Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Цели и задачи работы: Цели

  • 3. Этапы развития социологических теорий Развитие социологии как социально-гуманитарной науки можно подразделить на три этапа

  • Второй этап

  • Функциональное объяснение.

  • Структурное

  • 5. Определение символического интеракционизма

  • 6. Теория ролей Теория ролей

  • Ролевая теория структурного функционализма

  • 8. Список использованной литературы

  • Социология. Сем 2 Соц. Анализ этапов развития социологических теорий


    Скачать 43.92 Kb.
    НазваниеАнализ этапов развития социологических теорий
    АнкорСоциология
    Дата24.03.2022
    Размер43.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСем 2 Соц.docx
    ТипРеферат
    #414638


    РЕФЕРАТ

    Тема: "Анализ этапов развития социологических теорий"

    Подготовил: Еранов Тимур

    Группа: ВТ-102

    Г. Семей

    Содержание:

    1. Цели и задачи работы

    2. Введение

    3. Этапы развития социологических теорий

    4. Характеристика основных причинно-следственных связей в социальном опыте

    5. Определение символического интеракционизма

    6. Теория ролей

    7. Заключение

    8. Список использованной литературы

    1. Цели и задачи работы:

    Цели:

    1. Дать определение основным этапам развития социологических теорий

    2. Дать характеристику основным причинно-следственным связям в социальном опыте

    Задачи:

    1.  Выявить причинно-следственные связи в социальном опыте.

    2.  Дать определение символическому интеракционизму.

    3.  Рассмотреть теории ролей


    2. Введение

    Каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. Вначале зарождаются, формируются и развиваются отдельные элементы науки, затем уточняется и закрепляется ее наименование, объясняющее сущность и содержание.

    Многие идеи будущей социологической науки возникли задолго до ее непосредственного появления. Отдельные элементы этой науки прослеживались уже в трудах древнекитайских философов, таких как Конфуций, а также древнеиндийских, ассирийских и египетских мыслителей как идеи науки об обществе. Затем они прослеживаются в трудах античных мыслителей Платона, Аристотеля, Полибия. В Средние века определенные социологические взгляды прослеживаются в трудах арабского ученого Ибн-Хальдуна, основателя «социальной физики», английского философа Гоббса, политического мыслителя и писателя Н. Макиавелли. Анализ трудов французских просветителей XVIII в. — Руссо, Монтескье, Вольтера, Дидро, Гельвеция, Гольбаха, а также более ранних и более поздних утопистов — Т. Мора, Т. Кампа- неллы, К. Сен-Симона. Ш. Фурье и Р. Оуэна — также показывают наличие определенных проблем, связанных с развитием общества на любом историческом отрезке времени.

    3. Этапы развития социологических теорий

    Развитие социологии как социально-гуманитарной науки можно подразделить на три этапа:

    Первый этап связан с появлением первых социологических теорий. В этот период социология развивается в основном как теоретическая наука. Этап представлен такими видными социологами XIX – начала ХХ века как Огюст Конт, Карл Маркс, Герберт Спенсер, Георг Зиммель, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и ряд других.

    Второй этап хронологически  ограничивается 20–40-ми годами ХХ столетия (примерно между двумя мировыми войнами). В этот период бурно развивается эмпирическая социология, внедряются методы конкретных исследований в сферу производства, политическую практику, межличностные и межгрупповые отношения. Среди представителей этого этапа: Фердинанд Теннис, Элтон Мейо, Джорж Герберт Мид, Чарльз Кýли, Гюстав Лебóн.

    Третий этап – современный, начинается с конца 40-х годов ХХ века, то есть после второй мировой войны. Для этого этапа характерно усиление как теоретической, так и прикладной социологии. Активизируются попытки преодоления разрыва между теоретическим и эмпирическим уровнями социологического знания. Для этого создаются так называемые теории среднего уровня. К представителям третьего этапа относятся Роберт Мертон, Питирим Сорокин, Толкотт Парсонс, Энтони Гидденс и многие другие.

