Главная страница

восстание степана разина, курсовая. степан разин2. Анализ образа Степана Разина посредством фольклорных элементов и исторических источников


Скачать 101.96 Kb.
НазваниеАнализ образа Степана Разина посредством фольклорных элементов и исторических источников
Анкорвосстание степана разина, курсовая
Дата07.05.2021
Размер101.96 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файластепан разин2.docx
ТипЗакон
#202413
страница4 из 4
1   2   3   4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключении хочется отметить, что личность Степана Разина в исторических, фольклорных и иных первоисточниках имеет скорее положительную героическую и патриотическую окраску. Несмотря на старания пропаганды царей того периода народ запомнил Стеньку Разина, как своего освободителя. Наделяя его поистине богатырскими качествами и характеристиками, сравнивая его с фольклорным Ильей Муромцем и другими сказочными богатырями.

Несмотря на то, что в его поступках не всегда прослеживались гуманистические и человечные поступки (например, утопление княжны в Волге), русский народ все ровно любит данного героя и не умоляет его важности. И даже в фольклорном прецеденте с жертвоприношением персидской девушки, прослеживаются нотки положительных качеств: в случае первого исторического свидетельства – это дань языческим богам за ту силу и удачу, которой они наделили «разинцев», за то, что стихия благоволила казачьему атаману на всем его военном пути. В случае второго исторического свидетельства, мы опять же можем усмотреть благородные ноты: Разин отдал на воспитание сына погибшей татарской женщины митрополиту и даже обеспечил его не малым наследством. К тому же и первое, и второе свидетельство говорит нам о том, что в любом случае, атаман любил ту женщину, которую принес в жертву, а она в свою очередь отвечала ему взаимными чувствами. Что опять же характеризует фольклорного героя, как человека большой моральной силы.

Подобные оценки личности героя, как со стороны простого народа, так и писателей более позднего периода связаны с по-настоящему угнетенным состоянием жизни крестьянства. Без преувеличений, крепостное право убивало их, превращая их жизнь в одни лишь сплошные мучения. Люди предпочитали убивать и грабить под предводительством Разина, нежели жить под ярмом вечных издевательств и поборов.

Если обращаться к описаниям образа Разина в иностранных свидетельствах, то мы можем сделать вывод, о том, что царя весьма беспокоил факт наличия сильного, волевого, матерого и закаленного в боях атамана. Можно сказать, что Разин своими бесчинствами и грабежами мог нарушить естественный ход торговли с иностранными купцами, что ощутимо сказалось бы на экономики российского государства. Именно поэтому, царь и приказная царская канцелярия, работа которой заключалась в регулировании государственной безопасности, всячески распространяла и пропагандировала весть о том, что Степан и брат его Фрол пойманы и подлежат скорейшей казни. Однако в процессе подготовки механизма пропаганды был допущен ряд ошибочных действий, факт которых удалось установить современным историкам. Дело в том, что весь материал описания и констатации событий казни был подготовлен заранее, тем не менее, процесс казни прошёл не так, как это было запланировано. Именно поэтому, на одной из немногих картин, описывающих казнь Разина, не сходится то, что на картине предположительно Фрол также как и его брат должен был быть казнен. Однако Фрола казнят только спустя 5 лет после описываемых событий. Главная заслуга свидетельств иноземных очевидцев того времени в том, что с их слов и показаний англичанам удалось написать портрет, приближенный к описанию настоящего предводителя крестьянского бунта 17 века.

Интересно то, что и место казни Разина также остается неопределенным до конца. Одни очевидцы утверждают, что он был казнен на Красной площади, другие говорят о том, что казнь происходила на Болотной площади. По аналитическим трудам историков, принято считать, что все же, казнь происходила на Красной площади, а на Болотной только выставлялись части тела казненного казака.

Итогом третьей главы будет анализ оценки деятелями искусства 20-го века личности Степана Разина. Первым, кого мы рассматриваем, это Василий Макарович Шукшин и его роман «Я пришел дать вам волю». У Шукшина получилось максимально качественное и проработано изобразить личность казачьего атамана, показать всю внутреннюю рефлексию его характера. Обобщить и собрать в одном человеке всю суть русского крестьянства, бурлачества и голытьбы. Показать через героя все горечи и невзгоды жизни простого люда того времени. С другой стороны, Шукшин не спешит идеализировать личность своего главного героя. Лейтмотивом Василия Макаровича является цель – показать настоящую личность, без прикрас и мистификаций. Это далось автору не просто, ему пришлось переживать все события 17 века самому, окунувшись с головой в исторические документы, монографии и иные источники. Хочется отметить, что Разин Шукшина получился выдающимся.

Что касается пьесы Максима Горького, то для данного автора личность Разина и «разинцев» также является глубоко интересной, подлежащей тщательному изучению. Еще, будучи молодым человеком, Пешков увлекался изучением истории русского народного повстанчества. Зачитывался страницами книг, описывающих восстание Разина и Пугачева. В своём произведении автор постарался максимально натурально отобразить данного героя русской фольклористики.

20 век является более развитым, нежели вторая половина 17 века. Это объясняет, почему авторы ставят себе самоцели анализа именно личности Стеньки Разина, а не его военных походов, мифов и предрассудков. Авторы пытаются понять квинтэссенцию чувств, колеблющих душу Степана Тимофеевича. Это объясняется тем, что после событий 1917 года, образ революционера, борца за справедливость, благополучие рабочего класса и народных масс культивировалось и считалось идеалом человеческой личности.

