Главная страница

ДЛЯ ВЛАДИСЛАВА. Анализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеАнализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год
Дата19.03.2022
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДЛЯ ВЛАДИСЛАВА.docx
ТипАнализ
#403777
страница52 из 86
1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   ...   86

Анализ стихотворения А.Блока «В ресторане».


Ресторан, скрипки, вино… Но все это приобретает у Блока пренебрежительный окрас.

Ресторанный зал оказывается «переполненным». Смычки «поют где-то», они не затрагивают сердце, в их пении не чувствуется прекрасного. На фоне всего этого действия лирического

героя выглядят очень романтичными. Он посылает своей возлюбленной розу в бокале

«золотого аи». Но цвет розы – черный. Это говорит о трагедии, зле

Сочинения: Блок А.А.


Тема: Сравнительный анализ стихотворений А.А. Блока В ресторане и Незнакомка Среди других поэтов серебряного века Блок выделяется значительностью свершившейся в его лирике эволюции любовной тематики. От возвышенной мечты о возлюбленной, которая казалась мистической и недостижимой, он приходит к

восприятию образа реальной женщины. Если раньше она была Прекрасной Дамой, то теперь этот образ теряет свою волшебную ауру и становится реальным, -

незнакомкой, продажной женщиной.

Рассмотрим эту эволюцию на примере двух его стихотворений: Незнакомка и В ресторане .

В стихотворении Незнакомка лирический герой встречает свою возлюбленную в ресторане, она является ему в пьяных мечтах, ее образ приобрел реальные черты (кольца, вуаль). Впервые он встречает женщину в новом для него обличье. Его не радует мир, в котором она появилась: пыль переулочная , испытанные остряки , среди канав . И даже луна уже не романтический символ, и лишь бессмысленно кривится диск . Лишь с помощью вина лирический герй пытается примириться с действительностью, хотя давно разочаровался в своих мечтах и потерял смысл

жизни. Но образ незнакомки еще не совсем потерял таинственность. Даже ее

реальные черты ( девичий стан , рука в кольцах ) не контрастируют резко с ее туманным, расплывчатым образом ( дыша духами и туманами, она садится у окна ). Под траурными перьями, за темной вуалью не видно ее лица.

Множество загадок, которые надо раскрыть, пронизывают стихотворение. Что такое берег очарованный и очарованная даль ? Нет прямого ответа, так символ этот

многозначен. Я думаю, что это своеобразная грань между реальным миром и

ирреальным, между пошлостью и прекрасным, духовностью и бездуховностью, добром и злом.

Резкое противопоставление двух миров находит выражение на нескольких уровнях: лексики: высокий стиль ( стан , очи ) с низким ( кривится , торчат , пьяницы

с глазами кроликов ); звуковой организации (в начале сочетания согласных пвчрм , ндрстм и т.д., а потом аллитерация на л , м , н ( Иль это только

снится мне? )

Дисгармония первой части противостоит гармонии второй.

И лишь размер четырехстопный ямб остается все тем же, придает размеренность и одновременно динамичность.

Лирический герой одинок ( И каждый вечер друг единственный//В моем стакане отражен )

Мир, построенный на его фантазиях и переменившийся с появлением Незнакомки, рожден лишь пьяными мечтами о прекрасном.

Но путь, по которому движется идеал красоты у Блока, подходит к концу. Путь был непростым: из заоблачных высот в мрак и быт земной жизни.

Героиня стихотворения В ресторане , идя по ступеням вниз, на этом пути

окончательно утрачивает таинство своей неземной красоты, наконец, формируются

черты не только земной, но даже приземленной женщины. Из предмета поклонения и обожания она стала предметом купли продажи. Однако, незнакомка показана с

сочувствием и участием. Между героиней и лирическим героем происходит любовный поединок, длящийся доли секунды, но эта любовь по силе, может быть, равна

чувству,. Развивающемуся долгое время.

Стихотворение открывается сомнением лирического героя, как это было уже в Незнакомке : Он был или не был этот вечер? А дальше пейзажный штрих:

петербургская заря желтый фонари на желтом. Северное небо, рождающее

отчаяние, усиливающее усталость романтика, живущего в страшном мире , говорит о неизбежной грусти и неудовлетворенности реальной жизнью, как и в Незнакомке . Лирический герой лишь один из длинной череды надоевших поклонников. Об этом говорит фраза: И этот влюблен . Но она выделяет его из толпы обожателей,

незаурядного, посмевшего быть дерзким, чтобы скрыть смущение. Но, несмотря на это, их встреча не столько счастье, удача, сколько досадное недоразумение: он

красив, умен, образован, романтичен, но это еще больше отдаляет их друг от

друга. Между ними пропасть: она женщина для развлечений, а он господин не

ее круга. Между ними ничего не может быть серьезного, ее можно купить лишь на час.

Драма отношений усиливается ( грянули , исступленно запели ) и, наконец, завершвется: взоры, отражаясь в зеркалах, пошло кричат: Лови! Зеркала, отражая и дробя образ новой незнакомки , рассеивают ее красоту, уникальность гибнет, загадка исчезает. Все это происходит под соответствующую музыку : бренчит

монисто пляшущей цыганки , которая не поет, а визжит о любви. Эта вакханалия звуков адресована желтой заре так круг замыкается. Она бросает свой отблеск

на грешную жизнь людей. Красота погублена,. Поругана, уничтожена, растворена в желтом мире желтого города.
1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   ...   86


написать администратору сайта