Главная страница
Навигация по странице:

  • Семья и происхождение

  • Учение Конфуция

  • Т

  • конфуций. Экономическая мысль Китая (Конфуций Беседы и суждения, коллективный трактат Гуаньцзы) Рождение и значение имен философа


    Скачать 19.7 Kb.
    НазваниеЭкономическая мысль Китая (Конфуций Беседы и суждения, коллективный трактат Гуаньцзы) Рождение и значение имен философа
    Дата19.10.2022
    Размер19.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконфуций.docx
    ТипДокументы
    #743048

    Экономическая мысль Китая (Конфуций Беседы и суждения , коллективный трактат Гуань-цзы)

    Рождение и значение имен философа

    Конфуций родился во времена междоусобных войн в Китае, после развала Чжоуского государства, когда начался период так называемых "срединных" царств, - в 552 или 551 годах до н.э. Согласно некоторым исследованиям, настоящая дата рождения (552 год) была подменена учениками Конфуция, чтобы придать ей более сакрального смысла.

    В существовавшем на то время царстве Лу, в котором родился философ, велась летопись под названием "Чунь цю" (летопись "Весен и осеней") - с 722 по 481 гг. до н.э., а с 481 по 221 гг. до н.э. - летопись "Чжань-го" (летопись "Воюющих государств"), давшая название соответствующему периоду истории Древней Поднебесной.

    Местом рождения для будущего "Учителя" всего Китая стал город Цзоу царства Лу. Сегодня этот город носит другое название - ЦюйФу, и находиться в одной из провинций КНР - Шаньдун.

    Имя Конфуций - происходит от латинского варианта одного из имен философа: Кун-фу-цзы - Confucius. Иногда встречается форма имени Кун-цзы, или просто Цзы. Стоит понимать, что Цзы - это только приставка к имени обозначающая термин "Учитель", под которым он известен большинству почитателей.

    При рождении Конфуций получил два имени Цю и Чжун-ни, которые соответственно означают "холм" и "второй из глины", что связано с историей рождения - этими именами его нарекла мать.

    Семья и происхождение

    Мать Конфуция Янь Чжицзай была младшей из троих сестер в своей семье. Она родилась в 568 году до н.э. и на момент заключения брака ей не было даже 20 лет.

    Отец мудреца был военным в возрасте по имени Шулян Хэ. Когда он решил жениться, то, как повествуют древние источники, ему было 66 (по некоторым данным - 63) лет. Причиной поисков новой жены послужило то, что у Шулян Хэ не было наследников, а единственный имеющийся сын (Бо Ни, известный также как Мэн Пи), рожденный от наложницы, оказался больным от рождения и на роль преемника не подходил.

    Одна из версий истории рождения Конфуция заключается в возможности его появления на свет, как внебрачного сына Шулян Хэ. Дело в том, что женитьба 60-летнего старика с молодой девушкой в то время воспринималось как варварство - таким старым мужчинам не принято было создавать новую семью. Последователи конфуцианства версию внебрачного происхождения "Учителя" отрицают, а исторических доказательств этой теории нет.

    По происхождению Шулян Хэ из рода Кун был потомственным Ши - из сословия дальних родственников и побочных ветвей аристократических фамилий Китая. Исследователям, занимавшимися поисками происхождения рода Кун, стало известно, что он произошел от одного из сыновей Ди И - предпоследнего из императоров династии Инь, который был правителем Китайского государства в период с 1101 по 1076 гг. до н.э.

    Несколько поколений предков Конфуция имели славу, богатство и отличались хорошими традициями образования, общественно-политической и духовной деятельности. Во времена Му Цзинфу (прадедушка Конфуция во 2 поколении) семью Кун начали преследовать, после чего тот скрылся на территории Лу, где семья лишилась бывших благ, известности и влияния. С тех пор все преемники служили правителям Лу, входя таким образом в сословие Ши.

