины заботясь о своей чести, контролировали свою сексуальную жизнь через самоконтроль. Но в силу своей сознательности многие представительницы прекрасного пола предпочитали получить материальную компенсацию.106

Духовенство, которое страдало от введения целибата. Средневековые священники, отстраненные от официально признанных форм сексуальных связей, создали альтернативную сексуальность в форме конкубината, промискуитета, последовательной моногамии и поликонкубината. Священник мог выражать свою принадлежность мужскому полу этими союзами и потенциально достигал публичного признания мужественности за свое сексуальное искусство.107

Наказаниями за нарушение установленных норм следил цен священники, обвиненные в «изменных связях, были оштрафованы, а некоторым было велено пройти обряд канонического очищения».108

Дерек Нил утверждал, в силу того, что обет безбрачия был главной чертой клерикальной идентичности, нарушение такого обета вело к отрицанию клерикальной социальной идентичности и унижению достоинство. Например, своим частым блудом и порождением детей приходской священник нормандской деревни Брей - су – Бадемонт Вальтер публично демонстрировал свою сексуальную потенцию. Бесчестие, я должна пояснить, только тогда становилось фактором, когда священник жестко дисциплинировался вышестоящим начальством. В таком случае Вальтер был лишен своего бенефиция, следовательно, и средств существования, благодаря своим многочисленным нарушениям. Человек, лишенный средств существования, был публично обесчещен.109

Клод Говар, отмечала: «сексуальное поведение играло первостепенную роль в формировании репутации женщины в средневековом обществе, сексуальная чистота была основой ее чести и достоинства. Это правило в равной степени распространялось, как на знатных дам, так и на простолюдинок; на юных девушек и на замужних матрон».110

Вступая в брак большое значение, предавалось невинности невесты. Существовал обычай, по которому она должна была публично доказать, что невинна. Обычай заключался в том, что на другой день после свадьбы вывешивалась простыня или рубашка невесты.

Ели муж обвинял жену в отсутствии невинности, то родители невесты должны были доказать противное. Решением этого вопроса занимался суд. В случае не подтверждения данного факта муж повергался денежному взысканию или сорока ударам, если он был прав, брак считался недействительным, а молодая к тому же еще изгонялась из родительского дома, так как в доме отца предавалась разврату.111Были случаи, когда девушку убивал сам отец. Умереть обесчещенной считалось позором.

Многие преступления совершенные против не замужних женщин умалчивались. Что связано с желанием родственников скрыть позор и устроить жизнь несчастной.

Современный исследователь Клод Говар, отмечала: «сексуальное насилие в средневековом обществе становилось предметом живого обсуждения, чем другие преступления. В таких случаях девушка в глазах окружающих превращалось в проститутку, публичную женщину».112

Ле Гофф, современный историк, рассуждая о профессиях средневековья, рассматривает отрицательное отношение общества к проституции. Главную причину этого медиевист ведет в том, падшие женщины за свой труд получают деньги, продавая свое тело.

В XII-XIII века издаются специальные законодательные рекомендации, по которым рассматривались дела, связанные с сожительством, внебрачными детьми, изнасилованиями. Например, обвиняя мужчину в насильственном похищении женщины, то она до суда изолировалась. В суде женщина помещалась на равном расстоянии от обольстителя, с одной стороны, и своих родственников, с другой. Женщина должна была выбрать либо своего обольстителя, либо родственников. Выбирая мужчину, он становился его мужем, и дело на этом прекращалось, если выбор пал на родственников, обольститель подвергался наказанию. В течение XIV в. не зафиксировано ни одного случая наказания за это мужчин. Получается, девушки хорошо знали своих обольстителей.113

Система французских судебных наказаний за сексуальные преступления долгое время оставалась слабо разработанной В разных провинциях применялись свои наказания. Например, в Арле обычным наказанием за измену было изгнание виновных из города.114 В Тоннерре, напротив, адюльтер наравне с изнасилованием и убийством расценивался как тяжкое уголовное преступление и карался смертью. Неверных жен также весьма охотно заключали в монастыри.115

Встречались наказания за адюльтер, направленные на унижение достоинства мужчин. К ним относиться «бег». Суть заключалась в следующем. Мужчина и женщина обязаны были пробежать через весь город. Для жителей это было зрелищем, и оно проводилось днем. Наказанные должны были бежать по улицам города голыми но иногда мужчине оставляли его брэ, а женщине – нижнюю рубашку. При этом бегущая впереди женщина должна была держать в руках веревку, второй конец которой привязывали к гениталиям ее любовника. Веревка была пропущена между ногами женщины, доставляя ей тем самым дополнительные мучения. «Бег» также мог сопровождаться публичным бичеванием, иногда – «до появления крови».116

Таким образом, преступления направленные против чести рассматривались тщательно. Честь замужних дам, больше ценилась, чем честь молодых девиц. Первые были более защищены, так как преступления против них считались преступлениями против самих домовладельцев.

Понятие чести в гендерной историографии рассматривается в контексте изучения вопроса семьи. Честь для средневекового человека это принятая норма.

С рождения детей их приучали быть благоразумными, совершать только добрые поступки. Человек, ведя праведную жизнь, обретает честь и достоинство. Каждый человек сам творец своей судьбы и только от него зависит, какая будет у него честь и какое будет достоинство.

Светское общество наказывало людей совершивших преступления против чести. Наказания в основном были направлены на унижения преступника. Церковнослужители были более снисходительны, давая возможность исправиться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для российского государства Гендерная история явление молодое. Оно начинает развиваться лишь после 70 годов. Фундаментом для развития послужили работы Юрия Львовича Бессмертного.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Для рассмотрения семейно-брачных отношений необходимо применить гендерный подход, который позволит проследить взаимоотношение мужчины и женщины в семье и в целом отношение общество на брак.

