ДЛЯ ВЛАДИСЛАВА. Анализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год
Скачать 0.58 Mb.
|
Идейно-художественный анализ М.Ю.Лермонтов "Молитва"М.Ю.Лермонтова часто сравнивают с А.С.Пушкиным. И это справедливо. За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич создал огромное количество литературных шедевров и вполне мог претендовать на лавры метра отечественной литературы. Но смерть всегда забирает лучших… В наследство М.Ю.Лермонтов оставил множество лирических стихотворений, одно из которых, «Молитва», - мое любимое. Написанное в 1839 году оно и ныне способно задеть за живое любого, кто прочитал его. В жизни поэта наступают тяжелые времена; все идет далеко не так, как хотелось. И в эту трудную минуту автор исполняет молитву Богу и верит, что Господь поможет ему. Молитва – путь к спасению и душевной гармонии. М.Ю.Лермонтов видит в молитве нечто особенное, даже святое, способное залечить любые душевные раны. Человек, переживший злые удары судьбы, может надеяться только на чудо. И, по-моему мнению, этим чудом и должна стать молитва. Стихотворение имеет глубокий философский подтекст и с помощью изобразительно- выразительных средств передает мысли и тревогу автора. Встречаются эпитеты (в минуту трудную, молитву чудную, сила благодатная), метафоры, (теснится грусть, слов живых, дышит прелесть), градация (и верится, и плачется, и так легко, легко...), инверсия (в минуту жизни трудную). Рифма перекрестная – первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвертой; размер стиха – ямб с пиррихием (слог ударный и безударный); рифма мужская (ударение падает на последний слог) чередуется с дактилической. Стихотворение произвело на меня большое впечатление. Вместе с поэтом я испытал те переживания, которые были у М.Ю.Лермонтова в момент написания. Гениальность произведения, на мой взгляд, заключается в невыдуманности сюжета и идеи. Чувствуется, что «Молитва» исходит из сердца автора и описывает один из эпизодов его жизни. Никакая выдуманная красивая фальшь никогда не сможет сравниться с «душевным» стихотворением. Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»В своих поэтических произведениях М.Ю. Лермонтов не раз пишет о величии души, о духовной свободе, о нравственном очищении. В стихотворении «Молитва» через восприятие лирического героя раскрываются внутренние переживания человека во время его приобщения к высшему таинству на молитве. Здесь слова молитвы – символы вечной жизни, истинной святости: Есть сила благодатная В созвучьи слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. «Сила благодатная», исходящая от молящегося, способна облегчить состояние человека в трудную минуту. Действительно, настоящая вера делает человека духовно богаче, морально сильнее. В лермонтовском стихотворении такой синтаксический прием, как повтор союза, и позволяет глубже проникнуть в суть произведения: И верится, и плачется. И так легко, легко… Синонимом слова молитва является сочетание «созвучье слов живых». Благодаря олицетворению безликие слова превращаются в живой голос страждущей души. Лирический герой одинок, и его избавляет молитва от бремени и сомнений. Стихотворение написано ямбом, что делает поэтическое произведение более стройным, четким. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» является своеобразной исповедью лирического героя. Стихотворение М.Ю. Лермонтова "И скучно и грустно" (восприятие, истолкование, оценка)Стихотворение "И скучно и грустно" написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году, в пору творческой зрелости поэта, которая является последним периодом его жизни и творчества. Это время внутренней перестройки художественного мира Лермонтова, которое так и не завершилось. Смысл новых тенденций в художественном развитии поэта заключается в переходе от отвлечённо- романтических форм выражения своих духовных исканий к более конкретному изображению личности современника в его связях с общественно- историческими обстоятельствами, углубления психологизма. В творчестве Лермонтова развивается комплекс тем, мотивов и образов, возникших ранее, однако писатель-романтик переживал острый кризис. Он всё больше осознаёт ограниченность романтического индивидуализма, стремится понять свою связь с исторической действительностью: 1837-1841 гг. на первый план выдвинулась тема современного поколения в его специфически лермонтовской трактовке. Лирический герой Лермонтова перестаёт быть условной романтической фигурой. В нём нет гиперболизма чувств, кипения страстей - их сменяет холодный скептицизм или внешняя бесстрастность. Лермонтов - лирик использует различные художественно-стилевые формы, но все они подчинены, в конечном счете, одной задаче - созданию ёмкого и многогранного образа "лермонтовского человека", сына своего времени, представителя своего поколения. Этот человек горд и непреклонен в своём неприятии сложившихся условий жизни, мужественно переживает свою судьбу. Лирический герой - динамическая, развивающаяся личность! Непостоянство, изменчивость его оценок и настроений передаются сменой стилей и интонаций поэтической речи. Острая наблюдательность, точная фиксация деталей внешнего мира и глубокое понимание лирическим героем собственной дисгармоничной, изнемогающей от неразрешимых вопросов души - всё это находит отражение в многоголосии стилевой палитры лирики Лермонтова. В последние годы жизни Лермонтов написал немало стихотворений. Но нигде так ярко не проявился скептицизм Лермонтова, как в стихотворении "И скучно и грустно". Все традиционные жизненные ценности - дружба, любовь, желания, радости и страдания, чувства и страсти - не только подвергнуты сомнению, но и отвергнуты, побеждены холодным рассудочным анализом. Трагизм романтического мировосприятия выявляется через анализ субъективного психологического состояния. По жанру стихотворение близко к элегии (лирическое излияние от первого лица, свободная композиция, подкреплённая разнообразием разностопного амфибрахия). Лирический герой пытается смотреть вокруг и в глубь своей души "с холодным вниманьем". Однако, как и в "Думе", в его философском рассуждении отсутствует умозрительная абстрактность, оно наполнено эмоциями: И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды. Философский взгляд понимается как соотнесение конкретно-психологического с вечным, нетленным. Пессимистическая оценка внутреннего несовершенства выражается в форме риторических вопросов: "что пользы напрасно и вечно желать?", "Любить. но кого же?", "Что страсти?". Каждое из проявлений духовной жизни человека оказывается "напрасным", "ничтожным". Любовь - временное очарование, не стоящее "труда", исчезающее бесследно ("А вечно любить невозможно"). Юношеские иллюзии остались в прошлом, а заполняющие душу эмоции (" И радости муки, и всё.") в сравнении с ними ничтожно. "Сладкий недуг" страстей "рано иль поздно" излечивается. В душе воцаряется пустота, а жизнь предстаёт бессмысленным и скучным существованием: И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - Такая пустая и глупая шутка. "Глупой шуткой" жизнь видится в сравнении с идеальным представлением о её смысле и содержании. В стихотворении оно не подвергается сомнению, напротив, в сравнении с ним оценивается бытие лирического героя. Сознание этого несоответствия обусловливает его настроение (" минута душевной невзгоды"). Переживание становится безысходным, так как проходит время молодости, расцвета, а вместе с ним исчезает возможность перемен: А годы проходят - всё лучшие годы! Ожидание худшего окрашивает размышление в мрачные, угрюмые тона, что передаётся и на фонетическом уровне: в первой строфе ассонансный звук "у" встречается четыре раза на сильных местах и столько же - на слабых. Особенно выразительны стыки " В минуту душевной", "некому руку". В третьей строфе "у" входит в обе рифмы ("недуг "- "вокруг", "рассудка" - "шутка"). В последней строчке его повторение обусловливает минорную окраску финала ("пустая и глупая шутка"). Метрическое разнообразие стихотворения (уникальное сочетание 5-, 3 - и 4 - стопного амфибрахия) строго упорядочено, "монотонизировано". Наплывы печальных мыслей заключены в строгую, "холодным" разумом выстроенную конструкцию. Дисгармония в мироощущении обусловлена противоречием романтически возвышенных, абсолютных требований к жизни, её реальным проявлением. Психологическая конкретика ("годы проходят", "кого же?", "В себя ли заглянешь?") придаёт ощутимость рассуждению, высвечивает его связь с глубинным ощущением одиночества (". и некому руку подать.") и невостребованности личности. За скептическим монологом одинокого "лермонтовского человека" скрывается не внутренняя пустота, а горькое убеждение в трагизме своего существования, в невозможности достигнуть гармонии между человеком и равнодушным ему миром. Стихотворение, несмотря на его "персональность", полную открытость лирического "я", имеет огромный обобщающий смысл: ведь в нём выражен не только индивидуальный опыт Лермонтова - это итог раздумий всего лермонтовского поколения. В горьком личном опыте сконцентрирован опыт многих людей. |