КРУГЛЫЙ СТОЛ. Алихан Бокейханов человеклегенда
Скачать 0.71 Mb.
|
КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени К.Сатпаева» Круглый стол посвященный 100-летию Алаш на тему «Алихан Бокейханов- человек-легенда» Участники: 9 В класс Провела: Даирбаева З.Е. Круглый стол, посвященный 100-летию Алаш на тему «Алихан Бокейханов- человек-легенда» Дата проведения: 11.03.2021г. Цель: показать историческое значение личности Алихана Бокейханова, как патриота, высокого гражданина, ставшего национальной гордостью казахского народа; воспитание чувства патриотизма. Форма проведения: круглый стол В зале портрет А.Бокейханова, цветы, книжно-иллюстративная выставка, музыкальное сопровождение (казахские патриотические песни). Ход мероприятия: Вступительное слово учителя: В этом году Казахстан празднует 155 год со дня рождения Алихана Бокейханова, казахского общественного деятеля, преподавателя, журналиста,этнографа, одного из лидеров партии «Алаш». Его имя на пороге ХХI века официально названо в числе десяти наиболее значимых деятелей Казахстана тысячелетия и столетия. Жизненный путь Алихана Букейханова — это борьба за национальные интересы, за освобождение народа от колониальной зависимости. Наряду с политической и государственной деятельностью он являлся просветителем, учёным, этнологом, журналистом. А.Букейханов был одним из выдающихся лидеров партии «Алаш». (на экране документальный фильм об А.Бокейханове) Чтец 1: В июле 1937 года он был арестован в своей московской квартире, где провел последние 15 лет жизни (с сентября 1922 по июль 1937 года) и заключен в Бутырку. Спустя два месяца, 27 сентября, Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила его к высшей мере наказания. “Советскую власть не любил, но признал”, – это были последние слова приговоренного к смерти. Приговор приведен в исполнение в тот же день и час: 27 сентября 1937 года. Он был “под колпаком” и у старых, и у новых властей, и каждая из них находила повод для выражения недовольства. Царский режим преследовал его, “как известного пропагандиста, бывшего душою всех митингов и петиций и противоправительственных агитаций и как главного инициатора и руководителя религиозно-политического движения киргиз-казахов”, а большевистская власть обвиняла в “возглавлении контрреволюционной борьбы Алаш-Ординского правительства против Советской власти в Казахстане”, буржуазном национализме, связях с “контрреволюционными центрами в Казахстане и Москве” и даже “японофильстве”. Однако не жаловали Алихана Нурмухамедулы Бокейхана по иной причине. Он представлял опасность для власть предержащих своей чистой репутацией, незыблемым авторитетом перед собственным народом и огромным опытом политической деятельности. Но власть советов боялась его как живого, так и мертвого. Именно поэтому до сих пор неизвестно место его захоронения. Таким образом, власть-убийца не только скрыла одно из своих бесчисленных злодеяний, но и, без сомнения, пыталась стереть из памяти народной, вырвать у истории имя великого деятеля и ученого. Чтец 2: А. Н. Бокейхан являлся лидером наиболее передовой части казахской интеллигенции начала XX века. Его знали как ученого-энциклопедиста, основоположника казахского краеведения, автора многочисленных исследований по истории, экономике, этнографии, литературе, хозяйству Казахстана, организатора самой популярной в Степном крае газеты “Казах” (1913-1918) и талантливого публициста. Он был убежденным сторонником последовательности реформ в обществе, считая радикальные революционные преобразования разрушительными не только для основ государства, но и для нравственных устоев личности. В послеоктябрьский период его обвиняли в “буржуазном национализме”, консерватизме, а вчерашние соратники и любимые ученики вдруг становились политическими противниками. Но он молча прощал, веря в их прозрение. Его целеустремленности можно было только завидовать. К примеру, появлению первой общенациональной газеты “Казах” предшествовало восьмилетнее настойчивое хождение по инстанциям Оренбурга и С.