Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРЕДПОСЫЛКИ КРЕСТЬЯНСКОГО ВОССТАНИЯ

  • ОБРАЗ РАЗИНА В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

  • ЗАПИСКИ ИНОСТРАНЦЕВ О ВОССТАНИИ СТЕПАНА РАЗИНА

  • восстание степана разина, курсовая. степан разин2. Анализ образа Степана Разина посредством фольклорных элементов и исторических источников


    Скачать 101.96 Kb.
    НазваниеАнализ образа Степана Разина посредством фольклорных элементов и исторических источников
    Анкорвосстание степана разина, курсовая
    Дата07.05.2021
    Размер101.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файластепан разин2.docx
    ТипЗакон
    #202413
    страница2 из 4
    1   2   3   4







    ВВЕДЕНИЕ


    Народный фольклор – это важная составляющая культуры любого народа. Она демонстрирует ценности и передает историю государства. Но не так, как это описано в летописях. Фольклор через песни, притчи и поверья предает историческим событиям эмоциональную окраску и позволяет нам, спустя столетия оценить ее.

    Объектом данного исследования будет являться народные притчи и сказания, произведения русской литературы XX вв. и XVII вв., исторические свидетельства, в которых воссоздан образ Степана Разина.

    Предметом станут особенности восприятия характера и деятельности Разина авторами различных исторических периодов, его места и роли в русском самосознании.

    Проблематика данной работы: какие факторы влияли на писателей каждого отдельно взятого хронологического промежутка, как они повлияли на особенности восприятия образа героя.

    Гипотеза – влияние политического и государственного устройства России в 17 в. и 20 в. на морально-нравственный идеал личности, на примере образа Степана Разина.

    Цель исследования. Основная цель настоящей работы - показать эволюцию анализа личности Разина в литературе.

    Методология исследования исходит из теории многофакторности общественного развития, предполагает при анализе исторических процессов учет различных факторов (социальных, политических, психологических), а также сочетание различных конкретно-исторических методов исследования. Сравнительно-исторический метод даёт возможность изучить тенденции вектора развития противостояния государства с антигосударственными проявлениями в тесной связи с исторической обстановкой. Проблемно - хронологический метод был важен для разделения общей проблемы на частные конкретные вопросы ее составляющие. Системный метод позволил обнаружить ведущие и второстепенные элементы причинно-следственных связей целостного процесса государственного реагирования на противогосударственные проявления, носителями которых стала значительная часть общества; на основе анализа совокупности фактов более детально остановиться на отдельных конкретных проблемах. Использование принципа объективности позволило добиться более взвешенных оценок исследуемых процессов, опираясь на широкий и разнообразный источниковый материал, при максимально возможном стремлении избежать конъюнктурности в оценке историографии исследуемой проблемы.

    Актуальность. Восстание Степана Разина является одним из наиболее ярких событий в истории Руси, рассматриваемых в определенном перечне культурных материалов. Тематика достаточно полно освещена в источниках, но дополнительного рассмотрения требует влияние призмы времени и общественного развития на отношение народных масс к этому историческому прецеденту и личности Разина, в целом. Комплексное изучение основ, которое позволяет исследовать данный аспект проблемы позволяет считать исследование актуальным.

    Научная новизна состоит в том, что «разинская» тема в русской литературе ХVII-ХХ веков, прежде всего в творчестве В.М.Шукшина, исследуется как самостоятельная. Работа базируется на конкретном сравнительно-типологическом анализе произведений В.М.Шукшина и фольклорных памятников, исторических источников, поэзии и прозы А.С.Пушкина, пьес М. Горького.

    1. ПРЕДПОСЫЛКИ КРЕСТЬЯНСКОГО ВОССТАНИЯ

    Прежде чем анализировать сам образ, нам необходимо понять, кто же такой Степан Разин и чем он известен.

    Восстание, возглавленное Степаном Разиным, историки хронологически относят к 1670-1671 годам. Это самый масштабный народный бунт, сопровождаемый вооруженным войском. Данные события развернулись в эпоху правления царя - Алексея Михайловича Романова.

    Интересно то, что эхо Смуты все еще резонировало в народных массах. Например, правление Бориса Годунова и его последствия, в виде неурожайного года. Крестьянство, полное предрассудков языческих пережитков, списало все несчастья на то, что Борис проклят, так как не является династийным правителем, а значит, гневит богов.

    Также, люди все еще помнили о безвременной кончине маленького царевича – Дмитрия в Угличе, полагая, что его убил Борис. Соответственно, это дало почву для появления нескольких Лжедмитриев. Это, в определенной мере, не популяризировало царскую власть.

    Историки, изучающие данное явление в дореволюционный период, нарекли его «восстанием». В послереволюционный этап — Второй крестьянской войной. И все же, подавляющее большинство представителей исторической науки не солидарны с термином, характеризующим восстание, как «крестьянский бунт». Разинское войско состояло из крестьянской бедноты, казачьих воинов, бурлаков, частично Поволжского этноса — чувашей, марийцев, татар.

    Часть компетентных исследователей характеризуют бунт, как реакция на реформу 1649 года, окончательно закрепостившую крестьян. [1;62]

    Данной реформой стало – Соборное уложение.

    К предпосылкам восстания необходимо отнести следующие факторы:

    Растущие налоговые сборы;

    Длительная война с Польшей (Речь Посполитая);

    Взяточничество и финансовые махинации царского любимца – Бориса Морозова, приведшие к медному и соляному бунту.

    Крестьяне, склоненные под ярмом поборов, беднели, итогом этого стал их массовый побег. Царский двор предпринимал действия, касающиеся розыска и возврата крепостных беглецов.

    Существенной особенность царствования Алексея Романова стала реализация создания обновленного свода законов — Уложения. В связи с этим было принято решение о создании совета, включающего боярскую думу и дьяков в 1648-1649 годах.

