Главная страница

КРИМИНОЛОГИЯ. Документ Microsoft Word. Актуальность выпускной квалификационной работы


Скачать 60.14 Kb.
НазваниеАктуальность выпускной квалификационной работы
АнкорКРИМИНОЛОГИЯ
Дата19.04.2022
Размер60.14 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДокумент Microsoft Word.docx
ТипДокументы
#484400

Введение

Актуальность выпускной квалификационной работы. Одним из приоритетных направлений современной политики российского государства признано обеспечение жизненно важных интересов общества, то есть совокупности тех потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития общества. Несомненно, проституция представляет одну из существенных угроз общественной нравственности, здоровью нации.

Общественная опасность проституции связана с деформацией нравственных ценностей, связью с преступностью, угрозой распространения венерических заболеваний, а также ВИЧ-инфекции. Самостоятельный аспект социальной угрозы, исходящей от проституции, связан с ее «омоложением», сегодня фактически сформировалось такое явление, как детская проституция. Большую общественную опасность представляет вовлечение в занятие проституцией и организация соответствующей деятельности.

Государства демонстрируют различные подходы к решению проблем проституции —прогибиционизм (запрет на занятие проституцией); регламентация (регистрация, медицинское наблюдение); аболиционизм (проведение профилактической, разъяснительно-воспитательной работы при отсутствии запретов и регистрации). Россия исторически восприняла первое направление противодействия проституции. И если само занятие проституцией по российскому уголовному законодательству не подлежит оценке как преступное правонарушение (ответственность предусмотрена ст. 6.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях), то действия, способствующие распространению проституции, в законодательстве Российской Федерации криминализированы и рассматриваются как преступные посягательства на общественную нравственность (ст.ст. 240, 241 УК РФ).

Проституция как социально-исторический феномен не только сохраняется, но и существенно модифицируется как за счет расширения круга субъектов 4(детская проституция, солдатская проституция и т.д.), так и за счет способов организации (мнимые брачные агентства, модельные агентства и т.д.). Развитие информационных технологий сегодня сопровождается возможностью удовлетворения сексуальных потребностей, в том числе и извращенных, в сети Интернет; складывается рынок кибер-секса; но самое главное —проституция стала элементом организованной преступности —секс-бизнес, а также элементом такого вида преступности, как торговля людьми.

Содержание современных форм проституции, механизмы ее реализации и система детерминант нуждаются в дополнительном изучении. Кроме того, нуждаются в научном обосновании проблемы совершенствования национального законодательства, приведения его в соответствие с международными обязательствами, взятыми на себя Российской Федерацией в результате присоединения к ряду международных конвенций, направленных на пресечение, в том числе уголовно-правовыми средствами, связанных с проституцией преступлений. Разработка государственных программ и координация усилий различных государственных структур, активизация деятельности институтов гражданского общества —еще одно направление социальной политики в изучаемой сфере. Это и обуславливает актуальность выбранной темы.

Целью настоящей выпускной квалификационной работы является изучение проблем, связанных с распространенностью проституции в современном обществе, выработке мер противодействия и борьбы с ней, а также внедрению этих мер в правоохранительную практику.

Задачи:

1.Изучить проституцию как социальное явление;

2.Выявить виды проституции;

3.Дать криминологическую характеристику лицам, занимающимся проституцией;

4.Рассмотреть историю уголовного законодательства, регламентирующего предупреждение проституции в России5

5.Дать уголовно-правовую характеристику деяний, связанных с вовлечением в проституцию.

Глава 1. Криминологические аспекты проституции

1.1.Возникновение проституции как социального явления

Происхождение проституции много лет привлекает внимание исследователей. Первым «организатором» такого рода бизнеса считается Солон (между 640 — 635 — около 559 г. до н.э.), покупавший и продававший проституток в общее пользование. В законах Солона впервые появился налог на проституцию. По этим же законам жена, изменившая мужу, могла быть им убита. Он же учредил государственные бордели, приобрел для них юных рабынь, которые стояли нагими у входа. Во времена египетских фараонов проституток набирали из музыкантш и танцовщиц. В увеселительных заведениях они должны были удерживать мужчин пением, танцами и прелестями. Античные бордели располагались на окраине города, в пустынных и отдаленных местах, у рынка, гавани. Гетеры (высшая категория в проституции) жили в домах свиданий. Фрина из Афин считается одной из самых известных гетер древности. Известно, что она дожила до старости и за свой счет восстановила стены вокруг Фив, разрушенные Александром.1

Римское право ввело различия для разных категорий женщин, живших вне брака с мужчинами. К низшей категории отнесены были проститутки, которые отдавались публично или тайно разным мужчинам. Наложница — возлюбленная женатого мужчины — занимала более «почетное» положение. Конкубинатка, живущая с неженатым мужчиной без юридического оформления, почиталась наравне с женой.

