ДЛЯ ВЛАДИСЛАВА. Анализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год
Скачать 0.58 Mb.
|
Анализ стихотворения «Пророк» (1841)Оно написано за несколько месяцев до смерти. Текст как бы продолжает стихотворение Пушкина «Пророк», потому что в произведении Лермонтоваговорится о судьбе поэта, получившего прозрение. По идее и по структуре эти стихотворения резко противоположны. Поэт у Пушкина прозрел для того, чтобы дать людям Иное знание, пробудить их сердца для жизни и любви, а у Лермонтова пророк уже изначально владеет знанием небес: С тех пор как вечный Судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Но эти высшие знания вызывают у людей только злобу. Но несмотря на людскую ненависть, Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Что же сделал поэт-пророк? Посыпал пеплом я главу, Из города бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи. Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Эти строки поразительно напоминают историю человечества. Человечество упорно не хочет знать истину, открытую ему Христом, а природа живет в согласии с этим предвечным законом («И звезды слушают меня, лучами радостно играя»). Поэт-пророк гоним, даже старцы, а слово «старцы», употребленное поэтом, должно ассоциироваться с мудростью, даже старцы детям говорят: «Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что Бог гласит его устами!» Единственное, что увидели в поэте-пророке, так это гордыню, но это неверно. Старцы обращают внимание только на убогий вид поэта, потому что принять поэта-пророка - значит признаться в своем невежестве, а разве это возможно? «Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!» Написанное за несколько месяцев до смерти стихотворение «Пророк » оказалось пророческим для самого Лермонтова. Он погиб на глупой дуэли, и его «чистые ученья» ушли с ним, но нам остались стихи, прекрасные и по форме, и по содержанию, рассказывающие о непростой, порой трагичной жизни «одинокого» странника. анализ стихотворение м.ю.лермонтова пророкПо ночам, когда звуки стихали, Он садился в раздумье к столу, Ненаписанными стихами Горы смутно темнели сквозь мглу. За окном засыпал Пятигорск. И душа ни о чем не жалела, И черешен последняя горсть На тарелке кроваво алела. Л.Хаустов. В.Г. Белинский так писал о лермонтовской поэзии «…нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни. Но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце». Личная судьба поэта и общественно-политическая обстановка эпохи ре-акции наложили отпечаток на его поэзию. Неудовлетворенность существующим порядком вещей носит у Лермонтова активный характер. Стихи для него – орудие борьбы, и его разочарование переходит в гневный обличительный протест против общественно-политических устоев самодержавной России. Одной из центральных тем в творчестве Лермонтова является тема поэта и поэзии. Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества. Уже в юности Лермонтов имел ясный взгляд на то, что должен воспевать в своих стихах настоящий поэт. Он хотел, чтобы поэзия звала людей любить родину и свободу. Поэт – это человек, одаренный «высокой мыслью и душой», ни перед кем не склоняющий «гордого чела», ничего не страшащийся. В 1841 году было написано стихотворение «Пророк». Как и Пушкин, автор называет поэта пророком, роль и долг которого заключается в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей». Пушкин в своем стихотворении «Пророк» показал поэта до того, как тот приступил к высокому служению. Лермонтов как бы продолжил наблюдение за судьбой избранника. Он изобразил жизнь поэта, осмеянного за свою проповедь, и это – трагическое осмысление темы: С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Так безысходно и мрачно звучат первые строки стихотворения. Произведение писалось в последние месяцы жизни Лермонтова. В нем, как будто предчувствуя скорую гибель, автор оглядывается на пройденный путь. В его взгляде с новой силой воплощается глубокая скорбь, всегда сопутствующая поэту. «Пророк» - последняя капля в чаше его страданий: уже нет никакой надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не прошли даром. В глазах людей читаются «страницы злобы и порока». Почему? Чем неугоден сладкозвучный язык его музы? Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья, - В меня все ближние мои Бросали бешено каменья… Не трудно догадаться, о какой правде говорит опальный поэт. Естественно, что его правда, обличающая самодержавный строй и крепостничество, не понравилась светскому обществу. Лермонтов был окружен злословием, недоброжелательным отношением. Пылкое сердце поэта с болью и горечью отзывалось на резкую и необоснованную критику. Лермонтов все более уединялся, даже на пышных балах в дворянских собраниях он был одинок, задумчив, молчалив: Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу… Пустыня – это мир без мечты и надежды. Здесь поэт нашел свой последний приют. В самом себе, в своих мыслях и переживаниях. Горьким сарказмом полны финальные строфы этого печального откровения: …Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что Бог гласит его устами! Лишь природа, чистая и искренняя, принимает изгнанника. Общение с ней приносит ему нравственное удовлетворение и душевный покой: И звезды слушают меня Лучами радостно играя… И здесь же антитеза – среди людей поэту плохо, неуютно, они смеются над его нищетой и незащищенностью: …Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его! «Пророк» написан четырехстопным ямбом с чередованием мужской и женской рифмы. Жанр – лирическая исповедь. Композиционно произведение делится на три части: первая часть – жизнь и деятельность поэта до ухода в пустыню; вторая – поэт в пустыне; третья – гневный финал стихотворения. Все строфы – четверостишия, кроме последней, имеют перекрестную рифмовку. В последней строфе Лермонтов использует опоясывающую рифму, которая придает поэтическому повествованию большую завершенность. Автор прибегает к устаревшим словам, стараясь сохранить стиль пушкинского «Пророка» («судия», «град», «очи», «камелья», «завет»). Торжественные эпитеты наполняют стихотворение взволнованной интонацией и некоторой тай-ной («чистые ученья», «божья пища», «вечный судия», «шумный град»). Восклицательные предложения в двух завершающих строфах звучат вызовом. Это момент наивысшего напряжения, точка кипения. Обида поэта, горечь и боль вырвались наружу. Стихи М.Ю. Лермонтова – это почти всегда напряженный внутренний монолог, искренняя исповедь, надежда найти благодарного читателя и слушателя. Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания. Во многих стихах поэта звучит тревога за судьбу русской литературы, за судьбы истинных «певцов невидимого счастья», ведь в руках бездарей поэзия может быть просто ничтожной «игрушкой золотой». |