    Историки окрестили этот документ Уложением Земского Собора. Основным новшеством данного закона было то, что царская особа считалась помазанником Божьим, все заговоры, касающиеся царя, наказывались казнью. Государево добро также охранялось Уложением, за его порчу или кражу назначалась смертная казнь. Суровее стали наказания, касающиеся преступлений, направленных против церковнослужителей и церковного имущества. Поношение церкви, также считалось преступным деянием. Плюсами обновленного свода законов стал контроль над взаимодействием народа и власти. Взяточничество, поборы, шантаж и злоупотребление полномочиями сурово каралось законом.

    Но самое главное изменение, ставшее отправной точкой восстаний и бунтов: снятие ограничений на поиск беглых крестьян. До 1649 года актуальность поиска была 10-15 лет. Новый свод законов утвердил за помещиками возможность розыска крепостных беглецов без срока давности, и возвращать их дворянам. [33;119]

    Крестьяне лишились права скрываться на протяжении урочных лет в какой-либо удаленной части Руси. Им оставалось только одно, бежать на Дон — казачьи принципы запрещали выдавать властям беглых. Избрание этих разделов Уложения стало катализатором того, что на Дону собрались беглые крестьяне из самых разных уголков страны.

    1654 год стал годом присоединения Украины к России с сохранением определенной автономии. Так и была начата война с Польшей (Речью Посполитой). Двумя годами позже, в 1656 началась война со Швецией, продлившаяся около двух лет. Взяв паузу в виде 1656-1658 годов, Речь Посполитая вновь принялась за активные боевые действия. Тяжелая война истощила оба государства. В 1667 году царь пошел на заключение Андрусовское перемирия с Польшей. Оно было заключено на срок 13 лет, и стало временным окончанием войны.

    Обнищавшая во время войны казна увеличило суммы налогов и сборов, возлагаемых на обычных граждан. (Это также стало одной из причин крестьянского восстания).

    Решение проблемы тяжелой экономической ситуации состояло в том, что налоги собирались в серебряной валюте. В то же время, крестьянам платили медью. Случилась инфляция и катастрофическая бедность. Апогеем явился бунт. Люди хотели: снизить уровень налогов и вывести из оборота медные монеты. [24;18]

    Мятеж имел обширный безрассудный ход, однако не было человека, способного возглавить народные массы. Именно благодаря отсутствию сплоченности в крестьянском войске, Алексей Михайлович тянул время в ожидании подхода стрелецкого войска. Бунт сурово упразднили — жертв насчитывалось около 1500 человек, 2000 крестьян остались увечными. Но и этого царю было мало: жесткой рукой он расправлялся с оставшимися участниками бунта. Часть бунтовщиков, вместе с семьями, были казнены. Часть сослана в Сибирские губернии.

    Крестьяне добились своего, но ситуация усугубилась еще больше, выемка медных монет привела к еще большему росту налогов.

    И без того тяжелая крестьянская жизнь усугубилась еще больше.

    1660 год. Крепость на Азове явилась фактором раздора, не дающим казачеству грабить земли Турции. Поэтому, военная добыча Руси стремительно снизилась. Казаки относили себя к воинам, и переквалифицироваться в землепашцев не могли. С учетом последствий Уложения о сыске беглых крестьян, рост населения Дона превысил все возможные ресурсы. Источников пропитания и существования практически не оставалось. [30;28]

    Казачество ходатайствовало о возможности становления сельского хозяйства на донщине. Решение Земского собора было отрицательным, царское управление остерегалось, что в результате реформирования казачьего быта, регулярная армия казаков станет абсолютно независимой.

    Это и стало фактором, которое мотивировало казачество присоединиться к войску Разина.

    События второй половины 17 века уронили экономику Руси, людям не могли себя обеспечивать, это повлекло массовый голод. В 1654 году из Речи Посполитой в государство Алексея Михайловича была завезена чума. 3 года буйствовала «черная смерть» в царских землях. Вспыхивая то в одном районе страны, то в другом. Более 700 000 тысяч людей погибли от этой страшной болезни. Усугубляло ситуации и то, что для сдерживания народных масс от очередного бунта, необходимо было платить стрелецкому войску. Сложность состояла в том, что основной денежный запас находился в столице, где и бушевала чума. Тогда царь принимает решение, отмывать деньги, в самом прямом смысле этого слова. Серебряные монеты обрабатывались спиртовым раствором, и после этого передавались служащим.

    Март 1667 года. Разин собирает войско для похода по Волге к Яику. Пока основной движущей силой восстания является казачество. Как уже упоминалось ранее, данный народ, как и многий другой, испытывал финансовый кризис. Только за март Степан Тимофеевич собрал уже 1000 недовольных граждан. Он был прирожденным лидером и устроил все так, что ни один из представителей сведущих царских органов не прознал о планах бунта. Май 1667 года. Войско ушло за Дон на Волгу. Это и стало отправной точкой восстания, вернее будет сказать: отправная его часть. Историки спорят о том, что изначально Разин не планировал обратить свой военный поход в очаг восстания. Все было гораздо проще – людей нужно было прокормить. Первые военные столкновения были направлены на грабеж богатых и знатных бояр и купцов. Именно их суда и поместья грабили казаки. В числе прочего к ним попало огромное количество оружия и боеприпасов. [23;79]

    28 мая. Степан Тимофеевич с войском, около 1 500 бойцов, появились вблизи Царицына. Казачий атаман вполне мог позволить себе захват города. Правда, он был ему не нужен. Мудрый Разин потребовал от горожан сдать ему всю кузнечную утварь. Жители города не обрадовались, но требования захватчиков исполнили. Лидера восстания можно понять, ведь он спешил. Он счёл необходимым захватить город Яик, пока его оборонный гарнизон был мал. Эта военная победа обеспечивала бы «разинцам» выход в море.

