Главная страница

Глава 1 окончательный вариант. Актуальность нашей работы. В связи с этим мы поставили цель


Скачать 298 Kb.
НазваниеАктуальность нашей работы. В связи с этим мы поставили цель
Дата11.09.2022
Размер298 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГлава 1 окончательный вариант.doc
ТипДокументы
#671471
страница2 из 5
1   2   3   4   5

I. 2. Церковный брак в средние века
В XIV-XV века Европа переживает трудные времена. Это было вызвано с экономическим спадом, активной внешней политикой, эпидемией чумы. Последствия данных событий привели к изменениям не только в экономической жизни, но и в умах людей. Изменения отразились и на институте брака.

В средние века понятия «брак» и «семья» отсутствовали. Было вызвано данное явление тем, что домохозяйственные группы включали, супругов и их детей, родственников отца или матери, а также временных сожительниц главы дома и их детей.

Проанализировав поместные книги, историк Бессмертный Ю.Л пишет что, понятия «брак» и «семья» в среде простолюдинов имели свои специфические формы. Частым явление были смешанные браки. Например, браки между потомками рабов, колонов, свободных вольноотпущенников.35 Данные явления вызваны, по мнению историка, процессом феодализации, который ещё больше углубил раскол между благородными и простолюдинами.

В среде крестьян, социальный статус жены мог быть выше статуса мужа. Так, колон предпочитал брак со свободной женщиной, серв — с женщиной из колонов, то есть эти браки были запрограммированы социально. Преимущественные же возможности мужчины в выборе брачной партии связаны с приниженностью женщины, что характерно не только для аристократической, но и для крестьянской среды.36

Для большинства современников церковная трактовка понятий «брак» и «жена» еще долгое время остается чуждой. Невозможность сочетать церковный брак с другими формами супружеских союзов или тем более нерасторжимость церковного брака казались не только непривычными, но и неоправданными. В среде знати, например, существовал давний обычай оставлять прежнюю жену, если предоставлялась возможность породниться с более знатным родом. Привлекательность более высокородных невест обусловливалась отнюдь не обязательно их большим богатством или особой близостью к королевскому двору. Не менее, если не более важным было то, что, согласно принятым представлениям, все основные достоинства человека и особенно рыцарские доблести считались врожденными качествами, передававшимися с кровью отца или матери. От выбора брачной партии или же от ее изменения зависела сама судьба рода, его благополучие и процветание. Запрет разводов препятствовал, таким образом, реализации некоторых укоренившихся представлений того времени. Поскольку в наибольшей мере эти представления были характерны для знати, церковная концепция брака с особенным трудом прививалась в среде аристократии. Но и сами клирики сплошь, да рядом уклонялись от выполнения предписанного им канона безбрачия. Многие из них имели постоянных конкубин и детей. Конкубинат имел место и в среде аристократии и королей. Самое интересное это то, что хронисты не осуждали данное явление, а наоборот воспринимали как нечто обыденное и принятое.

По мнению автора «Пятнадцати радостей брака» брак с благородными девицами несет в себе еще большее зло: « Случилось так, что он жену взял знатнее себя родом или моложе годами, а несообразность сия многими несчастьями чревата».37

Процесс заключения брака состоял из трех этапов: договора семей, обручения и непосредственно бракосочетания.

Большинство браков носило чисто материальный или политический расчет. Известный пример: Элеонора Аквитанская, принесла своим мужьям сначала королю Франции Людовику VII, а затем и королю Англии Генриху II в приданое Аквитанию. Во время Столетней войны (1337—1453) английская и французская правящие фамилии заключали немало браков в попытке достичь мира.38

В XIV-XV века моногамный церковный брак считался единственной принятой в массовом сознании формой брака. Более того, большинство городского, да и сельского населения демонстрировали большую требовательность к соблюдению основных элементов брачного канона, чем официальные богословы. Церковь, например, не ставила в это время под сомнение возможность повторных браков, в том числе между пожилыми вдовцами и юными девушками или богатыми вдовами и сравнительно молодыми мужчинами. В массах же такие браки встречали резкое осуждение: обычай так называемых шаривари, устраиваемых около дома, где поселялись такие новобрачные, или же около церкви, где их венчали, мог включать на рубеже XIV-XV веков не только «кошачий концерт», но и драки и даже убийства.39