-Петербурга за разрешением властей на издание. Он не был блестящим оратором, не произносил пламенных речей, как его соратники, не писал стихов и поэм, как ученики. Однако именно он играл роль духовного наставника всей национальной интеллигенции, включая Ахмета Байтурсынова, Мир-Якуба Дулатова, Магжана Жумабаева, Шакарима и др., и оказал значительное воздействие на формирование мировоззрения молодого поколения. Чтец 3: Более 70 лет имя А. Н. Бокейхана исследователи вспоминали в связи с деятельностью партии “Алаш” и правительства “Алаш-Орда” и, как правило, в негативном плане. Сегодня его признают как видного общественного и государственного деятеля, под чьим руководством казахский народ объединился в единую нацию под знаменем “Алаша” и восстановил в 1917 году свою национальную государственность. И все же А. Н. Букейхан прежде всего был ученым-энциклопедистом и оставался им до конца своих дней. Советское государство поначалу активно использовало обширные знания известного краеведа (эксперт по Казахстану), а затем, выпроводив его в 57-летнем возрасте на пенсию, около 10 лет продержало под домашним арестом-вплоть до июля-сентября 1937 года. Надломленному физически, но не сломленному духовно 67-летнему старцу не дали умереть спокойно. Но прогремевший в застенках Бутырки одиночный выстрел означал – он бессмертен. Чтец 4: А. Н. Букейхан родился 5 марта 1870 года в ауле № 7 Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области (ныне территория Актогайского района Карагандинской области). Алихан является потомком Букейхана, сына именитого “кокжала Барак хана”, происходившего из рода торе (чингизид). Букейхан один из последних казахских ханов, занимавших ханский престол. Алихан рос любознательным мальчиком и выделялся среди сверстников силой своего характера и жаждой знания. В 1877 году отец Нурмухамед определил сына в медресе муллы Зафира в Каркаралинске. Успешно завершив учебу в медресе в 1879 году, Алихан переходит в Каркаралинскую начальную русско-казахскую школу, а затем поступает в городское профессиональное училище с четырехгодичным курсом обучения. Всего в Каркаралинске юноша провел более 9-ти лет, семь из которых посвятил учебе в начальной школе и в городском ремесленном училище, где овладел ремеслом “сапожных дел мастера”. Об этом можно судить по одному любопытному документу, обнаруженному в госархиве Омской областной администрации, в котором, правда, фамилия Алихана указана как “Нурмухамедов”, т.е. по имени его отца. Этим документом является свидетельство, выданное Каркаралинским уездным начальником об окончании ремесленного училища выпускнику вместе с аттестатом. Чтец 5: Вот небольшая цитата из этого документа: “Сын султана Каркаралинского уезда Токраунской волости, Алихан Нурмухамедов… воспитывался в Каркаралинской киргизской мужской школе с 16 сентября 1879 года по 16 июня 1886 года, … по окончательном испытании учеников Каркаралинского трехклассного училища, бывшем в июне месяце 1886 года, получил аттестат об успехах в предметах курса городского училища… Во время пребывания в Киргизской школе, он, Нурмухамедов, с успехом обучался сапожному мастерству и может заниматься этим ремеслом самостоятельно”. Однако 16-летний юноша неудовлетворен полученными знаниями и ремеслом сапожника и, с целью продолжения своего образования, в 1886 году отправляется в г. Омск, который являлся одним из культурных и административных центров Степного края. И мечта молодого человека сбылась: 21 августа он был принят “пансионером” в Омское техническое училище (ОТУ). Чтец 6: ОТУ было открыто в 1882 г. указом императора России с целью подготовки низших технических кадров для строящейся Сибирской железной дороги. Четырехгодичный курс училища, наряду с традиционными предметами, как русский язык, русская история, предполагал достаточно сложные дисциплины, например, теоретическая механика, кинематика, подъемные машины и насосы и т.д. Проводились также практические занятия в столярно-модельной, кузнечно-слесарной мастерских, физико-математических кабинетах. При переходе из 3 в 4 класс, учащиеся командировались летом на заводы, мельницы и в железнодорожные мастерские. В свободное время они занимались игрой на рояле, скрипке, гитаре. В праздничные дни посещали народные чтения, литературные утренники, устраиваемые учительской семинарией, а старшеклассники – танцы в общественном собрании. Однако интересы Алихана Нурмухамедова не ограничивались учебой в ОТУ или танцами в “общественных собраниях”. С 1889 г. он начал сотрудничать с газетой “Особое прибавление к “Акмолинским областным ведомостям” и приложением к ней “Дала уалаятыны? газеті”, одного из первых периодических изданий на казахском языке, и поместил на их страницах первые публицистические статьи. В течение 1889 года молодой автор опубликовал на казахском и русском языках более 18 материалов. Тематика его публикаций была чрезвычайно широка. В них 19-летний юноша сумел раскрыть свой критический взгляд на существующий общественный строй, проявив при этом глубокое уважение к лучшим традициям и обычаям своего народа, к его культуре и духовным ценностям. Алихана Нурмухамедова интересовало также традиционное хозяйство казахов, в частности, земледельческое, как это видно из его статьи под названием “О земледелии в Токраунской, Котан-Булакской и Западно-Балхашской волостях Каркаралинского уезда”. Этот его интерес позже перерастет в любовь к земле предков и определит его будущую профессию. Чтец 7: Алихан Букейханов перед последним арестом, 1935, и в Бутырской тюрьме в 1937. Поскольку идея автономии не отвергалась Советской властью, А. Н. Букейханов счел для себя возможным на легальной основе работать в сфере культуры. Платформа марксизма и экономического материализма, казалось ему, давала условия для критического подхода к национальной политике, и к методам насаждения социализма. Но деятельность А. Букейханова была расценена не просто как оппозиция и инакомыслие, а как «контрреволюционная борьба против советской власти». Достигнутый между большевиками и«Алаш-ордой» компромисс был впоследствии большевиками отброшен, а лозунг «алашординец-националист» стал основой репрессий против казахской интеллигенции. С 1922 г. по 1927 г. был литературным сотрудником Казакской секции Центрального издательства народов СССР в Москве. В 1920—1930-е годы трижды арестовывался органами НКВД. 27 сентября 1937 года осужден ВКВС за принадлежность к «террористической организации» и в тот же день расстрелян (вместе с Нурмаковым). Чтец 8: Семья Жена (на март—апрель 1901 — 1918) — Елена Яковлевна Севостьянова, дочь старого народника Якова Сергеевича Севостьянова, с которым Алихан был знаком по работе в газете "Степной край". • Дочь — Елизавета (Зейнеп) Алихановна в замужестве Садвокасова (1903—1971), во время войны военврач 3-го ранга, майор медицинской службы, награждена орденами и медалями, после войны доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела санитарной статистики ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко. Первый муж (c 1923 года) — Смагул Садвакасов, нарком просвещения Казахской ССР; второй муж — Макс Натанович Клейман (1891—1996) заместитель директора Института материнства и младенчества, заместитель заведующего отделом Минздрава. Похоронена с М. Н. Клейманом в колумбарии Новодевичьего кладбища (секция 135, 68-3). • Внук — Искандер (Кенка) Смагулович Садвокасов (1924 — 19 ноября 1941), ушёл добровольцем на фронт, пропал без вести в бою под д. Скирманово Ново-Петровского района Московской области. • Сын — Сергей (Октай) Букейханов (1910, Самара — 1957?), инженер-геолог, сотрудничал с Канышем Сатпаевым, автор научных трудов по медным и урановым рудам, был арестован вслед за отцом, срок отбывал в Норильске, в начале войны освобождён и назначен директором уранового рудника при атомном проекте НКВД. Был женат, потомки живут в Москве. Чтец 9: Труды • Букейханов А. Переселенцы в тарских урманах // Сибирские вопросы: периодический сборник. № 11. 23 марта 1908 год. Томск. • Букейханов А. Переселенцы в тарских урманах // Сибирские вопросы: периодический сборник. № 12. 31 марта 1908 год. Томск. • Букейханов А. Киргизы. Формы национального движения в современных государствах. (Под ред. А. И. Костелянского), СПб, 1910. • Bukeykhanov A., Dulatov M., Baytursun A., Ryskulov T. Kazakh on Russians before 1917. //Society for Central Asian Studies. Reprint series. No. 5.-Oxford, 1985. • Букейханов А. Шыгармалары (Сочинения). — Алматы: Жалын, 1994. • Букейханов А. Шыгармалары. — Алматы: Казак энциклопедиясы, 1995. Заключительное слово учителя: В начале ХХ века происходит зарождение национально-освободительного движения, главной целью которого являлось создание независимого Казахского государства — Автономии «Алаш Орда». Организаторы этого движения — молодая казахская интеллигенция - ещё на заре ХХ века выдвинули идею суверенитета и политической независимости Казахстана в современном понимании, в 1917-1920 годах создали первые органы национальной государственности, которые гордо называли страной детей Алаша — Алаш-Ордой. Но значительно опередив своё время, представители казахской интеллигенции не смогли воплотить в реальность свою мечту — сделать свой народ свбодным., многие из них стали жертвами массовых политических репрессий. Сегодня имена Алихана Бокейханова, Ахмета Байтурсынова, Мыржакыпа Дулатова, Мухамеджана Тынышпаева, Магжана Жумабаева и многих других, погибших от репрессий, представителей казахской интеллигенции стали важным фактором формирования идеологии современного казахстанского патриотизма. Сегодня — Независимость Казахстана — это реальность. Но таковой её сделали усилия таких, как Алихан Букейханов. Отрывок из фильма «Тайны и Судьбы Великих Казахов». |