АЛЕША ПОПОВИЧ. Алеша попович
Скачать 53.47 Kb.
|
XVIII. Победа Собственно победа над антагонистом, которая является естественным следствием боя. Почему она является отдельным элементом? Потому, что если на бой вышли несколько героев, например, Иван-Царевич и генерал, то реальным победителем будет только один, а другой спрячется и выйдет только когда все уже закончится. Этот сказочный элемент может оказаться финальным, а может заключать в себе семена продолжения сказки - если при победе присутствовал заинтересованный в том же результате свидетель. XIX. Ликвидация беды или недостачи Объект поисков оказывается в руках героя тем или иным путем, убитый оживляется, пленный освобождается, бедность мгновенно изживается и так далее. Это делает либо сам герой, применив волшебное средство, либо волшебный помощник. Многие сказки, собственно, на этом и заканчиваются. XX. Герой возвращается Если по сюжету для героя предусмотрено возвращение домой, он может сделать это тем же путем, что и прибытие, а может другим. Путь обратно всегда будет короче и быстрее, чем путь "туда", хотя не обязательно легче. Иногда возвращение обратно - это бегство от преследователей. XXI. Преследование Бывает так, что уйти "оттуда" добром герою не удается, тем более с ценной добычей. За ним отправляется в погоню либо сам антагонист, либо его родня, либо его слуги. Гуси-лебеди преследуют девочку и ее братца, змей догоняет Ивана и Марью-Царевну. Нередко оказывается, что для спасения от преследования герою нужно приложить больше сил, чем для того, чтобы заполучить свой объект поисков. Например, молодильные яблоки можно украсть темной ночью, но утром за вором кинутся в погоню, и чтобы спастись, придется попотеть. То есть, достичь цели может оказаться недостаточно, как недостаточно было победить. Теперь нужно сохранить добытое и унести домой, иначе сказка не сможет закончиться и придется начинать сначала. XXII. Герой спасается от преследования Герой, спасаясь бегством, часто применяет все имеющиеся у него средства, которые должны защитить от данного конкретного преследователя. Он прячется, как спрятались девочка с братцем от гусей-лебедей, он бросает за собой гребенку, полотенце, зеркальце (они превращаются в непроходимые горы, леса, озера), он быстро превращается в разных животных, прыгает с дерева на дерево и так далее. На спасении от преследования очень многие сказки кончаются. Герой прибывает домой, затем, если была добыта девушка, женится и т. д. Но это бывает далеко не всегда. Помните, во время боя Ивана со змеем присутствовал еще генерал, спрятавшийся в безопасное место? Или братья, провалившие испытание у дарителя, и пропивающие взятые из дому деньги в корчме, или лежащие в лесу заколдованными? Чужой успех не дает им спать. Такой персонаж, назовем его ложным героем, убивает или каким-либо другим способом избавляется от Ивана, крадет его добычу (если это девушка - угрозами заставляет молчать) и отправляется домой, выдавая за героя себя. Герой должен теперь начинать пусть сначала, встречая дарителя, проходя испытание, получая волшебное средство, ища путь вернуться в свой мир или свое царство. После этого сказка идет по новому пути. XXIII. Неузнанное прибытие героя После такого незапланированного похода герой возвращается обычно инкогнито. Он не идет прямо домой, а устраивается на какую-нибудь незаметную должность, часто приобретая заодно неприятный или слишком простой облик. XXIV. Необоснованные притязания ложного героя В это время ложный герой предъявляет необоснованные притязания на победу и добычу: царевну, яблоки и так далее, а также полагающуюся награду. XXV. Трудная задача XXVI. и решение Часто герою нужно проучаствовать в сложном испытании и выдержать его. Такие задания могут быть любой степени разнообразности. Часто они необходимы именно для того, чтобы доказать свое право на победу. Например, только победитель змея может поднять срубленные змеиные головы. XXVII. Узнавание героя Помните отметку или предмет, которую получил когда-то герой? По ней он будет узнан и распознан. XXVIII. Изобличение ложного героя или антагониста Иногда важный свидетель рассказывает, как все было. Иногда правду выдают случайно. Так или иначе, в результате всем становится очевидна лживость или злобность отрицательного героя. XXIX. Герою дается новый облик Часто, пока раскрывается правда и изобличается злодей, герой получает новый облик или новое имущество (что сравнимо с обликом). Так, искупавшийся в молоке и трех водах Иван превращается в красавца, а Ослиная Шкура предстает сбрасывает свой маскировочный наряд и предстает перед всеми в прекрасном платье. XXX. Наказание врага Существует множество способов окончательно расправиться с врагом, в том числе и великодушное прощение - на этот раз без шансов на дальнейшие пакости. Естественно, если в сказке был бой, то вредитель был убит уже тогда, или погиб при погоне. XXXI. Свадьба, воцарение, долгая и счастливая жизнь Этим сказка завершается. Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. + |