Римская проститутка Флора завещала все свое состояние народу. Ей был посвящен праздник цветов, продолжавшийся с 28 апреля до 1 мая. В это время проститутки должны были танцевать перед всеми раздетыми.2

В Средние века ряды проституток пополняли торговцы людьми. Но не только. И. Блох в книге «История проституции» писал, что в Германии молодых женщин с их согласия помещали в бордель за долги мужа или родителей. Средневековые бордели находились в ведении государства, города или владетельного князя. Духовным лицам и женатым мужчинам запрещалось посещать бордели. Проституток, провинившихся за сводничество, наказывали клеймением, отрезанием носа, ушей, рук, ног и даже казнили. А для раскаявшихся проституток устраивали специальные заведения или помещали их в монастыри. Римский папа Иннокентий III в 1198 г. объявил мужчинам, вступившим в брак с проституткой, полное отпущение грехов. Но чаще проституткам была заказана обратная дорога. Даже если какой-то особе и удавалось выйти замуж, она не могла знаться с «честными» женщинами.

К особой категории проституток во все времена относились «солдатские девки». В своей работе «Проституция» (1912 — 1913) Фукс писал, что в войске Карла Смелого было «около четырех тысяч публичных женщин». Эти женщины не только занимались «обслуживанием», но и заботились о пропитании солдат, ухаживали за ранеными. С XVIII в. проституток регистрировали, заносили в списки и устанавливали за ними полицейско-врачебный надзор. Если проститутка выходила за пределы дома терпимости, на нее устраивали облаву.

В российском официальном документе начала XVIII в. говорилось: «О всех подозрительных домах... подавать изветы или явки... дабы все таковые мерзости, от чего всякое зло и лихо происходит, были ниспровергнуты». Императрица Елизавета Петровна приказывала «сыскивать и ловить» «кроющихся непотребных жен и девок, как иноземок, так и русских».3В 1743 г. в России, придя к власти, Елизавета издала сенатский указ, где было запрещено совместно париться в банях лицам разного пола, так как, по ее мнению, баня являлась рассадником блуда. Однако именно при правлении Елизаветы в России появились первые публичные дома. После воцарения на престоле Екатерины II проституция продолжает расти в России. Появляются первые воспитательные дома для незаконнорожденных детей — в 1766 г. в Москве и в 1770 г. в Санкт-Петербурге. Заболевания венерическими заболеваниями приравнивалось к преступлению, поэтому в 1763 г. Сенат постановил всех женщин, заболевших венерическими заболеваниями, ссылать на поселение в Нерчинск. Екатерина говорила, что проституция - неизбежное зло и с ним бороться бесполезно. Именно при ней вводятся медицинские осмотры проституток. Павел I указом 1800 г. повелевал «развратных женщин, какие есть и оказываться будут в обеих столицах, отсылать прямо на Иркутские фабрики». В период царствования Александра I попытки ограничить проституцию также носили репрессивный характер. И лишь при Николае I появились так называемые врачебно-полицейские кабинеты, первый из которых был учрежден в Санкт-Петербурге в 1843 г.

Проституция благополучно добралась из каменного века в третье тысячелетие. Но перестала быть в России профессией, так как существует вне закона. Исследование проституции не только как культурологического и социального, но и криминологического явления требует обратиться к самому понятию и признакам проституции, позволяющим вычленить наиболее существенные ее черты и свойства, обособить от иных социальных явлений.

