восстание степана разина, курсовая. степан разин2. Анализ образа Степана Разина посредством фольклорных элементов и исторических источников
Скачать 101.96 Kb.
|
IV.ОБРАЗ РАЗИНА В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКАОбраз бунтаря, борца за свободу и справедливость занимал многих деятелей культуры Советского периода. Возьмем стихотворение Валентина Гафта «Хулиганы». Гафт пишет: «Чтоб мы не унижались за гроши, что б мы не жили, мать, по-идиотски, ушёл из жизни хулиган Шукшин, ушёл из жизни хулиган Высоцкий…» Из этих строк становится понятно, что имеет в виду поэт. И Владимир Семенович Высоцкий и Василий Макарович Шукшин были представителями творческого круга, которых волновал конфликт «государство-человек». Но в отличие от второй половины 17 века, эти авторы выражали свою борьбу в творческом ключе. У каждого века – своя борьба. Но в отличие от Разина, ни Высоцкий, ни Шукшин не призывали людей бунтовать, а просто констатировали факт шероховатости власти. Как бы сопереживая и разделяя с «маленьким» человеком общую участь. Для понимания образа Степана Разина в культуре 20 века нам необходимо обратиться к произведению Василия Шукшина «Я пришел дать вам волю». Если в народном фольклорном творчестве характеристика личности Разина преподносится, как героического вождя народных масс, который тверд характером и бесстрашен перед лицом неминуемой смерти, то в контексте искусства 20 века мы уже видим его внутреннюю рефлексию и глубокие душевные терзания. Шукшин очень тепло и трепетно относится к описанию своего протагониста. Можно сказать, что Разин очень импонирует автору. Степан Разин – душевная, литературная картина Шукшина; персонаж который полностью овладел умом и сердцем автора, которого он многие годы буквально вынашивал в себе. Он не просто фаворит для писателя, он его квинтэссенция – историческая фигура, которая выразила всецело бунтарский дух русского народа, возможно именно это притягивало и тревожило самые чуткие струны души писателя. В жизни и повадках этого героя Шукшин искал ответы на самые тревожащие его вопросы, проводил аналогии с собственной жизнью. В процессе описания Разина Шукшин отчетливо анализировал и выверял каждый свой шаг. Так важно было для него изобразить персонажа реалистичным и приближенным к натуральному характеру и внутреннему стержню казачьего атамана. Шукшин хотел прожить Разина в искусстве трижды, воплотив его в литературном, художественном и актерском произведении. Но не все задуманное удалось реализовать. [9;118] Разин – это катализатор, который много лет тревожил Шукшина, который в свою очередь искал ответы на вопросы, связанные с несправедливостью человеческих судеб. Неслучайно, он является одной из ключевых фигур во всей русской истории. Личность его вспыхнула в переломный момент государственного устройства, высветив не только крепость русского духа, но и его силу, в момент недовольства и бунта. Роман «Я пришёл дать вам волю» повествует о непростом периоде формирования и осмысления самосознания российского крестьянства. События, описываемые в произведении, являются точкой кипения в процессе уничижения и истязания русских людей. Основная сюжетная линия заключается в описании жизни - Степана Разина, личности всеми силами пытающейся бороться за справедливость и честность, в отношении простых людей. Безусловно, главный герой изобилует положительными человеческими качествами. Тем не менее, его характер весьма многогранен и противоречив. Он истинный спаситель всех обиженных и оскорбленных. В то же время, он являет собой образ сурового и крайне требовательного к своим подчиненным предводителя. Степан несгибаем и непреклонен в интуитивном выборе путей достижения цели. Данный персонаж отображает не только стремления и желания русского народа того времени, но его характер является аналогией нрава самой Руси и ее жителей. [10;121] Исторический этап, который Шукшин описывает в своем произведении, хронологически относится ко второй половине 17 века. Роман создавался более шести лет, для его написания автору пришлось изучить огромное количество архивных документов. Шукшин уделяет особое место описанию жизни, нравам, традициям и обычая казаков (особенно донских). Ему очень удачно удалось передать твёрдость характера, смекалистость, принципиальность и силу духа этих знаменитых воинов. Степан был рожден в обеспеченной крестьянской семье. Впервые в летописях его личность упоминается в 1652 году. В этот период времени положение низших слоев общества на территории Российской империи находилась в плачевном положении, особенно после принятия Соборного уложения 1649 года (Свод законов, принятый в виду Смутного времени первыми Романовыми, дабы не допустить возникновения новой Смуты). Подписание данного правового регулятора стало финальной точкой в окончательном закрепощении крестьянства. Подавляющее большинство крестьян, не выдержав чиновничьего и барского ярма, были вынуждены бежать. Крестьяне-беглецы, оказавшись на Донщине, в казачьих владениях, превращались из истерзанных бедностью и жадностью помещиков людей, в «голутвенных» казаков (у них не было имущества, они были вынуждены добывать пропитание посредством грабежей и разбоев). [21;13] Шукшин описал «разинское» восстание 1667 года. Начало бунта происходит близь Волго-Донской переволоки у сел Паншина и Качалина. Стенька Разин, с двухтысячным войском, идет в военный поход по течению Волги-реки. На пути следования похода, «разинцы» обворовывают боярские и купеческие суды, этим самым провоцируя гнев царя Алексея Михайловича. Повстанческая борьба шла три года и была закончена весной 1669. Степан с почетом принял у себя главный воевода Прозоровский (князь И. Прозоровский). Князь дал свое согласие пустить казаков на реку Дон, но в обмен на это они обязывались отдать свои боевые орудия и отпустить всех пленных. Летом, 1671 года Стенька Разин и его брат Флема были выданы стольнику Григорию Косогову и дьяку Андрею Богданову. Братья были доставлены в Москву. Разина подвергли жестоким пыткам, а затем он был приговорён к смерти. Казнь (четвертование) состоялась на Болотной площади.