    Именно из Ши вырастал в тот период слой бюрократического аппарата государства, отличающегося определенными ценностями. Образование, почитание истории и древних правителей передавалось в семьях Ши от поколения к поколению, что также отразилось и на ценностях самого Конфуция.

    Учение Конфуция


    Главный образ, созданный Конфуцием, был образ учителя, который передает знания, а не создает их. В понимания философа и его последователей, учение конфуцианства берет истоки из почитания древности.

    Древность, как ее понимают ученики школы китайского мудреца, является эталоном правильного образа действий.

    В этом кроется и некоторая опасность концепции конфуцианства насчет поклонения древности, поскольку поступки легендарных правителей прошлого по умолчанию считаются верными, а все, что входит в конфронтацию с ними - ложное, неистинное. Хотя в то же время Конфуций признает, что главные примеры для подражания - древние правители Яо и Шунь - также не являлись идеальными и "совершенномудрыми", о чем встречаются записи в книге "Лунь-юй".

    "Лунь-юй" - главный текст конфуцианства, книга, собравшая все основные высказывания Конфуция, имеющие отношение к его учениям.

    В основе конфуцианства стоит определение двух типов людей:

    • цзюнь-цзы - благородный человек, добродетельный муж, личностный эталон;

    • сяо жэнь - маленький, простой человек, неспособный понять учение.

    Обладающий добродетелями цзюнь-цзы должен иметь пять главных жизненных качеств, которые и стали основой для мировоззрения последователей великого мудреца и учителя.

    Трактат признает закономерность изменений в природе и обществе. Изменения в общественной жизни объясняются чередованием урожайных и неурожайных лет. Авторы трактата, чтобы «государство было богатым, а народ довольным», большое внимание уделяется экономической политике государства, высказываются за регулярный ее влияние на хозяйственную жизнь. Поэтому в трактате достаточно глубоко, как на то время, разработана система государственного регулирования экономики.

    Авторы «Гуань-цзы» исходят из того, что могущество государства растет благодаря настойчивому труду. Поэтому они предлагают провести регламентацию труда земледельцев, ремесленников, торговцев и служилых людей, чтобы эти социальные группы населения не меняли своих занятий, имея таким образом возможность постоянно передавать свои знания и навыки моложе. Укрепление земледелия считалось важнейшим условием обеспечения устойчивости экономики. Для достижения этого авторы трактата советовали осуществить ряд мероприятий: определить плодородие участков пашни, распределить их более равномерно, установитиривень налогообложения в соответствии с качеством земли, не привлекать крестьян к другим работ в течение сельскохозяйственного года, давать им дешевые кредиты и организовать для обнищавших в неурожайные годы общественные работы.

    Большое значение авторы «Гуань-цзы» предоставляли товарно-денежным отношениям с точки зрения их использования государством для регулирования экономики. «Рынок - то, с чего узнают порядок и беспорядок [в хозяйстве ]»,"- говорится в трактате Если правитель« сам держит в руках возможности для регулирования хлеба, денег и металлов, тогда вся страна может быть в устойчивом состоянии ». Исходя Из этого авторы «Гуань-цзы» предложили «принцип уравновешения хозяйства», согласно которому рекомендовалось создать государственные фонды, в них правитель должен накапливать до половины всего урожая зерна для выравнивания и стабилизации цен на хлеб. Нужно продавать продовольствие из государственных фондов, когда его хватает в стране, и пополнять фонды, когда пищи вдоволь При этом требовалось регулировать цены одинаково по всей стране, что будет давать возможность «предотвратить [возможности перехода контроля над ценами в руки торговцев, спекулянтов и др.].

    В трактате также рассматривались вопросы налогов и денежного обращения. Предлагалось заменить прямые налоги на железо и соль косвенными, применять для стабилизации хозяйства нормированный эмиссию денежных знаков и др. Многие идеи «Гуань-цзы» были использованы в хозяйственной практике Древнего Китая.


    написать администратору сайта