Главная страница
Навигация по странице:

  • 4 Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. - 5-е изд. - М.: Советский спорт, 2004. - 216 с.

  • ЭЛЕМЕНТЫ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКСКУРСИОННОЙ ПРАКТИКЕ. алтайский государственный университет


    Скачать 178.5 Kb.
    Названиеалтайский государственный университет
    АнкорЭЛЕМЕНТЫ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКСКУРСИОННОЙ ПРАКТИКЕ
    Дата25.03.2021
    Размер178.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаSanina_kursovaya.doc
    ТипКурсовая
    #188038

    powerpluswatermarkobject9514175


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
    высшего профессионального образования

    «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Колледж Алтайского государственного университета

    Отделение природопользования, сервиса и туризма

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине «Технология и организация сопровождения туристов»

    ЭЛЕМЕНТЫ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКСКУРСИОННОЙ ПРАКТИКЕ




    Выполнила студентка

    _____ курса ______ группы

    _______________________

    (ф.и.о.)

    _______________________

    (подпись)
    Научный руководитель

    _______________________

    (уч. степень, звание, категория)

    _______________________

    (ф.и.о.)

    _______________________

    (подпись)
    Работа защищена

    «___»_____________ 20__г.

    Оценка _________________

    ________________________

    (подпись)

    Барнаул 2017

    ВВЕДЕНИЕ


    В условиях жесткой конкуренции на рынке туристских услуг невозможно представить проведение мероприятия без организации в нем анимационной деятельности. В современном туристском обслуживании анимация стала неотъемлемой частью, особой составляющей культурно-досуговых программ, предлагаемых туристам для отдыха и развлечений.

    Анимация – сравнительно новое направление в туристической деятельности, предполагающее личное участие туристов в игровых и театрализованных шоу-программах, спортивных и культурно-развлекательных мероприятиях. Это явление – порождение конкуренции между курортами, стремящимися разнообразить отдых своих клиентов.

    По оценкам специалистов, в настоящее время включение анимационных программ культурно-познавательного, спортивно-туристского, развлекательного характера в содержание туристских маршрутов и поездок, в работу отелей повышает их престиж и востребованность на рынке туристских услуг. 

    Анимация в туризме рассматривается как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов. Следовательно, тураниматор – специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных анимационных программ. 

    Тема является интересной и актуальной, так как особое место на предприятиях индустрии туризма на современном этапе развития занимает анимационная служба, обеспечивающая организацию анимационной деятельности туристов. Именно анимация является источником большой дополнительной прибыли отеля, предприятий питания и привлекательности турпродукта, поэтому в профессионалах данного профиля заинтересованы все современные предприятия индустрии туризма.

    Цель работы: изучение элементов анимационной деятельности в современной экскурсионной практике.

    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    • изучить сущность экскурсионной и анимационной деятельности;

    • проанализировать привлекательность современных экскурсий в Алтайском крае;

    • выявить элементы анимации, способные придать конкурентоспособность экскурсионному продукту.

    Объектом исследования работы является экскурсионная деятельность. Предметом исследования – элементы анимации в современной экскурсионной практике.


    1. ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТУРИЗМЕ



      1. Сущность и признаки экскурсий



    Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс+ия) [10 - стр. 663].

    Экскурсия – это посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятников культуры, музеи, предприятия, местности), форма и метод приобретения знаний.

    Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.).

    Как правило, экскурсия проводится под руководством специалиста-экскурсовода.

    Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде [3  - с.18]:










    Рисунок 1 – Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии.

    В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

    Одна из задач экскурсии – выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

    Дать оценку – значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.

    Оценка экскурсии – это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.

    Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.

    В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:

    а) как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания;

    б) как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;

    в) как форма организации культурного досуга, воспитательной работы;

    г) как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания;

    д) как форма распространения научных знаний, идейного воспитания;

    е) как мероприятие по одному из направлений воспитания - патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;

    з) как автономная форма культурно-просветительной работы и как неотъемлемая часть организованного туризма;

    и) как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами.