Церковные запреты «шаривари» успеха не имели: эксцессы удавалось предотвратить лишь уплатой специального выкупа. Столь же сурово осуждались городскими и сельскими массами прелюбодеяния супругов, особенно жен. В некоторых городах существовала «полиция нравов». Она действовала при поддержке населения. Возглавленные молодежными братствами жители подвергали осмеянию и женщин, уличенных в прелюбодеянии, и их обманутых мужей. Попытки неофициального развода супругов, при котором жены стремились проживать отдельно от их бывших мужей, нередко служили поводом для групповых изнасилований. Нетерпимостью характеризовалось и отношение к конкубинату. Толпы людей предавали уличенных в конкубинате женщин осмеянию. Всеобщее преследование доводило некоторых из них до убийства собственных детей и до безумия.40

Невыполнение канона моногамного брака воспринималось, таким образом, в массах как безусловное нарушение установленного порядка вещей. Это предполагало крайнюю нетерпимость по отношению к таким нарушениям на практике. Действительность была, однако, намного сложнее. Воспринимая любые отклонения от брачного канона как заслуживающие осуждения, люди того времени все же, в своей массе, считали «грехи» подобного рода в известном смысле неизбежными.

Апологеты и даже ревнители христианской морали допускали возможность внебрачных связей. Папа Иннокентий III в трактате «О признании к миру» заявил, что муж не может отказаться от жены, какой бы она не была, исключая только её измену «но, не отказываясь, можно другую взять в жены, не отказываясь-с другой соединиться».41

Повторные браки встречались повсеместно, супружеские измены были обычным делом. Судя по памятникам XIV-XV века упоминаемым различными исследователями, конкубин и незаконнорожденных детей имел среди дворян и клириков едва ли не каждый пятый или даже третий мужчина. Во всех городах и даже в больших деревнях существовали публичные дома, принадлежавшие не только богатым собственникам, но и местным магистратам, королевским приближенным и даже аббатам и епископам. Они функционировали вполне открыто, занимали лучшие здания в центре поселения. Посещение проституток считалось нормальным явлением, не требующим сокрытия. Наоборот, молодой мужчина, не появлявшийся в публичном доме, порождал сомнения, его могли заподозрить в том, что он болен или слишком стеснен в средствах.

Противоречие между моральным осуждением отклонений от брачного канона и терпимостью к его нарушениям было одним из парадоксов массового средневекового сознания. Парадокс заключался в средневековых представлениях о неизбывном несовершенстве человеческой натуры. Согласно этим представлениям, устоять перед всеми соблазнами грешной плоти дано лишь избранным. Для рядового мирянина моральным достижением можно считать уже то, что он избежал совершения более тяжкого греха. Именно поэтому принципиальное осуждение всех нарушений церковного брака оказывалось совместимым с терпимостью к совершению отдельных из них.

Причины частого нарушения церковного брака не сводятся только к тому, что им можно было найти оправдание в принятой картине мира. Существовало немало сугубо прозаических жизненных обстоятельств, делавших таковые нарушения более или менее неизбежными. Начать с того, что, как и раньше, выбор брачной партии в большинстве случаев происходил без учета обоюдных склонностей супругов. Решающую роль играли либо воля старших родственников, либо желания жениха. В результате знатная родом, но бедная невеста становилась женой богатого горожанина или, же обедневший дворянчик женился на богатой невесте из неблагородных. Таким образом, получается, что невеста в обоих случаях была пассивной жертвой сложившихся обстоятельств. Идеал взаимной любви, проповедовавшийся при воспевании благородной Дамы, оставался чуждым матримониальной практике.