    31 мая. Близ города Черный Яр крестьянское войско призвали к ответственности. Около 1500 тысяч стрельцов, из них 900 – конных, но Степан смекалкой обошел бой и отправился дальше. В Красном Яре «разинцы» повстречали еще один стрелецкий отряд, но разбили его ко 2 июня. Большая часть государственной армии перешла на сторону казаков. Разин вышел к морю.

    Яикский поход подошёл к своему логическому завершению. Степан Тимофеевич был хороший стратег и пошёл на хитрость. Казаки выдавали себя за представителей купеческой знати. Их впустили в город, в результате чего Яик был захвачен.

    Рейд Разина на Яикскую крепость стал залогом того, что 19 июля 1667 года аппарат государственной администрации дал распоряжение о старте противостояния повстанческому движению. В Яик отправлено свежее войско, что бы угомонить разъяренных крестьян. Алексей Романов выпускает указ, направленный лично Степану Разину. В нем он пишет, что «разинцам» гарантируется помилование, с условием возврата войска на Дон и возврата всех пленных. Казачий совет отверг предложение Романова. [4;230]

    Вслед за Яиком Разин предпринимает решение о каспийском походе.

    Зима 1667-1668 года. Начался каспийский поход. Под Астраханью войско Разина разносит войско Ахметьева. Этот момент является важным, ведь к войску примкнуло и астраханское казачество. Атаман Боба (400 человек) и атаман Кривой (700 человек). Крестьянское восстание набирает массовость, уде 2200 человек. Дальнейший путь следования: по берегам на Юг к Дербенту и Грузии. Следующая точка назначения - Персия. Весь путь войска сопровождается грабежом, насилием и бесчинствами. Попадающиеся на пути суда становятся жертвами грабежей. Так проходит 1668 год, часть 1669 года. В это время Степан Тимофеевич ведёт выгодные переговоры с персидским шахом, пытаясь уговорить последнего взять казаков к себе на службу. Но перс, получив предупредительное письмо от Московского княжества, отвергает предложение атамана. Войско Разина стояло под городом Решт. Именно там происходит вооруженное столкновение, нанесшее сильный удар по казачьему войску. [29;50]

    Отступает отряд к Миял-Кале, где и встречает зиму 1668 года. Уходя, предводитель казачества приказывает уничтожать все населенные пункты на пути. Такой была месть Разина персидскому государству.

    Весна 1669 года. Разин дает указание своему отряду к, так называемому, Свиному острову. Происходит крупное сражение. На Разина напал Мамед-хана, войско в 4 тысячи бойцов. Казаки победили, и с густо награбленной добычей вернулись на Дон. В Каспийском походе удача была на стороне бунтовщиков. 22 августа они вновь приплывают в Астраханскую губернию. Степану приходится дать клятву местному воеводе, что отряд бросит орудия и отправится на поклон к Алексею. Конечно же, Разин обещание дает, но не выполняет его. Воевода пропускает отряд вверх по Волге.

    Октябрь 1669 года. Степан Тимофеевич со своим войском вернулся на Дон. Остановились они у Кагальницкого городка. Казаки в своих морских походах приобрели не только богатство, но и огромные военный опыт, который теперь могли использовать для восстания. [11;90]

    Таким образом на Дону сформировалась двоичная система власти. По манифесту царя главой казачьего края был К. Яковлев. Однако, Разин взял под контроль юг донщины и руководствовался своей выгодой, мешая замыслам Яковлева и дворцовых бояр. Авторитет Разина растет. Люди мечтают попасть к нему в войско. Количество задействованных воинов растет. В октябре 1669 года отряд Разина насчитывал 1,5 тысячи человек, то в ноябре состав исчислял уже 2,7 тысячи, а к маю 16700 года 4,5 тысячи.

    Историки полагают, что с весны 1670 года началась вторая стадия крестьянского восстания. Если раньше основной театр событий развивался за границами Руси, то сейчас «разинцы» вели активную борьбу с боярскими кланами.

    9 мая 1670 года. Отряд стоит в Паншине. Здесь появился новый казачий костяк, они решили опять идти на Волгу, карать боярщину за их нечестивость. Разин всячески демонстрировал, что он не является противником царской власти, но сражается с боярами.

    15 мая 1670 год. Стенька с войском, уже 7 тысяч (!!!) человек, берет Царицын. Город кипит, как улей, и жители сдаются сами. Взятие Царицына дает войску прирост, в виде 3 тысяч человек. Перед казаками встает вопрос, куда же дальше идти: на север или на юг. И вновь было принято решение пойти войной на Астрахань. Такова была потребность, ведь на юге скапливалось большое царское войско. Находиться под ударом с тыла у стрельцов было самоубийством. Разин оставляет в Царицыне 1 тысячу человек и направляется к Черному Яру. Под стенами города Разин планировал биться со стрелецким войском под руководством С.И. Львова. Но царские войска биться отказались и в полном составе перешли на сторону казаков. Вместе с царским войском на сторону повстанцев перешел и весь боевой запас Черного Яра. [2;369]

    Следующий пункт назначения: Астрахань. Хорошо подготовленная к обороне крепость, с войском в 6 тысяч человек.

    19 июня 1670 года. Разин подошел к стенам Астрахани, а ночью с 21 на 22 июня приказал штурмовать ее. Разин расколол бойцов на 8 групп, у каждой была своя целевая задача. В ходе штурма в городе начался бунт. Итогом этих событий, в совокупности с грамотной линией поведения «разинцев» Астрахань была сдана, 22 июня 1670 года. Вся знать города была взята в плен. Всех их приговорили к жестокой казни. Разин велел исполнить приговор немедленно. В тот день в Астраханской губернии было казнено около 500 человек. После взятия Астрахани численность войска выросла до 13 тысячи человек. Оставив в городе 2 тысячи человек, Разин направился вверх по Волге.