    Признаком называют то, что делает сходным между собой или отличает друг от друга предметы и явления. Имеются в виду существенные признаки, то есть те, без которых предмет, явления, форма культурно-просветительной работы не могут существовать.

    Общими признаками для всех экскурсий являются:

    1 Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.

    2 Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

    3 Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

    4 Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

    5 Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

    6 Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

    7 Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов) [4- стр.32].

    Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

    Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

    – у автобусных – обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

    – у музейных – знакомство с материалами, расположенными на стендах;

    – у производственных – демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

    Таким образом, значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.

      1. Классификация экскурсий



    В основу классификации, предложенной одним из основоположников экскурсионного дела Б.Е. Райковым более пятидесяти лет назад, были положены шесть основных признаков деления. В этих признаках заключались основные направления и содержание экскурсионной работы того времени [2 – стр. 109]

    В основе современной классификации экскурсий лежит деление по следующим основаниям: содержанию, форме проведения, составу участников, месту проведения, способу передвижения.

    Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

    По содержанию экскурсии подразделяют на:

    1. Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружении, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.).

    В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

    Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой, прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т.д.

    1. Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Если это историческая тема, то в ее основу положено одно или несколько знаменательных событий, объединенных одной темой. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, архитектурные ансамбли, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков.

    Тематические экскурсии подразделяются на следующие группы:

      1. исторические - делятся на:

    – историко-краеведческие (например, «История возникновения г. Барнаула»);

    – археологические;

    – этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;

    – военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы;

    – историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);

    – экскурсии в исторические музеи.

      1. производственные - делятся на:

    – производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);

    – производственно-исторические;

    – производственно-технические;

    – производственно-ориентационные (для учащихся).

    – природоведческие

    с. искусствоведческие – подразделяются на:

    – историко-театральные (например, «Из истории русского театра»);

    – историко-музыкальные;

    – по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех);

    – по местам жизни и деятельности деятелей культуры;

    – историко-музейные (скульптуры);

    – музейные (показывающие картинные галереи, музеи, выставочные залы).

    – литературные

    – литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т.д.

    – историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы;

    – литературно-художественные – это поэтико-текстовые экскурсии (например, «Белые ночи в Санкт-Петербурге») или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, «По следам героев М. Шолохова», «Москва в произведении Л.Н. Толстого «Война и мир»» и др.).

    Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.

    По форме проведения выделяются следующие экскурсии:

    1. экскурсия-урок. Следует рассматривать как часть учебно-воспитательного процесса, их проведения особенно актуально для слушателей различных курсов, семинаров, молодежи. Проведение данного вида экскурсий служит средством закрепления знаний, содействует более глубокому изучению дисциплин. Для того чтобы экскурсия действительно стала органической частью учебно-воспитательного процесса в начале и конце этого мероприятия вводятся необходимые логические переходы, связывающие их между собой. По окончании экскурсии формируются новые задачи;

    2. экскурсия-лекция. Может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп туристов, представляет собой форму получения знаний в аудитории в четком соответствии с учебной программой. Для проведения этого мероприятия в качестве аудитории используются явления действительности и естественные условия;

    3. экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;

    4. экскурсия-демонстрация – это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т.д.;

    5. учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;

    6. пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;

    7. показательная экскурсия – это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т.д.;

    8. экскурсия-спектакль – это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.;

    9. экскурсия-концерт. Примером может быть организация маршрутов: для городских жителей - выезд на праздник;

    10. экскурсия - прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

    11. экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т.д.;

    12. рекламные экскурсии. Проводятся с целью включения населения в обслуживание новых маршрутов, презентации туристских мероприятий.