    В современной социологии функционируют традиционные направления социологической мысли XIX века:

    1) неопозитивизм (продолжает и развивает взгляды выдающихся социологов XIX века Конта и Дюркгейма):

    2) неомарксизм (различные интерпретации социологических взглядов Маркса, как правило, без жесткого экономического детерминизма);

    3) понимающая социология (идущая от Вебера и связанная с осмысленным социальным действием).

    Популярен необихевиоризм как одно из направлений позитивизма и бихевиоризма. Последователи подобных теорий предлагают изучать только «открытое», то есть непосредственно наблюдаемое поведение людей, не углубляясь во внутренние психические состояния, которые невозможно проверить эмпирическими методами.

    Особое место занимает символический интеракционизм, который объясняет социальное взаимодействие людей через призму символического содержания. Человеческие индивиды, в отличие от представителей животного мира, осознанно реагируют на символы: слова, предметы, знаки. В символах отражен общественный опыт, накопленный поколениями. Символы облегчают взаимодействие между людьми.

    Среди богатого разнообразия социологических концепций современности видное положение занимают теории конфликта. Эти теории рассматривают конфликт как социальное явление, внутренне присущее человеческой природе и оказывающее позитивное или негативное влияние не только на межличностные или межгрупповые отношения, но и на развития общества в целом на различных этапах исторического процесса.

    В последние десятилетия все более ярко обнаруживается тенденция к интеграциисоциологического знания, происходит интенсивный обмен социологическими идеями и взглядами между различными странами и регионами. Социологическая наука совершенствуется как в общетеоретическом, так и в прикладном направлениях. Социологические методы широко и успешно используются в разрешении самых различных проблем, возникающих в современном, стремительно меняющемся обществе.

    Перечислим кратко основные направления и их представителей, определяющих лицо современной социологии.

    • 1. Неопозитивизм — теоретико-методологическая ориентация в социологии, опирающаяся осознанно или неосознанно на философские положения логического позитивизма. Его основные принципы:

    • 1) социатьные явления подчиняются законам, общим для всей действительности — природной и социально-исторической (натурализм);

    • 2) методы социологического исследования должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания (сциентизм);

    • 3) «субъективные аспекты» человеческого поведения можно исследовать только через открытое поведение (бихевиоризм);

    • 4) научные понятия должны определяться операционально (опе- рационализм);

    • 5) социальные явления должны быть описаны и выражены количественно (квантификация);

    • 6) социология как наука должна быть освобождена от ценностных суждений и связи с идеологией (методологический объективизм). Неопозитивизм представляет собой не единую школу, а скорее некоторую общую ориентацию, сторонники которой называют себя представителями «научной социологии» или «естественно-научного» направления в социологии. Возникнув первоначально на базе Венского кружка

    • («физикализм» и «концепция эмпирической социологии» О. Нейра- та), это течение, отказавшись от своего первоначального ригоризма, оказало затем значительное влияние на американскую социологию. Основные представители Д. Ландберг, С. Чэпин, С. Додд и др.

    • 2. Структурный функционализм. Основы этого направления были разработаны Т. Парсонсом (1902—1979), опиравшимся на идеи Спенсера, Дюркгейма и Сорокина. Базовой основой является идея «социального порядка», олицетворяющего стремление к поддержанию равновесия системы, согласованию между собой ее различных элементов и достижению согласия между ними. Эти идеи были выдвинуты на основании анализа общественного и государственного устройства США, стабильность которого ученый расценивал как большое достижение. ^ги представления долго доминировали в западной социологии, иногда в несколько измененном виде (структурализм во Франции — Фуко, Леви-Стросс и другие). Однако в конце концов сам создатель теории Парсонс признал критику в ее адрес, поскольку данное направление отвергало идею развития социальной системы, призывая к поддержанию равновесия в ней.

