Главная страница

ДЛЯ ВЛАДИСЛАВА. Анализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеАнализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год
Дата19.03.2022
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДЛЯ ВЛАДИСЛАВА.docx
ТипАнализ
#403777
страница32 из 86
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   86

Анализ стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»


«Выхожу один я на дорогу…» Если б знал он, как во все века

Будет волновать людей и трогать, Обжигать сердца его строка.

Рыцарь чести, юный светоч разума, Если б знал, что до грядущих дней Родина как сына мудроглазого Сбережет его в груди своей.

За несколько дней до 15 июля, до дуэли и смерти, написано лермонтов-ское «Выхожу один я на дорогу…»

В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону Машука. В небесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля. Звезды мер-цают, их далекие лучи делаются то ярче, то они чуть гаснут. Там, на высоте, таинственная беседа.

Мир и покой, но:

Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?

В лунном свете стелилась впереди покрытая мелкой каменной осыпью машукских скал дорога

– кремнистый путь. Одиноко по ней шел поэт:

Уж не жду от жизни ничего я…

И не жаль мне прошлого ничуть.

«Выхожу один я на дорогу…», принадлежащем «к лучшим созданиям Лермонтова». Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной ти-шиной и покоем, разлитым в

природе. Это настроение передается и нам, чи-тателям. Мы видим и «кремнистый путь», и

«сиянье голубое», и яркие звез-ды, ощущаем торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии сво-бодной и могучей природы, не знающей противоречий.

От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обраща-ется к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тре-воги, к своим грустным мыслям. Поэту

«больно и… трудно» оттого, что нет «свободы и покоя». Но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о смерти.

Предвидя все, все понимая, вписывал Лермонтов свое стихотворение в «Записную книгу Одоевского». В ней уже было рассказано о судьбе дубового листка, оторвавшегося от ветки родимой и унесенного бурей к далекому бе-регу Черного моря, где растет молодая чинара, с которой шепчется морской ветер, в ее ветвях качаются и поют свои песни вольные птицы;

была расска-зана грустная повесть о том, как отказалась дать приют страннику полная жизни и счастья чинара – повесть о жизни и о смерти.

В эту книгу вписан также и «Сон», вписано в нее и стихотворение о том, как тучка ночевала на груди утеса-великана и в золотых утренних лучах рано умчалась вдаль, весело играя по

лазури, оставив и забыв утес, по кото-рому тихо струились слезы. Здесь и знаменитый «Пророк».

«Выхожу один я на дорогу» написано, как завещание. Последнее, что поэт передает

потомкам: он не отказался ни от всевиденья, ни от ответствен-ности. Лермонтов знал, какой ценой входит в историю его поэзия.

В стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лер-монтова, приемы его письма. Взгляд поэта сосредоточен не столько на внеш-нем мире, сколько на душевных

переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Жанр

произведения – лирический мо-нолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?» Поэт

глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания.

Композиция стихотворения делится на две части. В первой – велико-лепный пейзаж.

Изумительные метафоры, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи: («звезда с звездою говорит»; «пустыня внемлет богу»). Начиная с третьей строфы, автор обращается к своим мыслям и тре-вожным раздумьям. Смятение его души очень образно

передают восклица-тельные предложения, умолчания. Все устремлено в будущее, в мечту.

Час-тое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию ус-ловно- сослагательное. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое», «жизнь», «покой», «свобо-да», «сон», «силы».

Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы.

Рифмовка перекрестная. Строфы представляют собой четкие четверостишия. Все это придает особую мелодичность и плавность стиху. Использование приема звукозаписи (частое

повторение шипящих зву-ков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи.

В финале стихотворения появляется образ великана-дуба – символа вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним

прибежищем поэт:

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел.

И растет такой огромный дуб в Тарханах, на малой родине поэта. Каж-дый год в день памяти приходят сюда тысячи людей, чтобы поклониться праху великого русского гения. И дуб шумит листвой над тарханскими тро-пинками, над озером, словно вечный сторож печальных мест.

Вновь слагают здесь стихи поэты:

Если б знал он в миг смертельной раны, Если б знал он, падая в крови,

Что родник судьбы его – Тарханы Станут пульсом скорби и любви,

Местом, где, склонясь в молчанье строгом, Будут люди из столиц и сел

Вслушиваться в звездную дорогу, По которой Лермонтов прошел.
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   86


написать администратору сайта