Главная страница
Навигация по странице:

  • Анализ стихотворения К. Н. Батюшкова «Мой гений»

  • Целеполагание.

  • В «Опытах в стихах и прозе» Батюшков поместил стихотворение «Мой гений» в раздел элегий, тем самым определив его жанровую принадлежность. Дайте определение жанра элегии.

  • Выразительное чтение стихотворения.

  • Какова ритмическая структура элегии

  • О чём свидетельствует такая ритмическая структура

  • Сообщение о мифологических существах-гениях.

  • Сообщение об Анне Фурман.

  • Выпишите из текста элегии слова и словосочетания, характеризующие внутренний мир лирического героя и выражающие его состояние или его оценки и восприятие.

  • Почему эти слова преобладают в стихотворении

  • Какие темы и мотивы можно выделить в элегии

  • Какими дополнительными смыслами обогащается образ «моего гения»

  • Выпишите из текста слова, противоположные по смыслу или эмоциональному звучанию. Какой смысл приобретают эти противопоставления

  • Образ лирической героини элегии «Мой гений» связан с реальной женщиной, разрыв и разлуку с которой болезненно переживал Батюшков в 1815 году.

  • Трижды повторяются в одном предложении этого стихотворения слова «Я помню…». Какое значение в создании образа лирического персонажа имеет этот художественный прием

  • Какие противоположные значения соединены в словах пастушка и гений

  • Какие оттенки значения приобретает слово любовь в контексте фразы («любовью в утеху дан разлуке он»).

  • Анализ лирического произведения в 5-11 классах. Анализ лирического произведения на уроках литературы в 5-11 клас. Анализ лирических произведений на уроках литературы в 511 классах План


    Скачать 199.5 Kb.
    НазваниеАнализ лирических произведений на уроках литературы в 511 классах План
    АнкорАнализ лирического произведения в 5-11 классах
    Дата16.06.2022
    Размер199.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАнализ лирического произведения на уроках литературы в 5-11 клас.doc
    ТипУрок
    #596951
    страница2 из 3
    1   2   3

    Филологический анализ лирического произведения

    Анализ лирического произведения на уроке литературы имеет специфические особенности, обусловленные необходимостью осмысления прежде всего эмоциональной реакции, вызванной чтением текста. Лирическое произведение может рассматриваться как высказывание, как реплика в контексте других высказываний о мире, если речь идёт о составлении реального комментария. С другой стороны, необходимо чтобы учащиеся воспринимали лирическое произведение как автономное целое, определенным образом организованное единство, обладающее собственными внутренними законами. При таком подходе предметом анализа оказывается внутренняя структура художественного текста, элементы которой представляют собой определенную иерархию. Для поэтического текста такими уровнями являются метр, ритм, фонетика, лексика, грамматика, речевой жанр, (композиционно-речевое целое), тематика, литературный жанр.

    Оба этих аспекта существуют в рамках филологического анализа, являющегося наиболее перспективным направлением работы над лирикой в 5 – 8 классах, максимально содействующим формированию гуманистического представления о целостности мира и взаимосвязи явлений окружающей действительности.

    Исследуя звуковой уровень текста, необходимо акцентировать внимание на неразрывной связи метра и ритма с тематикой произведения.

    В современном стиховедении существует теория «семантического (экспрессивного) ореола метра», позволяющая описать жанровые и смысловые тяготения, традицию использования того или иного размера в национальных поэтических культурах.

    Следует обращать внимание на строки, реализующие идеальную метрическую схему, на смену размера, употребление редкой ритмической формы, резкое нарушение установившейся инерции построчного количества ударений, сигнализирующих о наличии ритмического и смыслового курсива, о стремлении автора акцентировать внимание читателя на той или иной строке.

    В стихотворной речи звучание стиха содержательно. Особую роль играют типичные звуковые повторы, поддающиеся семантическому толкованию: звукоподражания, лейтмотивная инструментовка, когда звуки какого-либо важного по смыслу слова повторяются в других словах, усиливая его значение или подчёркивая внутреннюю связь, а нередко и противоположность тех или иных понятий; анаграммирование - прием подбора слов текста в зависимости от состава ключевого слова, паронимические звуковые повторы, служащих в тексте средством создания новых, «надлексических» смысловых полей.

    Слово в стихотворном произведении семантически осложнено, являясь своеобразным лексическим тоном, а в стиховом ряду создается некоторое единство лексической тональности.

    Словарь стихотворений наглядно выявляет, что именно (в зависимости от преобладания той или иной части речи) доминирует во внутреннем мире стихотворения.