    • 3. Неоэволюционизм — направление, совершенствующее предыдущее. Его развивал Парсонс в сотрудничестве с Э. Шилзом (1911 —1995). ’^го направление перешло от анализа структур к анализу функций. Кроме этого в данном учении рассматривается проблема человека и предпринимаются попытки объяснить процесс усложнения социальных систем через все возрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами в системе. Однако попытки совершенствовать структурный функционализм, применяя идеи эволюции, привели к усложнению социальной системы.

    • 4. Теория социальных изменений. Разработана Р. Мертоном (1910—2003) путем введения понятия «дисфункция». Он заявил о возможности отклонения социальной системы от принятой нормативной модели. Идея социатьных изменений вызвала необходимость поиска причинно-следственных связей, поэтому социологами были предприняты попытки найти их, что реализовалось в разработке и применении в анализе нескольких видов детерминизма (например, модель экономического детерминизма У. Ростоу).

    • 5. Теории социального конфликта создавались путем критики структурного функционализма.

    Так, Ч. Миллс (1916—1962) утверждал, что в основе развития лежит конфликт, а не конформизм, согласие или интеграция. Высшим проявлением конфликта яштяется борьба за власть.

    Р. Дарендорф (1929—2009) считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, происходящем как в открытой, так и в закрытой форме. В основе конфликтов, по его мнению, лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является «политический человек». Анализируя конфликты противников одного ранга, противников, находящихся в отношении подчинения, он получил 15 типов конфликтов и подробно рассмотрел возможность их регулирования.

    Л. Козер (1913—2003) определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, изменение статуса, перераспределение доходов и т.д.

    Большинство представителей этого направления подчеркивает ценность конфликтов, которые становятся источником развития и совершенствования, вто же время такая позиция предполагает возможность и необходимость их регулирования.

    6. Бихевиоризм — основатель Э. Торндайк (1874—1949). Основа этого направления — постоянное изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках социальных организаций.

    Он существует в двух крупных теориях — теории социального обмена (Дж. К. Хомане (1910— 1989) и Я. М. Блау (р. 1918) и теории символического интеракционизма (Дж. Мид (1863—1931).

    Первое направление исходит из признания главенствующего положения человека по отношению к системе. Главное в этой теории, по мнению Блау, заключается в том, что люди, желая иметь вознаграждение за свою деятельность (признание, статус, денежное вознаграждение), могут получить его только от других людей, находясь во взаимодействии с ними, хотя такое взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим все интересы его участников.

    Представители символического интеракционизма стали интерпретировать поведение людей исходя из значения, которое личность или группа придает тем или иным аспектам ситуации. В центре внимания Дж. Мида находился активный, разумный, деятельный индивид. Мид ввел понятие индивидуальной перспективы, предпосылкой которой является социальная свобода.

    7. Феноменологическая социология берет начало от философской концепции Э. Гуссерля (1859—1938) и обоснована в трудах австрийского философа А. Шюца (1899—1959). В центре ее внимания находится не мир в целом, а человек в его специфическом измерении. Социальная реальность конструируется посредством образов и понятий, выраженных в коммуникации. Социальные события лишь кажутся объективными, а на самом деле предстают как мнения индивидов об этих событиях.

    Феноменология не дает ответа на вопрос, почему люди редко понимают друг друга или почему люди понимают действия одних людей и не понимают действия других. Она констатирует, что существуют лингвистические и нелингвистические параметры, способствующие или препятствующие успешной коммуникации.

    В рамках данного направления сложились две крупные школы: социология знания (КМангейм — (1893—1947) и этнометодология (Г. Гарфинкель (р. 1917).

    Таковы основные направления социологии XX в., определяющие ее лицо.

    4. Характеристика основных причинно-следственных связей в социальном опыте

    Принцип причинности является одной из основных норм любой научной деятельности. Он ориентирует исследователя на Объяснение Социальных фактов и явлений, отвечая на вопрос «почему?». Причинность означает наличие такой связи между явлениями, при которой одно явление выступает в роли причины, вызывающей (порождающей), изменяющей другое явление (следствие).

