Главная страница

ДЛЯ ВЛАДИСЛАВА. Анализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеАнализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год
Дата19.03.2022
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДЛЯ ВЛАДИСЛАВА.docx
ТипАнализ
#403777
страница47 из 86
1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   ...   86

Николай Алексеевич Некрасов. "Мы с тобой бестолковые люди..." 1851


Стихотворение впервые опубликовано в "Современнике", 1851, №11. Обращено к А.Я.Панаевой.

("Панаевский цикл", "Мы с тобой бестолковые люди")

Любовь в стихах Некрасова согревает человека, помогает выжить в жестоком мире. Драматичной была и любовь самого поэта, связавшая его с Авдотьей Панаевой. Она была его счастьем и мукой. Вызвала целую серию любовных стихов под названием "Панаевский цикл". Влюбленные встречаются, сорятся, мирятся и в этом романе утверждается идеал заботливой, ласковой женщины, подруги, как опоры в трудной, жизненной борьбе, как целительницы

поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин»


Быть частью общества – вот основная задача каждого человека. До Некрасова считалось, что поэзия – это способ выражения чувств, а проза – выражение мыслей. Некрасов посмотрел на

это с другой стороны: «Из гармоничного сочетания прозы с поэзией и выходит настоящая

поэзия». Именно этот процесс наблюдается в его лирике. Поэт считает, что любовь к родине должна проявляться не столько в чувствах...

Стихотворение Некрасова «Поэт и гражданин»


Ни один великий писатель не может пройти мимо вопроса о роли и назначении поэта и

поэзии. Н.А. Некрасов явился преемником и продолжателем передовых традиций великих русских поэтов предшествующих эпох, утверждаемых Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем. Он воскресил боевой, действенный дух поэзии. Вопрос о назначении поэзии и роли поэта в обществе решался во многих стихотворениях Некрасова: «Тот не поэт», «Муза»,

«Блажен незлобливый поэт», «Элегия». В ряду этих стихотворений особое место занимает

«Поэт и гражданин», которое можно считать поэтическим манифестом поэта революционной демократии.

Стихотворение «Поэт и гражданин» было опубликовано в 1856 году в поэтическом сборнике Некрасова. Оно было написано тогда, когда резко обострилась борьба между сторонниками реакционной теории «чистого искусства» и сторонниками гражданского направления в

искусстве, во главе которого стоял Н.Г. Чернышевский. Полностью разделяя взгляды Чернышевского на искусство и долг поэта перед обществом, Некрасов писал о том, что

искусство должно служить не богатым и праздным любителям «изящного», не либеральным

«мудрецам», чье «назначение — разговоры», а народу:

С твоим талантом стыдно спать; Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать.

Но политическое острие стихотворения было направлено не только против откровенных врагов гражданского искусства, но и против либералов, которые проводят время в

бесполезных разговорах о благах народа: Свою особу оградя,

Они бездействуют, твердя:

«Неисправимо наше племя, Мы даром гибнуть не хотим,

Мы ждем: авось поможет время, И горды тем, что не вредим!»

Эту логику эгоистов Некрасов называет презренной, противопоставляя ей логику

общественного служения и пафос борьбы за высокие общественные идеалы. Прибегая к эзопову языку, Некрасов говорит иносказательно о том политическом подъеме, какой

переживала Россия после Крымской войны:

Пора вставать! Ты знаешь сам, Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло, Кто сердцем неподкупно прям, В ком дарованье, сила, меткость, Тому теперь не должно спать.

И далее возникает образ грозы как символ приближающейся революционной бури: Но гром ударил: буря стонет

И снасти рвет, и мачту клонит…

Обращаясь к поэту с призывом служить своим творчеством народу, Некрасов говорит: Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь… Иди и гибни безупречно.

Умрешь не даром: дело прочно, Когда под ним струится кровь…

В тревожные для родины дни поэт не имеет права уклоняться от участия в борьбе, не должен спокойно глядеть на горе и страдания людей, не должен тратить свой талант по пустякам.

Поэт должен выполнить свое высокое гражданское предназначение: Поэтом можешь ты не быть.

Но гражданином быть обязан.

Гражданин в представлении Некрасова — это «Отечества достойный сын». Называя поэта

«избранником неба», «глашатаем истин вековых», Некрасов снова и снова призывает поэта повернуться лицом к жизни многомиллионной толпы «не имущих хлеба» и бороться за их счастье:

Будь гражданин! Служа искусству, Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей любви.

Стихотворение «Поэт и гражданин» написано в форме поэтического диалога, родоначальником которого был Пушкин. Вспомним его стихотворение «Разговор

книгопродавца с поэтом». Некрасов свел в споре двух собеседников, исповедующих разные

взгляды на искусство и его назначение. Но можно ли считать, что Гражданин отражает точку

зрения автора? Конечно, внешние основания для этого есть. Но думается, что Некрасов спорит сам с собой и убеждает себя в необходимости подчинить искусство гражданскому служению. Ведь не случайно Поэт в споре с Гражданином ссылается на Пушкина как на величайший авторитет русской поэзии:

Нет, ты не Пушкин. Но покуда Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать…

Монологи Гражданина в этом стихотворении напоминают нам вольнолюбивые стихи Пушкина и Лермонтова. В этих монологах слышатся высокие слова революционной лирики 20-х годов:

«поэт — избранник неба», «глашатай истин вековых», «вещие струны», «благо ближнего»,

«отечества достойный сын»… Но в последних строфах меняется строй речи поэта, появляются иные слова и чувства: «долг священный человека», «рок суровый», «песен дар

необычайный». Это уже голос истинного поэта.

Значимость и декларативность стихотворения подчеркивались в сборнике особым шрифтом, которым оно было напечатано. Это одно из самых глубоких произведений русской поэзии о соотношении гражданственности и искусства. За образом Гражданина угадывались учителя и друзья поэта, великие граждане России — Белинский, Чернышевский, Добролюбов. Идеал Гражданина, высшего человека, героя менялся у Некрасова, все более приобретая качества высшей духовности и идеальности.
1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   ...   86


написать администратору сайта