    4 августа. Повстанцы были уже в Царицыне, там был организован очередной казачий совет. На нем было принято решение повременить с походом на Москву. Необходимо было собрать еще воинов, путем захвата городов и крепостей. Отсюда командир мятежников направляет 1 отряд вверх по Дону. Пока сам Степан воюет, командовать войсками остается Фрол, его родной брат. Еще один отряд отправляется в город Черкасск. Его возглавил Я. Гаврилов. Сам же Разин с 10 тысячным отрядом двигается вверх по Волге, где без особых трудностей получает Самару и Саратов. Царь формирует здесь крупное войско. Степан же торопится к Симбирску, так как именно этот город является важным районным центром. [26;8]

    4 сентября. Восставшие находятся у стен Симбирска.

    6 сентября завязывается бой. Царские войска отступают к местному Кремлю. Оборона длится месяц.

    Это самый острый и горячий момент крестьянской войны. Историки дают оценку, что во второй части крестьянской войны участвует более 200 тысяч человек. Государственная власть, осознавая масштаб восстания, понимает - нужно действовать кардинально. Воеводы стягивают остатки сил, для усмирения бунта. Во главе мощного войска встает Ю.А. Долгорукий, известный полководец, пик славы которого пришлась на период войны с Польшей. Он дает указание об отправке своего войска в Арзамас, где разворачивает штаб. Внушительные царские войска также сосредотачиваются в Казани и Шацке. В итоге, Долгорукому удается получить численное превосходство. И расстановка сил на военной арене переходит из войны оборонительной, в карательную. [20;95]

    Начало ноября 1670 года. В район Симбирска приближается отряд Ю.Н. Борятинского. Борятинский полон решимости и жажды мести, ведь месяц назад войско Разина нанесло ему критическое поражение . Началась кровопролитная битва. Степана был ранен и еле уцелел. К утру 4 октября его вытащили с поля боя и на лодке отправили вниз по Волге. Восставшим нанесён первый сокрушительный удар.

    Начался следующий этап карательные экспедиции государственных стягов. Горели деревни, были казнены все, кто хоть как-то пособничал восставшим. Историки приводят просто катастрофические цифры. В Арзамасе меньше чем за 1 год было казнено около 11 тысяч человек. Город превратился в одно большое кладбище. Всего же по оценкам современников за период карательной экспедиции было уничтожено (убито, казенно или замучено до смерти) порядка 100 тысяч человек. [17;4-5]

    После мощной карательной экспедиции огонь крестьянской войны стал угасать. Однако еще весь 1671 год его эхо расходилось по всей Руси. Астрахань не покорялась царскому войску год. Оборонительный гарнизон города предпринял попытку направиться в Симбирск. Но все было тщетно. Астрахань была взята 27 ноября 1671 года. Это стало последним плодом повстанческой войны. После падения Астрахани восстание было задушено окончательно.

    Степана Разина предали его же воеводы, надеющиеся на помилование со стороны царя. 14 апреля 1671 казаки поймали и сдали своего атамана. Случилось это в Кагальницком городке. После этого Разин был привезен в Москву, и после допросов и пыток был казнен.

    Итоги Крестьянской войны был провальным. Ни одно из требований восставших удовлетворено не было. Расправа над всеми, причастными к нему, была кровавой и масштабной — только в Арзамасе за 3 дня казнили 11 000 человек. Количество убитых повстанцев за весь период Крестьянской войны насчитывает около 100 000 человек.

    Люд не добился желаемого послабления, уменьшения налогов и отмены крепостного права. [29;30]

    Реформы были проведены только в отношении казачества. В 1671 их вынудили присягнуть на верность царской власти. 

    И только лишь настоятель обители крамольник и раскольник Никанор брал к себе всех: беглых стрельцов, казаков, развратных людей, беглых крестьян. Под эгидой минувшей веры стали сражаться и последние «разинцы».

    Пали Соловки 22 января 1676 г. от предательства. Чернец Феоктист перебежал ночью на сторону врага и указал тайный вход в обитель. Когда темнота опустилась на Соловецкий остров, стрельцы проникли в монастырь и после ожесточенного боя заняли его. Староверов перебили, а 60 человек «пущих к воровству зачинщиков» подвергли жестоким казням. Одних вешали вниз головой, других, раздетых догола на лютом морозе, подцепляли крюком под ребра. Несчастные умирали в страшных мучениях. [28;118]

    Так в чем же заслуга Степана Разина? Она заключается в попытке решения накопленных годами, внутренних проблем страны. Он продемонстрировал массовость уровня народного возмущения, выявил уровень неприязни народом царских реформ. Самое главное – крестьянское восстание дало повод Романовым задуматься о том, что государству требовались преобразования.

    1. ОБРАЗ РАЗИНА В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

    Основная масса народных песен и фольклорных элементов о Степане Разине (казачий круг, поход по Волге, казнь главного героя, сказ о его сторонниках – «разинцах») является народными хоровыми песнями, и несут в себе печать народного протеста.

    Песни, посвященные донскому казаку, предводителю восстания 1670-1671 годов, есть совокупность народных и казачьих песен, слившихся воедино. Данный цикл баллад представляет собой сказы о крестьянских бунтах в целом.

    Самих же «разинцев» и их предводителя люд описывал, как «народных героев, борющихся с угнетением со стороны правящей верхушки». [5;18]

    В XVIII столетии образ Разина слился с образом героя-бунтовщика, пройдохи и авантюриста – Емельяна Пугачева.

    Ценность данных фольклорных элементов состоит в том, что она отражает жизнь крестьян в ту историческую эпоху.