    Однако причинно-следственная связь не исчерпывает всего разнообразия социальных взаимосвязей и отношений. В зависимости от типа исследования социологи сосредотачивают внимание на выявлении функциональных или причинно-следственных зависимостей. Чаще всего социолог выявляет не причинно-следственную, а различного рода степень тесноты взаимосвязей — корреляции. Под корреляцией понимается функциональная зависимость между двумя переменными величинами, которая характеризуется тем, что каждому значению одной из них соответствует вполне определенное значение другой. Например, чем больше возраст рабочих, тем больше стаж, выше квалификация, но возраст не рассматривается как причина более высокой квалификации.

    Корреляционная зависимость может включать причинную связь. Например, спрос влияет на цены, удобрения способствуют повышению урожайности, стаж влияет на производительность труда. Однако во всех этих случаях первая (независимая) переменная не полностью, или даже не сама по себе влияет на изменение второй (зависимой) переменной. Так, стаж сам по себе не является причиной более высоких показателей в работе. Стаж – лишь возможность (по времени) приобрести соответствующие трудовые навыки.

    Поскольку в ходе социологического исследования на изучаемый объект оказывают одновременное влияние множество различных факторов, то социологи предпочитают рассматривать корреляционные зависимости. В силу сложности, многофакторности общественной жизни связи между социальными переменными как правило корреляционные. Количественно они описываются с помощью коэффициента корреляции. Установление корреляции, однако, еще не означает установление причинно-следственной связи. Корреляция свидетельствует лишь о том, что либо один признак – частичная причина другого, либо оба – следствие общих причин.

    Установление причинно-следственных связей в социальном объекте является целью исследования экспериментального плана при наличии объяснительной гипотезы. Однако в той или иной степени в исследовании любого типа социолог стремится разработать, и подвергнуть проверке гипотезы, предположения о возможных причинно-следственных связях в изучаемом объекте.

    Причинно-следственные связи изучаемого объекта раскрываются в процессе анализа и обобщения социологической информации путем объяснения. Объяснение – это выявление на основе имеющейся информации и проверенных практикой оснований теории сущности объекта, его причинно-следственных связей. В «Рабочей книге социолога» различаются объяснения: генетические, следственные, функциональные и структурные. В генетическом объяснении указывается причина и тот закон, в соответствии с которым причина порождает объясняемый объект. Причем причина не просто предшествует следствию во времени, а в известном смысле запечатлевает в нем свою природу, так что в этой связи передаются следствию определенные сущностные свойства.

    В следственном объяснении объекта раскрывается содержание и сущность следствия и того закона, который обуславливает отражение в следствии существенных свойств причины. В данном случае объект выступает в роли причины, но о его сущности судят по тем последствиям, которые он оказывает на другие объекты.

    Важным частным случаем следственных объяснений является Функциональное объяснение. Под функцией понимается определенный способ поведения (тип следствий), инвариантно присущий данному объекту и способствующий сохранению этого объекта. Причинно-следственная связь здесь может рассматриваться как один многих элементов функциональной связи, или последняя является сопутствующим условием для существования скрытой переменной причинно-следственной связи, как, например, пол и зарплата.

    Важнейшие стороны сущности объекта и его причинно-следственных связей может раскрыть и Структурное объяснение, которое состоит либо в объяснении взаимосвязи Внутренних Элементов объекта и способов их сочетания, либо установлении места и роли объекта в той большой системе, в которую он включен в качестве подсистемы.

