Главная страница

Таблице по лирике Есенина. Таблица по лирике Есенина. Анализ Гой ты Русь моя родная Стихотворение написано в 1914 год


Скачать 26.86 Kb.
НазваниеАнализ Гой ты Русь моя родная Стихотворение написано в 1914 год
АнкорТаблице по лирике Есенина
Дата06.11.2022
Размер26.86 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТаблица по лирике Есенина.docx
ТипПоэма
#773484

Название стихотворения

Анализ

«Гой ты Русь моя родная»

Стихотворение написано в 1914 году. Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к родине. Анализируемое стихотворение – это монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных просторов. Лирический герой наслаждается видом, который открывается его глазам в деревнях. Родные деревенские избы, хаты напоминают ему – образа в ризах. Это не случайно: эта деталь указывает на огромное значение религии для русского человека. Герой восхищается бескрайними просторами, наслаждается их синью. В произведении поэт использует самые разные средства выразительности. При помощи них он создаёт панорамную картину родного края, выражает эмоции, которые переполняют лирического героя. Также языковые средства помогают Есенину лаконично отобразить особенности русской культуры.

В тексте часто встречаются метафоры: «синь сосёт глаза», «звонко чахнут тополя», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс», «прозвенит девичий смех». Воспроизведенные картины дополняются эпитетами – «кроткий спас», «весёлый пляс», «девичий смех» и сравнениями: «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «как серёжки, прозвучит девичий смех».

Тропы, использованные в тексте, поражают соединением простоты и глубокого смысла. Несколькими словами поэт может рассказать то, на что другие выделяют целые абзацы. В последней строфе поэт использует яркую аллитерацию, нанизывая слова с согласным «р», он подтверждает, что его слова не мгновенное восклицание, рождённое сиюминутными эмоциями, а обдуманное решение.

«Русь»

Поэма «Русь» была написана в 1914 г. В поэме отражено отношение Есенина к началу войны. Поэма состоит из 5 частей. Первая часть – пейзажная зарисовка деревни вьюжной зимней ночью. В этой же части появляется мотив опасности и наваждения: волки, нечисть, колдуны. Русь представляется страшным, дремучим в прямом и переносном смысле местом.

Вторая часть – признание лирического героя родине в любви. То, за что герой любит Русь, связано с весенне-летним циклом крестьянских работ и перемежающихся с ними развлечений.

Третья, центральная часть начинает эпический сюжет, связанный с пейзажными зарисовками первой и второй строф. В ней описан уход деревенских ополченцев на войну.

Четвёртая строфа сообщает о приходе весточек с войны и о том, как их читали и слушали в деревне. Единство и родственность всех жителей деревни, с точки зрения лирического героя, характерно для русского человека. Одна деревня и поведение её жителей олицетворяет всю Русь.

В последней строфе содержится лирическое размышление героя о том, что именно он любит в своей родине. Это характеристика сильных и слабых сторон любимой родины.

Тема поэмы отражена в названии - родная земля.

Основная мысль состоит в ответе на вопрос, за что лирический герой любит родину. Оказывается, любят не за что-то и не вопреки чему-то (например, дремучести и забитости). Лирический герой просто перечисляет те общечеловеческие или, наоборот, немудрящие ценности, которые дороги его сердцу. Прежде всего, это природа и народ, единения с ними желает поэт.

Вся поэма написана трёхстопным анапестом, прекрасно имитирующим живую речь. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

«Запели тесаные дроги»

Стихотворение «Запели тёсаные дроги…» было написано Есениным в 1916 г. Несмотря на то что описание родной природы занимает в произведении важное место, стихотворение относится к жанру гражданской лирики, так как подчинено единой цели – признаться родине в любви. При этом в нём звучат и элегические нотки, размышление о бренности всего сущего. Стихотворение состоит из 5 строф. Сознание лирического героя сначала фиксирует пейзажи родной земли (первая строфа), потом собственное настроение (вторая строфа), затем обращается к родине Руси (третья и четвёртая строфа). Лирический герой переживает смешанные чувства: восхищение (третья строфа), опасение и признание в любви и верности (четвёртая строфа). В последней строфе композиция закольцовывается, возвращаясь снова к русской природе. Повторяется также мотив церкви, обозначенный в первой строфе. В конце в единое целое сливаются родина, природа и Бог. Есенин использует традиционный для русской литературы эпический приём, объединяя все описанные в стихотворении пейзажи мотивом дороги. Тема стихотворения – любовь к родине, выражающаяся в любви к родной природе и опасении за судьбу отчизны. Основная мысль: любовь, в том числе и к родине, – чувство иррациональное. Лирический герой одновременно наслаждается и тяготится этим чувством (возникает образ цепей). Скорость движения Есенин передаёт тоже с помощью олицетворений: равнины и кусты бегут. Однородные подлежащие в первой строфе описывают то, что видит едущий. Вдоль дороги встречаются часовни и поминальные кресты. По традиции они устанавливаются на месте гибели, а это часто случалось на дороге. Мотив смерти, появляющийся в первой строфе, становится причиной грусти лирического героя (метафора «опять я тёплой грустью болен»). Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями (хотя классики 19 в. считали, что звук копыт лучше всего передаёт хорей). Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

«Не жалею, не зову, не плачу»

Написано в 1921 году. Произведение по смыслу делится на 2 части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально стихотворение состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. Жанр – элегия. Стихотворный размер – пятистопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ. Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализируемом стихотворении раскрыл тему быстротечности человеческой жизни, с которой тесно связан мотив воспоминаний о молодых годах. В центре произведения лирический герой. Строки написаны от первого лица единственного числа.

Уже в первых стихах лирический герой признаётся в том, что не жалеет о том, что молодость ушла безвозвратно. Свою зрелость он считает порой увяданья, но увяданье это золотое. Видимо, герой понимает, что прошедшие годы подарили ему бесценный опыт. Ему уже чужды юношеские забавы, не хочется больше «шляться босиком», даже сердце теперь бьётся по-другому. Для передачи мыслей и эмоций лирического героя С. Есенин использовал богатый арсенал средств выразительности. В их наборе преобладают индивидуально-авторские тропы. Главную роль в произведении играют метафоры: «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», страна берёзового ситца», «пламень уст», «тихо льётся с кленов листьев медь». Дополняются пейзажи эпитетами: «Дух бродяжий», «утраченная свежесть», «сердце, тронутое холодком» и сравнениями – «всё пройдёт, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».

«Шаганэ ты моя, Шаганэ»

«Шаганэ ты моя, Шаганэ» – необычное стихотворение Сергея Есенина, в котором переплелись мотивы симпатии к женщине и любви к родному краю. Стихотворение посвящено юной армянке, с которой Есенин сблизился во время пребывания в Батуми. Написано в 1924 году. Стихотворение являет собой монолог-обращение к Шаганэ, который условно можно поделить на две части: нежные слова, адресованные Шаганэ и воспоминания о Родине. Формально стихотворение состоит из пяти пятистиший. Особенность его формы – повторения ключевых строк, обрамляющие строфы.

Жанр – любовное послание.

Стихотворный размер – трёхстопный анапест, рифмовка кольцевая АВВА и параллельная ААВВ. Герой предается воспоминаниям о родном крае и готов поделиться ими с близким сердцу человеком. О родине лирический герой может говорить много: «Я готов рассказать тебе поле».

Во второй строфе звучит мысль, что отчий край всегда милее, даже если чужбина красивее. Лирический герой сравнивает Шираз и рязанские раздолья. Главную роль в тексте играет метафора: «я готов рассказать тебе поле», «эти волосы взял я у ржи», «не буди только память во мне». При помощи нее автор реализует идею. Дополняется картина эпитетами: «красив Шираз», «волнистая рожь». Сравнение: «луна там огромней в сто раз».