С изменением брачного возврата среди мужчин растет число холостых мужчин. Адюльтер, конкубинат, проституция выступали как некий «предохранительный клапан», защищавший «законный» брак от агрессивных поползновений холостяков. Возможность иметь внебрачные союзы и любовные утехи, укрепляло тенденцию терпимого отношения основной массы населения к маргинальным формам половых отношений. Взаимное любовное чувство в средневековом браке было редким явлением.

Данные явления прослеживаются в произведении городского фольклора в «Пятнадцати радостях брака».42 Неудовлетворенность супругов браком, несоблюдение ими брачного канона, как и критическое отношение к браку в целом и к возможности и необходимости любви, между супругами, выступает в этих текстах с полной очевидностью. «Будь проклят день…Случалось ли когда женщине столь высокого происхождения и благородного воспитания нести такой позор…Сколько я трудов положила на хозяйство…Отчего не выбрала я мужа среди двадцати других женихов, — вот и жила бы теперь, поживала в богатстве да в почете, как и их жены… Сваливаются на беднягу-мужа тяжкие горести, а произошли они от излишнего пристрастия дамы к гулянкам, куда отовсюду сбегаются беспутные кавалеры, только и помышляющие о том, как бы опорочить честь несчастного супруга. И частенько в сем преуспевают, обрекая безвинного на позор. И случается также, что дама и ее милый дружок, забывшись, не остереглись, и вот какой-нибудь мужчин родственник или чересчур заботливый приятель шепнет ему пару слов — и супруг узнает всю правду или часть ее».43

Соответственно и институт брака в массовой картине мира выступает в XIV-XV века, прежде всего, как средство реализации чисто плотских связей. Для мужчины такой брак и утеха и объект насмешек, и вынужденный союз с погубительницей рода человеческого «обращает он взор к женатым людям, кои давно уже в брачные сети попались и, как ему кажется, сей жизнью весьма довольны, имея подле себя жену, красивую, богато убранную и собою видную, а уборы ей куплены не мужем, но, как его уверили, это родители ее купили их ей на свои деньги. Вот и давай наш молодец присматривать да подыскивать себе невесту и кончает тем, что, попавши в брачные сети, женится; только не дай Бог, коли подобрал он себе жену наспех, ибо множество напастей и бед обретет в эдаком браке, недаром же сказано: поспешишь — людей насмешишь».44Для брака, как института,– это никаких угроз это не создавало. Как уже говорилось, церковный брак стал к этому времени бесспорным и неотъемлемым элементом принятой модели поведения.

Сосредоточивая внимание на плотской стороне брака, ряд жанров городской литературы XIV-XV веков как бы продолжали и развивали традицию «бесстыдства». Обычными в это время были, например, такие процедуры, как публичное укладывание новобрачных в супружескую постель, выставление на всеобщее обозрение на утро после свадьбы постельного белья молодоженов, поднесение мужу после крика лишенной девственности новобрачной подкрепляющего питья. Однако в культивировании этого полуязыческого эротизма в XIV-XV века начали проглядывать и иные, новые тенденции: обмирщение принятых ценностей, умаление традиционной средневековой аллегоричности и символики, вытеснение их подчеркнуто приземленными ритуалами.

Анализируя произведение «Книга рыцаря Делатур Ландри» следует сделать вывод о том, что большую роль начинает играть разум. Обращаясь к семье и её ценностям c точки зрения разумности, создание семьи это угодное дело для бога. Например, «…природный разум противятся греху. Бог соединил в браке мужчину и женщину и приказал им жить вместе. Супружество угодно Богу. Они единая плоть, которые должны любить друг друга, не смотря не на что. Никакой смертный человек не может разъединять и отнимать любовь одного из супругов».45

Обращаясь к современности, сохраняется традиция поучения молодоженам любить и беречь друг друга в радости и в горе, в болезни и здоровье и не покидать друг друга никогда. В этом можно было бы видеть один из симптомов зарождения предренессансных подходов.