    5. Определение символического интеракционизма

    Символический интеракционизм - это социологическая теория, которая развивается из практических соображений и отсылает к особому использованию диалекта людьми для создания образов и нормальных выводов , дедукции и соответствия с другими. Другими словами, это система отсчета, позволяющая лучше понять, как люди взаимодействуют друг с другом, чтобы создать символические миры, и, в свою очередь, как эти миры формируют индивидуальное поведение . Это структура, которая помогает понять, как общество сохраняется и создается посредством повторяющихся взаимодействий между людьми. Процесс интерпретации, который происходит между взаимодействиями, помогает создавать и воссоздавать смысл. Это общее понимание и интерпретация смысла, которые влияют на взаимодействие между людьми. Люди действуют исходя из общего понимания смысла в их социальном контексте. Таким образом, взаимодействие и поведение формируются через общее значение, которое им придают объекты и концепции. С этой точки зрения люди живут как в естественной, так и в символической среде.

    Символический интеракционизм исходит из социологической точки зрения, которая сложилась примерно в середине двадцатого века и продолжает оказывать влияние в некоторых областях дисциплины. Это особенно важно в микросоциологии и социальной психологии . Он заимствован из американской философии прагматизма и, в частности, из работ Джорджа Герберта Мида как прагматический метод интерпретации социальных взаимодействий.

    Р. Коллинз рассматривает символический интеракционизм как исследование того, как создается социальный мир посредством взаимодействия между людьми и окружающей их средой.

    Символический интеракционизм опирается на труды американских социологов Джорджа Мида (1863-1931) и Чарлза Кули (1864-1929). которые разработали исходные принципы этого социологического направления. Сам термин «символический интеракционизм» был введен в научный оборот в 1937 г. учеником Дж. Мида Гербертом Блумером (1900- 1987).

    Основные положения символического интеракционизма сводятся к следующему:

    • люди взаимодействуют друг с другом, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;

    • сами символы являются продуктом социального взаимодействия (интеракции) между людьми;

    • символические значения возникают и изменяются посредством интерпретации и переопределения символов.

    Представители интеракционизма утверждают, что индивид создает свои объекты на основе тех значений, которые он им придает. С точки зрения Мида, люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что взаимодействуют с помощью символов, важнейшие из которых представлены в языке. Именно язык является первейшим и основным фактором человеческого взаимодействия, «все люди создаются в разговорах», — считают интеракционисты, если нет языкового общения, то нет и человека. При общении индивиды как бы обмениваются символами. Чтобы интеракция (общение) продолжалась, каждый вовлеченный в нее должен еще и интерпретировать намерения других с помощью принятия роли, т.е. поставить себя на место партнера. Само же общение есть обмен взаимопонятных символов с целью достижения практических результатов в совместной деятельности.

    6. Теория ролей

    Теория ролей - это концепция в социологии и социальной психологии, которая рассматривает большую часть повседневной деятельности как отыгрывание социально определенных категорий (например, мать, менеджер, учитель). Каждая роль - это набор прав, обязанностей, ожиданий, норм и поведения, с которыми человек должен столкнуться и выполнить. Модель основана на наблюдении, что люди ведут себя предсказуемым образом, и что поведение человека зависит от контекста, на основе социального положения и других факторов. Театр - это метафора, которую часто используют для описания ролевой теории.

    Хотя слово « роль» (или « ролл» ) существовало в европейских языках на протяжении веков как социологическая концепция, этот термин существует только с 1920-х и 1930-х годов. Он стал более заметным в социологическом дискурсе благодаря теоретическим работам Джорджа Герберта Мида , Джейкоба Л. Морено , Талкотта Парсонса и Ральфа Линтона , Георга Зиммеля . Две концепции Мида - разум и личность - предшествуют ролевой теории.

    Теория ставит следующие положения о социальном поведении:

    1. Разделение труда в обществе принимает форму взаимодействия между разнородными специализированными позициями , которые мы называем роли ;

    2. Социальные роли включали «подходящие» и «разрешенные» формы поведения, основанные на социальных нормах , которые общеизвестны и, следовательно, определяют ожидания;

    3. Роли занимают индивиды или « актеры» ;

    4. Когда люди одобряют социальную роль (т. Е. Считают роль « законной » и « конструктивной »), они будут нести расходы, чтобы соответствовать ролевым нормам, а также понести издержки, чтобы наказать тех, кто нарушает ролевые нормы;

    5. Изменившиеся условия могут сделать социальную роль устаревшей или незаконной, и в этом случае социальное давление может привести к смене роли;

    6. Ожидание вознаграждений и наказаний , а также удовлетворение просоциальным поведением объясняют, почему агенты соответствуют ролевым требованиям.

