Главная страница
Навигация по странице:

  • Жизненный путь

  • Даргомыжский. Александр Сергеевич Даргомыжский 1813 1869 Даргомыжский младший современник и последователь Глинки. В историю русской музыки он вошел как великий учитель музыкальной правды


    Скачать 60.86 Kb.
    НазваниеАлександр Сергеевич Даргомыжский 1813 1869 Даргомыжский младший современник и последователь Глинки. В историю русской музыки он вошел как великий учитель музыкальной правды
    Дата04.02.2023
    Размер60.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДаргомыжский.docx
    ТипДокументы
    #920033

    Александр Сергеевич

    Даргомыжский

    1813 – 1869

    Даргомыжский -- младший современник и последователь Глинки. В историю русской музыки он вошел как «великий учитель музыкальной правды», смелый новатор. В своем творчестве он был близок к демократическим писателям и художникам России. Особенно тесны связи вокальной музыки Даргомыжского с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым. Не случайно лучшие творения Даргомыжского написаны на слова Пушкина и Лермонтова.

    Жизненный путь

    Александр Сергеевич Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в селе Троицком Белевского уезда Тульской губернии. В конце 1817 года семья переехала в Петербург. Как и во многих дворянских семьях, дети воспитывались дома, к ним приглашали учителей.

    Любительница поэзии и музыки, мать Даргомыжского развивала и в своих детях любовь к искусству. Музыкальные способности маленького Александра проявились рано. С семи лет его стали обучать игре на фортепиано.

    С 1821 года учителем музыки Даргомыжского стал А. Т. Данилевский. Уже в десятилетнем возрасте у мальчика появилось стремление к творчеству. Он сочиняет небольшие пьесы для фортепиано и романсы. Однако его учитель относился к этому неодобрительно. Помимо занятий на фортепиано Даргомыжский обучался игре на скрипке и пению. Три года Даргомыжский брал уроки игры на фортепиано у Шоберлехнера. Занятия принесли ему немало пользы, и со временем он стал отличным пианистом.

    К восемнадцати годам Даргомыжский был уже автором многих сочинений для фортепиано, скрипки, двух квартетов, кантат и романсов.

    Огромное значение в жизни Даргомыжского сыграла его встреча с Глинкой в 1835 году. Молодые музыканты быстро сблизились, подружились и часто музицировали вместе. Глинка передал Даргомыжскому тетради с записями лекций своего учителя 3. Дена, и юноша занялся серьезным изучением музыкально-теоретических предметов.

    Вскоре Даргомыжский стал работать над оперой «Эсмеральда» на сюжет романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Оперу он закончил в 1841 году. Друзья Даргомыжского -- передовые литераторы -- приветствовали оперу, но постановка ее затянулась на несколько лет. Опера не удержалась в репертуаре. Композитор тяжело переживал эту неудачу.

    Особенно охотно сочинял Даргомыжский романсы. К этому времени он стал признанным в Петербурге преподавателем пения. В его доме устраивались музыкальные вечера, где исполнялась русская музыка, и в первую очередь произведения Глинки и самого Даргомыжского.

    Постепенно у Даргомыжского зреет мысль о поездке за границу. Больше всего хотелось ему посетить Париж.

    В 1844 году Даргомыжский побывал за границей, посетил Берлин, Брюссель, Париж, Вену. На чужбине, вдали от родины он почувствовал себя подлинно русским художником. Даргомыжский писал: «...Нет в мире народа лучше русского и... ежели существуют в Европе элементы поэзии, то это в России».

    В этот период окончательно сложилось мировоззрение Даргомыжского как художника-реалиста. Наступила пора зрелости. Все это нашло отражение в его творчестве. Именно в эти годы композитор обращается к теме из жизни русских людей. По возвращении на родину он приступает к созданию оперы «Русалка» на сюжет драмы Пушкина социально-обличительного характера. В это же время он пишет многие превосходные романсы.

    В своих зрелых песнях и романсах Даргомыжский предстает смелым новатором. Так возникли монологи-размышления «И скучно и грустно», «Мне грустно» на стихи Лермонтова. Поэзия Лермонтова с ее пафосом гнева и горечи, с ее страстным обличением неприглядной российской действительности особенно привлекает теперь Даргомыжского. Его мелодии следуют за всеми тонкими изгибами текста («Мне грустно»), они насыщены «говорящими» речевыми интонациями.

    В 1853 году по инициативе известного русского музыкального критика и просветителя В. Ф. Одоевского был устроен концерт из произведений Даргомыжского. Успех был огромный. Он с энтузиазмом продолжает работу над «Русалкой», сам пишет либретто.

    Поставленная в 1856 году на сцене Театра-цирка в Петербурге, «Русалка» была принята аристократической публикой равнодушно. И только демократически настроенная молодежь встретила оперу сочувственно. Разделились мнения и у критиков. В защиту Даргомыжского выступил замечательный русский музыкальный писатель А. Н. Серов. Он отметил в этой опере связи с народной музыкой, правдивость и искренность. На сцене опера шла со значительными сокращениями, в плохой постановке и вскоре была снята с репертуара, несмотря на превосходное исполнение роли Мельника знаменитым певцом О. А. Петровым.

    В конце 50-х годов Даргомыжский сближается с демократическим кружком поэтов и литераторов, принимает энергичное участие в работе сатирического журнала «Искра». Тогда же он создает песни социально-обличительного характера.

    В начале 60-х годов возникли яркие оркестровые пьесы: «Казачок», «Баба-Яга» и «Чухонская фантазия» (на финские народные темы). Как и Глинка, Даргомыжский использует в них народные мелодии.

    Много времени отдает Даргомыжский общественно-просветительной деятельности как член комитета Русского музыкального общества.

    В 1864 году Даргомыжский вновь отправился за границу, на этот раз будучи уже зрелым композитором. В Лейпциге в его честь был устроен музыкальный вечер. Восторженно встречали композитора в Брюсселе, где в концерте были исполнены увертюра к опере «Русалка» и симфоническая пьеса «Казачок”». Затем Даргомыжский посетил Париж, Лондон и в мае 1865 года вернулся в Петербург.

    И здесь, на родине, он также получил признание. В 60-е годы заметно изменился состав театральных слушателей: в театр пришла демократическая молодежь со своими, новыми требованиями к искусству. Возобновленная в Петербурге «Русалка» была теперь восторженно принята новым зрителем. В главных ролях выступили талантливые русские артисты О. А. Петров (Мельник) и Ю. Ф. Платонова (Наташа).

    В конце 50-х годов возникло содружество композиторов «Могучая кучка» во главе с Балакиревым. Даргомыжский сближается с молодыми композиторами балакиревского кружка. Композитор начинает работать над оперой «Каменный гость» на текст «маленькой трагедии» Пушкина. Сочиняет он очень много, с большим вдохновением. Даже тяжелая болезнь не может оторвать его от напряженной работы.

    Своей новизной и необычностью опера эта вызывала искренний восторг композиторов «Могучей кучки». Яркие характеристики героев пушкинской трагедии Даргомыжский воссоздал посредством напевно-речитативного диалога. Речитатив Даргомыжского, выразительный и гибкий, отличается здесь высочайшим мастерством. Завершить полностью свою оперу Даргомыжский не успел. Он умер 5 января 1869 года. Похоронили его рядом с могилой Глинки. Согласно завещанию Даргомыжского, оперу «Каменный гость» завершил композитор Кюи, а оркестровал Римский- Корсаков. В 1872 году композиторы «Могучей кучки» добились постановки этой оперы в Петербурге на сцене Мариинского театра.


    написать администратору сайта