тезисы апрель. Актуальность темы исследования. Отличительной особенностью минувшего
Скачать 16.85 Kb.
|
Актуальность темы исследования. Отличительной особенностью минувшего столетия было возникновение тоталитаризма, оказавшего воздействие на политический климат планеты. Феномен тоталитаризма не перестает приковывать к себе внимание исследователей как у нас в стране, так и за рубежом. Он остается одним из центральных объектов изучения современной философской науки. Историко-философское исследование позволяет выявить и объяснить причину распространения и популярности тоталитарных идей и воззрений, которые, оформившись в определенную систему ценностей, отвечают запросам политической власти для обоснования целей, связанных с закреплением своего экономического и политического господства и расширением сфер влияния. Для современного российского общества характерно противоречивое отношение к недавнему прошлому. При быстром сломе политической и экономической системы, стремительной смене культурных практик обнаружилось, что преодоление тоталитарных институтов, ментальных стереотипов, ценностных ориентиров и поведения граждан, сформировавшихся за долгие годы тоталитарного господства, является весьма сложным, но в историко-философских концепциях содержатся ценные идеи по преодолению кризисного состояния общества. Обращение к ним содействует не только духовному обогащению, но и позволит выявить возможные пути развития общества в посттоталитарный период. Анализ концепции тоталитаризма необходим не только как теория и как язык описания нацистского режима и системы советского типа, но и потому, что он дает прочную методологическую основу для исследования и объяснения основополагающих проблем современности. Понятие «тоталитаризм» получило широкое распространение в европейских философских и политических концепциях в 20-х гг. прошлого столетия В 30-40-е г. XX в. предпринимаются попытки выявить структурную и функциональную общность тоталитарных диктатур на основе сравнительного изучения фашизма и большевизма. В качестве фигур, сыгравших ключевую роль в процессе становления теории тоталитаризма, следует отметить Ф. Боркенау, Ф. Нойманна.1 Большой вклад в исследование тоталитаризма как духовного и политического феномена внесен представителями русского либерально-консервативного зарубежья Н.А. Бердяевым, И.А. Ильиным, Г.П. Федотовым, П.Б. Струве, С.Л. Франком, Н.В. Устряловым,1 которые, применяя понятие «тоталитаризм» к советскому режиму, заложили основы его изучения. Одной из первых попыток обобщения элементов и истоков тотального господства предприняла Х. Арендт.2 Следует отметить работу К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956), им принадлежит формулировка основных признаков тоталитаризма, по которым и на современном этапе в гуманитарных исследованиях определяется тоталитарная сущность государства. В 90-е гг. XX в. начался качественно новый этап в изучении тоталитаризма. Российские ученые, в осмыслении исторических событий, происходивших в Германии и России в 1920–1950-е гг., имели возможность использовать теоретические и методологические основы зарубежной мысли. Существенный вклад в исследование советской тоталитарной системы внес российский философ А.А. Зиновьев.2 Широкий круг проблем, связанных с генезисом и идеологией фашизма проанализирован в работах А.А. Галкина.3 Тоталитаризм – это феномен, характеризующий общественную систему, которая отличается всеобъемлющим деспотическим вмешательством политической власти во все сферы жизни общества с целью осуществления тотальных социальных преобразований, включая изменение сущности самого человека. Установление тоталитарной системы в России и Германии было закономерным результатом и проявлением конкретных социально-исторических обстоятельств. Тоталитаризм возникает как результат системного кризиса общества. Нацистская Германия и СССР похожи в стремлении к формированию нового типа человека, который рассматривался как элемент общественной системы, функционирующий в ней по ее законам и требованиям, обеспечивая тем самым ее развитие. Качественные различия советского и нацистского тоталитаризма заключаются в идеологических и концептуальных основах. Если в Германии идеология базировалась на идейной и ценностной архаике, то в Советской России – на утопических конструкциях будущего. Различия также связаны в объеме контроля над обществом, степенью концентрации власти и характером ее легитимации. Подчинение общества единой стратегической цели способствовало формированию отличий и экономического характера. Духовная культура в тоталитарных обществах приобретает унифицированный характер и используется политическим руководством для целенаправленного воздействия на население. Посредством внедрения норм и ценностей, смыслов и знаний, закладывались определенные модели поведения, способствовавшие воспроизводству тоталитарных систем. Падение Советского Союза было обусловлено внутренними процессами в самой системе: в ограниченности возможностей ее саморазвития и плохой приспособляемости к быстро меняющемуся миру, в длительном пренебрежении объективными законами общественного развития. Духовное возрождение и преодоление последствий тоталитаризма в Германии и России – это сложный и противоречивый процесс, который предполагает комплекс интеллектуальных и духовных преобразований. В Германии этот переход произошел в рамках – капитализма, тогда как в России, процесс преодоления последствий тоталитаризма проходит в условиях формирования новой системы хозяйствования. |