    Уложение 1649 г., аннулировавшее срок сыска беглых крестьян, стало началом их полного закабаления, и привела к тому, что подавляющее большинство «Иванов, родства не помнящих» отправилось на Дон и Поволжье, а они уже стали очагами крестьянского восстания в XVII в.

    В середине XVII века повсеместно вспыхивали народные волнения, нацеленные на борьбу с несправедливостью царской власти. Крестьяне, все еще помнящие бесчинства Опричнины, их насилие и притеснение, непомерные налоги и грабежи. [39;33]

    Все эти события увековечены в истории и песенной поэзии народных масс, как собирательный образ зла и бесправия.

    И все же, для полноты отображения образа народа, как борца с несправедливостью, не хватало героя, вобравшего в себя все народное негодование. Протагониста, выступившего в роли богатыря, способного победить тысячу врагов.

    В песнях есть масса правдивых упоминаний, отражающих реальные события того времени. Описания фактических эпизодов восстания, например, о том, как «разинцы» ходили на Астрахань и победили. Или о военном крахе их же под Симбирском.

    Для песен характерно и определение социальных связей казачьего атамана. Круг Разина разношерстен, в нем есть казаки, крестьяне, бедняки, голытьба, беспаспортные бурлаки. Этот важный момент, расставляющий акценты на контингенте «разинского» войска. Однако, не смотря на невысокий уровень образования, эти люди противятся названию своих отрядов - разбойничьими. «Мы не воры, не разбойнички, // Стеньки Разина мы работнички, // Есауловы все помощнички.» [13; 47]

    Эти люди бунтуют не для того, что бы обогащаться и грабить. Они воюют за собственную свободу: «Братцы, вы мои казаченьки, // Ай ну п голь жа, голь бедняцкая, // Собирайся ты со всех, ну,со всех сторон! // Товарищи вы, други любезнаи, // Собирайтесь, братцы, вот вы слетайтеся, // Братцы, на волюшку-волю, вольнаю!» [32; 366]

    Тяга к воле и вызов боярским кланам, наместникам-воеводам, придворным прихвостням – лейтмотив данных песен. В чулковской летописи есть упоминание о том, как войско Разина предало казни наместника Астраханской губернии: «Ты добре, ведь, губернатор, к нам строгонек был, //
    Ты, ведь, бил нас, ты губил нас, в ссылку ссылывал, //
    На воротах жен, детей наших расстреливал!» [19; 246]

    Сам атаман и его последователи предстают как единое неразрывное целое. Когда народ узнал о казни их предводителя, родилась легенда о том, что Стенька остался жив, но прячется в ущельях гор. Появилась песнь о его сыне, живущим близ Астраханской губернии, человеке никогда не ходившем на поклон к губернатору.

    Данные элементы народного фольклора, как правило, имеют лирические элементы, сообщающие о тяжелой участи русского народа. Только две из них имеют четкое развитие сюжетной линии: это песнь о казни Астраханского губернатора и песнь о сыне Степана Разина.

    Историки, изучающие данное направление фольклористики проводят аналогии Разина, как образа героя, сражающегося с уродливой, коррумпированной, жесткой государственной машиной.

    Портрет его схож с портретами богатырей: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Финиста - Ясного Сокола. И даже описание внешности его наводит на мысли о возможной аналогии: светлые кудри, ясный лик с горящими очами, соболиные брови и та же самая одежда – кафтан, подпоясанный на русский манер, штаны из плиса.

    Песни восставших широко используют постоянные эпитеты – чисты поля, темны леса, ясны очи, белы руки. Разин не характеризуется в них, как разбойник или «вор с большой дороги». Напротив, в его описаниях доминируют такие элементы речи, как: «добрый молодец», «удал добрый молодец», «удалой казак», «удалой атаманушка», «хозяин разудалый молодец», «мил - ясен сокол». Все эти речевые обороты говорят о безмерной любви люда к Разину, беспрекословной веры в него и готовности пойти за ним даже на смерть. [14; 101]

    В свое время личностью Стеньки Разина очень интересовался Александр Сергеевич Пушкин. Знаменитый писатель и поэт характеризовал Разина, как «единственное поэтическое лицо русской истории». Это связано с тем, что сам Пушкин очень рдел и переживал судьбу своего народа. К тому же, в преддверии Восстания Декабристов (1825 года), образ бунтовщика и борца за народную свободу был весьма популярен. В 1826 г. поэт написал цикл стихотворений, состоящих из трех стихов, под обобщающим названием: «Песни о Стеньке Разине». [30; 21]

    Александр Сергеевич ходатайствовал Николаю I о разрешении публикаций этих стихотворений, но ему было отказано, посредством передачи письма через шефа жандармов, со следующим объяснением: «Песни о Стеньке Разине, при всем поэтическом своем достоинстве, по содержанию своему не приличны к напечатанию. Сверх того, церковь проклинает Разина, равно как и Пугачева». [22;85]

    Современные историки находят и абсолютно мистические описания данной персоны: Стенька Разин был ведьмак, колдун; слухи ходят, что он до сих пор живёт. За счет своего войска он грабил и брал налоговые пошлины, с плывущих по Волге, купеческих кораблей. В эпоху крестьянского восстания под предводительством Стеньки Разина Астрахань находилась под узурпаторской властью австрийского Императора. Но Разина это не устраивало, он и сам был не прочь властвовать в этом граде. Умелому и смекалистому казачьему атаману и по совместительству - колдуну не трудно было собрать большую и воинственно-настроенную армию; по словам очевидцев того времени, Разин брал кусок липовой ветоши, отрезал от нее небольшую щепу, кидал в пучину Волги-реки, и на реке появлялся прекрасный корабль, полный вооруженных до зубов казачьих воинов. Направившись в военных поход на Астраханскую губернию, Разин доплыл из Казанского ханства до Пешего базара в Саратовскую губернию, по береговой линии. Возможно, Стенька Разин знал секреты древних воинствующих племен - викингов. Именно викинги владели искусством переправы своих кораблей по суше. Это позволяло им экономить время при переходе через длительные морские перевалы. Викинги выносили корабль на берег и толкали его по специально установленным деревянным брусьям, заранее натерев их специальной смазкой, изготовленной из рыбы. Согласно этой гипотезе, Астраханская губерния преклонилась перед атаманом-колдуном и именно благодаря ему Астрахань вошла в состав государства Русь, выйдя из состава Австрийского государства. [38; 12]

