Главная страница
Навигация по странице:

  • Сценарий урока в 10 классе

  • Ход урока. I . Организационный момент. Приветствие учителя. II. Актуализация опорных знаний. Учитель.

  • 1. - Итак, открываем первую главу романа.

  • 2. На фоне музыки учителем читается стихотворение

  • 4. Ученик читает наизусть стихотворение «Да, наша жизнь текла мятежно...». 5. Беседа.

  • 6. Учитель читает стихотворение «Тяжелый крест достался ей на долю...».

  • 7. Ученик читает стихотворение «Тяжелый год - сломил меня недуг...

  • 8. Ученик читает стихотворение «Горящие письма». Учитель.

  • Учитель.

  • 10. Чтение стихотворения «Пододвинь перо, бумагу, книгу!...» учителем.

  • 11. Словарная работа. Вери́ги

  • Животворить

  • Роман в стихах». Тема любви в лирике Н. А. Некрасова». Сценарий урока литер. 10 класс. Сценарий урока в 10 классе Роман в стихах. Тема любви в лирике Н. А. Некрасова Автор Сисенгалиева Ажарганым Карагушевна


    Скачать 103 Kb.
    НазваниеСценарий урока в 10 классе Роман в стихах. Тема любви в лирике Н. А. Некрасова Автор Сисенгалиева Ажарганым Карагушевна
    АнкорРоман в стихах». Тема любви в лирике Н. А. Некрасова
    Дата11.03.2023
    Размер103 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСценарий урока литер. 10 класс.doc
    ТипСценарий
    #980825

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Запрудное Питерского района Саратовской области»
    Муниципальный конкурс педагогического

    мастерства для учителей района «Учитель – учителю»

    Сценарий урока

    в 10 классе

    «Роман в стихах». Тема любви в лирике Н. А. Некрасова»




    Автор:

    Сисенгалиева Ажарганым Карагушевна,


    учитель русского языка и литературы

    МОУ «СОШ с. Запрудное Питерского района

    Саратовской области»

    2022 г

    Сценарий урока

    Учитель: Сисенгалиева А. К.

    Класс: 10

    Авторы: УМК: Курдюмова Т. Ф.

    Тип урока: урок «открытия» нового знании

    Тема. «Роман в стихах». Тема любви в лирике Н. А. Некрасова.

    Цель: познакомить учащихся с первым и последним любовными романами его жизни; раскрыть особенность любовной лирики поэта; её неповторимость.

    Планируемые результаты: личностные: совершенствовать нравственные качества личности: умение любить, прощать, жертвовать собой ради любимого человека, дорожить чувствами, нести ответственность за близкого человека. Предметные: уметь анализировать стихотворения путём их сопоставления (определять тему, идею, время написания стихотворения и особенности раскрытия темы); находить изобразительно-выразительные средства и объяснять их роль в раскрытии образа, идеи стихотворения; понимать авторскую позицию и выражать своё к ней отношение, выразительно читать поэтические тексты, вести диалог, отвечая на проблемные вопросы. Метапредметные: структурировать материал по теме; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; выделять причинно- следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы, работать с разными источниками информации.
    Ход урока.

    I . Организационный момент. Приветствие учителя.

    II. Актуализация опорных знаний.

    Учитель. - Александр Сергеевич Пушкин… - Когда я произношу это имя, какие строки вам сразу вспоминаются? («Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье...».)

    Учащиеся читают наизусть стихотворения поэта.

    - Николай Алексеевич Некрасов… - А когда звучит это имя? (Это поэт другого времени – 2 пол.19 века.). - Какие его строки вам вспоминаются?

    (Отвечают).

    - Ф. М. Достоевский называл Некрасова «поэтом, страстным к страданию». - Почему? (Некрасов страдал за униженных и оскорблённых.)

    Учитель . - Мы привыкли к тому, что Некрасов — поэт – гражданин, демократ, поэт « униженных и оскорблённых», чьё правдивое слово звало на борьбу со злом, к добру и справедливости Когда произносят имя: Николай Алексеевич Некрасов, то на память приходят строки: «Поэ­том можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», «Я лиру посвятил народу своему», «Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать». Мы привыкли к тому, что Некрасов — поэт-гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, чье правдивое слово звало на борьбу со злом, к добру и справедливости. И мало кто знает, что у Некрасова есть замеча­тельные стихи о любви. . . И мне хочется, чтобы вы сегодня увидели, что Некрасов — автор прекрасных стихов о том чувстве, которое, пожалуй, является главным в жизни человека и если оно не посещает его, то этот человек поистине несчастлив.

    Я имею в виду великое чувство, двигающее человечеством, — ЛЮБОВЬ.

    Произнесите про себя это слово.

    Л—Ю—Б—О—В—Ь

    - Как оно звучит? (Мягко, нежно, ласково).

    - Назовите близкие ему слова.

    Учитель. - От любви родилось всё самое прекрасное в мире. И в этом мы убедимся ещё раз, читая любовную лирику поэта. Вам уже знакомы стихотворения о любви Пушкина, Лермонтова. - Сегодня мы прочитаем с вами роман Н.А. Некрасова о любви, составленный из его стихов.

    - Итак, запишите тему урока: «Роман в стихах». Тема любви в лирике Н. А. Некрасова».
    - Попытайтесь сами определить цели нашего урока. (Определяют цель урока).


    - Да, сегодня мы должны найти ответ на вопросы: чем неповторима любовная лирика Н.А. Некрасова? Каковы её особенности? Что привнёс поэт в раскрытие этой вечной в литературе темы?

    III. «Открытие» новых знаний.


    1. - Итак, открываем первую главу романа. Сегодня мы будем читать эти стихи, навеянные любовью к Женщине. Ведь эта любовь вдохновляла его на стихи, поистине незабываемые, пленительные.

    2. На фоне музыки учителем читается стихотворение:
    Прости! Не помни дней паденья,
    Тоски, унынья, озлобленья,-
    Не помни бурь, не помни слез,
    Не помни ревности угроз!
    Но дни, когда любви светило
    Над нами ласково всходило
    И бодро мы свершали путь-
    Благослови и не забудь.
    Учитель. - Именно с этой лирической миниатюры я решила начать разговор о любовной лирике Некрасова. Именно в этой миниатюре, по-моему, сфокусированы отношения двух неординарных людей: Николая Алексеевича Некрасова и Авдотьи Яковлевны

    «Страна Любви — великая страна!» Она лишает покоя, отдыха и сна, заставляет ревновать и страдать, требует разлук и расстояний. Такой была любовь Н. А Некрасова и Авдотьи Яковлевны Панаевой. Роман с Панаевой был настоящей, большой, но тяжелой любовью Некрасова.

    - Однажды студёным зимним вечером 1844 года в блистающий огнями дом известного литератора и издателя Ивана Панаева Белинский привёл странного гостя. Это был обитатель трущоб, по свидетельству очевидцев, был он «очень бледен, плохо одет, всё как-то дрожал и поджимался. Руки у него были голые, красные, белья не было видно, но шею обвёртывал он красным вязаным шарфом, очень изорванным. Ещё он слагал стихи, которые никто не печатал и которыми он пытался расплатиться в трактире…» Таким был Некрасов, когда впервые переступил порог дома Панаевых.

    2. Сообщение учащегося

    Авдотья Яковлевна Панаева родилась в семье актёров, окончила Петербургское театральное училище, но актрисой не стала, она рано вышла замуж не по любви, а по настоянию родителей за начинающего писателя И.И. Панаева.

    Смолоду Авдотья Яковлевна была красива. Современники говорили, что она одна из самых красивых женщин Петербурга. Целых шесть лет добивался Некрасов любви этой женщины. И день, когда она стала его гражданской женой, он назвал «праздником из праздников».

    Счастливый день! Его я отмечаю

    В семье обыкновенных дней;

    С него я жизнь мою считаю

    И праздную его в душе моей.

    Учитель. - Союз Некрасо­ва с Панаевой, длившийся около 16 лет, в лучшие его годы был освящен любовью, друж­бой, взаимопониманием. Важную роль в разви­тии их отношений сыграла близость духовных интересов, общее понимание смысла литерату­ры. Об этом говорится в стихах, написанных спустя много лет после того, как они расста­лись:

    Все, нем мы в жизни дорожили,

    Что было лучшего у нас,

    Мы на один алтарь сложили,

    И этот пламень не угас!

    - Любовь Панаевой, по мнению современников, составила «самые светлые страницы в мрачной жизни поэта». К этой поре относятся стихи, в которых Некрасов назвал ее своей «второй музой» (первой, конечно, была мать поэта).

    И все же их общий жизненный путь не назовешь гладким, а отношения идиллически­ми — наоборот, они знали горечь тяжелых размолвок, противоречий, расставаний, предель­но мучительных для обоих. С годами эта мучительность возросла. Причин для этого было много: и трудный характер Некрасова (известно, что на него порой нападала тоска, злость, жажда одиночества), и болезненное состояние, которое вызывала ревность, и трудные обстоятельства в связи с выпуском журнала «Современник», борь­ба с цензурой. В стихах поэт признавался:

    Ни смех, ни говор твой веселый Не прогоняли темных дум:

    Они бесили мой тяжелый,

    Больной и раздраженный ум.

    Иногда давала себя знать известная сложность положения Авдотьи Яковлевны: оста­ваясь формально женой Панаева, она стала гражданской (то есть невенчанной) женой Не­красова. К чести ее надо сказать, что она умно и мужественно преодолевала неловкость этой си­туации, пренебрегая предрассудками и мнением общества. Более того, она собственным приме­ром как бы пыталась разрешить один из больных вопросов того времени о праве женщи­ны на независимость и свободу чувства. Обоим им пришлось перенести огромное горе: оба их сына умерли в младенческом возрасте.

    Отношения с Панаевой стали темой многих лирических стихов — они-то и позволяют нам теперь проследить, хотя бы в общих чертах, историю этой любви, занявшей столь важное место в жизни поэта. Других данных почти нет в распоряжении биографа. Были, конечно, письма, но они не сохранились: Авдотья Яковлевна в порыве отчаяния однажды уничтожила их пере­писку. Правда, как-то уцелели три письма А Я. Панаевой.

    3. Сообщение ученицы. - Летом 1855 года Некрасов жил в Москве. Здесь и были получены эти письма. Они относятся к той поре, когда отношения Некрасова и Панаевой стали очень напряжен­ными. Он был тяжело болен, она недавно потеряла второго ребенка. В письмах прогляды­вают плохо скрытое раздражение, обида, горькая ирония и вместе с тем глубокое чувство.

    Вот выдержки из писем. Из первого:

    «Меня очень удивляет постоянная Ваша по­спешность в письмах. Верно, Вы очень заняты чем-нибудь. Вы пишите, что кашель Вас беспо­коит, но не пишите, какие Вы принимаете меры от него, советовались ли со своим доктором. Ваша болезнь отнимает у меня последнюю энергию. Будьте осторожны, лежите больше, не думайте ни о чем. Если желаете, я приеду к Вам на будущей неделе, или не желаете, то я останусь в Петербурге... Пишите мне об этом. Я не получила Вашего ответа на мое письмо, где уже говорено было то же самое... Никого не вижу, никуда не езжу...»

    Из второго: «Давно и нетерпеливо ждала я Вашего письма. Наконец, получила. Что за тон? Что за странные предположения, будто я пишу о деньгах, которых имею в виду. Бог с Вами! Вы все дурное, все низкое приписываете мне, как бы Вашему первому врагу. Вы верно угадали, что Ваше письмо принесет мне много слез и горя. А у меня его так мало, что Вы и не задумались прибавить самой ядовитой горечи...

    Прощайте. Желаю одного теперь в жизни — это возврата Вашего здоровья, а с ним Вы, верно, забудете все старое. Оно очень Вам! надоело, я вижу по всему».

    Приписка: «Пожалуйста, не утруждайте себя письмами, напишите только — «я жив»: лучше одно холодное слово, нежели сто, наполненных злобой...»

    Учитель. - Любовь к Панаевой Некрасов сохранил до конца своих дней. Об этом говорят стихи «Горящие письма» и «Три элегии», помещенные в последнем прижизненном издании стихов «Последние песни».

    Конечно, не всегда можно лирический днев­ник поэта перевести на язык фактов его биографии. Но отношения двух людей, став предметом поэзии, делаются общим достоянием и надолго переживают свое время. Понимая это, Некрасов считал возможным печатать в журна­лах и включать в сборник лирические стихи, о которых мы говорим,— это значит, что он сам видел в них не просто стихотворное обращение к определенной женщине, а придавал им гораздо более широкий смысл.

    'Интересно, что многие из них были положены на музыку и превратились в популярные роман­сы и песни еще при жизни поэта. Например, стихотворению «Прости», обращенному к Пана­евой, дали в разное время музыкальное истолко­вание около 40 русских композиторов.

    Стихи, обращенные к А. Я Панаевой, состав­ляют целый цикл, его принято называть «панаевским». Это настоящий роман в стихах, перечи­тывая внимательно который можно понять многое. Стихи образуют как бы поэму, в которой , нашли отражение различные моменты в жизни лирических 'героев.

    - Прочитаем и мы с вами этот лирический дневник поэта и попытаемся про­следить, как складывались отношения лириче­ского героя и героин», что нового в отношении “к женщине можно отметить в любовной лирике 'Некрасова. Начнем мы со стихотворения «Да, наша жизнь текла мятежно...».

    4. Ученик читает наизусть стихотворение «Да, наша жизнь текла мятежно...».

    5. Беседа.

    - Каковы взаимоот­ношения лирического героя и лирической геро­ини? (- Взаимоотношения очень сложные; не­смотря на любовь, они расстаются, но жизнь без любимого и без любимой женщины утратила свой смысл.)

    - О чем вспоминает лирический герой? (- Этапы любви.)

    - Почему свою любовь лирический герой называет странной? (- Испы­тывает сложные чувства: желает счастья и в то же время надеется, что и она тоскует без него.)

    6. Учитель читает стихотворение «Тяжелый крест достался ей на долю...».

    - Назовите основной образ стиха. Что он обозначает? (- Образ креста. Нести крест.)

    - Как отвлеченное обозначение тягот материализуется в настоящий могильный крест? Какие ассоциа­ции вызывает последняя строфа?

    (- Памятник ей и ее страданию. Высокий взлет человечности.)

    7. Ученик читает стихотворение «Тяжелый год - сломил меня недуг...

    - О чем говорит начало стихотворения? (- Окружающий мир суров.)

    - Кто был самым надежным оплотом в жизни для лирического героя? (- Любимая, но и она «не пощадила»).

    - Как показана ссора? (- Правда жизни.)

    - Разрешим ли конфликт героев и можем ли мы сказать, кто прав? (- Конфликт героев слишком глубок в своей неразрешимости. Признание правоты каждого.)

    - Какие эпитеты наиболее часто встречаются в стихотворениях «панаевского цикла»? (- Мятеж­ный, тяжелый, ревнивый, роковой.)

    - Обратили ли вы внимание, какой знак стоит в конце почти всех стихов «панаевского цикла»? (Многоточие в конце - незавершенность, продолжение следу­ет.)

    Учитель. - Общие эпитеты, многоточия в конце стихо­творения, следующие парами: «Если мучимый страстью мятежной...», «Да, наша жизнь текла, мятежно...» и «Тяжелый крест достался ей на долю...». «Тяжелый год — сломал меня недуг…» - все это как бы поддерживает «сюжет лириче­ского романа».

    8. Ученик читает стихотворение «Горящие письма».

    Учитель. - О чем говорят строки: «Свободно ты решила выбор свой». «И не как раб упал я на колени»? (- Самостоятельность женщины в реше­нии своей судьбы. Он признает за ней это право. Союз — борьба равных.)

    - В каких стихо­творениях эта мысль подтверждается? (- «Тяже­лый крест» — «он палач». «Тяжелый год» — «она не пощадила».)

    Учитель. - Следующий этап в отношениях героев мы. видим в стихотворении «Давно отвергнутый тобою...» (стихотворение читает учитель).

    - И вот как бы концовка этого лирического романа, этой нелегкой, проходившей в борениях любви.

    - Читаем наизусть стихи «Прощанье» и «Прости».

    Учитель. - Своего рода заклинание — перечисляется то, что не надо помнить. Герой наделен благодарной памятью. Стихи наполнены теплым чувством признательности к пережитому. Высоко поднято чувство любви — «любви светило». Появляется щедрость пушкинских благослове­ний: «Как дай вам Бог любимой быть другим». А как вы считаете, надо ли прощать?

    Учитель. - Нам остаётся открыть заключительную страницу романа.

    9. Сообщение учащегося.

    - Последний роман в жизни Н.А. Некрасова начался в июле 1870 года. Он был недолог, всего семь лет. Настоящее имя этой женщины - Фёкла Онисимовна, дочь умершего рядового Викторова. Между ними была большая разница в возрасте: ей - 19 лет, ему - 49. Некрасов называл её более благозвучным именем - Зина. Она была простой крестьянкой, которую поэт стремился развить и воспитать. Николай Алексеевич учил её музыке и французскому языку, приглашал для неё учителей. Сын поэта А. Плещеева вспоминал, что она «была красавицей, располагавшей к себе и нежным взглядом, и всегда приветливой улыбкой. Душа русской добрейшей женщины чувствовалась в ней с первого знакомства». Зина обладала в глазах поэта моральным авторитетом, а это возможно лишь при нравственной чуткости и отзывчивости с её стороны.

    Учитель: - Часто Некрасов, передававший какой-нибудь эпизод из деревенской жизни, говорил ей ласково: «Зина, выйди, я должен скверное слово сказать». И она, мягко улыбнувшись, уходила на несколько минут.

    Именно ей приходилось утешать, поддерживать больного поэта в последние годы. У него было серьёзное заболевание, его мучили боли. Когда они прекращались, он звал Зинаиду Николаевну (отчество Некрасов дал ей от своего имени), усаживал возле себя и вёл с ней задушевную беседу. Суровое лицо его преображалось, глаза светились кроткой грустью.

    10. Чтение стихотворения «Пододвинь перо, бумагу, книгу!...» учителем.

    - Все ли слова понятны в стихотворении? Найдите в словарях значение слов «подвижник», «вериги», «животворил». Прочитайте.

    11. Словарная работа.

    Вери́ги (ст.‑слав. верига — «цепь») — изделие, разного вида железные цепи, полосы, кольца, носившиеся христианскими аскетами на голом теле для смирения плоти; железная шляпа, железные подошвы, медная икона на груди, с цепями от неё, иногда пронятыми сквозь тело или кожу и прочее. Вес вериг может достигать десятков килограммов. В переносном смысле Верига — бремя, обычно нравственное или душевное.

    Подвижник, -а, муж. 1. Монах, аскет, давший обет самоотречения во имя служения Богу.

    2. Человек, героически принявший на себя тяжёлый труд или лишения ради достижения высокой цели (высок.). П. науки. | жен. подвижница, -ы. | прил. подвижнический, -ая, -ое. П. труд (самоотверженный).

    Животворить.  Оживлять, пробуждать жизнь, обновлять. Труд всегда меня животворит. Некрасов.

    Учитель. - В форме чего написано это стихотворение? Какие глаголы использует поэт? (- Это разговор; глаголы в повелительном наклонении). - Что вы можете сказать о глаголе «слыхал»? (- Форма характерна для просторечной лексики, Зина - деревенская девушка, крестьянка, ей милее слышать простую речь из уст любимого)

    - И опять мы видим здесь роль лирической героини. Она написана достаточно чётко, укажите её. («Помоги же мне трудиться» Любимая придаёт силы, силы для творчества, для побед над недугом, а ещё она «друг», как и Панаева. По-видимому, поэт вкладывает в это слово определённое значение)

    - Ухаживали за больным Некрасовым Зинаида и Анна Алексеевна, любимая сестра поэта. Зиночка, которая была моложе и со сном справлялась труднее, садилась на пол и смотрела на зажжённую свечу.

    Двести уж дней, двести ночей

    Муки мои продолжаются;

    Ночью и днём в сердце твоём

    Стоны мои отзываются,

    Двести уж дней,

    Двести ночей!

    Тёмные зимние ночи…

    Зина! Закрой утомлённые очи!

    Зина! Усни!

    - Какая фигура речи использована в этом стихотворении? (- Ассонанс, повтор гласных «е», «и», «о»).

    - Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (- Боль, страдание, предчувствие смерти).

    Учитель. - Больной, почти умирающий Некрасов - неожиданно для всех близких - за несколько месяцев до смерти обвенчался с Зинаидой Николаевной. Может быть, поэт хотел хотя бы внешним образом отблагодарить свою сгоравшую на огне бескорыстной любви подругу, может, юридически оформить её права на наследование.

    IV. Рефлексия.

    Учитель. - Закрывая последнюю страницу романа Н. А. Некрасова о любви, давайте подумаем, как лирический герой выражает свои чувства? (искренно).

    -В каких ситуациях человек предельно искренен? (- Когда произносит исповедь).

    - Лирика Некрасова очень исповедальна.

    - Нами остаётся ответить на вопросы, написанные на доске: Чем неповторима любовная лирика поэта, каковы её особенности?

    (заслушать высказывания учащихся)

    - Какой вывод мы можем сделать о любовной лирике Некрасова? (Отвечают).

    Учитель. - Целый цикл, почти сюжет­ный лирический роман с одной героиней. Характер героини в развитии, в разных проявле­ниях: самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый. Начато стихотворения — продолже­ние вновь и вновь начинающегося спора, ссоры, диалога. Концовка — незавершенность, неразре­шимость ситуации: любовь «роковая», «мятеж­ная», видна драма любви. Новое отношение к женщине, уважение ее нравственных прав, признание равенства между любящими.

    Заканчивая урок, прослушиваем романс на стихи Некрасова.(Слушают романсы)

    V. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение Некрасова (по выбору).


    написать администратору сайта