    По составу участников:

    – Индивидуальные

    – Групповые

    – Местное население

    – Приезжие туристы

    – Школьники

    – Взрослые

    – Городские жители

    – Сельские жители

    По данному основанию возможно построение и иных классификаций. Например, различают экскурсии для учащихся, профессионалов и широкой публики. Различают также экскурсии для однородных групп (обычно их называют заказными) и для групп из одиночек. Под однородной группой понимается группа туристов, состоящая из людей одной профессии, или работающих на одном предприятии (учащихся одного заведения) или знакомых друг с другом (отдыхающие одного пансионата, турбазы, санатория), или живущих в одном микрорайоне и т.д. С другой стороны им противопоставлены экскурсии для так называемых одиночек – точнее для групп, сформированных из незнакомой друг другу разнородной публики.

    По месту проведения:

    – Городские

    – Загородные

    – Производственные

    – Комплексные

    – Музейные

    По способу передвижения:

    – Пешеходные

    – Транспортные

    – Комбинированные

    Среди транспортных наиболее распространены автобусные и теплоходные. В редких случаях возможно выделение иных типов: трамвайные, троллейбусные, конные, но это относится к экскурсионной экзотике. Считается, что пешеходные экскурсии водить проще. Возможно, это и так, хотя и в этой сфере открываются бесконечные возможности для совершенствования мастерства, так что одну и ту же простую пешеходную экскурсию по родной местности любитель и опытный профессионал проведут совершенно по-разному. Методически главное различие пешеходной и автобусной экскурсий сводится к тому, что на первой весь ритм движения (скорость, продолжительность переходов и остановок) на маршруте задается самим экскурсоводом. На автобусной же вступают в действие правила дорожного движения, стремление водителя поскорее преодолеть какой-либо участок маршрута, наличие бесконечных помех, «ломающих» заданную схему и ритм движения.

    Таким образом, деление экскурсий на четко определенные группы имеет большое значение для практической деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы с экскурсоводами, облегчает их специализацию, создает основы для деятельности методических секций. Экскурсия является одним из основных элементов в структуре тура.


      1. Значение и роль экскурсий в туризме



    Экскурсионные программы могут быть весьма разнообразны по своей тематике. У нашей станы есть все необходимое – огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах –нетронутая, дикая природа, для того чтобы развивать туриндустрию.

     В наше время экскурсионная практика претерпела значительные изменения, но неизменными остались цели –  расширение культурного кругозора экскурсантов,  воспитание их в духе патриотизма, высокой морали, любви и уважения к труду.

    Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире [4 – стр.65].

    Преимущество, например, экологических экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить экскурсантов с объектами и явлениями природы. На экскурсиях гости знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения. Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании, формировании эстетического отношения к природным явлениям и объектам. Красота окружающего мира вызывает глубокие переживания.

    Экскурсия как форма прямого общения предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность миллионам людей получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.

    Общение людей на экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых.

    Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 20-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу. Системность знаний, сообщаемых в экскурсии, ее привлекательность в связи с наличием элемента «путешественности», возможность выбора в соответствии со своими интересами – все это делает экскурсию популярным занятием для людей.

    Экскурсия занимает важное место в ряду форм учебы без отрыва от работы. Заметно возрастает роль экскурсии в организации культурного досуга там, где экскурсионные учреждения и музеи перешли от эпизодических мероприятий к мероприятиям по циклам. Экскурсионный цикл ставит задачей дать экскурсантам систему знаний (например, по истории родного города, о памятниках культуры и истории, расположенных на его территории). В крупных культурных центрах эта задача может быть сужена. Здесь цикл из 5-6 экскурсий посвящается показу, например, исторических памятников [5 – стр.67].

    Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.

    Таким образом, задача экскурсии – сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Побывав на литературной экскурсии, ее участники проявляют в дальнейшем интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскурсия для многих становится началом работы по самообразованию.

    2 АНИМАЦИЯ, КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТУРИСТОВ



      1. Понятие и виды анимации



    Туристский терминологический словарь определяет термин «анимация» как комплекс по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени, организации развлечений и спортивного проведения досуга. [9 - стр. 14].

    Анимация является одним из направлений культурно-досуговой деятельности. Оно имеет определенную рекреационную функцию – это повышение удовлетворенности отдыхом, более скорое и полное восстановление моральных и физических сил. Под культурно-досуговой деятельностью понимается специфическая активность людей, проявляемая ими во время досуга.

    Социально-культурная анимация служит не только снятию накопившегося психологического и физического напряжения, но и должна способствовать раскрытию способностей человека, его творческого потенциала, обогатить его новыми знаниями и навыками, помочь преодолеть имеющиеся у человека комплексы и включить его в реальное действие. В связи с этим анимационная деятельность отличается рядом характерных черт:

    – осуществляется в свободное время;

    – отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп;

    – обусловлена национально-этическими, региональными особенностями и традициями;

    – характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей;

    – отличается глубокой индивидуальностью;

    – носит гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер [9 – стр. 59].

    Туристская анимация – это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие, способствующее его рекреации. Туристская анимация основана на личных контактах аниматора (менеджера туристской анимации) и туриста, на человеческой близости, совместном участии аниматора и туриста в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туристского комплекса.

    Анимация как туристская услуга преследует цель активного продвижения туристического продукта и роста доходности туристического бизнеса за счет повышения качества обслуживания туристов и расширения количества предоставляемых услуг. Кроме этого, положительные эмоции, полученные туристом в ходе анимационных программ, побуждают его к повторному посещению туристского комплекса (отеля, круизного теплохода и т. д.).

    Организация такой деятельности связана с формированием и реализацией программ развлечений (анимационных программ), которые смогли бы отвлечь отдыхающего от повседневных жизненных проблем, способствовать его эмоциональной разрядке, являясь не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни.

    При подготовке анимационных программ учитываются такие особенности туристов, как пол, возраст, национальность, а также готовность участия туристов в различных действиях.

    Соответственно спросу и мотивации путешествий в практике туристского обслуживания складываются следующие виды анимации, удовлетворяющие различные потребности туристов (отдыхающих):

    1. анимация в движении – удовлетворяет потребность современного человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;

    2. анимация через переживание – удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

    3. анимация через общение – удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внут­реннего мира людей и познании себя через общение;

    4. анимация через успокоение – удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также потребность в покое и «праздной лености»;

    5. культурная анимация – удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

    6. творческая анимация – удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество [6 – стр.81].

    Анимационная программа чаще всего является дополнительным мероприятием, так как обычно проводится в качестве дополнения к чему-либо (праздничному событию, маркетинговой акции, к деятельности развлекательных комплексов и т.д.). Анимация редко употребляется, как обособленное средство развлечения, так как она практически всегда требует привязки к какому-либо событию, действию, месту, теме. Хотя в индустрии гостеприимства анимационная деятельность играет немаловажную, иногда даже ключевую роль, на использование ее, как самостоятельного объекта, потенциально привлекательного для туристов, идут не многие, так как такие проекты, в основном являются финансово-недоступными для обычных предпринимателей.

    Таким образом, значение анимации в туризме заключается в повышении качества, разнообразия и привлекательности туристского продукта; увеличении количества постоянных клиентов и спроса на турпродукт; повышении нагрузки на материальную базу тур предприятия, а следовательно, и в повышении эффективности ее использования, доходности и рентабельности туристской деятельности. Виды анимационных программ, используемых в туристской деятельности, достаточно разнообразны. С каждым годом количество способов и методов развлечений туристов во время пребывания в туристских комплексах возрастает. К настоящему времени, насчитывают больше ста видов наиболее популярных развлечений, но благодаря фантазии организаторов и техническому прогрессу появляются все новые и новые.



      1. Принципы и методы организации анимационной деятельности



    Технология создания и реализации анимационных программ – процесс сложный и многоплановый, поскольку решает следующие задачи: создание анимационных программ, экономический просчет стоимости программы, рекламу программ, их реализацию и, наконец, творческое воплощение запрограммированных анимационных мероприятий с последующим анализом. Под технологией следует понимать набор приемов труда аниматора, организацию этого труда, использование инструментов и приспособлений. Данный технологический процесс представляет собой целостную систему, в которой взаимодействуют все компоненты. 

    Технология создания и реализации анимационных программ как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем: 

    – организационная подсистема – организация совместной деятельности анимационной команды, экономического, технического, рекламного отделов; 

    – инструкторско – методическая подсистема – создание и переработка сценариев мероприятий, разработка текстов экскурсий, подбор спортивных игр и соревнований, составление маршрутов походов с последующей выработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта; 

    – режиссерская подсистема – распределение ролей, план репетиций, постановка; 

    – техническая подсистема – подготовка площадки (сцены) для анимационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения, костюмов [1 – стр.74].

    Все подсистемы составляют систему технологии, которая служит основанием функционирования анимационной службы. Анимационная деятельность – это реальный и совершенно особый мир с присущими ему правилами действия. Эти действия совершают профессионалы для того, чтобы включить в процесс их совершения как можно большее число людей. Здесь существуют свои специфические закономерности функционирования анимационной деятельности. 

    Для того чтобы удовлетворить потребности гостей разных национальностей, возрастов, достатков и возможностей (физических, интеллектуальных и т. д.), программы анимации должны меняться на протяжении всего сезона по содержанию, интенсивности, времени проведения и по другим параметрам.

    Анимационные программы в значительной мере зависят от размера отеля, его месторасположения, функциональной ориентации, имеющихся возможностей (в том числе по спектру оказываемых дополнительных услуг), а также от профессионализма и степени универсальности тураниматоров, от их таланта.

    Технологический процесс создания анимационных программ включает следующие элементы: 

    1. объект деятельности: обслуживаемое население, посетители (коллективы людей и отдельные личности); 

    2. субъект деятельности: руководители, специалисты анимационной службы; 

    3. собственно анимационная деятельность (процесс воздействия субъекта на субъект) со всеми ее компонентами. 

    Все элементы функционирования технологического процесса находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы – объект деятельности, люди: туристы, гости, отдыхающие. Все предназначено для удовлетворения их духовных и физических потребностей. Поэтому специалистам аниматорам надо знать эти потребности, повседневно изучать аудиторию, настроения, интересы и запросы различных групп населения. Без знания людей трудно рассчитывать на достижение желаемого результата, на повышение эффективности интеллектуального и эмоционального воздействия на аудиторию.

    Этапы разработки и проведения анимационной программы.

    Работу по подготовке и  проведению той или иной анимационной программы можно разделить на несколько этапов. Первый этап (самый большой и ответственный этап) – подготовительный, включающий в себя: 

    1. анализ предлагаемых анимационных программ; 

    2. определение целей и задач; 

    3. выбор места и времени проведения программы; 

    4. проектирование анимационной программы с учетом возрастных, этнических и прочих особенностей потребителей данной услуги; 

    5. создание или подбор сценариев анимационных мероприятий, включенных в программу; 

    6. составление сметы расходов на проведение программы; 

    7. подбор творческих коллективов, распределение обязанностей внутри анимационной команды; 

    8. техническую подготовку: закупку инвентаря, изготовление декораций, костюмов, реквизита и т. д.; 

    9. установка звуковой и световой аппаратуры, других технических средств, оформление сцены, изготовление фонограмм и прочее; 

    10. проведение репетиций, обучение правилам игр и прочее; 

    11. проведение рекламной кампании намеченных анимационных мероприятий

    Второй этап – проведение анимационной программы – представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. Необходимо соединить усилия всех задействованных аниматоров, преодолеть нервное напряжение и решить поставленные задачи. Третий этап – подведение итогов, в ходе которого происходит: анализ проведенной программы; анкетирование потребителей с последующим анализом; работа над усовершенствованием программы.

    Итак, технологический процесс включает три основные этапа: подготовку; проведение программы и анализ проведенной программы.

    2.3 Технология применения элементов анимации в экскурсиях
    Проведение любой экскурсии – сложный процесс, который зависит от состава экскурсионной группы, мастерства экскурсовода, сложности и протяженности маршрута, а так же от обозначенной темы.

    В последнее время инновации широко используются в экскурсионном деле. Внедрение нестандартных форм и элементов в экскурсию как процесс накладывают, пожалуй, большую ответственность на экскурсовода, поскольку он должен контролировать процесс превращения экскурсии из классической в инновационную. Однако совсем необязательно для этого использовать дорогое оборудование и технические средства. По праву инновационными элементами в экскурсии можно считать все чаще и чаще используемые в экскурсии игровые технологии и анимационные элементы. Анимация призвана дополнять досуг туристов развлекательными и познавательными элементами, насыщая его структуру.

    Использование анимационных мероприятий в процессе экскурсий способствует усвоению материала в упрощенной форме, насыщает экскурсию игровыми моментами, заполняет паузы в информационной подаче, обеспечивает отдых экскурсантам. Таким образом, стоит подчеркнуть полезность анимационных мероприятий на экскурсии.

    Для того чтобы анимационная программа в процессе экскурсии удалась, необходимо ее тщательно спланировать, составить план.

    Программа отдыха – это объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, культурно-массовых, экскурсионных элементов. Методика проведения – это умение показать объект и умение рассказать о самих объектах и событиях с ними связанных. Сам по себе методический прием внешне не различим, он является частью процесса проведения экскурсии. Механизм действия методического приема может быть более или менее сложным. Неправильно строить всю экскурсию на применении одного методического приема. Важно представлять схему действия методического приема, его назначение.

    Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходит потому, что методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведётся в отрыве от объектов описания.

    Работу по подготовке и проведению той или иной анимационной программы можно разделить на несколько этапов:

    – анализ предлагаемых анимационных программ;

    – определение целей и задач;

    – выбор места и времени проведения программы;

    – проектирование анимационной программы с учетом возрастных, этнических и прочих особенностей потребителей данной услуги;

    – создание и подбор сценариев анимационных мероприятий, включенных в программу;

    – составление сметы расходов и проведение программы;

    – подбор творческих коллективов и распределение обязанностей внутри анимационных команд;

    – техническую подготовку (подбор материальных пособий, закупку инвентаря, изготовление декораций, костюмов, реквизита);

    – установку звуковой и световой аппаратуры, других технических средств, оформление сцены, изготовление фонограмм и пр.;

    – проведение репетиций, обучение правилам игр и пр.;

    – проведение рекламной кампании намеченных анимационных мероприятий.

    Анимационная работа с экскурсантами должна строиться в ключе строгого соблюдения возрастных и иных сегментационных категорий. В противном случае, экскурсия и анимационные программы не будут восприняты должным образом, утомляемость будет завышена, эффект от проведения экскурсий будет стремиться к нулю.

    Сегментация рынка экскурсионных услуг исходит из того, что каждый клиент имеет индивидуальные потребности. Соответственно элементы маркетингового комплекса (продукт, цена, продвижение и распределение) определяются в соответствии с разными сегментами рынка. В настоящее время нет единых системы критериев и метода сегментации туристского рынка и рынка экскурсионных услуг. Однако при разработке анимационной программы на экскурсии эти моменты должны быть учтены.

    Особо стоит сказать о работе специалистов на такой экскурсии. Аниматор и экскурсовод вполне могут быть независимы друг от друга, подключаться к работе системно и по очереди. Также экскурсовод и аниматор могут быть одним и тем же лицом, совмещая в своей работе обе эти функции. Для того чтобы быть профессиональным аниматором, работником экскурсионной сферы творческого начала бывает далеко недостаточно. Необходимо знание основных методик работы с разными группами отдыхающих, классификацию анимационных программ, основы организации и подготовки анимационной программы.

    Особое внимание в этом случае необходимо уделить речи экскурсовода и аниматора. Анимационные элементы в экскурсии требуют задействования актерского мастерства, эмоциональности и разнообразия, ассоциативного ряда, в особенности, в работе с детской аудиторией. Текст должен быть ярким и насыщенным. При использовании этих методов формируется индивидуальное авторское мировидение, которое позволяет по-особому воспринимать самую простую тему [3].

    Отдельно стоит упомянуть о такой популярной в последнее время форме проведения экскурсии как квест. Быстро завоевавшее популярность это направление, выглядит как организация целого приключения во время экскурсии. Практика доказывает, что поиски клада, викторины, складывание карт и прохождение различного рода препятствий привлекает экскурсантов абсолютно любого возраста. Для проведения квеста необходима четкая программа, ориентированная на конкретный результат, подходящая территория, вспомогательные материалы и строгие правила, которые будут выполняться экскурсантами. Задача аниматора и экскурсовода во время проведения экскурсии с элементами квеста – сохранить заинтересованность участников – экскурсантов до самого финала.

    Таким образом, анимационная деятельность в процессе экскурсии призвана обеспечить устранение психологических барьеров, которые, так или иначе, возникают при межличностном общении. Ситуация вполне может осложниться недостаточным пониманием новой для экскурсантов информации, ее объемом.

    В этой связи использование игровых моментов, театрализованных представлений, викторин и конкурсов, шуточных импровизаций будет способствовать не только раскрепощению экскурсантов и преодолению психологических барьеров, но и установлению доверительных отношений между экскурсантами и организаторами, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему продвижению туристского (экскурсионного продукта) и должному эффекту.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, географии, биологии, искусству. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ и  лекций.

    Первая глава курсовой работы была посвящена изучению экскурсионной деятельности. Из чего можно сделать вывод, что иногда анимация и экскурсия выполняют одинаковые функции. С помощью соединения двух форм деятельности, можно с большей эффективностью достичь целей по удовлетворению потребностей потребителей услуги.

    Подводя итог, необходимо еще раз отметить всю важность и актуальность выбранной темы, и сделать выводы о том, что развитие туристского бизнеса в Алтайском крае является неотъемлемой частью развития индустрии Российского туризма в целом.

    Современные российские клубы, центры, гостиницы, специализированные парки и турбазы остро нуждаются в организаторах досуга, которые должны уметь планировать его, общаться с людьми, предлагать потребителю большой выбор интересных, увлекательных анимационных программ.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


    1 Биржаков, М.Б. Анимация как разновидность туристских услуг в сфере досуговой деятельности / М.Б. Биржаков // Национальный туристский журнал «Туристские Фирмы». - 2006. - № 39 (7).

    1. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 272 с.

    3 Егоренко О.А. Технология проведения экскурсии с элементами анимации – Научный альманах. - №9 (11). - 2015

    4 Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. - 5-е изд. - М.: Советский спорт, 2004. - 216 с.

    5 Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. - М.: Профиздат, 1976.

    6 Курило, Л.В. Теория и практика туристской анимации: в 2 т. Т.1. Теоретические основы туристской анимации/Л.В. Курило. - М.: Сов. спорт, 2006. - 180 с.

    7 Рекреация и анимация в России. - Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/7948. - Загл. с экрана.
    8 Тарасов, Л.В. Социально-культурная анимация: принципы, задачи, содержание / Л.В. Тарасов // Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы. - 2003. - № 2. - С. 59-66.
    9 Третьякова, Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие / Т.Н. Третьякова. - М.: Издат. центр «Академия», 2008. - 269 с.

    10 Туристский терминологический словарь: Справочно-методическое пособие / авт.-сост. И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. - М.: Советский спорт, 1999. - 664 с.



    написать администратору сайта