    Есть еще одно сказание, посвященное уникальным «магическим» способностям Степана Разина: В районе Уранова бугра предшественник Стеньки, отъявленный головорез и разбойник – Урак, расположил свою стоянку. Разин, будучи еще ребенком, пришел к Ураку на службу наниматься, из града Ярославль, и на правах полноценного участника Ураковой шайки, поступил на службу поваренком. Как-то раз, Ураков пытался остановить для грабежа купеческое судно, а Стенька кликнул ему: «Прекрати, брось это дело, — оно того не стоит, суденышко бедняцкое». Ураков, прислушаясь к совету молодого разбойника, отпустил суденышко, но Стеньку поколотил. Заходит в порт следующее судно — Разин Уракову опять то же самое. Разозлившийся и взбешенный атаман стреляет в Степана из пистолета, но Разин остается стоять на ногах, достает из груди стальную пулю и, возвращая ее Уракову, сообщает: «На, — пригодится». Ураков от испуга упал и умом помутился; члены шайки, видя подобные чудеса, бросились врассыпную. Стенька холостым оружием стреляет в Уракова и возглавляет шайку сам. Уракова захоронили на этом же самом бугре. Ходят легенды, что бывший главарь шайки на протяжении семи годов кричал из своей могилы идущим мимо торговым судам: «поворачивай».[1;323]



    Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что в русском народном фольклоре Стенька Разин представлен, как борец за независимость и справедливость. Порой, проявляющий выдающиеся способности, несущий крест освободительной войны против народного угнетения и чиновничьего бремени.


    1. ЗАПИСКИ ИНОСТРАНЦЕВ О ВОССТАНИИ СТЕПАНА РАЗИНА


    Однако есть и менее гуманные фольклорные элементы, посвященные нашему историческому персонажу. Например, «сказание о Разине и княжне». Общепринятая версия развития событий выглядит так: летом 1669 года «разинцы» разгромили флот персидского наместника Мамед-хана. Взяв в плен его сына и дочь. Мальчика звали - Шабын-Дебей, а имя дочери наместника осталось неизвестным. В ходе дальнейшего движения Разина княжеский сын был подарен астраханскому хану, а княжну Стенька сбросил в Волгу.

    Сказать наверняка о правдивости данной истории затруднительно. Долгое время единственным источником, в котором хоть как-то упоминалась дочь персидского хана, были мемуары голландца Яна Стрейса. В 1668 он нанялся на кораблестроительную баржу «Орёл» и благодаря этому стал свидетелем пребывания шайки Разина в Астрахани. Данное литературное произведение было издано в Нидерландах, историки полагают, что рукописный труд матроса был обработан амстердамским литератором Олфертом Даппером. История из монографии выглядит так:

    «С ним была персидская девушка, похищенная вместе со своим братом. Юноша был подарен Прозоровскому, а княжна по принуждению стала любовницей предводителя крестьянского бунта. В один из дней, в пьяном угаре, Разин совершил поистине жестокий поступок. Он обратился к Волге-реке и сказал «Ты хорошая, река, ты сделала меня золотоносцем. Много драгоценностей подарила мне. Ты мать и отец всех моих заслуг. До сих пор не принёс ничего я в жертву тебе. Не буду я более тебе не благодарен». Вслед за этим он схватил огромными ручищами маленькую шею княжны и сбросил прямо в реку. Девушка была весьма богато одета, одежда ее пестрила золотыми нитями, волосы украшены жемчугом и алмазами. Можно было сказать, что она не просто княжна, а самая настоящая принцесса. И сама она была хороша собой, волосы цвета воронова крыла, глубокие и огромные карие глаза, аккуратный и в меру вздернутый носик и пухлые губы, слегка подёрнутые темным пушком, как у многих женщин стран Востока. Несмотря на свой жестокий поступок, Степан любил ее, и она платила ему взаимностью. То ли в попытках забыть горе своей семьи, то ли из-за страха перед его жестокостью. Однако суждено ей было так страшно и бесславно погибнуть». [18;95]

    Никаких других упоминаний о персидской княжне обнаружено не было. Только после Второй мировой войны зарубежный профессор Коновалов нашел в государственном архиве г. Стокгольм еще одну монографию, посвященную рассматриваемому нами событию. Людвиг Фабрициус, нанятый на русскую военную службу голландец, стал свидетелем факта утопления женщины Стенькой Разиным.

    Фабрициус служил под Астраханью, под управлением военачальника Прозоровского. Июнь 1670 года, Черный Яр, военные отряды многих главнокомандующих переходили под командование донского атамана. Таким образом, голландец и оказался в рядах донских казаков.

    Эпизод, привлекший наше внимание, в трактовке Фабрициуса звучит много иначе, нежели описание Стрейса. События столь драматичной истории развиваются не под Астраханью в 1669 году, а гораздо раньше, в 1667-1668 году, когда царские стрельцы заблокировали войско Разина под городом Гурьевым (что находится на речке Яике), «разинцы» смогли отбиться.

    «Холопы разбили сторожевой отряд и сбежали на кораблях в море. Но сначала Стенька крайне варварским методом отдал в жертву прекрасную деву, из племени татар. На протяжении целого года он владел ею и до сего момента делил с ней ложе. В момент обороны своих отрядов от стрелецких войск Разин встал поутру, одел несчастную в лучшие её одеяния и промолвил, что во сне явился ему бог воды Горинович, властитель речки Яики. Упрекал его водяной бог, что три года как богатеет атаман, а обещания своего так и не выполнил. Припомнил Стенька, что начиная свой военный поход по русским рекам, дал он водяному божеству зарок, отдать самое лучшее, что в военных походах будет добыто.

    Сказав эти слова, казачий атаман скинул бедняжку в красивом наряде со словами: «Примите это, о боги, покровители всех рек земли. Ничего лучше за все время своих походов я не сыскал. Ничего лучше, нежели эта красавица. Был у этой женщины сын, рожденный от вора. Так я его отослал в Астраханские земли, дабы митрополит из него достойного человека воспитал и дал ему в наследство 1000 рублев». [7;210]

    Вместо дочери персидского хана в данном повествовании видим мы девицу татарского происхождения. И жертву приносят не Волге, а Яику. Также, появляются упоминания о языческих водяных божествах. В повествовании Фабрициуса остается нераскрытой тема того, откуда же конкретно приносилась жертва: с корабля или с суши. Также, открываются новые подробности происшествия, а точнее зарок Разина об отдаче водному божеству клятвы.

    Если обобщить и проанализировать все прочитанное, то можно сделать вывод: Фабрициус и Стрейс зафиксировали разные версии одной и той же истории. Повествование Фабрициуса более сходно первичным фольклорным аналогам. Если обратиться к мировой истории, то ритуал принесения в жертву прекрасных дев духам природы, достаточно распространен по всему миру. От Китайских границ до Малого Азиатского побережья. Подобные истории присутствуют и в культуре башкирских народностей, возникших в южной части Уральских гор. [35;74]

    Отсутствие свидетельств, кроме вышеописанных наталкивает на мысли, что Стрейс внёс в свою монографию ряд корректировок. Он перенес повествование на пару лет позднее, из одного места в другое. А татарская дева превратилась в персидскую, обретя не сына, а брата. Аргументом данной точки зрения может служить неправдоподобность того, что на военном корабле, с вахлаками, отправляющимися на бой в предводительстве с Разиным, могла оказаться знатная женщина.

    История, описанная Фабрициусом есть описание стандартного фольклорного элемента, основанного на технике проведения обрядов того времени различными племенами. Протагонист отдает жертву в виде своей возлюбленной языческим богам, дабы отплатить за ранее данное обещание и обеспечить удачное продолжение своему походу.

    По сей день в исторических монографиях и просто публицистической литературе имеются расхождения. Одни источники пишут, что Стеньку Разина предали казни на Болотной площади. Другие же авторы приводят не менее аргументированные доводы, в пользу Красной площади. Сами же иностранцы, ставшие свидетелями данного события, приводят массу ориентиров, дающих возможность сделать четкий вывод о месте казни. Например, английский путешественник Томас Хебдон в своём письме на родину упоминает о «казне на площади перед большой крепостью» (мы можем узнать Кремлевскую крепость). Есть еще одно иностранное анонимное свидетельство, указывающее на то, что Стенька перед тем, как быть убитым крестился на церковь «Пречистой Богородицы Казанской», т.е. отдал последнюю дань уважения богу именно на Казанский собор. [36;12]

    По свидетельству стряпчего Акинфия Горяинова «Красная площадь была усыпана колами и испещрена множеством ям для наказаний преступных и шальных людей». Что касается Болотной площади, или как ее называли ранее просто «Болото», - то туда были доставлены останки русского бунтовщика, порубленные и насаженные на колья (голова, руки, ноги). И это свидетельство подтверждено и голландским послом Кунраадом ван Клейком и его подчиненным Бальтазаром Койэттом, которые спустя 5 лет, в 1676 году еще застали останки Стеньки Разина на Болотной площади. Останки атамана были брошены на съедение псам.

    Также, в зарубежных источниках, а точнее в шведском архиве сохранился рисунок, на котором изображена казнь Степана Разина. Данный рисунок был приложен к донесению шведского шпиона Коха. Сейчас можно с полной уверенностью утверждать, что небольшой эскиз был отправлен с гонцом из Москвы. В верхней части рисунка был изображен плененный атаман казачьего восстания и его брат Федька Разин. «Вор Сенька Разин» (гласит одна из подписей) находится на вознице, закованный в цепи, как настоящий русский цирковой медведь. Подле него находится виселица, к которой Разин и прикован. На конечностях его видны толстые оковы, а охраняют повозку трое стрельцов с полным боевым вооружением (видимо, в процессе казни Разина властители боялись очередного бунта и похищения). Брат атамана прикован цепью за шею и идёт за телегой, позади брата. Три лошади перевозят бутафорский эшафот братьев, на средней лошади сидит извозчик.

    На нижней части рисунка изображены последствия казни. Мы можем видеть там изувеченное тело казака, насаженное на остроконечные колья. На всем рисунке интересен именно тот факт, что он является красочным. Но, тем не менее, краски удостоены только стрельцы, зеваки и обычный люд, случайно зафиксированный в этом изображении. Сами же преступники так и остались в карандашном отображении (видимо, художник пытался передать всё своё отвращение и недовольство, персоной Стеньки Разина, оставив его бесцветным). [15;563]

    Кто автор и где был сделан данный набросок? Очевидно, что автором является какой-то русский или даже московский художник. Объясняется это тем, что все подписи и комментарии на рисунке были нанесены кириллицей. К тому же манера исполнения говорит об этом же. Судя по всему, автор не был знаком с нанесением рисунка посредством прямой перспективы, присущей западноевропейским прогрессивным художникам. Да и в изображении самого сюжета, а точнее, людей и самого Разина очевидны диспропорции. Все лица и тела изображены в анфас, что является признаком непрофессионализма в типе нанесения изображения. Да и сама телега, на которой везут заключенного, нарисована неопрятно и неаккуратно. Рисунок больше похож на изображение древнерусской классической миниатюры или даже лубка.