Сложность темы исследования состоит в том, что проституция — чрезвычайно многогранное явление в истории и культуре человечества. Видный исследователь проституции И. Блох писал: «Чтобы выяснить и научно установить понятие о проституции, необходимо все особенности ее, выступающие в новейших определениях, подвергнуть критическому анализу. Таким образом, можно отделить существенные признаки от несущественных и создать объективное определение».4

Сам термин «проституция» происходит от латинского глагола ргоstаге — публично выставлять на продажу тело. Однако если с происхождением термина соглашались все, то в определении проституции были значительные расхождения. В толковом словаре В. Даля дается определение и перевод с нескольких иностранных языков слово «про-ститутка» — с французского рrostituee и польского рrostytutka — переводится как «продажная женщина», «публичная женщина».5 Большое значение для определения проституции имеют известные определения и исследования римского права, прежде всего Ульпиана. Выводы его изложены в Дигестах Юстиниана: «Публичным непотребством как ремеслом занимается не только та, которая проституируется в доме терпимости, но и та, которая бесстыдно продает себя — как это обыкновенно бывает — в увеселительном кабачке или в другом месте. Но под словом «публично» следует подразумевать «всем и каждому, то есть без выбора», и следовательно, не такую женщину, которая отдалась, нарушив супружескую верность, или вследствие насилия, а такую, которая живет наподобие девки из публичного дома. А потому о женщине, которая имела половые сношения за денежное вознаграждение с одним или двумя мужчинами, нельзя еще сказать, что публично занимается проституцией». Нужно отметить, что римские юристы получение платы за половой акт еще не рассматривали как обязательный признак проституции. Они придерживались того мнения, что денежное вознаграждение не составляет сущность проститутки, что оно не столь позорно и зависит лишь от отношений между мужчиной и женщиной. Проституткой признавалась женщина, которая неограниченно удовлетворяет публичный спрос на половые услуги.

Христианское учение больше смотрело на проституцию как на общее половое смешение. Знаменитое определение святого Иеронима гласит: «Проститутка есть женщина, которая отдается похоти многих мужчин». Теологи и юристы делали анализ проституции, а именно, «много мужчин», связывая с ним самые странные вопросы. Одни полагали, что нужны по крайней мере 40 мужчин, чтобы увидеть наличие проституции. Другие требовали для этого 60 мужчин. Третьи соглашались лишь в том случае применять к женщине эпитет «проститутка», если она отдалась не менее 23 000 мужчин.

Кроме римского права и христианского учения нужно отметить еще один источник, который объясняет «занятие проституцией», — это

германское право. Германское право четко проводит различие между проституцией и внебрачным распутством. Под словосочетанием «внебрачное распутство» понимались все виды внебрачных половых отношений.

Одним из первых исследователей проституции и ее связи с преступностью был итальянский криминолог Ч. Ломброзо. Проституция им рассматривалась в качестве одной из форм нравственного помешательства («нравственной идиотии»), которое лежит в основе женской преступности. В работе «Женщина преступница и проститутка» Ч. Ломброзо помимо традиционной продажи женщинами своего тела на улицах и в публичных домах выделял:

— гражданскую проституцию (отсутствие в обществе института брака делает всех жен общими, что имело место у каледонцев, бушменов и некоторых других народов);

— гостеприимную проституцию (традиция предлагать гостям детей и жен имела место на Марианских и Филиппинских островах и у не которых арабских племен);

—религиозную проституцию (беспорядочная половая жизнь как элемент религиозного обряда);

—проституцию политическую (использование проституток как агентов влияния на политических деятелей);

—проституцию эстетическую (содержание любовниц представителями высшего класса).

Разумеется, проституция как явление общественной жизни привлекла внимание медиков, в частности специалистов в области сексологии. И. Блох отметил характерную черту проституции: «...женщина отдается и в том случае, когда дело даже не дошло до совокупления, а последовало удовлетворение полового инстинкта клиента другими развратными действиями и актами. Речь идет, следовательно, не только о совокуплении, но и о всяком другом виде полового возбуждения и полового удовлетворения. Согласно изложенному не подлежит, следовательно, сомнению, что женщина, занимающаяся развратным массажем, флаггеляцией, мазохистскими процедурами, развратными позами и т.д. как промыслом, с целью вызвать у неопределенного количества мужчин половое возбуждение или дать им половое удовлетворение, точно так же должна считаться проституткой, как и женщина, занимающаяся совокуплением как профессией»1. Примечательно, что, формулируя критерии проституции, многие исследователи прошлого столетия акцентировали внимание и на эмоциональной и нравственно-этической сторонах вопроса. Так, например, М. Рабюто писал: «Истинной проституткой мы называем ту женщину, которая под влиянием вынужденной или свободной воли вступает в половые сношения без всякого выбора, без симпатии или хотя бы чувственной страсти. Как только существует известный выбор — на основании только импульсов половой страсти, — мы имеем перед собой разврат, распущенность, извращения, но не проституцию в истинном смысле слова... отсутствие индивидуального выбора, отдача себя безразлично всем и каждому — самый существенный и универсальный признак»2. Позиция М. Рабюто, подчиненная логике морально-этического стандарта, обусловила и единственный решающий (по мнению автора) признак проституции — отсутствие индивидуального выбора при полном эмоциональном отчуждении.