В средневековье не существовало таких понятий, как «брак» и «семья». Данное явление было вызвано, с тем, что молодожены жили со всеми родственниками, тем самым образовывали домохозяйства или линьяжи.

Средневековая семья — это сложное соединение, где каждый член, которого выполнял свои функции и в свою очередь каждый из них выступал как индивид, имея свои права и обязанности. Отсюда и вытекает двоякое отношение к семье.

Церковнослужители, которые опирались в своих выводах на новозаветные тексты, видели в браке повторение первородного греха. Они осуждали брак и благосклонно относились к тем, кто отказывался от вступления в него.

В противовес этому Августин Блаженный признавал брак, но только при условии того, что любое соития должно преследовать цель деторождения.

Начиная с XI века, церковный брак стал распространяться в массах. И уже с XII века, церковь официально запретила старые формы брака, включив брак в церковное таинство. Но, не смотря на это, тайные браки продолжали существовать.

При заключении браков большую роль играли родственные связи или статус рода или клана. Любви в средние века между мужем и женой также не существовало. Статус рода рассматривался не c точки зрения знатности или материального состояния, большую роль играло, достоинство человека точнее рыцарские качества. Они, по мнению средневековых людей, считались врожденными, которые передавались через кровь

Церковный моногамный брак был единственной принятой формой. Но в обществе встречались отклонения. Они проявлялись в конкубинате, незаконнорожденные дети, частые разводы и измены супругов. Светское общество, начиная с XIV века, осуждает данные явления. Но средневековые люди также опирались на слабость перед такими грехами. И в итоге получалось, что осуждали и в то же время совершали их. Данный аспект связан с психологией средневекового общества.

В целом, для средневекового общества характерен конформизм. Он проявлялся в отношении к женщине и мужчине. Основная масса равнялась на мнение богословов и на литературу, которая написана была мужчинами. Женщину сравнивали с дьяволом, с сосудом греха. Их считали греховными и порочными. Мужчины в средние века, наоборот, выступали героями, защитниками. Их жалели, что ими управляют коварные существа, которые приносят одни несчастья.

Но, проанализировав ряд источников, на практике оказалось не так то и плохо. Мужчины предпочитали и больше всего желали обзаводиться семьей. И все те тяготы, которые приносила семья, воспринимались как обыденные радости. Женатые мужья пользовались авторитетом в обществе. Доказательством служит то, что они имели политические права. Холостые имели лишь гражданские. Средневековые мужчины уважали своих жен, и самое главное — любили и, по- своему, по- средневековому. И для того чтобы семья была крепкой и просуществовала долго, родители воспитывали своих детей быть благоразумными и вести праведную жизнь.

И это воспитание оказывало свое влияние. Мужчина и женщина имели определенные обязанности. Женщина работала по дому и на садовых участках.

Мужчины обеспечивали семью. Этот факт имел большое значение. От материального состояния зависел статус домовладельца.

Филипп Новарский выдвинул идею сотрудничества в семье. Женщина является спутницей мужа. Она помогала вести хозяйство, например, при отъезде мужа, воспитывала детей. И женщина выполняла эмоциональную функцию. Она своею любовью и заботою поддерживала уют домашнего очага.

И мужчины и женщины защищали семью, особенно такую её сторону как честь. Гендерная историография не рассматривает этот аспект отдельно, но изучает его в контексте семьи.

Честь для средневекового общества это правило, принятая норма.

Большую роль занимает честь семьи. Любое покушение на замужнюю женщину считалось покушение на главу домовладельца. Поэтому мужчины всеми способами защищали своих членов семьи и особенно оберегали своих жен.

Иначе состояло дело с честью молодых девушек. Покушение на девиц большого внимания не заслуживало. Этому есть ряд причин. Во-первых, их можно было выдать замуж. И, во-вторых, родители предпочитали замалчивать такие случаи, чтобы не сломать жизнь ребенка.

В обществе имела место кровная месть. Самым оскорбительным считалось унижение преступника. Чувство стыда для средневекового общества являлось важным социальным контролем. Для мужчины оскорбительным считалось слово «вор», а для женщин «шлюха».

Юридическая сторона чести прослеживается в протоколах судебных заседаний. Преступления против чести женщин заслуживали большего внимания. Это было вызвано тем, что многие женщины наговаривали на мужчин, что бы женить их, на себе.

Средневековые мужчины защищали свою честь. Как было принято в средневековом обществе честь — это главное мерило для человека.

Не смотря на то, что любви в средние века не было, но все же честь семьи, а точнее ее защита было главным для супругов. Мужчины, защищая свою честь, оберегали честь всего домохозяйства. Женщины, ведя праведную жизнь, являлась образцом для общества. Молодых девушек с детства приучали правилам поведения в обществе. Воспитывали в них целомудрие, верность мужу, покорность. Именно эти качества и являлись критерием для определения чести.

От человека напрямую зависело, каким будет честь семьи и мнение общества о домохозяйстве. Таким образом, мужчины и женщины, вступая в брак должны следовать определенным правилам общего поведения, и в то же время каждый из них выполняет определенную роль в семье, и занимает свое место в ней, выполняя свои обязанности тем самым, поддерживая некий баланс в семейных отношениях.

Семья – это сложное соединение. От каждого члена семьи зависит, каким будет это семья.

Таким образом, гендерные отношения именно в семье проявляются ярко. Большую роль на отношения мужчины и женщины оказывало общественное мнение. В средние века ограниченность прав женщин выражалось в неудовлетворенности семейной жизнью. Укоренившиеся мнения всех членов общества о греховности женщин отталкивало мужчин от открытого выражения своих чувств к прекрасной половине человечества.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта