ПЗ6 АХТ. АХТ ПЗ6. Анализ художественного пространства
Скачать 36.5 Kb.
|
Практическое занятие № 6 Тема: Анализ художественного пространства Содержание занятия: 1.Пространственная организация изображенной реальности. Пространство моделируется на основе вполне узнаваемых фрагментов объективной реальности, представленных, однако, в трансформированном, переходном, многомерном и условном состоянии. Подвергая реальное пространство парадоксальным метаморфозам, художники слова, как правило, заполняют виртуальный мир произведения визуальными, зрительными образами, которые выступают как микрообразы единого художественного пространства, но дают представление о каких – то иных, недоступных опыту, его видах. Особый интерес для исследователей представляют произведения, сочетающие в своей структуре пространство реальное (географическое и социальное) и виртуальное, текстовыми локализаторами которого могут быть сновидения, грезы, видения, гипнотические состояния, компьютерные миры. Параллельные реальности описываются в литературе разных эпох, художественных направлений, стилей и жанров и используются авторами для воссоздания иррациональной или таинственной атмосферы, фантастического фона, для передачи эмоционального состояния персонажей, мотивации их поступков и т. д. Выделяют три основных способа преобразования действительности: 1)переход к воображаемой реальности осуществляется языковыми средствами (в основном метафорой и метонимией), в результате чего внешний мир предстает перед читателем в деформированном, искаженном, преобразованном авторской фантазией виде; 2)ситуация двоемирия создается погружением персонажей в игровую реальность, которая целиком захватывая участников, замыкает их в иной, построенной по правилам игры сфере; 3)основным принципом организации пространства становится моделирование так называемого киберпространства, имитирующего реальность с помощью новейших компьютерных технологий. 2.Анализ художественного пространства в рассказе А.Грина «Словоохотливый домовой». С точки зрения структуры рассматриваемое произведение является «рассказом в рассказе», Рассказчик – случайный прохожий – забрел в заброшенный домик, где встретил Домового. Домовой рассказывает ему историю о прежних хозяевах дома. В основе сюжета – двойная встреча: встреча повествователя и домового, встреча героев рассказа домового: Анни, ее мужа Филиппа и друга семьи Ральфа у камня на перекрестке дорог. За этой встречей последует расставание. С первых строк («домовой, страдающий зубной болью») реальное пространство леса и хижины рассказа становится иррациональным, многомерным. Но все «миры» взаимопроникаемы, связаны друг другом логикой проживания Сказочный персонаж – Домовой, очеловечен: у него болят зубы. Дальнейшая смесь реального и сказочного, открытого и закрытого, расширяющегося и сужающегося, конкретного и абстрактного, реально видимого и воображаемого подчеркивает субъективизм происходящего. Взаимодействие временных планов сочетается с фальшивой пространственной неопределённостью, характерной для экспериментов с пространством в 20-м веке и усиливается сопоставление холодное-тёмное и тёплое-светлое пространство 1. В рассказе сопоставляется реальное и фантастическое. Фантастика присутствует в образе домового. Домовой – это сказочный персонаж, в рассказе он очеловечен (болят зубы). Название «Словоохотливый домовой», соединяет в себе известное человеческое качество – «словоохотливость» – и мифологический мир, представленный архетипом «домовой». 2. По вечерам Филипп читает своей жене письма друга о заморских приключениях, и «каждое слово Ральфа заключало для неё камень, подобный поющему камню на перекрёстке». Супруги никогда не ссорились, быть может, потому, что резко отличались устройством внутреннего мира, а значит, дополняли друг друга. «Камень по-прежнему разделял их.» – Соприкосновение миров происходит на мгновение, «камень» – граница. «Камень» является здесь особым символом, в культурах разных народов трактующийся по-разному. Он действительно разделяет два мира (олицетворяет мотив «встречи»), эти два мира останавливаются перед ним, но дальше не идут. Мир домового с миром его слушателя тоже соприкасаются; непроницательность героев друг к другу является «камнем» в их общении. 3. Мир, о котором рассказывает Александр Грин, делится на две части. Мы можем это заметить, хотя бы уже, по присутствию бинарных противопоставлений в тексте. пустой-полный жителей (пространство дома): «Но ведь дом пуст». Ирреальность – реальность (в пространстве и во времени). вечность-ограниченность. Автор меняет местоположение героев в течение всего повествования. Герои Анни и Ральф вообще находятся в разных мирах, аналогично домовому и его слушателю. 4. Перекресток (раздорожье) – встречи и связи человеческих судеб. Символ трудности выбора, неуверенности, потеря надежды, скрещением дорог, их пересечение – место возможных встреч с потусторонними абстрактными силами, на перекрестках клали камни с напутственными надписями. 5. Нет единственного пространства единственного времени, а есть столько времён и пространств, сколько существует субъектов. В рассказе сопоставляется холодное – тёплое, тёмное-светлое пространство. 6. Подводя итог, можно сделать вывод, о том, что для каждого человека существует два мира: идеальный и «земной». При этом, они для разных людей маркируются различно. Нельзя игнорировать иллюзорность в реальной жизни. Мечты должны иметь место в сознании, их можно касаться. Но только касаться, иначе они, как кажется, потеряют весь свой смысл. |