Делая вывод можно сказать, не смотря на то, что в XIV-XV века моногамный церковный брак был единственной принятой формой. В обществе постоянным явлением были повторные браки, конкубин разводы, незаконнорожденные дети. Общество, в отличие от церкви с осуждение относилось к данным явлениям.

Таким образом, отношение к браку в средние века было неоднозначным. Отрицательное отношение связано с негативным отношением к женщине. Положительные мотивы начинают проявляться с XI века. Именно с этого времени брак включается в церковное таинство. Моногамный церковный брак был неким идеалом для общества. Но, не смотря на это, встречались отклонения от принятых норм. Причем церковь, которая должна была следить за этим, сама являлась частым нарушителем.

Светское общество, начиная с XIV века становиться более требовательным к соблюдению принятых правил, что было вызвано изменением сознания средневекового общества

II. МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ В ГЕНДЕРНОЙ ИСТОРИИ
II.1 Средневековая женщина: отношение к ней и её семейные обязанности
Средневековая культура важный этап в формировании представлений о женской природе. В странах Западной Европы с XI века утверждаются три сословия. В этой социальной иерархии нет места для женщин. Но, не смотря на это, как социальная группа они обладали экономическими и социальными правами.

В средние века к женщинам относились двояко. C одной стороны, например церковнослужители, сравнивали женщину c дьяволом. С другой стороны ставили на одном уровне c Девой Марией.

В грехопадении с библейской точки зрения виновата Ева, которая нарушила заповедь, склонила Адама к греху. В наказании за этого она должна рожать детей в муках и болезнях и во всем подчиняться мужу.

Апостол Павел доказывая подчиненное положение женщины, ссылается на порядок сотворения полов «с начала Бог сотворил Адама, а затем Еву». 46

Августин Блаженный (V век), утверждал: «Женщин была изначально зло, врата смерти, ученица змея, советница Диавола, источник обмана, самое неудачное среди Божиих творений, ржа, разъедающая святых. Опасное лицо её низвергло людей, почти уже ставших ангелами».47

Отличается взгляд Амвросия Медиоланского (ок. 339—397), он впервые начинает защищать женщин. Миланский епископ с критикой относится к тому, что мужчины и женщины не равны. Мужской пол будет совершенным только в том случаи, если рядом будет женщина. Проповедник винит мужчину в том, что он не уберег женщину от греха, проявив слабость по отношению к женщине.48

Вопрос о женской природе рассматривается в трактате Леона Баттисты Альберти (1404-1472) «О семье». Автор характеризует женщину как слабую, мягкую и боязливую, которая лишена великодушия и благоразумия, и она не умеет хранить секреты.49

Настороженное отношение к женщине сохранялось и к XV веку, в частности в среде купцов. Они делали упор на греховность женщин. Представители деловых кругов большое внимание уделяли родословной невесты. К примеру, «смотри, хорошенько, чтобы у супруги были хорошие, добрые родители…насколько порочны были предки девушки, настолько же и она сама будет порочна».50

Начиная c XIV века, идет восхищение женской красотой. Женскую красоту начинают сравнивать c красотой Девы Марии. Петр Киле пишет, «красота и красивые женщины заслуживают того, чтобы их восхваляли и ценили. Красивая женщина это самый прекрасный объект, которым можно любоваться, а красота это величайшее благо, которое господь даровал человеческому роду. Через красоту и ее свойства мы направляем душу к созерцанию, а через созерцание - к желанию небесных вещей, почему она и была послана в нашу среду в качестве образца и залога...».51Красота, здесь имеется ввиду естественная. Для средневекового общества характерна духовная красота. Например, в наставлениях отца дочерям можно увидеть отрицательное отношение к женщинам, которые большое внимание уделяют своей красоте.52

Эталоном красоты считалось стройность, подтянутость. Женщины физически выносливые, активные больше привлекали внимания мужчин.