Не смотря на то, что между русским народным фольклором и 20 веком существует внушительная временная разница, даже она не смогла исказить положительную оценку народом личности бунтовщика, одного из первых революционеров, атамана донского казачества – Степана Тимофеевича Разина.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азадовский М.К. Фольклористика XVIII века // Русское народное поэтическое творчество. М., 1956.

  2. Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. Новосибирск, 1990.

  3. Буганов В. И. Степан Тимофеевич Разин//История России. 1971. № 2.

  4. Буганов В. И., Чистякова В. Е. О некоторых вопросах истории второй крестьянской войны В России//Вопросы истории. 1968. № 7.

  5. Важинский В. М. Усиление солдатской повинности в России в XVII в. (по материалам южных уездов)//Известия Воронежского государственного института. Т. 157. Воронеж. 1976.

  6. Глазьев В. Н. Размещение стрельцов в городах Черноземного края//Историческая география черноземного центра России, (дооктябрьский период). Воронеж. 1989;

  7. Епифанов П. П. Войско. Очерки русской культуры XVII века. Ч. 1. М., 1979. С. 234-264.

  8. Загоровский В. П. Солдатские села и солдатское землевладение в Воронежском крае XVII века // Из истории Воронежского края. Воронеж. 1972.

  9. Октябрьская О.С. Документ, авторский вымысел и легенда в романе В.Шукшина "Я пришел дать вам волю" // Филологические науки. 1995. - № 2.

  10. Калинычев Ф. И. Вопросы военной организации и военного права в период образования феодально-абсолютистского государства (Вторая половина XVII века) М., 1953.

  11. Калинычев Ф. И. Русское войско во второй половине XVII века. // АН СССР Доклады и сообщения института истории. Выпуск 2. М., 1954.

  12. Кондрескул А. М. Поморье и становление русской регулярной армии в XVII в. Защитники Отечества. Материалы V и VII областных общественно-научных чтений по военно-исторической тематике. Архангельск. 2000

  13. Лебедев В. И. Крестьянская война под предводительством Степана Разина 1667-1671 гг. М., 1955

  14. Леонтьев А. К. Государственный строй. // Очерки русской культуры XVII века. Ч. 1.М., 1979.

  15. Лупанова И.П. «Смеховой мир» русской волшебной сказки // Русский фольклор. Л., 1979.

  16. Малов А.В. Выборные полки солдатского строя. 1656-1671 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2002;

  17. Маньков А. Г. Круги в разинском войске и вопрос о путях и целях его движения. // Крестьянская и классовая борьба в феодальной России. Л., 1967.

  18. Марголин С. Л. К вопросу об организации и социальном составе стрелецкого войска в XVII в. М., 1955. // Ученые записки Московского областного педагогического института. М., 1953. Т. 27: Труды кафедры истории СССР. Вып. 2.

  19. Марголин С. Л. Начало стрелецкого войска. Московский областной педагогический институт. Ученые записки кафедры истории народов СССР. Вып. 1.М., 1939.

  20. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М., 1958.

  21. Новосельский А. А., Чаев Н. С. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. // Очерки истории СССР. Период феодализма XVII в. М., 1955.

  22. Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия. Т. 2 М.: Большая Российская энциклопедия, 1996.

  23. Папава Е.И. Композиционно-речевая организация рассказов В.Шукшина. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. М., 1983.

  24. Платонов С. Ф. Московское правительство при первых Романовых. Статьи по русской истории (1883-1912). Сочинения. Т. 1. СПб., 1912.

  25. Порфирьев С. И. Разинщина в Казанском крае. // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Казань, 1916. Т. XXIX. Вып. 5,6.

  26. Попов А. Н. Материалы для истории возмущения Стеньки Разина. М., 1857.

  27. Пронштейн А. П., Мининков Н. А. Крестьянские войны в России XVII-XVIII веков и донское казачество. Ростов-на-Дону, 1983.

  28. Сахаров А. М. Образование и развитие Российского государства XVI-XVII вв. М., 1969.

  29. Смирнова Т. И. Побеги крестьян накануне выступления С. Т. Разина. // Вопросы истории. 1956. № 6. С. 126-131.

  30. Соловьев В. М. Актуальные вопросы изучения народных движений (Полемические заметки о крестьянских войнах в России). // История СССР. 1991. №3.

  31. Строков А.А. История военного искусства. T.l. М.: Воениздат, 1955.

  32. Тельберг Г. Г. Очерки политического суда и политических преступлений в Московском государстве XVII в. М., 1912.

  33. Тихомиров Б. Н. Разинское движение на Слободской Украине. // Исторический сборник АН СССР. Д., 1934. Т. 2. С. 97-115.

  34. Топоров В.Н. К проблеме жанров в фольклоре. Тарту, 1974.

  35. Трубецкой Е. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке // Литературная учеба. 1990. - № 2.

  36. Устрялов Н. В. Русское войско до Петра Великого. СПб., 1856.

  37. Щапов А. П. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и первой половине XVIII в. Казань , 1859.

  38. Юдин Ю.И. Типология героев бытовой сказки // Русский фольклор. Л., 1976.

  39. Юшков С. В. К вопросу о сословно-представительной монархии в России.// Советское государство и право. 1950, № 10.
1   2   3   4


написать администратору сайта