«Не бродить, не мять в кустах багряных»

Создано поэтом в 1916 году. Стихотворение можно отнести к жанру любовной лирики; оно также представляет собой послание. Некоторые критики называют это стихотворение «сном», благодаря удивительной хрустальной прозрачности и плавности строк, а также особому ритму стихотворения. В поэтике стихотворения чувствуется влияние имажинистских симпатий Есенина, а также символизма. Наиболее ярко прорисован автором образ возлюбленной лирического героя. Нежный и трепетно хранимый в сердце образ в значительной степени природоподобен. Читатель представляет девушку, чья красота и очарование так же просты и в то же время поразительно пленительны, как и прелесть нетронутой сельской природы. Вокруг образа девушки создается атмосфера чистоты и непорочности, мечты. Сама любовь, юность и красота сливаются в едином образе, олицетворяющем разливающийся багрянцем и алой ягодой закат первого любовного чувства, уже блекнущего, но не стертого с душевного небосвода лирического героя.

Образ родной земли также получает особое звучание в данном стихотворении. Его практически невозможно отделить от образа возлюбленной, от светлого чувства героя. Есенин трогательно и нежно описывает природу. Прощаясь с любовью, он, одновременно, прощается и с родной природой, с неповторимыми пейзажами, необъятными полями – всем тем, чем жил мальчик долгие годы. данное стихотворение несет основную идею — печальную мысль о разлуке и прощании. Стихотворение написано очень образным и богатым языком. Есенин активно использует сравнения: заря «как котенок моет лапой рот» (развернутое сравнение), возлюбленную лирический герой сравнивает со снегом, а ее имя тает «как звук».

Обилие эпитетов также придает удивительную мягкость и красочность тексту: «овсяные» волосы, «тонкое» имя, «невинные» руки, «синий» вечер и др. Очень точны и эмоциональны используемые автором метафоры: «со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда», «с алым соком ягоды на коже», «зерна глаз твоих осыпались, завяли», «имя тонкое растаяло».

Встречаются, часто как часть метафоры, и олицетворения: соты поют с ветром, а вечер «шепчет».

«О красном вечере задумалась дорога»

Стихотворение написано в 1916 году. Жанр – Лирическое стихотворение. Стихотворный размер – Пятистопный ямб с использованием перекрестной рифмовки. Центральная тема произведения – любовь к родной земле. Осенний вечер в деревне навевает дорогие сердцу воспоминания об ушедшем детстве и юности, когда жизнь казалась такой простой и ясной. Деревенский быт и пейзаж одухотворены и обладают чертами живых существ. Это говорит о том, насколько они любимы лирическим героем, который в каждой детали, в каждой мелочи видит необъяснимое очарование. Мягко крадущаяся осень наталкивает на размышления о потерях. Увядание в природе и утрата близких людей являются звеньями одной цепи, однако нужно находить в себе силы, чтобы жить дальше, видеть прекрасное даже в увядании. Произведение состоит из пяти строф, в каждой из которых лирический герой описывает те картины, которые он мысленно видит перед собой, будто сам прохаживается по деревне. Для придания выразительности произведению Есенин мастерски использует широкий спектр художественных средств. Среди них метафоры («узорит скользкий ров», «мякиш тишины»), эпитеты («тонкогубый ветер», «тягучий вздох», «нахохленной совы»), олицетворения («охает солома», «вздох целует»), сравнения («изба – старуха»).

«Письмо матери»

Произведение написано в 1924 году. Центральная тема произведения – разочарование в себе, в собственной жизни. Это отчаянное желание очистить свою душу перед единственным человеком, который всегда простит и всё поймёт – перед матерью.

Ни друзья, ни женщины не способны оставить глубокий след в душе поэта, они проносятся суетливой вереницей, безжалостно предавая и изменяя. И только семья способна принять блудного сына таким, каков он есть, без прикрас. В стихотворении прослеживается тема любви к матери, которая олицетворяет собой и малую родину – цветущий сад, отчий дом, в котором можно укрыться от жизненных невзгод и набраться душевных сил. Мать для Есенина является собирательным образом всего ценного и дорогого, что есть у него в жизни. Идея этого произведения заключается в том, чтобы, невзирая ни на что, не забывать свою семью, свой родной дом. Ведь только там всегда можно найти поддержку и любовь, которые так необходимы каждому человеку. Стих имеет кольцевую композицию. Написано в жанре послания. В своем произведении поэт мастерски пользуется самыми разнообразными средствами выразительности, среди которых метафоры («струится свет»), эпитеты («тягостная», «несказанный», «горький»), инверсии («низенький наш дом», «тоски мятежной»), просторечные выражения («шибко», «саданул»).

«Русь советская»

Произведение было создано в 1924 г. По смыслу стихотворение можно разделить на части: рассказ о возвращении в родную деревню, описание перемен, раскрытие мотива поэта и поэтического искусства. Текст разделен на четырех- и пятистишия, последняя строфа – октава (восьмистишие).

Жанр – поэма. Стихотворный размер – двух-, трех- и пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА, некоторые строки не рифмуются.

Название стихотворения готовит читателя к описаниям новой жизни, наставшей после революции. На самом деле, его строки воспроизводят не столько советский быт, сколько внутреннее состояния лирического героя, который чувствует себя чужим на малой Родине. Постепенно в стихотворении появляются описания «новой» деревни. Здесь теперь совсем другие поколения молодых людей, из уст которых слетают другие песни. Сердце лирического героя сжимается, когда он наблюдает за разговорами людей под волостью. Увиденное подсказывает главному герою, что он здесь чужой, не нужен. Лирический герой принимает единственно правильное решение: смириться. Он готов отдать новому обществу все, кроме своей «лиры». Так в последних строфах появляется мотив поэтического творчества. Идеальный поэт, по мнению Есенина должен хранить свою лиру при себе и воспевать только мир. В тексте есть метафоры – «жизнь кипит», «ни в чьих глазах не нахожу приют», «в голове моей проходят роем думы», «голос мысли сердцу говорит», «новый свет горит другого поколения у хижин»; эпитеты – «пилигрим угрюмый», «далекая сторона», «скандальный пиит», «щеки впалые», «сухой румянец» «корявые речи»; сравнения – «у волости, как в церкви собрались», «ноги босые, как телки под ворота, уткнули по канавам тополя»; оксюморон – «грустная радость».

«Пушкину»

Написано в 1924 году. По жанру стих относится к оде или поэтическому посланию. Стихотворение состоит из катренов – четверостиший с перекрестной схемой рифмовки, при которой рифмуются первая-третья и вторая-четвертая строки. Напевная ритмичность объясняется использованием двусложного ямба по правилам силлабо-тонического стихосложения. Автор преклоняется перед талантом Пушкина. Он признается, что «умер бы… от счастья», если бы смог повторить его судьбу. Поэт несколько сгущает краски, утверждая, что «обречен на гоненья».

«Мы теперь уходим понемногу»

Стихотворение было написано и опубликовано в 1924 году. Условно стихотворение делится на три части: объявление темы, воспоминания поэта, страх перед смертью и заключительная, дающая надежду, выражающая любовь и стремление жить. Жанр – лирическое стихотворение. Стихотворный размер – стихотворение состоит из семи четверостиший, написанных пятистопным хореем с использованием точной и неточной рифмы с перекрёстной рифмовкой. Произведение пронизано темой жизни и смерти. Поэт осознаёт, насколько дорого ему всё, что он пережил, видел и чувствовал, говоря: «Слишком я любил на этом свете…», «…Счастлив тем, что я дышал и жил». Идея любви к жизни выражается в том, с какой ностальгией и трепетом Есенин описывает свои воспоминания: «Милые берёзовые чащи», «…Этих нив, златящихся во мгле». Автор описывает смерть: «В ту страну, где тишь и благодать», противопоставляет ей жизнь на земле – «И на этой на земле угрюмой», но при этом не скрывает, что испытывает страх, боится. Он как бы призывает читателя жить сейчас, радоваться всему. В стихотворении используются различные средства выразительности. Среди них много метафор: «цветут там чащи», «Не звенит лебяжьей шеей рожь», «нив, златящихся во мгле», «душу облекает в плоть». Для яркого описания любимых им мест поэт прибегает к олицетворениям: «…осинам, что… загляделись в розовую водь». Встречаются также эпитеты: «розовую водь», «на земле угрюмой», «бренные пожитки». Можно наблюдать также аллитерацию в строке: «Не звенит лебяжьей шеей рожь», где повторяются шипящие звуки, с помощью которых передаётся шелест колосьев.

«Спит ковыль, равнина дорогая»

Написано в 1925 году. Композиция – кольцевая, автор начинает и заканчивает произведение одной и той же мыслью – он всегда будет любить свою родину, независимо от того, какое будущее ее ждёт. Стихотворный размер – написан хореем (двусложный размер с ударением на первый слог), используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ. Жанр – это лирическое стихотворение, так как в каждом стихе – самые сокровенные мысли, чувства, переживания лирического героя. Основная тема произведения – это большая неизменная привязанность и любовь Есенина к своей стране. Идея единения его с родиной, как и во многих других стихах, здесь стоит на первом месте.

В стихотворении в скрытом виде присутствует заметка об изменениях, которые активно происходят в стране: “И теперь, когда вот новым светом и моей коснулась жизнь судьбы…”. Но лирический герой и сам Есенин слиты воедино – и тот, и другой не готовы менять своего отношения к родной земле из-за происходящих на ней событий, исторических изменений. Средства выразительности, выбранные Сергеем Есениным для стихотворения, удивительно разнообразны.

Среди них особого внимания заслуживают олицетворения: “спит ковыль”, “плачут вербы”, “шепчут тополя”. Природа для поэта – живая, одушевленная. Это еще раз подчеркивает его любовь к родной земле.

Также он использует метафоры: “свинцовой свежести ковыль”, “не вольет мне в грудь мою теплынь”, “чужая юность брызжет новью”, эпитеты: “Свет луны, таинственный и длинный”, “золотой бревенчатой избы”.

Интересно поэт включил в текст прием антитезы, уместив в одной строфе противоположные понятия: “Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”.

«Низкий дом с голубыми ставнями»

Написано в 1924 году. Анализируемое произведение делится на две части: воспоминание о доме, описание родных сердцу пейзажей. Произведение состоит из семи катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – элегия. Стихотворный размер – трёхстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ. В анализируемом стихотворении поэт раскрывает тему любви к малой родине. В контексте нее развивается и идея, что память об отчем доме неподвластна времени. Произведение написано от первого лица. Этот приём намекает на автобиографическую основу стихов, максимально сближает лирического героя и автора. Ностальгия по детству подталкивает лирического героя к откровенному признанию. Он открыто говорит, что не готов вернуться в глушь и пропадать там, да и восхищаться уже не умеет. Тем не менее он хранит "«нежность грустную русской души»". В тексте много метафор: ««отзвучавшие в сумрак года», «поле, луга и лес, принакрытые сереньким ситцем этих северных бедных небес», «навеки имею нежность грустную русской души», «под этим дешевеньким свистом ты мила мне, родимая вить». Воспроизведенные картины дополняются эпитетами – «северные, бедные небеса», «седые журавли», «тощие дали», «ракитник, кривой и безлистный», «разбойные свисты».


написать администратору сайта