[34;236] Интересно то, что «буревестник революции» Максим Горький тоже очень любил образ Степана Разина. Им была выпущена небольшая пьеса, посвященная казачьему атаману. Пьеса была написана в 1921 году. В сохранившемся черновом наброске письма Горького видно, что он долгое время рассуждал над сценарием и прорабатывал его. М. Горький писал своему другу Горону: «...Я сделал всё, что было в моих силах, все, что нашёл возможным: Обрисовал и добавил изображение вводной картины быта, обычаев и нравов пограничных губерний и уездов. Добавил нового персонажа: песенника и поэтому Бориса, он пройдет через весь сценарий моей пьесы, на протяжении всего повествования являясь стражем человеческих чувств Разина, покинув главного героя только к самому концу повествования, в итоге, - последней сцене - славословя Разина. Везде, где это можно было сделать, не искажая истинных качеств и черт характера, я смягчал личность Разина. Выделяя ментальную составляющую фигуры матери атамана казаков, которая, конечно, понимала роль казачества в период «Смутного времени, правления Бориса Годунова, Василия Шуйского и Лжедмитриев» 1606 - 13 годов. Понимала она и то, что Михаил Федорович Романов избирался на царствование при пособничестве казачьих войск. ...Костюмы запорожцев можно взять с картины Репина «Запорожцы». Я ввёл в группу запорожцев одноглазого бандуриста. Образ Степана Разина привлекал внимание М. Горького с юношеских лет. А.С.Деренков в мемуарах своей жизни пишет, что Алексей Пешков, на занятиях кружка самообразования, «с большим интересом слушал рассказы по истории народных движений, о лидерах этих повстанческих объединений...» «В русской истории, - пишет А.С.Деренков, - его особенно привлекали Емельян Пугачёв, Степан Разин. История последнего настолько интересовала его, что он, работая в булочной у Семёнова, читал рабочему классу о жизни и жестокой казни Степана Разина» (газета «Горьковская коммуна», 1945, 17 июня). В рассказе «Коновалов» (1896) рассказчик читает пекарю Коновалову книгу Костомарова «Бунт Стеньки Разина». Автор говорит о сильном впечатлении, которое производил на слушателя образ «вольного сокола», «князя волжской вольницы». В одном из писем 1910 года М. Горький, спрашивая о специальных исследованиях, посвящённых Степану Разину, указывал на свой глубокий интерес к нему и сообщал о своём намерении написать произведение о Степане Разине. [27;111] Таким образом, мы можем сделать вывод по второй главе. Дело в том, что если народная фольклористика прославляет Разина и наделяет его чуть ли не мистическими способностями, то 20 век более анализирует рефлексию личности казацкого атамана. Шукшин чувствует желание, тягу и волю Разина к помощи закрепощенным, угнетенным и глубоко несчастным народным массам. Именно поэтому он пытается понять и примерять на себя те чувства и эмоциональную составляющую, которая сопровождала лидера крестьянского восстания на протяжении всей его жизни. Шукшин даже планировал реализовать образ Разина в 3 его воплощениях: написать роман, снять кинематографическую ленту посвященную событиям тех лет и непосредственно самому атаману шайки «разинцев» и сыграть его в театральной постановке. Не всё удалось реализовать Шукшину, однако, его труд «Я пришел дать вам волю» лучше и качественнее всего демонстрирует нам личность героя народного фольклора Стеньки Разина. Шукшин демонстрирует нам характер и суровый нрав главного героя. Чем же так заинтересовал Шукшина образ этого героя? По нашему мнению, дело в том, что Шукшин жил и писал в период, когда память о Февральской революции 1917 года была еще свежа и представлялась жителям СССР верхом патриотизма, гуманизма и спасения, угнетенных царизмом масс трудящихся. Именно в Разине видел Шукшин воплощение русского духа, непокорного ярму закрепощения. Аналогична ситуация и с Максимом Горьким. Не просто так основной массой его произведений является описание жизни простого русского человека. Его тяжелого и сурового быта, наполненного непосильным трудом и всегда «черствыми от работы руками» и «сутулой от тяжкого труда спиной». Горького также восхищали события, произошедшие в 1917 году. Образ Владимира Ильича Ленина напрямую ассоциировался у писателей с образом атамана донского казачества. Но в силу временного периода, вождь мирового пролетариата действовал более цивилизованными способами, соответственно и результат его деятельности был более удачным, нежели у Разина. Но Разин был одним из первых российских революционеров, попытавшихся свергнуть несправедливое монархическое правление. Оно изобиловало взяточниками-чиновниками, проворовавшимися на столько, что в результате их жадности начался медный и соляной бунты (критичность соляного бунта состояла в том, что на тот исторический период соль являлась единственным существующим консервантом, без нее заготовка пищи и продовольствия на зимний период не представлялась возможной). В этом и состоит привлекательность образа Разина для «буревестника революции». |