    С точкой зрения различий между ролевой теорией, с одной стороны , есть более функциональная точка зрение, которая может быть противопоставлена с более микроуровнем подходом в символической интеракционистской традиции. Этот тип ролевой теории определяет, насколько тесно связаны действия индивидов с обществом, а также насколько эмпирически проверяемой может быть конкретная точка зрения ролевой теории.

    В зависимости от общей перспективы теоретической традиции существует много типов ролевой теории, однако ее можно разделить на два основных типа, в частности: ролевую теорию структурного функционализма и ролевую теорию драматургии . Ролевая теория структурного функционализма по сути определяется как каждый, имеющий место в социальной структуре, и каждое место имеет соответствующую роль, которая имеет равный набор ожиданий и поведения. Жизнь более структурирована, и всему есть свое место. Напротив, драматургическая ролевая теория определяет жизнь как бесконечную пьесу, в которой все мы - актеры. Суть этой ролевой теории состоит в том, чтобы отыгрывать ролевую игру приемлемым образом в обществе.

    Ключевой вывод этой теории состоит в том, что ролевой конфликт возникает, когда от человека ожидается одновременное исполнение нескольких ролей, которые несут

    7. Заключение

    В 1990-е годы изменился предмет исследований в социологии. Проблематика, связанная с понятием «социальная система», сменилась изучением вопросов, характеризующих понятия «действие» и «деятель».

    Изменились также понятийный и категориальный аппарат. Главенствующие понятия «социальные институты», «соци&тизация», «интеграция» уступили первое место понятию «кризис» и близким к нему категориям: «дезорганизация», «насилие», «хаос» а также «сознание» и «поведение людей».

    Наибольшее значение приобрели:

    • • теория рационального выбора, предложенная американским социологом Дж. Коулменом (1926—1995), отрицающая понятие системы и рассматривающая понятия ресурсов и мобилизации;

    • • теория нового институционализма;

    • • идея о том, что человек выступает как активный социальный субъект (актор);

    • • символический интеракционизм — теоретико-методологическое направление в социологии и социальной психологии (прежде всего американской), кладущее в основу анализа социокультурной реальности социальные (с акцентированием межиндивидуального аспекта) взаимодействия, взятые в их символическом (особенно языковом) выражении.

    Поэтому имеют место такие определения социологии, как «Социология — это наука о методах исследования человеческого поведения» или «Социология — это научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение».

    Таким образом, несмотря на существование множества концепций, сегодняшнее состояние мировой социологии отражают концепции, которые изучают роль человека и его активность в современном мире.

    Однако, рассматривая становление социологии как науки, нельзя оставить без внимания развитие отечественной социологии.

    8. Список использованной литературы

    1.Биекенов К.У., Биекенова С.К., Кенжакимова Г.А.  Социология : учебник для студентов гуманитарных вузов. – Алматы: Lem, 2014.-380с.

    2. Әбдірайымова Г.С. «Жастар социологиясы»: оқу құралы. 2-басылым. – Алматы: «Қазақ университеті», 2012. – 224с.

    3.  Социология . Основы общей  теории : учебник» / Под ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Норма, 2015. - 912 с.

    4. Забирова А.Т. Практическая  социология : учеб.пособие- Алматы. Эверо, 2014

    5. Д.Ритцер, Д.Степницки. Әлеуметтану теориясы. Астана,2018

    6. С.Ортега, Д.Бринкерхоф. Әлеуметтану негіздері, Астана 2018


    написать администратору сайта