    Анализируя лирическое произведение, следует обращать внимание учащихся на то, какие части речи преобладают. Такая работадает возможность определить тематические (семантические) поля, складывающиеся из лексических, синонимических и тематических повторов, выявить семантические переклички, образующие смысловой каркас текста.

    Особое внимание следует уделять осмыслению роли семантики глаголов текста. Употребление глаголов внутреннего состояния или внешнего действия указывает на психологическую точку зрения лирического субъекта по отношению к событиям сюжета стихотворения.

    Исследуя грамматический уровень текста, важно отметить, из каких предложений состоит текст: назывных (именной стиль) или конструкций, представляющих собой перечисление действий (глагольный стиль).

    Номинативный ряд слу­жит для обозначения временных и пространственных координат, косвенно выражая состояние лирического героя; инфинитивный более тесно связан с выражением состояния лирического героя.

    В лирическом тексте особую роль играют личные местоимения. Они выступают в качестве основной номинации персонажей текста. От правильной трактовки семантики местоимений напрямую зависит адекватность понимания по­этического текста.

    Понять лирическое произведение - значит, определить его адресата.

    Различаются внешний и внутренний адресаты лирического текста: к внешнему адресату направлено «сообщение в целом», внутренний адресат непосредственно включается в структуру сообщения.

    Эти две личностные позиции могут быть противопоставлены друг другу или созвучны. Выявляя сходства и различия, важно прокомментировать авторскую точку зрения, напоминая учащимся о том, что недопустимо отождествление лирического героя с реальным автором, поскольку первый не имеет ни имени, ни возраста, ни черт портрета, существует вне обычного времени и пространства: его переживания протекают «везде» и «всегда».

    В анализе лирического произведения иногда необходимо учитывать и категорию литературного жанра.

    Анализ стихотворения К. Н. Батюшкова «Мой гений»
    Анализ стихотворения «Мой гений» в 8 классе следует начать с выявления принадлежности творчества поэта к так называемой «лёгкой поэзии». Урок, ориентированный на составление реального комментария и восприятие лирического произведения как определенным образом организованного единства, обладающего собственными внутренними законами, целесообразно начать с определения жанра.
    Цели

    Выявление тем и мотивов элегии К. Н. Батюшкова «Мой гений».

    Формирование навыка многоуровневого анализа поэтического текста, выразительного чтения, лексической работы, работы со статьёй учебника.

    Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления лексического значения слова «гений».

    Виды деятельности учителя и учащихся: составление плана статьи учебника, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, беседа.

    1. Целеполагание.

    2. Проверка домашнего задания.

    3. Анализ текста.

    Стихотворение К. Н. Батюшкова «Мой гений» (1815 г.) по праву считается одним из лучших произведений поэта.

    В «Опытах в стихах и прозе» Батюшков поместил стихотворение «Мой гений» в раздел элегий, тем самым определив его жанровую принадлежность. Дайте определение жанра элегии.

    Элегия (жалобная песня), стихотворение средней длины, обычно печального содержания, проникнутого грустью.

    Выразительное чтение стихотворения.

    Выявление первоначальных впечатлений.

    Какое настроение воссоздано в произведении?

    Возникает чувство печали (памяти печальной, печальный сон) и в то же время создается впечатление, что жизненная опора найдена, что позволяет считать общее настроение стихотворения оптимистичным.

    Какова ритмическая структура элегии?

    Элегия имеет стройную ритмическую структуру: она написана четырехстопным ямбом с точ­ной рифмой, рифменная цепь оформ­ляется чередованием мужской и жен­ской рифм.

    О чём свидетельствует такая ритмическая структура?

    Ритмическая стройность определяет смысловую цельность тек­ста.

    Какое значение приобретает слово «гений» в названии стихотворения?

    Лексическая работа.

    Гений (латин. genius) (книжн.).

    1. Высшая творческая способность в научной или художественной деятельности.

    2. Человек, обладающий подобной способностью.

    3. В римской мифологии (лат. genius, от gens — род) божество, дух-покровитель рода, семьи, гражданской общины. Первоначально олицетворял мужское начало, жизненную силу. Рассматривался также как самостоятельное божество, которое рождалось вместе с человеком и определяло его жизненный путь. Сын Юпитера, отец Тагета.

    Сообщение о мифологических существах-гениях.