С точки зрения мужчин жена должна обладать покорностью к воле мужа. Средневековую женщину сравнивают с собакой. Отсюда для неё разумнее починяться и любить своего мужа. Святой отец говорил: «Дочь моя, посмотри на грудь, которая вскормила тебя, люби и почитай своего господина, как ты любила во младенчестве эту грудь».53

Часто встречалось рукоприкладство со стороны мужчин. По мнению, Т.Ландрина (XIV век) такой дурной поступок был заклеймен позором, как признавался французский рыцарь, «это чрезвычайная мера». Необходимо отметить, что наказание жен кулаками встречается «среди простолюдинов, а среди благородных жен лишь журят, иначе поступать не следует…Каждая дама должна быть готова выполнять любой приказ, хороший ли, плохой ли– все равно. И если даже приказание порочно, она не будет повинна, выполнив его, ибо вина ляжет на господина».54

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что благоразумие женщин вот что главное в семейной жизни. Благоразумию необходимо воспитывать с детства.

Альберти имел свой взгляд на благоразумие женщин. Он считает, безумцами мужчин, которые полагаются на благоразумие своих жен.55

В XIII веке проповедник Томас Чобхем утверждал: «жена – это увещеватель мужа. Ни один священник не способен размягчить сердце мужчины, как это может сделать его жена.…Даже если муж жесткий и немилосердный притеснитель бедных, она может уговорить его быть милостивым».56

Позднее, в XIV веке известный французский юрист Пьер Дюбуа выдвинул идею об использовании жён – верных христианок, в качестве своеобразных миссионеров. После подходящего доктринального образования, они могли бы выявлять мужей не христиан, способствовать их обращению.57Кристина Пизанская так же пишет, что благодаря женщинам, мужчины возвысились до Бога.

Сравнивая моральные качества мужчин и женщин, можно найти принципиальные различия между ними. Женщинам не свойственна милостыня, как вид щедрости. Любая щедрость женщин ведет к разорению. В основе лежит идея сотрудничества супругов в семье, выдвинутая Филиппом Наварским.58

Таким образом, в средние века положение женщины в семье и в обществе усугубило христианское учение, утверждавшие, что грехи рода человеческого, а значит и его беды, происходят от Евы. Женщину стали считать сосудом греха и инструментом Дьявола. В крайних учениях христианство провозгласило женщину существом низшего порядка. Общение с женщиной даже в браке рассматривалось как грех для мужчины.

Девушки, будучи замужем имеют обязанности, которые отличались от обязанностей мужчин. Выполнение тех или иных дел опять-таки наталкивалось на отношение к женщине в обществе.

Женщина в семье занимала разные роли. Во-первых, она представляла руководящую роль по отношению к детям и прислуге. Так же ведала некоторыми финансовыми делами, например, покупками вещей. В источниках очень часто встречаются эпизоды, когда женщины остаются вместо своих мужей. Находясь при таком положении, они показывают свою компетентность и самостоятельность.59

У мужчины и женщины различные предназначения, которые обусловлены различной природой пола. Так как женщина слаба, она должна заботиться о семье изнутри.

Но, как считает, Бернардино Сиенский (1380—1444), в семье существовала иерархия и разделение полномочий и функций между мужем и женой. Например, Бернардино с иронией описывал хозяйство холостяка: «Если он богат, и у него есть зерно, его пожирают мыши… Если у него есть масло, из-за того, что он за ним не следит, оно разливается; когда раскалываются кувшины, и если /масло/ в них налито, оно вытекает понемногу на землю; и все это правда… Знаешь, как он ложится спать? Он спит в яме, а когда он стелет простыню на кровать, то никогда ее не снимает, до тех пор, пока она не порвется» 60

«Жена хозяйством нашим мудро правит, чтоб дом в упадок не пришел, нужна жена…» – пишет английский писатель Чосер.61 Женщина выполняла важнейшие экономические функции в семье. Наряду с чисткой, уборкой дома, важным было поддержание огня в очаге и доставка воды из колодцев. В средние века эти обязанности требовали большой осторожности и внимательности, так как, например, случались частые пожары, где гибли хозяйки.