Несомненно, с самого начала научные исследования проституции носили многоаспектный характер, явление рассматривалось и с позиций медико-биологических, и социально-культурологических, и нравственно-этических, религиозных, и, разумеется, правовых.

В российской криминологической науке, социологии, медицине и иных отраслях знания проституция всегда была предметом пристального внимания.

Разрабатывался и соответствующий понятийный аппарат, с научной точки зрения получили систематизацию ключевые признаки проституции. В.М. Броннер и А.И. Елистаров писали: «Для определения понятия проституции необходимо

установить следующие ее признаки



элемент открытой купли и продажи

женск

ого тела, отсутствие у женщин свободного полового выбора и доступность

ее всякому желающему обладать ею за материальное вознаграждение»

2

.

Одним из исследователей, который долгое время изучал проституцию и

считал принцип продажности главенствующим признако

м в опреде

лении

проституции, был В.М. Тарновский. По его мнению, «...про

ституция сама по себе

и во всех своих проявлениях есть нравственное зло, и зло при настоящих

условиях жизни неизбежное». Психиатр Прасковья Тарновская, жена В.М.

Тарновского, написал

а книгу, по

священную изучению проституток. Книга вышла

в Париже в 1889 г., и ее использовал для своей работы Ч. Ломброзо, изучая

женскую преступность. Прасковья Тарновская объяснила суще

ствование

проституции социальными условиями, выстраивая такую последо

вательность

причин: наследственность, нищета, плохой пример, родители

-

алкоголики,

несчастливое детство и плохое воспитание

1

.

Х.М. Чарыхов ввел новые элементы понятия проституции:

• проституция



явление только для человеческого рода;

• основной причиной,

толкающей на этот путь женщину, является

материально

-

экономическая;

• проституция



это чисто городское явление.

«

Проституция, по его мнению,



«это позорный факт истории че

-

ловечества; проституция



это излюбленная дочь городов. Она как

специфическое со

циальное отношение характеризуется как промысел, имеет

своею целью материально

-

экономический субстрат



деньги. Поэтому

проституция как известный способ обеспечения своего ма

териального положения

в борьбе за существование становится уделом наиболее эконом

ически не

обеспеченных элементов общества»

2

.

П.И. Люблинский предложил три признака проституции, которые, по его

мнению, раскрывают сущность данного феномена:

1

Дудинский Д.И. Особенности русской эротики. Минск, 2003. С. 23



27.

2

Чарыхов Х.М. Учение о факторах преступности. Социологическая школа в науке уго

ловного права. М.,

20

13.

(переиздана по материалам 1910).

С. 37.


не установить следующие ее признаки — элемент открытой купли и продажи

женского тела, отсутствие у женщин свободного полового выбора и доступность ее всякому желающему обладать ею за материальное вознаграждение»2.

Одним из исследователей, который долгое время изучал проституцию и

считал принцип продажности главенствующим признако

м в опреде

лении

проституции, был В.М. Тарновский. По его мнению, «...про

ституция сама по себе

и во всех своих проявлениях есть нравственное зло, и зло при настоящих

условиях жизни неизбежное». Психиатр Прасковья Тарновская, жена В.М.

Тарновского, написал

а книгу, по

священную изучению проституток. Книга вышла

в Париже в 1889 г., и ее использовал для своей работы Ч. Ломброзо, изучая

женскую преступность. Прасковья Тарновская объяснила суще

ствование

проституции социальными условиями, выстраивая такую последо

вательность

причин: наследственность, нищета, плохой пример, родители

-

алкоголики,

несчастливое детство и плохое воспитание

1

.

