Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Предпосылки возникновения биоэтики.

  • 3.Этика, мораль, нравственность, уровни моральной аргументации. Мораль и право. Источники морали.

  • 4.Основные типы этической теории, используемые в биоэтике: деонтологическая этикаИ. Канта и ее использование в медицине.

  • 5. Основные типы этической теории, используемые в биоэтике: утилитаризм.

  • 6. Теория моральных обязательств prima facie У. Д. Росса в биомедицинскоц этике.

  • 7. Проблема либерал-редукционизма и холо-консерватизма.

  • 8. Теория интегральной этики. Антиномы.

  • 9. Метод Сократа и его применение в биоэтике

  • 10.«Идолы» познания Ф.Бэкона в контексте биоэтики.

  • биоэтика 1 кт. Возникновение, определение, предмет и виды биоэтики. Основатели биоэтики


    Скачать 120.4 Kb.
    НазваниеВозникновение, определение, предмет и виды биоэтики. Основатели биоэтики
    Дата01.10.2022
    Размер120.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабиоэтика 1 кт.docx
    ТипДокументы
    #708145
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    1. Возникновение, определение, предмет и виды биоэтики. Основатели биоэтики.

      Понятие «этика» означает учение о морали и нравственности, их смысле и назначении.
      Этика – философская наука, рационально объясняющая, почему существуют те или иные ценности, правила, принципы морали и почему их следует придерживаться.

      Биоэтика – дисциплина, занимающаяся этическими выводами из современных биологических исследований, а также этическим аспектом применения результатов этих исследований на практике, особенно в медицине.
      Биоэтика — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.
      Целью биомедицинской этики как прикладной нормативной этики является решение частных моральных проблем, например оправданы ли в моральном отношении аборты?
      Среди центральных проблем биоэтики, в первую очередь, необходимо выделить проблему ценности человеческой жизни.
      Главный объект изучения в биоэтике - моральные стороны взаимодействия между врачом и пациентом.
      Предметом изучения биоэтики является рассмотрение и разрешение спорных этических проблем, которые могут возникнуть в процессе медицинской практики, во время выполнения биомедицинских исследований и экспериментов, или в случае комбинации этих видов профессиональной деятельности.

      Виды биоэтики:
      1. Биомедицинская этика - этические проблемы: репродукции человека, аборты, контрацепция и стерилизация, смерти и эвтаназии, новые репродуктивные технологии.
      2. Биоэтика создания и клинических испытаний лекарств: использование биологических моделей для определения безопасности и эффективности лекарств, перенос эксперементальных данных на клинику человека, испытание новых лекарств на человеке.
      3. Фармацевтическая биоэтика: производство и контроль качества, обеспечение стационарных и амбулаторных больных.
      4. Теоретико-философская биоэтика: философские аспекты медицинских, биологических, фармацевтических наук, биоэтика в различных социокультурных контекстах.

      1. В.Р.Поттер – в 1969 году ввёл термин «биоэтика» и определил ее основные направления.

      2. Даниэл Кэлэхен - философ

      3. Уиллард Гэйлин – психиатр, вместе с Кэлэхеном в 1969 году открывают Центр по изучению проблем и выработке правил в биомедицинской сфере.

      4. Андре Хеллегерс – гинеколог, исследования в области прикладной биомедицинской этики.

      5. Фриц Яр – немецкий богослов, пастор и учитель, в 1926 году выдвинул оригинальную концепцию биоэтики, Сформулировал - в противовес категорическому императиву Канта - биоэтический императив, требующий уважительного отношения не только к человеку, но и к животным и растениям.
      6. Р. Витч, В.Р. Поттер – зачинатели биоэтики как моста между биологией и этикой. Разработка Р. Витчем либеральной этической теории медицинского ухода за умирающим и теории справедливости.

      2. Предпосылки возникновения биоэтики.
      1) Историческая - последствия Второй Мировой войны: геноцид, оружие массового поражения, человек рассматривался как биоматериал, эксперименты над людьми.
      2) Глобализация этики – т.е. распространение на все сферы жизни. Приобретенные категории: 1. Нравственность 2. Что такое добро? 3. Что такое зло?
      3) Новые политические движения – например: феминизм, движение зелёных.
      4) Изменение отношений врача и пациента – в сторону увеличения автономности пациента (раньше решал врач выбирал схему лечения, средства лечения, сейчас решают врач и пациент вместе).
      5) Преодоление декартовского дуализма ( существуют 2 субстанции 1. Идеальная 2. Материальная. = т.е. отрицание связи между внутренним миром человека и его телом.)
      Преодоление= осознание связи между душой и телом ( т.е. психосоматика = лечить больного, а не болезнь).
      6) Научно-технический прогресс= рост, развитие/ отходы, гибель природы=выбор правильного, экологически выгодного средства.
      7) Усиление междисциплинарных и интегральных тенденций – создание таких направлений как –биофизика, биохимия.
      8) Новые биомедицинские технологии – как с этической точки зрения будут выявлять аборты, трансплантации? Будет ли это тот же человек?