    Среди персонажей античной мифологии «невидимых существ, известных под именем духов, были божества, покровительствующие людям, кои назывались Гениями обычно представали «носящимися над головою и вокруг тех особ, коим покровительствовали и коих поступками и судьбою они управляли». Римский Гений во многом был аналогичен греческому Демону, однако последний, по наблюдению А.Ф.Лосева, трактовался «более объективистски», тогда как первый отличался волевой направленностью, жизнеустремлением, наблюдал за «каждым малейшим шагом человека, каждым его движением». Своих Гениев в античности имели не только люди, но и все явления природы, предметного мира, окружающего быта, причем на сохранившихся изображениях Гений нередко представал «среди двух танцующих и возливающих ларов», вместе со змеей, служившей его неизменным атрибутом.

    Образ Гения, являвшегося своего рода двойником человека, «второй его сущностью», в 1810—1820-е гг. привлекал поэтов-романтиков старшего поколения.

    Мой гений: жизненные силы, поэтическое дарование; дух-покровитель, «гений-хранитель»; тот, кто влияет на меня (возлюбленная).

    Слово учителя.

    В воспоминаниях о Батюшкове одна из немногих близких поэту женщин Е. Г. Пушкина оставила его великолепный портрет: «Батюшков был небольшого роста; у него были высокие плечи, впалая грудь, русые волосы, вьющиеся от природы, голубые глаза и томный взор. Оттенок меланхолии во всех чертах его лица соответствовал его бледности и мягкости его голоса, и это придавало всей его физиономии какое-то неуловимое выражение. Он обладал поэтическим воображением; еще более поэзии было в его душе. Он был энтузиаст всего прекрасного. Все добродетели казались ему достижимыми. Дружба была его кумиром, бескорыстие и честность — отличительными чертами его характера. Когда он говорил, черты лица его и движения оживлялись, вдохновение светилось в его глазах. Свободная, изящная и чистая речь придавала большую прелесть его беседе. Увлекаясь своим воображением, он часто развивал софизмы, и если не всегда успевал убедить, то все же не возбуждал раздражения в собеседнике, потому что глубоко прочувствованное увлечение всегда извинительно само по себе и располагает к снисхождению. Я любила его беседу и еще более любила его молчание. Сколько раз находила я удовольствие в том, чтоб угадывать и мимолетную мысль его, и чувство, наполнявшее его душу в то время, когда он казался погруженным в мечтания. Редко ошибалась я в этих случаях. Тайное сочувствие открывало моему сердцу все то, что происходило в его душе».

    Батюшков нравился женщинам, хотя и не был красавцем и не умел ухаживать. Но никакая из женщин так и не полюбила его, и не стала его женой. В своих чувствах он редко кому открывался и редко писал о них,— разве что только в стихах.

    В элегии «Мой гений» речь идет о воспоминании какой-то тайной, страстной и возвышенной поэтической любви, той, которая навечно остается в сердце...

    Основой этого вдохновенного стихотворения явилось реальное увлечение реальной женщиной. Кульминация этого увлечения относится к осени 1814 года, ко времени частых пребываний Батюшкова в доме Олениных.
    Сообщение об Анне Фурман.

    Это – Анна Фурман, прекрасная Аннета, кружившая голову многим петербургским львам, хотя ни ветреницей, ни кокеткой не была. Напротив, отличалась скромностью и тихим нравом, не столько, возможно, прирождённым, сколько сформированным жизнью.

    Анна Фурман была очень красива. Сохранился карандашный набросок Кипренского: Анна, за столом приютинской гостиной, вместе с дремлющим Крыловым... Выразителен ее акварельный портрет кисти К. К. Гампельна: высокая темноволосая девушка, очень стройная, в строгом белом платье, с правильными чертами лица, задумчиво и ласково смотрит на кого-то неведомого...

    Приехавши в Петербург в начале 1812 года, он увлекся двадцатилетнею красавицей; это увлечение продолжилось и во время петербургского «ожидания» 1813 года; а когда он уехал на войну, друзья его в переписке своей замечали, что сердце поэта «не свободно»...

    Из-за границы Батюшков вернулся с новой и светлой надеждой. В ту пору Аннете шел двадцать третий год: девица на выданье. Семья Олениных, Муравьевы, родные — все были согласны на брак. Но...

    Всего ужаснее! Я видел, я читал

    В твоем молчании, в прерывном разговоре,

    В твоем унылом взоре,

    В сей тайной горести потупленных очей,

    В улыбке и в самой веселости твоей

    Следы сердечного терзанья...

    «Воспоминания. Отрывок»

    Свадьба не состоялась. Не было взаимности, а была лишь покорность чужой воле. Батюшков это понял.

    Выпишите из текста элегии слова и словосочетания, характеризующие внутренний мир лирического героя и выражающие его состояние или его оценки и восприятие.

    Память сердца, сильней, рассудка памяти печальной, сладостью, пленяешь, несравненной, образ милый, простой, в утеху, разлуке, незабвенный, любовью, засну ль, усладит, печальный, и др.

    Почему эти слова преобладают в стихотворении?

    Это объясняется в первую очередь жанровой природой произведения, так как в элегии раскрывается внутренний мир «я».

    Какие темы и мотивы можно выделить в элегии?

    Темы памяти и любви, мотивы странствий, разлуки; печали и утешения, женской красоты, сна.

    Выпишите во вторую часть таблицы слова, соотнесённые с темами и мотивами элегии.

    Темы и мотивы




    Память и любовь

    Память (2 раза), помню (4 раза), образ незабвенный,

    Странствия

    В стране дальней, повсюду странствует

    Разлука

    Печаль и утешение

    Сладостью, пленяешь, повсюду со мной, хранитель гений, любовью, в утеху, приникнет, усладит

    Женская красота

    Несравненной, небрежно вьющихся власов, наряд простой

    Сон

    Засну ль, к изголовью, сон

    Слово учителя.

    Особенно важным является выражение память сердца, взятое Батюшковым из высказываний французского мыслителя Ж. Масье. Объяснению его посвящена специальная статья, написанная также в 1815 г. («О лучших свойствах сердца»): «Масье... на вопрос: «Что есть благодарность?» — отвечал: «Память сердца». <...> Эта память сердца есть лучшая добродетель человека». Таким образом, память сердца наполняется нравственным содержанием.

    В поэзии Батюшкова сон, сновидение, как и воспоминание, часто выступает синонимом мечты. А «мечта» всегда связана с мотивом творчества, поэтического вдохновения. Поэтому память сердца ассоциативно связывается и с мотивом поэтического творчества.

    Таким образом, в стихотворении можно выделить ещё один скрытый мотив - мотив поэтического творчества.

    Все эти мотивы сложным образом взаимодействуют и переплетаются. Слово сладостью относится не только к мотиву утешения, но и к теме памяти; сочетание повсюду странствует со мной указывает и на странствие, и на утешение; хранитель гений относится и к любви, и к утешению.

    Какими дополнительными смыслами обогащается образ «моего гения»?

    Гений – жизненные силы, поэтическое дарование, творчество, возлюбленная, память и любовь, мечты, женская красота, печаль, утешение.

    Выпишите из текста слова, противоположные по смыслу или эмоциональному звучанию. Какой смысл приобретают эти противопоставления?

    Сердце — рассудок; печаль — утешение; разлука — неразлучный спутник.

    Противопоставления позволяют ощутить целостность восприятия лирическим персонажем действительности, в которой сложно взаимодействуют противоположные чувства и эмоции.

    Образ лирической героини элегии «Мой гений» связан с реальной женщиной, разрыв и разлуку с которой болезненно переживал Батюшков в 1815 году.

    Прочитайте строчки, воссоздающие облик возлюбленной – гения лирического героя.

    Выразительное чтение от слов: «Я помню голос милых слов…» до «…повсюду странствует со мной».

    Лексическая работа.

    Пастушка устар. 1. Чувствительная, идиллически настроенная женщина. 2. Образ из ранней, эпикурейской лирики, связанный с представлениями о радостях земной, плотской любви.

    Трижды повторяются в одном предложении этого стихотворения слова «Я помню…». Какое значение в создании образа лирического персонажа имеет этот художественный прием?

    Два четверостишия скреплены четырехкратным анафорическим повтором я помню, усиливающим возрастание эмоционального напряжения (звучит как заклинание). «Идеальный» портрет создает не столько образ лирической героини, сколько представление и воспоминание о нем. При этом героиня наделяется божественными признаками, и ее образ сливается с олицетворением гения-хранителя: несмотря на «зримость», это почти бесплотное видение.

    Какие противоположные значения соединены в словах пастушка и гений?

    Пастушка (олицетворение радости земной, плотской любви) – пастушка (приникший к изголовью праведника ангел-утешитель).

    Гений (из римской мифологии, тот, кто покровительствует) – гений –хранитель, ангел.

    Какие оттенки значения приобретает слово любовь в контексте фразы («любовью в утеху дан разлуке он»).

    Лексическая работа.

    Любовь, интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность. В древней мифологии и поэзии - космическая сила, подобная силе тяготения. Побудительная сила духовного восхождения.

    Слово любовь в контексте элегии приобретает несколько значений: любовь со стороны лирического героя, любовь по отношению к нему, побудительная сила духовного восхождения (дан любовью, т е. дарован свыше).

    1   2   3


    написать администратору сайта