Х.М. Чарыхов ввел новые элементы понятия проституции:

• проституция



явление только для человеческого рода;

• основной причиной,

толкающей на этот путь женщину, является

материально

-

экономическая;

• проституция



это чисто городское явление.

«

Проституция, по его мнению,



«это позорный факт истории че

-

ловечества; проституция



это излюбленная дочь городов. Она как

специфическое со

циальное отношение характеризуется как промысел, имеет

своею целью материально

-

экономический субстрат



деньги. Поэтому

проституция как известный способ обеспечения своего ма

териального положения

в борьбе за существование становится уделом наиболее эконом

ически не

обеспеченных элементов общества»

2

.

П.И. Люблинский предложил три признака проституции, которые, по его

мнению, раскрывают сущность данного феномена:

1

Дудинский Д.И. Особенности русской эротики. Минск, 2003. С. 23



27.

2

Чарыхов Х.М. Учение о факторах преступности. Социологическая школа в науке уго

ловного права. М.,

20

13.

(переиздана по материалам 1910).

С. 37.

13

• профессионализм, то есть

систематическое и регулярное занятие

проституцией как единственным и

главным средством к жизни;

• доступность проститутки каждому, кто может оплатить ее услуги;

• возмездный характер «услуг» проститутки, при котором эти услуги

оплачиваются каждый раз особо

1

.

Известный исследователь данного социального явления И. Блох

сфо

рмулировал следующие признаки проституции:

• строгое отличие проституции от остальных видов внебрачного удо

-

влетворения полового влечения;

• неопределенная множественность лиц, которым отдается субъект

проституции;

• постоянная, непрерывная самоотдача с

ебя;

• продажность по отношению ко всем;

• публичное занятие профессиональным развратом;

• равнодушие к личности субъекта, желающего вступить в половое

сношение, и отсутствие душевной связи между проституткой и ее клиентом;

• существенный признак прост

итуции составляет не только сово

купление,

но и половые сношения в более широком смысле слова;

• принадлежность к женскому полу не есть существенный признак

проституции.

Этот набор признаков проституции, предложенный И. Блохом, является

наиболее полным и

по сей день.

Классифицировать проституцию можно по следующим видам:

• по субъектам действия: женская, мужская (в том числе «солдат

ская»),

детская;

• по характеру полового поведения: с сексуальными извращениями и без

таковых;

1

Люблинский П.И. Преступления в области половых отношений. М.,

2010.

(переиздана по материалам

1925

)

. С.

147.

14

• по мотивам формирования:

корыстная, по принуждению (физи

-

ческому или психическому), «служебная», коррупционная, поли

тическая.

• По форме (способу организации) предлагается выделить следующие типы

проституции:

• по критерию использования дистанционных средств: обычная,

телефонн

ая, сетевая, киберпроституция.

• по правовому оформлению: незаконная (например, в России), легальная

(например, в Нидерландах).

Таким образом, рассмотренные определения социального явления

«проституция» в общественной и научной мысли

XIX



начала

XX

в. от

ражали

такие основные признаки проституции, как продажность, публичность,

профессиональность. При этом некоторые авторы

выд

еляли один из них как

главный признак, объявляя остальные два второстепенными. Это связано с

пониманием проституции, с одной стороны,

как промысла, с другой



как

преступления; то есть авторы определений рассматривали категорию

«проституция» с точки зрения правового понимания социальной природы явления

или с точки зре

ния общественно

-

трудового понимания.

Несомненно, содержание видов и ф

орм проституции с учетом их

постоянной мутации и модернизации накладывают отпечаток и на формируемые

приемы противодействия распространению данного социального явления.

1 Сельченко, К.В. Психология сексуальных отклонений. Минск, 2010. С. 25 — 35.

2 Ломброзо, Ч. Женщина преступница и проститутка. Минск. 2004. С. 346


3 Сарин, П. Л. История проституции //История государства и права. 2012. С.39.


4 Блох, И. История проституции. СПб., 1994. С. 24.

5 Даль В. Толковый словарь живого велико русского языка: в 4 т. М., 1998. С. 602.


написать администратору сайта