Они работали и на сельскохозяйственных рабатах: уход за скотом и птицей, работа в саду и огороде. Успевали помогать на сезонных работах мужьям. Бедные крестьянки подрабатывали у состоятельных хозяйств, а зажиточные занимались торговлей, изготавливали масло и сыр.

В аристократической среде молодых девушек обучали правильному ведению хозяйства. Многие были отличными наездницами и часто присутствовали с мужьями на охоте.

В истории много имен, когда женщины, вдовы участвуют в военных действиях. Например, Маргарита Французская, Жанна д' Арк, графиня Бушен и другие.

Женщина в семье выполняла и еще одну важную функцию – она была эмоциональным центром семьи, ее душой. Заботясь о муже и детях, о домочадцах и слугах, она поддерживала мир и согласие в доме. Подобные суждения так же можно увидеть у итальянских купцов и у гуманистов.62

Однако в эпоху Возрождения женщин стали ограничивать в правах. Они должны были строго выполнять только домашние дела.

В средневековой и ренессансной Италии существовал даже особый термин для обозначения женщин, которые проявляли мужской, по мнению окружающих, ум, мужские чувства; таких женщин современники называли virago.63

Однако встречались и деятельные женщины. Они получали образование и работали в университетах, преподавая гражданское право. Самой известной женщиной была Кристина Пизанская (1365-1430). Её называют «первым профессиональным писателем».

Кристина Пизанская выступала защитницей женского достоинства. Она много сил отдала тому, чтобы доказать и убедить, прежде всего самих женщин, в том, что женская душа, равно как и мужская, сотворена по образу и подобию Божьему. Автор пишет: «Господь из его ребра сотворил тело женщины, дав понять, что она будет ему верной подругой и никогда не станет лежать у ног его как раба, а он будет любить ее как плоть свою. Бог же сотворил совершённо одинаковые, равно благие и благородные души и для мужского, и для женского тела»64 И поэтому женщина, хотя Бог и природа предопределили ее к иным обязанностям, чем мужчину, душой и телом столь же совершенна.

Главным ее произведением, написанным в защиту женщин, является «Книга о Граде Женском». Здесь она мыслила свой Град как твердыню женского достоинства и убежище всех добропорядочных женщин, гонимых несправедливыми наветами и клеветой. «Мои дорогие сёстры,– обращается она к ним, – человеческому сердцу от природы свойственно ликовать, когда отражается нападение врага и одерживается победа. И отныне, дорогие подруги, вы можете, не оскорбляя Бога, честно и благопристойно ликовать при виде этого нового Града, который, если вы возьмете на себя заботы о нем, станет для всех вас, добродетельных женщин, не только прибежищем, но и крепостью, защищающей от врагов».65

Таким образом, женщины в понимании Кристины умные и благородные. Господь сотворил женщину не как тело, а как подругу мужчины и дал ей душу. Возвышенность человека не определяется телом и полом, а зависит от того, насколько он совершенен в добрых нравах и поведении. Она также рассматривает удел женщин, который определили им мужчины: «женщины, созданы для слез, шитья и разговоров».66Во времена Кристины, они набожны и милосердны, навещают и утешают больных, помогают бедным, заботятся о больницах, помогают хоронить усопших.

Складывающаяся картина безысходной жизни женщины в Средние века, как считают современные исследователи, не совсем верна. Оценивая положение женщины в Средневековой Европе, авторитетный исследователь данной проблемы французский историк Р. Фоссье писал «современные оценки положения женщины основаны на источниках, принадлежащих к сфере общественной жизни, а именно: экономика, политика, администрация. Именно здесь женщина, даже в силу своей физической природы, играла менее важную роль, чем мужчина».67 В тоже время, по мнению Р. Фоссье, очень значительную роль в жизни человека Средневековья играл дом, домохозяйство, где правила женщина.68

Таким образом, отношение к средневековым женщинам было грубым. Свидетельством служат рукоприкладства. Если рассмотреть с семейной точки зрения, женщины починялись своим мужьям и должны были следить за домашними делами и делами вне дома, выступая спутницами мужей, помогая им в делах.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта