сочинения. Каким путем человек идет к самому себе
Скачать 60.16 Kb.
|
Каким путем человек идет к самому себе? Путь человека к самому себе определяется его природой. Кто-то находит себя в рефлексии и самоанализе, а кто-то — в деятельности и активности, которые реализуют потенциал личности и указывают ей направление. А кто-то видит свое истинное лицо только в испытании или же при свете вспышки любовного чувства. Чтобы лучше разобраться в это теме, проанализируем книги известных писателей. Вспомним психологический роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин был очень развитым и образованным человеком. Он много размышлял о себе и своем предназначении в мире. Все свое время он посвятил разгадке тайны собственной личности. Этот вопрос — главная тема его журнала. Герой не только думал о себе, но и писал, анализировал, делал выводы, то есть превратил самокопание в научную работу. Более того, в этой деятельности было место экспериментальной части и практическим занятиям. Ради проверки и изучения самого себя он участвовал в дуэлях, бросался на пьяного казака, похитил девушку, обманул другую, разрушил семью третьей и так далее. Все это он делал не столько ради развлечения, сколько для открытия новых граней и возможностей своей натуры. Таким образом, жизненный путь Печорина к себе — это интеллектуальная активность, сопряженная с экспериментами и ведением отчетности. Совсем иной пример можно найти в романе И.А. Гончарова «Обломов». Агафья Пшеницына едва ли могла бы сформулировать свое жизненное кредо и дать оценку своей судьбе. Эта женщина была ограниченной, автор даже употребляет прилагательное «тупой». Она занималась бытом и детьми, на это уходило все ее время, ведь денег у вдовы чиновника было мало. Как же она шла к себе? Именно физическая активность была ее методом постижения своей натуры. В делах и заботах Агафья выражала себя и реализовывала собственные возможности. В ее доме всегда было чисто, уютно, по-человечески тепло и душевно. Она умела создать семейный очаг, маленькую версию Обломовки. На это нужны не только материальные, но и духовные ресурсы. Героиня тоже была в процессе самоидентификации, но не посвящала себе повести, а трудилась во благо близких и генерировала домашнюю атмосферу, выражающую ее суть. Таким образом, путь к себе у каждого человека свой, нет какой-то универсальной рецептуры, подходящей для всех. Важно нащупать свою индивидуальную тропу, которая ведет именно к вам, а не к той версии вас, которую хотели бы видеть другие люди. Познать себя можно и интеллектуальным, и физическим, и духовным трудом. Главное, чтобы результат соответствовал вашей сущности. Воображаемая дорога в жизни человека Воображаемая дорога в жизни человека обычно представляется, как некий путь, который хотел бы пройти индивид. Но по тем или иным причинам он не может претворить это в действительность. В этом заключается суть личной трагедии представителя общества. Отчасти сущность проблемы состоит ещё и в том, что воображаемая дорога идеализирована. На деле на пути встаёт множество трудностей, человек вынужден проходить различные испытания. И не всегда он после разных по силе тягот становится победителем. Чтобы доказать свою точку зрения, хочу обратиться к читательскому опыту. В поэме М. Лермонтова «Мцыри» мы видим молодого человека, который ещё в детстве был похищен монахами. Он сидел в заточении и мечтал о свободе. Герой представлял, как вернётся на Родину, как будет счастлив? По причине того, что Мцыри представил воображаемую дорогу, он сбежал из монастырской крепости неподготовленным. Герой хотел добраться до Кавказских гор, но не был готов к этому. У него не было ничего: ни сноровки, ни вещей, ни понимания, куда следует направить свой путь. Юноша окрылён ощущением воли, однако ему приходится пройти бой с барсом. Из-за ранений герой не может продолжить свою реальную дорогу, его находят монахи и возвращают в крепость. В скором времени Мцыри умирает, поскольку не может смириться с тем, что воображаемая дорога так и осталась для него недоступной. Он счастлив, что ступил на неё, но опечален тем, что не дошёл до конца. Другим примером является роман И. А. Гончарова «Обломов». Мы видим Илью Обломова, который днями напролёт пребывает в лежачем положении. Его любимое место – это диван. На нём он готов проводить сколько угодно времени. При этом в мыслях герой представляет свою лучшую жизнь. Он мечтает о том, как поедет заграницу, будет путешествовать, у него окажутся жена-красавица и дети. Разумеется, эти мечты трудноосуществимы, поскольку Обломов не строит никаких планов, не предпринимает какие-либо действия. Более того, попробовав вести деятельный образ жизни, Обломов разочаровывается: ему не хватает ни сил, ни желания, чтобы соответствовать представлениям Ольги о достойном возлюбленном. Воображаемая дорога дарила покой и радость, а реальная дорога вызвала лишь негативные чувства. Таким образом, воображаемая дорога может оказывать определяющее влияние на жизнь человека. Именно на основе представлений об идеальном личность выстраивает свою жизнь. Или, напротив, предпочитает довольствоваться мечтами и ничего не делать, чтобы претворить их в реальность. Выбор жизненного пути, который меняет человека Наверное, каждому человеку приходилось что-то выбирать в своей жизни. Это может быть выбор одежды, музыки, выбор при какой либо покупке и многое другое. Но на мой взгляд, выбор по масштабности и значимости в жизни человека может быть разным. Человек совершат выбор каждый день, выполняя повседневные задачи. Но есть решение, принятое человеком осознанно, которое меняет его. Это решение может быть положительным или отрицательным соответственно, и человек меняется по направлению своего выбора. По моему мнению, характер человека, его жизнь зависят от выбора своего жизненного пути. Обратимся к произведению Льва Николаевича Толстого "Война и мир". Автор романа показывает на примере Пьера Безухова выбор жизненного пути. Его решение повлияло на дальнейший ход действий, выбрав путь самосовершенствования. Сначала его жизнь была распутной, он любил выпить и повеселиться. Но после смерти отца все меняется: имение передаётся ему по наследству, теперь он обладатель большого богатства и излишнего внимания со стороны людей, которые до этого времени презирали и обсуждали его по причине непримерного поведения с его стороны. Эта череда непонятных для него обстоятельств заставляют его сбежать от такой жизни. В годы войны, проводя жизнь среди простых солдат, он понимает в чем смысл жизни и принимает решение, которое меняет его жизнь в лучшую сторону. В качестве второго примера обратимся к произведению "Бедная Лиза". Автор произведения на примере Эраста показывает противоположность положительном выбору. Он был из дворянский семьи, жил в роскоши, но предпочёл иметь отношения с простой девушкой- крестьянкой, чем с женщиной своего круга. Они вместе проводили время, мечтали о создании семьи и вечной любви. Так, после отъезда Эраста, Лиза встретила его в городе. К этому времени он изменил свое решение, так как не смог бы жить с простой крестьянкой. В итоге, он разрушил свою жизнь и жизнь близкого человека, приняв решение жить с пожилой, но богатой дамой. Таким образом, выбор своего жизненного пути меняет человека, образ жизни и приносит свой результат. Дорога в жизни человека Дорога в жизни человека – это тот жизненный путь, который проходит человек от рождения до смерти. У каждого она своя. Думаю, что совершенно гладкой она не бывает никогда. В жизни будут повороты, ухабы, взлеты, падения. Что же определяет жизненный путь человека? Случайные обстоятельства? Среда, в которой он живет? Встречи с людьми и близкое окружение? Конечно, все это очень важно. Но все-таки главным фактором, на мой взгляд, являются личностные ценности человека. Именно они прежде всего влияют на выбор жизненного пути. Подтверждение этой мысли я нашла в романе Л. Толстого «Война и мир». Люди одного круга идут разными путями. Так, Андрей Болконский не может довольствоваться интересами светского общества, как красавица Элен, Андрей Курагин и другие постоянные гости салона Шерер.У князя Андрея другие цели, и этот круг ему чужд. Отсюда и его холодность к жене, и его желание идти на войну. У молодого князя свой жизненный идеал – император Наполеон. Болконский стремится к славе, к своему Тулону. Он мечтает о подвиге. Мечты и стремления бывают в жизни каждого. Человек с ограниченными потребностями легко довольствуется достигнутыми целями. Кто-то рад продвижению по службе, кто-то – приобретенному богатству и другим земным радостям. Именно ими прокладывает свой жизненный путь, не задумываясь о приобретении духовных богатств. Таков, например, старший князь Курагин, отчаянно борющийся за наследство графа Безухова. Андрей Болконский – личность глубокая, стремящаяся найти в этом мире красоту, мудрость, настоящую любовь. Мечта о славе его рушится под небом Аустерлица. Он испытывает страшное разочарование, когда раненый, на поле битвы, видит своего кумира таким мелким и ничтожным тираном. А над ним сияет высокое, доброе, справедливое небо. Он по-новому осмысливает свою жизнь: понимает ужас и несправедливость войны, осознает ничтожность своей мечты. Суров его взгляд и на себя: он был горд и неласков с женой и поэтому виноват в ее смерти. Человек на жизненном распутье находится в состоянии сомненья, раздумья. Вот и Андрей Болконский испытывает глубокое разочарование в прошлом и не верит в свое будущее. Он чувствует себя опустошенным. Сравнивает себя с гордым старым, но отжившим жизнь дубом. В 31 год жизнь ему кажется конченной. Но ведь путь человека – это еще и неожиданные обстоятельства, это встреченные люди. Среди них и Пьер Безухов. Толчок к жизни молодого князя дает встреча с Наташей Ростовой, их любовь. В его жизни начинается период активных нравственных поисков. Будут еще потери в жизни Болконского: ошибка Наташи, которую он не сможет простить, праздная работа по составлению законов у Сперанского. Будет в его жизни неожиданное событие – война, от которой он уже когда-то отказался. Но теперь он идет защищать Родину, видит и ценит патриотизм армии, простого народа. Несомненно, что человека меняют события. Сильно изменился и Андрей. Перед смертью он испытывает истинную любовь к Наташе, получает душевный покой. Очень жаль ранней смерти толстовского героя. Но Андрей Болконский приблизился к пониманию истинной красоты мира. Таким образом, путь по жизни непрост для каждого. Очень важно, чем наполнена душа человека. И в жизни важно приобретать духовные ценности и стремиться к ним. Встречи с людьми, события жизни помогают в поиске правильных шагов и решений. Перед молодыми людьми лежит та большая и непростая дорога, которую предстоит пройти каждому самостоятельно. Любимые литературные герои помогут совершить правильные шаги. Дорога воображаемая. Каждый из нас выбирает свой жизненный путь, свою дорогу. Мы мечтаем состояться в жизни и приносить пользу людям. Но давайте порассуждаем: всегда ли наши мечты и вооброжение приводят нас к достижению поставленных целей. Либо же наш воображаемый мир лопается, как мыльный пузырь. Обратимся к примерам из литературы и приведем качественные аргументы. В романе И. А. Гончарова «Обломов» мы знакомимся с главным героем, который проживает свою жизнь лишь в мечтах и фантазиях. С детства его не приучили к какому-либо труду и будучи уже взрослым человеком, он оказывается неспособным к самостоятельной жизни. Все свое время он проводит на диване в грязном халате, выстраивая в голове различные планы. Но ни одному из них не суждено сбыться, поскольку для осуществления их необходимо хотя бы встать с места. Илья Ильич живет в мире иллюзий и его мечтательность приводит героя в тупик. Не желая покинуть свой воображаемый мир, Обломов проматывает имение, теряет свою возлюбленную Ольгу. Он деградирует не только духовно, но и физически, умирая еще молодым человеком. Мы видим, что избыточная мечтательность грозит человеку трагическими последствиями. Герой повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» мечтает о любви к женщине. В глубине души он понимает, что его воображаемый мир так и останется в мечтах. Он, мелкий чиновник, не в состоянии покорить сердце княгини. К тому же женщина, которую он любит замужем и его попытки быть к ней ближе просто утопия. Но он не оставляет попыток говорить о своей любви, хотя и видит всю бессмысленность ситуации. Желтков не захотел отказаться от своего воображаемого счастья и поплатился за это жизнью. Наши мечты не всегда ведут нас по правильному пути. Иногда мы попадаем в такие лабиринты, из которых трудно выкарабкаться. Мечтающий человек похож на идеалиста. Он полностью перекладывает обязательства с себя на многочисленные внешние факторы в будущем, ожидая чуда. Такой человек не предпринимает никаких попыток приблизиться к исполнению мечты и просто бездействует, а его мыслям свойственна бесформенность и размытость. Очень важно, чтобы поиски своей дороги в жизни не остались несбыточными мечтами. Зачем и почему человек путешествует? Зачем и почему человек путешествует? Вопрос достаточно сложный и интересный. Ответить на него непросто, но мне кажется, что причины странствия у каждого свои: кто-то желает узнать больше о чужой и своей земле, насладиться пейзажем, сменить обстановку. А для кого-то путешествие – это своеобразный катарсис, позволяющий переосмыслить мир и отыскать свое место в нем. Именно так произошло с Петром Попельским, героем повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Рожденный слепым мальчик долгое время находился под опекой любящей матери и внимательного дяди Максима. По мере же взросления, сталкиваясь с социумом, юноша, понимая, что отличается от других, все больше и больше озлоблялся, завидуя всем: и видящим, и лишенным глаз. Но странствие вместе с добродушным Кандыбой и желчным Кузьмой, переходы за скрипучими возами чумаков, ночевки в степи у огней, гомон ярмарок и базаров, чужое горе, слепое и зрячее, исцели его душу, изменили мировоззрение, научили благодарности за все, что имел молодой мужчина. И в этом случае человек отправился в путешествие, чтобы сбежать от себя прежнего и найти себя нового. Но не только поэтому люди покидают родной дом.Иногда ими руководит жгучее желание узнать и увидеть что-то неизведанное. Именно поэтому в поход по родным местам отправился герой путевого дневника В. Солоухина «Владимирские проселки». Рассказчик, блуждая по селам и деревням области, увидел множество заводов и фабрик, производящих и металлическую проволоку тоньше человеческого волоса, и чудесную вышивку, узнал, откуда пошла знаменитая «невежинская» рябина, добрался до истоков реки Ворщи, познакомился с сотней интереснейших людей, подивился разнообразию природного мира Владимирской земли – в общем, отдохнул от однообразия четырех стен, «отстоящих друг от друга не больше чем на пять метров». И в этом случае человек отправился в путешествие для того, чтобы обогатиться духовно и пополнить багаж знаний. Таким образом, причин покинуть собственный дом и отправиться в странствие достаточно много. И каждый человек найдет для себя свою. Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»? Мы живем в такой век, когда сама жизнь представляет собой многие и многие десятки одновременных возможностей, нужно только руку протянуть. Мы можем сами выбирать образование, работу, любовь, хобби, нет практически никаких рамок, которыми нужно себя сдерживать. Но если не делать ничего, жизнь попросту прекратится, и начнется блеклое, унылое существование, заставляющее человека хиреть и глупеть. Впрочем, даже и такое течение жизни — это ещё не конец.? Потому что, как сказал Д. Лондон, ценное достоинство нашей жизни — возможность самостоятельно выбирать свой путь, а не подчиняться внешним силам и обстоятельствам. Многие авторы отечественной литературы обращались в произведениях к рассуждениям о человеческом пути и выборе направления движения на этом самом пути. Одним из самых ярких примеров человека, сменившего направление своей жизни, можно назвать Петра Андреевича Гринёва, главного героя повести «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. Молодой человек, избалованный родителями и привыкший к беззаботной дворянской жизни, мечтал о легкой военной службе в Петербурге. Но отец, Андрей Петрович Гринёв, рассудил иначе и отправил сына на службу в Оренбург. На протяжении всего произведения мы наблюдаем, как Петруша из избалованного мальчишки превращается в достойного мужчину, как меняется его характер, как появляется самоосознание, понимание ответственности, долга, чести. И если в начале своего пути, описанного А. С. Пушкиным, Пётр Гринёв был больше похож на Алексея Швабрина, то ближе к концу он стал практически полной его противоположностью. Человек потому и является высшей ступенью эволюции, что обладает самосознанием, дарующим возможность самостоятельно выбирать свой путь. Бывает непросто отказаться от чего-то ради самосовершенствования и саморазвития, но результат всегда того действительно стоит. Точнее даже сказать, он поистине бесценен. Какие качества необходимы путешественнику? Какие качества необходимы путешественнику? Вопрос достаточно сложный и интересный ответить на него непросто, но мне кажется, что человеку, которому хочется странствовать, прежде всего необходимо быть грамотным, чтобы не уподобляться госпоже Простаковой из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», утверждавшей, что география — пустая наука, ведь есть извозчик, который отвезет куда надо. Кроме того, путешественник обязан быть выносливым, сильным и терпеливым, как герой путевого дневника В. Солоухина «Владимирские проселки». Ведь, чтобы пройти такое расстояние, как рассказчик, увидеть то, что он увидел: вотчину бояр Романовых, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, деревянную церковку в Глотово, древний Суздаль — нужна необыкновенная стойкость духа. Более того, истинному путешественнику необходима предусмотрительность, чтобы не оказаться в положении Розы, жены рассказчика из того же произведения Солоухина, которая отправилась в поход неподготовленной и через короткое время «обезножела» из-за неподходящей обуви. К тому же человеку, решившемуся на то, чтобы покинуть родные края, нужно уметь наслаждаться всем, что встретится на его пути, как герою «Владимирских проселков», который умеет подмечать красоту даже невзрачных цветков брусники и черники, — иначе путешествие превратится из приключения в мучительное ожидание возвращения домой. Вместе с тем турист просто обязан быть стрессоустойчивым, ведь в дороге, как правило, встречается много неприятностей, таких, например, как нравственная нечистоплотность некоторых местных жителей. Достаточно вспомнить, как в Перново героям В. Солоухина старуха лет шестидесяти продала разбавленное молоко. Но вместо того, чтобы расстроиться и учинить скандал, рассказчик и его жена относятся к происходящему с юмором, и это помогает им продолжить путь в хорошем расположении духа. Вдобавок путешественник обязан уметь адаптироваться к любым обстоятельствам, как Пётр Попельский из повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Слепой юноша, рожденный в аристократической семье и не знавший ни забот, ни лишений, отправившись в странствие вместе с нищими, испытывая те же горести, что и они, настолько сумел приспособиться к новой роли, что наконец почувствовал полноту чужих страданий и счастье своего положения. Ведь, хотя он и лишен зрения, но у него есть достаток, заботливая семья и Эвелина, которая любит молодого человека, несмотря ни на что. Таким образом, настоящий путешественник — это не просто искатель приключений, в один прекрасный момент решивший отправиться в дорогу. Это человек подготовленный, не боящийся трудностей, спокойный и внимательный, гибкий и неприхотливый в быту, в меру любознательный и не лишенный чувства прекрасного. |