    Очень вероятно, что данное изображение было создано в одном из канцелярий русского государственного управления, как доказательство того, что опаснейший преступник действительно казнен. Вероятным это становится, если поподробнее остановится на личности Коха. Дело в том, что данный интервент имел связь с кем-то из аппарата управления московского княжества. Да и целевой группой для данного рисунка, скорее всего, были иностранные купцы. Дело в том, что царю на тот момент было крайне важно сохранить торговлю иностранных купцов с Россией. Очевидно, что осмотрительные заграничные негоцианты весьма щепетильно подходили к вопросам ведения торговых отношений и ехать в страну охваченную бунтами и мятежами они не хотели. Скорее всего, рисунок Коху предоставил известный придворный взяточник и прощелыга Артамон Сергеевич Матвеев, с которым швед поддерживал приятельские отношения. Матвеев систематически получал взятки от иностранца. [25;125]

    Интересен факт того, что в рисунке из государственного архива города Стокгольм присутствует и ряд ошибок. Первая ошибка заключается в том, что в качестве даты указано третье июня (или седьмое), тогда, как достоверно известно, что казнь состоялась шестого (или десятого). Есть еще одна особенность, о которой Ричард Даниэль Томас Хебдон писал в письме: «Того же дня (имеется в виду второе июня), Стеньку было велено казнить, казнь была назначена на следующий день, палач активно готовился к процессу казни, разрабатывая методы и средства для ее реализации, и тем не менее, казнь была перенесена на вторник». Подписью ниже сообщается, о том, что оба брата Разиных казнены посредством четвертования (именно во множественном числе), доподлинно известно, что Фрол Разин был казнен намного позже, а если быть точнее, то только через 5 лет после смерти брата. И последнее, на рисунке мы можем увидеть ноги, руки и голову атамана крестьянского восстания, надетые на колья, однако его туловища мы там не наблюдаем, несмотря на это все свидетели казни утверждали то, что большая часть туловища бунтовщика было брошено на съедение собакам, получается, что кольев было пять. Все эти нюансы на уже имеющемся рисунке дают нам возможность, проанализировав ситуацию, сделать вывод, что рисунок был придуман и нарисован еще накануне казни и уж явно не после. Мы можем подтвердить наше умозаключение рядом выводов: известно, что в момент четвертования Степана Фрол выкрикнул «слово государево», за счет чего казнь второго брата была перенесена на неопределенный срок. Автор рисунка не мог знать заранее о том, что Фрола казнят позднее. [37;23]

    Кому бы ни был направлен рисунок истерзанного Разина, но мы можем с уверенностью утверждать, что в Западную Европу поступило сразу несколько его копий. Копия Коха оказалась в городе Стокгольм, где и осталась по сей день, на хранении в Государственном архиве. Еще одна копия находится в Англии.

    Стокгольмские письма Кристофера Коха, находящиеся сейчас в их Государственном архиве хорошо передали описание процесса казни Степана Разина, а уж рисунок позволил нам сделать свои собственные выводы об этом действе. Их уникальность состоит еще и в том, каким путем происходило пропаганда и распространение новостей и информации на Руси в 70-е годы 17 века. У историков есть мнение, что таким образом московское правительство целенаправленно распространило изображения казни Разина, для налаживания и стабилизации отношений с Западной Европой, сохранения торгового сотрудничества. Нам удалось отследить историю такого исторического источника, давшего основу знаменитой гравюре, нарисованной пером английского художника. На картине изображен портрет Разина, а выяснив то, что портрет изготовлен со слов и показаний очевидцев, напрашивается вывод о его реалистичности.

    Все, что относится к итогам докладов Кристофа Коха для дальнейших западноевропейских авторов о казни Разина, то очевидных троп для достоверных утверждений из оставшихся в шведском архиве писем шведского купца в других источниках установить не представляется возможным. Череда памфлетов и систематических монографий описывают детальные нюансы, которых нет у Коха, или же их версии развития событий того времени совершенно противопоставляются привычной и более правдоподобной версии. Это говорит о том, что информаторов у европейцев было несколько, не только из Москвы, здесь был и Псков, Новгород. Во всех этих городах не раз бывали иностранцы. Тем не менее, информирование чаще всего осуществлялось посредством слухов и молвы, поэтому обрастала фольклорными и полу-фольклорными нотами, а они в свою очередь, затем еще и добавляли собственные догадки от мемуаристов, примером этому может явиться сообщение об отрубленных и сильно кровоточащих конечностях предводителя крестьянского бунта Степана Разина. [12;223]

    Клич во всеуслышание от московских князей принес свои плоды: подробные сказания о четвертовании донского казака Степана Разина максимально оперативно, с июля 1671 г. были зафиксированы в немецкой и голландской периодике. Позднее были выпущены даже брошюры на иностранных языках: немецком, нидерландском, английском и французском, и в итоге были внесены в мемуары — Стрейса, Койэтта. К тому же, описание процедуры ввоза бунтовщика в Москву, картина его жестокой казни (подкрепленная известной зарисовкой) потрясла иностранные умы. Это событие стало одним из самых примечательных в жизни Европы, что даже спустя не одно десятилетие интерес к крестьянскому восстанию не угасал. Судя по всему, именно традиция, восходящая к английской гравюре и – еще раньше – к московскому изображению, определила подобную расстановку интересов.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта