Главная страница

ДЛЯ ВЛАДИСЛАВА. Анализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеАнализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год
Дата19.03.2022
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДЛЯ ВЛАДИСЛАВА.docx
ТипАнализ
#403777
страница55 из 86
1   ...   51   52   53   54   55   56   57   58   ...   86

Анализ стихотворения Блока Фабрика


Стихотворение "Фабрика", написанное в конце 1903 года, может рассматриваться как точка

поворота на творческом пути Александра Блока. В образе кого-то "неподвижного" и "черного" поэт, впервые непосредственно обратившись к социальной теме, попытался выразить свое (тогда еще смутное) представление о "правопорядке", обрекающем человека на "томления рабьих трудов".

Подъем освободительного движения в России не прошел бесследно и для Блока. В обстановке революционных событий 1904-1905 годов прежнее равнодушие его к

общественно-политической жизни сменилось жадным интересом к широко развернувшейся народной борьбе за свободу. Он участвовал в революционных манифестациях и однажды во главе одной из них нес красное знамя. Революционные события отразились в целом ряде

произведений Блока. На его стихах о городе лежат багровые отсветы, символизирующие все сильнее овладевавшую им тревогу. Багрово-красный цвет, которым в представлении поэта окрашен внешне нарядный, а внутри подгнивший мир "сытых", воспринимается как символ революции:

Анализ стихотворения Александра Блока «Русь»


Там лес и дол видений полны, Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой... А.С. Пушкин

Русь... Непознанная, полудикая, первобытная вселенная, обретшая видимые очертания и границы.

Русь... Стихия, вобравшая в себя таинственные грёзы и ворожбу, сказочно-сонные раздумья и пленительную сладость пьяняще красивой абсурдности бытия.

“Умом Россию не понять...” Единственный способ познать её эфемерную, эмпирическую сущность — облачиться в одеяния мифического Морфея и окунуться в бездонные,

безвременные пространства сна.

Лирический герой стихотворения Блока «Русь» предан дремотной неге, приобщён к тайне, во внутренних сферах которой, словно божественно-прекрасная, но жестокая и холодная царица, завладевшая сердцем простого странника, “почивает” Русь.

Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне — ты почиешь, Русь.

Образно-логическая цепочка, звенья которой связываются при помощи эллипса дремота — тайна — Русь, ассоциирует образ Руси с незримым переплетением дремоты и тайны, духовная диффузия которых объясняет образно-символическое “наполнение” стихотворения.

Русь, загадочная, разноликая, колдовская, овеянная ворожбой и исхлёстанная голыми

прутьями старины, — лишь сон лирического героя, она порождение его разума, желающего пребывать в состоянии трагически-дремотном вечно (“Ты и во сне необычайна” — строфа

первого катрена, “Она и в снах необычайна” — последнее четверостишие, в котором желание героя продлить или повторить сонный вымысел подтверждается употреблением слова “сон” во множественном числе, и в целом использованием кольцевого обрамления стихотворения). Русь в представлении лирического героя не идеальная, напротив, при видимой “насыщенной” первобытности, загадочности, истинной сказочности она колючая, снежная, “голая”,

облачённая в лохмотья, не нашедшая правильного пути и заблудившаяся в мире распутий. Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены...

Она нашла зримое воплощение и сфокусировала свои чарующие особенности в “мутном взоре колдуна” (необычный эпитет, использованный поэтом, определяет глубинную сущность Руси — мутная колдовская стихия). Она завораживающе таинственна и непонятна, но её видимая загадочность приобретает апокалипсическое звучание. Образ разноликих народов, водящих “ночные хороводы // Под заревом горящих сёл” родствен библейским образам жителей Вавилона, города — обители порока, которые претворили рушащуюся, гибельно

обречённую действительность в Валтасаров пир.

Русь для лирического героя — языческий остров, опоясанный реками и окружённый дебрями, впитавший в себя колдовскую устроенность мироздания. Население его составляют колдуны, ведуны, ведьмы, черти, племена язычников. Элементы бытия: люди, дьявольская сила и

природа, воплощённая в образах вьюги, вихря и голых прутьев и олицетворяющая прошлое Руси, — раздроблены, разобщены, подчинены хаотическому делению: каждый ведёт свою, иную, отличную от других существ жизнь.

Ритмическое чередование звуков *а+ и *о+, сопровождающее музыкальный контекст стихотворения, в сочетании с географическими указаниями (“опоясана реками и дебрями окружена”), вводит в идейную ткань произведения мотив замкнутости и обречённости. Крики болотных журавлей, чарующий шёпот заклинаний ведунов, игривые взвизгивания ведьм и чертей, пронзительный звук железного скрежета, дикий свист и завывания “вихря

снежного” — вот музыкальный фон сонной ирреальности, завладевшей лирическим героем. Идейное содержание стихотворения раскрывает два образа Руси: трагически-колдовской, изображённый в первой композиционной части (“Русь, опоясана реками...” — “Поёт преданья старины...”), и реальный, не показанный явно, но ощущаемый читателем через настроение лирического героя, созданный во второй композиционной части (“Так — я узнал в моей дремоте...” — “Первоначальной чистоты”). Калькирование, наложение одной стихии на

другую отражает “подводную” необыкновенность стихотворения. В реальности Русь “преломляется”, перевоплощается в мертвенно-прекрасное создание, изуродованное

горьким, разбойным жизненным бытием. Такой мы видим Россию в цикле «Родина». В

«Разных стихотворениях», включённых во вторую книгу “трилогии вочеловечения”, сонная пелена мыслей героя окутала земные несовершенства и преобразила трагическую

абсурдность и жизненную зрелость в коварно-пленительные “ирреалии”. Из мира

действительности проникли лишь бездорожье и одиночество лирического героя, пришедшего “печальной, ночной” тропой к кладбищу (мотив пути).

Он сам — “вылитая Русь” (Игорь Северянин), он доводит свои порывы до абсурдной трагикомичности.

И там, на кладбище ночуя, Подолгу песни распевал...

Но ощущает “сокровище” в своей душе — “первоначальную чистоту”, взлелеянную и охраняемую Русью — матерью, Русью — женщиной, Русью — небесной девой («Твоей одежды не коснусь»), постигнув “совершенную несовершенность” которой, забудешь о сумраке действительности.

Лирический герой цикла «Родина» не желает спать, его мысли устремлены к жертвенной, падшей, неспокойной России.

И пора уснуть, да жалко, Не хочу уснуть!

(«Сны»)

Герой же стихотворения «Русь» предпочитает таинственную дремоту реальности. Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне погибает Русь, Она и в снах необычайна, Её одежды не коснусь.

Дрёма, сон, тайна, Русь... Русь, тайна, сон, дрёма...

Странная Русь, колдуй, заклинай, играй чувствами своих питомцев, но сохраняй “древнюю”, первоначальную чистоту, ведущую к обновлению и духовному перерождению.

Стихотворение А.Блока Русь. (Восприятие, истолкование, оценка.)

Александр Александрович Блок-это поистине великий выдающийся поэт XX столетия.Мне кажется, правы те,кто говорили,что

истинный поэт-лишь тот,кто живет одной жизнью с Родиной,разделяет ее судьбу в моменты всеобщего горя и счастья,тот,кто в

своих произведения отражает свою неразрывную связь с родной страной.Александр Блок-в этом смысле настоящий поэт,ведь он

на протяжении всей своей жизни умел слышать “звуки революции”, мог своим феноменальным талантом предугадывать события

недалекого будущего его страны, а значит- растворял свою жизнь в жизни Родины. Блок принадлежал к числу поэтов-символистов, поэтому разнородная символика была присуща его творчеству.”Русь”-

символичное название,оно пронизано духом древности.Автор уводит нас в те незапямятные времена,когда еще “разноликие

народы” водили “ночные хороводы”,что невольно ассоциируется с какими-то таинственными обрядами древних людей…В них было

и нечто магическое ,и даже некое чудное волшебство…

Поэт видит в своей Руси какую-то непостижимую тайну,эта страна необычайна,и об этом автор говорит еще с самых

первых строк:

Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь. Дремлю -и за дремотой тайна, И в тайне- ты почиешь,Русь.

Как мне кажется, Блок воплощает в таком образе Руси,окутанной некой грезой, сновидением, непостижимой тайной

образ “Прекрасной Дамы”,таинственной “Незнакомки”,котрую также нельзя облечь в некую форму, в ней есть лишь

причудливые,романтичные признаки, неуловимые черты…

Но поэт созерцал Русь не просто таинственной ,но и страной сказочно-волшебной. Ведь только всмотритесь в эти

образы:”ведуны с ворожеями” или ”ведьмы тешатся с чертями”.В памяти невольно всплывают картинки из любимых сказок

детства, перечитываемых,бывало,по несколько раз!Вообще,мотив такой чарующей сказочности проходит через все

стихотворение:здесь и “мутный взор колдуна”,и образ “живой”,немало повидавшей на своем веку клюки, которая,как

правило,всегда принадлежит какому-нибудь ветхому добренькому старичку,прошедшему так неизмеримо много дорог.

Все в художественном мире Блока необычайно одухотворяется,что вносит еще больше сказочных красок в

произведение:помимо той самой клюки,которая словно сама проходит дальние дороги Руси,сам вихрь напевает “преданья

старины”,но,что там,даже сама Русь предстает перед нами в обличии старых “лохмотий”и“опоясанная реками”.Русь-это

воплощение величественности, включающей в себя и древний возраст,и силу несравненной красоты,необъятности.И такая страна

не могла не пленить душу героя:

…И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу.

Какая бы ни была его Родина, она владеет им,он по-детски беззащитен перед ней своей неземной влюбленностью в

нее.И даже кажется, что от этих ветхих лохмотий, то есть всецелой нищеты страны, горячее сердце героя все сильнее и

сильнее проникается безумной любовью к родимой земле.И это глубокое чувство лишает его какого бы то ни было ощущения

времени, захватывает героя до такой степени,что вовлекает его в мир какого-то счастливого

беспамятства.Он уже не

принадлежит этому земному миру-он полностью поглощен бесконечной любовью к Родине: И сам не понял,не измерил,

Кому я песни посвятил,

В какого бога страстно верил, Какую девушку любил.

…Но тайна-то Руси заключается не в сказочности,и даже не в покоряющей красоте,а в том,что сколько веков она ни

прожила,ее народ еще никогда “не запятнал первоначальной чистоты”.В этом и есть вся разгадка той тайны, о которой автор

начал рассказ в первой строфе и снова упомянул в последней,заключительной(кольцевая композиция).

А.А.Блок – определенно, поэт высочайшего уровня.Его произведения пронизаны его неповторимо индивидуальным

восприятием России, замечательны своей насыщенностью художественными образами и способностью покорять человеческие души,

затрагивать сердца миллионов людей.И стихотворение “Русь” еще раз доказывает нам,насколько сильно,можно сказать,страстно

любил Блок родину,он отдавался ей всем сердцем,всей душой.Это была действительно довольно “странная любовь”-поэт любил и

прославлял даже больше не просторы и красоту родной земли,а то,что другие наоборот не принимали-нищету, какую-то

свойственную только России тоску. Особенно сильно это стихотворение отражает неизмеримую гордость Блока сохранностью в

родной стране удивительной “первоначальной чистоты”.

Очень символично Блок использует в данной строфе слово «тьма». За этой символикой

угадываются тревожные мысли о грядущих днях России, о вере в победу света над тьмой – революции над черными силами царизма.

Воспитывая в себе «всеобъемлющее чувство дали», Блок создает пространственный образ Руси, что достигается различными изобразительно-выразительными и синтаксическими средствами
1   ...   51   52   53   54   55   56   57   58   ...   86


написать администратору сайта