    3.Этика, мораль, нравственность, уровни моральной аргументации. Мораль и право. Источники морали.
    Этика - раздел философии, изучающий вопросы природы добра и зла и формирования общественной морали и нравственности. Это раздел аксиологии (философской теории ценностей)!
    Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
    Нравственность - оценка реального поведения людей, соответствующая общественной морали.
    Уровни моральной аргументации:
    Индивидуальные суждения и поступки (врач сообщает пациенту диагноз)
    Моральные правила (правильность поступка)
    Моральный принцип (долг врача - сообщить пациенту о диагнозе)
    Этическая теория (диагноз сообщается на основе деонтологической теории)
    Мораль — система норм и идеалов — то, что относится к сфере должного. При этом должное может выступать как в форме норм-требований, так и в форме норм-рекомендаций. Нарушение норм-рекомендаций не влечет за собой жестких наказаний как со стороны общества, так и со стороны государства, в то время как нарушение норм-требований подразумевает серьезные наказания.
    Таким образом, мораль и право регулируют отношения между людьми в разных жизненных ситуациях, благодаря чему обеспечивается целостность сообщества.
    Источники морали:
    1. Религия - моральные нормы могут быть даны людям в виде божественного откровения или находятся самим человеком в результате проникновения в замысел творца путем изучения законов, на которых зиждется сотворенный им мир.
    2. Естественный закон - моральным считают то, что естественно — находится в согласии с природой.
    3. Природа человека - человеку от рождения или от природы присуща моральная интуиция, подсказывающая вариант правильного решения.
    4. Экология - нужно оценивать все наши действия с точки зрения того, как они влияют на окружающую среду — положительно или негативно.
    5. Моральный авторитет – та или иная историческая личность.

    4.Основные типы этической теории, используемые в биоэтике: деонтологическая этика
    И. Канта и ее использование в медицине.

    Поступки являются правильными/неправильными вследствие определенного типа действия(убийства, пытки), а не из-за их последствий.
    Деонтологическая этика восходит к этике долга, разработанной великим немецким философом И. Кантом – в основе нравственности лежит сознание долга, которое не вытекает ни из соображений пользы, ни из чувства симпатии, а представляет свойство человеческого разума.
    Согласно Канту, человек поступает морально тогда, когда следует своему долгу.
    При оценке наших поступков в первую очередь используют понятия «обязательства», «долг» и «право». Мы обязаны поступать именно так, не ожидая для себя или кого-то другого пользы, а просто выполняя свой долг. (Например, неправильно в чем-то обманывать пациента не только потому, что ложь может повлечь за собой негативные последствия для него или его близких, но и потому, что обман — недолжное поведение.)
    Поступок является достойным похвалы, если только его делают не ради своих личных интересов или вследствие его реальных последствий, но из долга (то есть потому что осознают его в качестве морального обязательства).
    Категорический императив Канта – это критерий оценки, нравственно ли то или иное действие вообще, само по себе (а не потому, что оно приносит некую пользу).
    Категорический императив:
    Всегда поступай только согласно такой максиме твоей воли, которой ты можешь пожелать, чтобы она была всеобщим законом.
    Категорический императив - высший закон нравственности:
    1) Поступай всегда так, чтобы твой поступок был образцом для всех
    2) Не делай другим то, чего не хотел претерпеть от других сам
    3) Всегда поступай так, чтобы рассматривать себя и других только как цель и никогда только как средство

    Характерные черты:
    1) Не специфицирует благо независимо от правильности и не интерпретирует правильность, как максимизацию блага
    2) Имеются разные моральные обязательства, некоторые протекают из особых отношений (врача к пациенту, родителя к ребёнку)
    3) Прошлые действия могут быть источником настоящих обязательств
    4) Настаивают на важности в моральном отношении мотивов и характера агента, независимо от последствий поступков этого агента
    Четыре характерные черты этики Канта представляют особую важность при рассмотрении проблем, касающихся медицинского лечения и исследования:
    (1) Неважно, какие могут быть последствия, всегда неправильно лгать.
    (2) Мы всегда должны относиться к людям (включая себя) как к цели и никогда только как к средству.
    (3) Поступок является правильным, когда он удовлетворяет категорическому императиву (первая формулировка категорического императива).
    (4) Совершенные и несовершенные моральные обязательства дают основание, по которым некоторые притязания на права должны получить признание.

    Использование в медицине:
    1. Задача медицинских исследователей была бы легче, если бы они не должны были говорить пациентам, что их собираются сделать частью исследовательской программы. Пациенты тогда становились бы объектами, даже не зная этого, и риск для них чаще всего был бы ничтожным.
    Согласно принципам Канта, эта процедура была бы неправильной, хотя бы она не содержала явную ложь. Она требовала бы относиться к людям лишь как к средству, а не как к цели.
    2. Также никогда не будет правильным для экспериментатора вводить в заблуждение потенциального объекта эксперимента. Если экспериментатор сказал пациенту: «Мы хотели бы применить это новое лекарственное средство на вас, потому что оно может помочь вам», а это, в действительности, было не так, экспериментатор сделает неправильный поступок. Ложь всегда является неправильной. И не может экспериментатор оправдать этот обман, говоря себе, что исследование является таким важным, что делает законным лгать пациенту. Согласно принципам Канта, хорошие результаты (последствия) никогда не делают поступок правильным в моральном отношении.
    3. Врач не может дать пациенту плацебо и сказать, что это сильнодействующее и эффективное лекарственное средство. Или если биопсия показывает, что у пациента неоперабельная форма рака, врач не может сказать: «Ничего серьёзного с Вами не произошло». В обоих случаях, врач может полагать, что он обманывает пациента «для его же собственного блага»: плацебо может быть психологически эффективным и заставить его чувствовать себя лучше, а обман относительно рака может защитить его от бесполезной тревоги. Ложь вообще является неправильной, а в таких случаях, как эти, она также лишает пациента его автономии, его власти принимать решения и составлять его собственные мнения.

    Плюсы:
    1. Опора на всеобщий закон
    2. При соблюдении долга всеми людьми – идеальное общество
    3. Подведение частного под общее
    Минусы:
    1. Жёсткие границы норм и законов без учета обстоятельств (конкретного контекста) и последствий
    2. Невозможность объективной оценки некоторых типов действия, у которых есть и положительные, и отрицательные стороны
    3. Противопоставление долгу чувства
    4. Отрицание промежуточных нравственных оценок
    5. Мы свободны выбирать, как нам формулировать максиму

    5. Основные типы этической теории, используемые в биоэтике: утилитаризм.
    С латинского термин утилитаризм переводится как польза, выгода. Родоначальниками утилитаризма принято считать британских философов: Дюма, Бентама, Милля. Принципиальным для утилитаристких теорий является то, что все они так или иначе исходят в моральной оценке действия и его результата, пользы или вреда, то есть последствий, к которым оно привело. С точки зрения моральной оценки - элементом поступка или действия является его цель. Поэтому утилитаристские теории называют также телеологическими. Все, что относится к замыслам, намерениям, мотивам действующего лица, к тому, насколько оно руководствовалось моральным соображениям при выборе как цели, так и средств для ее достижения, остаётся на втором плане либо вовсе не принимается во внимание. Имеет смысл обсуждать только то, что можно увидеть и зафиксировать со стороны - твёрдые факты. К числу таковых относятся последствия наших действий, которые отчётливо видны окружающим. Что же касается побуждений, мотивов и тому подобных материй, то о них внешний наблюдатель может знать только со слов того, кто совершил данный поступок.
    С точки зрения утилитаризма действие будет морально оправдано в той мере, в какой оно ведёт к возрастанию некоторого внеморального блага. Внеморальное благо таким образом выступает в качестве критерия для моральной оценки действия - действие будет считаться благим или дурным не само по себе, но только в зависимости от проистекающих из него последствий. Этим благом могут быть здоровье, красота, знание, наслаждение. Поэтому человеческая деятельность в таких областях, как искусство, медицина хотя бы она и не была направлена на решение собственно моральных проблем, оказывается тем не менее морально значимой и подлежащей моральной оценке.
    В утилитаристской теории признаётся один единственный этический принцип- принцип пользы, который модно сформулировать примерно так: мы всегда должны действовать таким образом, чтобы достичь наилучшего из возможных соотношений между позитивными и негативными последствиями нашего действия, либо если последствия при любом варианте будут негативными - наименьшего сухарного вреда. Другими словами : наш выбор оправдан, если выбранный вариант порождает больше блага, чем любой другой из альтернативных.
    Утилитаризм- утверждает, что принятие этических решений должно строится на основании анализа возможных последствий и результатов различных вариантов действий. Правильным в таком случае признается то решение, которое приводит к наиболее желательным результатам.
    Утилитаризм (от лат. utilitas – польза, выгода) использует в качестве эталона меру полезности или возможную пользу. Например, морально ли сделать аборт женщине, у которой обнаружили рак матки? Утилитаризм рассматривает этот случай с позиции пользы/вреда и приходит к выводу, что «Да», поскольку польза для женщины будет более весомой, нежели польза для проблемного плода.

    6. Теория моральных обязательств prima facie У. Д. Росса в биомедицинскоц этике.

    В этической теории Дж.Росса выделяется два вида моральных обязательств – так называемые prima facie моральные обязательства и моральные обязательства фактического долга. Первые выражают астрактные нормы, вне конкретного контекста («при прочих равных условиях»). Вторые определены в рамках индивидуальной ситуации, четко выражая свои соотношения с другими подобными нормами, но только в рамках данного локального контекста.
    Фактический долг буквально есть то, что является моей реальной моральной обязанностью в конкретной ситуации. Мы претендуем ни полный обзор всех аспектов какого-то случая, когда мы говорили, что нечто является нашим моральным обязательством, "принимая во внимание все обстоятельства" Это действие, которое, из всех разнообразных возможностей, я должен выполнить. Чаще всего, однако, я могу не знать, что является моим фактическим долгом
    Латинское выражение "prima facie" дословно означает "на первый взгляд", но Росс употребляет это выражение, подразумевая нечто подобное выражению "при прочих равных условиях". Соответственно, prima facie моральное обязательство есть обязательство, которое предписывает, что я должен делать, когда не рассматриваются другие релевантные в ситуации факторы. Перечень моральных обязательств может выполнить и важную функцию в моральном воспитании врачей, исследователей и другого медицинскою персонала. Перечет, рекомендует каждому ответственному за обслуживание пациента человеку размышлять над prima facie обязательствами, которые он имеет к этим людям, и отклонять одно из обязательств только в том случае, когда он уверен в моральном отношении, что другое обязательство получает приоритет.
    Перечень моральных обязательств может выполнить и важную функцию в моральном воспитании врачей, исследователей и другого медицинскою персонала. Перечет, рекомендует каждому ответственному за обслуживание пациента человеку размышлять над prima facie обязательствами, которые он имеет к этим людям, и отклонять одно из обязательств только в том случае, когда он уверен в моральном отношении, что другое обязательство получает приоритет
    Существует множество специфических обязанностей, предписываемых способом prima facie, и они могут выражаться в терминах, релевантных медицинскому контексту: не причиняй вреда пациентам; не распределяй редкие ресурсы таким способом, который не в состоянии оценить индивидуальные достоинства; не лги пациентам; выказывай пациентам расположение и понимание; не вселяй в пациентов ложных надежд и т. п.

    7. Проблема либерал-редукционизма и холо-консерватизма.

    Каждая из позиций предлагает своё решение той или иной биоэтической проблемы.

    Либеральная позиция опирается на философию материализма и редукционнома, предполагая, что все живые организмы - сложные физико-химические системы, и все проблемы в области биологии и медицины можно решать, исходя из чисто естественнонаучных установок. Живую систему сторонники либерал-редукционизма рассматривают как совокупность атомов и молекул, подчиняющуюся универсальным законам физики, поэтому биология и медицина - это во многом прикладные разделы физики и химии. Нет никакой души, феномен жизни постигает чисто научными методами, в основном которых - базовые законы физики и химии. Отсюда рождается склонность либерализма и редукционизма все более сложное сводить к более простому, например гуманитарное начало в человеке - к биологическим нейрофизиологическим процессам, саму биологию - к физике и химии и т.д.

    Редукционизм ( упрощение)- направление в философии, которое предполагает возможность сведения (редукции) более сложного к более простому, например социального к биологическому, биологического к физическому и т.д. Мышление, согласно редукционизму, - бегущие по нервам электрические возбуждения, чувства человека - активность гормонов, жизнь - специфическое движение атомов и молекул и т.д.

    Либерализм ( свободный) - направление в социальной философии, рассматривающее в качестве высшей ценности свободу. Разного рода политические и философские направления либерализма склоняются к тому, чтобы ставить ценность свободы выше всего остольного - истины, добра, закона, минимизировать все факторы, которые так или иначе способны ограничить свободу человека. (Например роль гос-ва)

    Либерал-редцкционизм - направление либерализма, которое связывает ценность свободы с господством материалистически-редукционистской методологии во всех сферах жизни - науке, политике, философии. В этом случае возникает склонность разложить общество на отдельных индивидов, индивиды- на атомы, философию свести к материализму, науку- к физике, эволюцию- к инновациям и т.д.

    К примеру, человеческий эмбрион они склонны рассматривать как чисто биологически честь организма матери, которую всегда можно удалить( сделать аборт); не видят никаких препятствий к пересадке органов, и сам организм воспринимает как сложную био машину, в которой всегда можно одни детали заменить на другие.

    Холо-консерватизм

    Противоположное по отношению к либерализму направление.

    Консерватизм ( сохраняю) - направление в социальной философии, которое в качестве высшей общественной ценности рассматривает традицию, сохранение наследия предков.

    Подобно тому, как либерализм сегодня сильно тяготеет к редукционизму, консерватизм имеет повышенную склонность к холизму.

    Холизм( цельный)- направление в философии, утверждающее несводимость более сложного к более простому, подчеркивающее существование уровней организации бытия, где каждый уровень обладает своими собственными законами и принципами организации, не сводимыми к таковым иных уровней, в том числе нижележащий. Невозможно социальное свести полностью к биологии, биологические процессы- к физико- химическим, поэтому биология не является прикладной физикой и т.д.

    Холо-консерватизм- направление консерватизма, существенно связывающего традицию с холистическими и религиозными мировоззренческими установками ( представление о жизни как единстве души и тела)

    В решении биотических проблем консерваторы склонны принимать прямо противоположные позиции сравнительно с либералами ( например, человеческий эмбрион как потенциальную личность с момента зачатия и аборт как убийство, резко ограничивая возможность применения новый репродуктивных технологий и т.д

    8. Теория интегральной этики. Антиномы.

    Формулировка интегральной этики- лежит в области рациональной формулировки универсального критерия добра, причём такая формулировка должна быть одновременно и максимально универсальной, и максимально конкретной, способной прикладывался к реальным частным обстоятельствам.

    Главным критерием добра служит всеединство ( мысль Соловьева) в области этики - состояние многообразия, в котором находят своё высшее единство единое и многое, сове применение- универсальное и конкретное. Он попытался выразить мелю добра организационно- как особый тип организации субъектных начал бытия. Критерий добра как критерий развития- чем более развито то или иное социальное состояние, тем более оно выражает в себе начало добра, и мера добра в точности есть мера развития. А развитие, в свою очередь, - это рост всеединства .
    В итоге, в основу интегральной этики следует положить закон развития: добро- все то, что приводит к развитию или препятствует его падению. Развитие можно оценивать и качественно- как ту или иную систему полярностей, и количественно, как некоторую меру развития, характерную для данной системы полярностей. Мера развития - это одновременно мера всеединства, то есть состояние всеединства, выраженное более количественно.

    Антиномы

    Когда врач стоит перед белемниту, говорить или нет больному правду о смертельном диагнозе, мы видим два деяния: говорить правду или проявить милосердие. В этому случае суждение А ( врач должен сказать правду) и суженое В ( врач должен быть милосердным).

    Антиномы- состояния, описываемые антиномиями как имеющие антиномические свойства.

    Виды:

    -биоэты ( в качестве биоэта человечкий эмбрион)

    -глоболики

    -холомеры


    9. Метод Сократа и его применение в биоэтике

    Главную задачу своей философии Сократ видел в познании самого себя и других;
    начертанное в дельфийском храме изречение «познай самого себя» было девизом. Против софистов Сократ выставлял общеобязательность разума и образуемых им понятий. Понятие (особенно нравственные и общественные)
    Сократ отвлекал от ряда частных конкретных житейских случаев,проводя их один за другим и вырабатывая на их основании твёрдые определения.

    Метод Сократа- «диалектика»

    Сомнение- «я знаю,что ничего не знаю»
    Ирония- выявление противоречий в высказываниях собеседника
    Майевтика-преодоление противоречий и нахождение предварительного ответа
    Индукция-отыскание эмпирических данных,фактов, подтверждающих ответ
    Диффиниция-окончательное определение 

    10.«Идолы» познания Ф.Бэкона в контексте биоэтики.


    Идолы познания – это помехи, которые стоят на пути познания.

    В теории познания, для Бэкона, главное - исследовать причины явлений. 
      1   2   3   4


    написать администратору сайта