Анализ Троецарствия. Троецарствие анализ. Анализ романа Троецарствие Троецарствие
Скачать 19.95 Kb.
|
Анализ романа «Троецарствие» 1. «Троецарствие» (三国演义, Саньго́ яньи́) – известный китайский роман, написанный предположительно в 14 веке и повествующий о событиях реального исторического периода Китая. Считается одним из четырёх классических китайских романов (四大名著). Автором троецарствия принято считать Ло Гуанчжуна (罗贯中), жившего в 14 веке. О его жизни известно очень мало, так как во-первых он вел достаточно тихий образ жизни, а во-вторых из-за того что будучи основателем жанра исторических романов в Китае его образ оброс легендами. Известно, что он родился в семье торговцев и часть жизни прожил при династии Юань. Больше того, есть сведения что он участвовал в антимонгольском восстании. Авторство Ло Гуанчжуна приписывают 6 романам, из которых самым известным является «Троецарствие». Также, некоторые исследователи считают, что роман «Речные заводи» тоже был написан Ло Гуанчжуном. История создания романа опирается на хроники придворного летописца Чэнь Шоу. Его «Записи о Трёх царствах», а также многочисленные народные сказания и легли в основу создания романа. Также важно отметить, что роман писался в конце монгольского владычества над Китаем, и как настоящий патриот, Ло Гуанчжун вложил в роман идею о необходимости единого Китая под руководством китайцев. Происхождение сюжета, как я и сказал выше, основано на реальных исторических событиях 2 века нашей эры. На основе реальных исторических хроник, Ло Гуанчжун создал патриотический роман, положительные герои которого должны были вдохновлять китайцев на борьбу с врагом – монголами. Важную роль в этом сыграла цикличность китайской истории, и современникам было легко перенести события этого романа, его героев и злодеев на события и людей, живущих в одно с ними время. Первое широкое издание «Троецарствия» было издано в 1494 году, и за эти несколько веков роман многократно переиздавался. Важно отметить редакцию Мао Цзунгана середины 17 века. В этой редакции был значительно сокращён объём произведения (почти на 150 тыс. иероглифов), а так же его размер был приведён к привычным для нас 120 главам. Также, известные вступительные строки «Великие силы Поднебесной, долго будучи разобщенными, стремятся соединиться вновь и после продолжительного единения опять распадаются — так говорят в народе», были добавлены в этой редакции. 2. Сюжет романа тесно связан с реальной историей Китая. В первой главе автор рассказывает нам китайскую историю с 3 века до нашей эры (конца эпохи Чжаньго) до 2 века нашей эры (заката династии Хань). Следующие главы, со 2 по 79, рассказывают нам о борьбе за власть до формирования трёх царств – Вэй, У и Шу. На протяжении всего сюжета главными героями можно выделить трёх легендарных китайских героев – Лю Бэя, Гуань Юя и Джан Фэя, семью Сунь, Цао Цао – главного антагониста романа, и многих других реальных исторических личностей этого периода. В самом начале романа Лю Бэй и его товарищи дают клятву до конца бороться за восстановление мира, порядка и гармонии в Поднебесной и на протяжении всего произведения пытаются этого достичь. В этой части также важное значение играет борьба коалиции князей против Дун Чжо, тирана, узурпировавшего власть и захватившего в плен малолетнего императора. Во второй части, с 80 по 120 главу, повествуется о борьбе царств Вэй, У и Шу за власть над Китаем. Во главе Вэй стоит Цао Цао, У – Сунь Цюань, Шу – Лю Бэй. При этом стоит отметить, что автор явно симпатизирует не Цао Цао и его семье, а Лю Бэю. Заканчивается роман гибелью царства У. 3. В романе насчитывается огромное количество персонажей – более 2000, из них основными героями можно считать около 400 действующих лиц. Для того чтобы их различать была создана специальная база данных. Главных персонажей можно разделить на несколько групп – Вэй, Цзиньчжоу и Шу, У и прочих. 4. «Троецарствие» имеет строгую структуру, которая прослеживается на протяжении всего романа. При появлении нового героя автор всегда даёт короткую, но выразительную характеристику определённой черты, выделяющую персонажа среди других. По ходу произведения можно заметить, что постепенно композиция усложняется. Важную роль играют батальные сцены, особенно поединки героев. Каждая глава рассказывает несколько эпизодов, при этом зачастую связь между этими эпизодами слабая либо её вовсе нет. Таким образом, важнейшую роль в композиции играет соединение эпизодов в одну целую картину. Также, важно отметить большое количество стихотворных вставок, которые впоследствии стали отличительной чертой средневековой китайской прозы. 5. Роман обладает очень выразительным языком. Автор часто даёт необычные, но очень точные сравнения, которые, впрочем, могут быть непонятны простому читателю. К примеру, лицо Гуань Юя Ло Гуанчжан называет похожим на «финик жожоба». 6. В основе идеи произведения лежат стратагеммы – различные хитрые уловки, используемые персонажами. Из-за их большого количества, в Китае считается, что молодые не должны читать этот роман, чтобы не быть слишком умными. В основе стратагем лежит дань уважения Сунь Цзы, выдающемуся военачальнику и философу древнего Китая. 7. «Троецарствие» имеет огромное значение для культуры Китая. Этот роман стал стандартом для последующих книг этого же формата и жанра. Стратагеммы разошлись в народе на крылатые фразы и поговорки, и их использование в жизни считается признаком культурности человека. Этот роман был переиздан множество раз на разных языках. В наше время, на его основе было снято несколько фильмов и сериалов. |