Главная страница

ДЛЯ ВЛАДИСЛАВА. Анализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеАнализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год
Дата19.03.2022
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДЛЯ ВЛАДИСЛАВА.docx
ТипАнализ
#403777
страница54 из 86
1   ...   50   51   52   53   54   55   56   57   ...   86

Стихотворение А.Блока Вхожу я в темные храмы... (Восприятие, истолкование, оценка.)


Символист А.А. Блок обесмертил свое имя созданием цикла стихов о "Прекрасной Даме". В

них - чистая отроческая любовь

к прекрасному, рычарское смирение идеалу, мечта о возвышенной любви, которая являлась средством для проникновения в

высшие миры, для слияния с совершенной вечной Женственностью. Цикл стихов о "Прекрасной Даме" посвещен возлюбленной

А.А. Блока. Любви Дмитриевне Менделеевой впоследствии ставшей его женой. Это - молитва, обращенная к Владычице

Вселенной, Вечной Жене, святой. И одним из наиболее проникновенных и таинственных стихотворений, я считаю шедевр "Вхожу

я в темные храмы".

Вхожу я в темные храмы Совершаю бедный обряд Там жду я Прекрасной Дамы В мерцании красных ломпад.

Первая строка стихотворения настраивает читателя на что-то мистическое, потустороннее, присущее обители неземного

существа, Прекрасной Дамы, Величавой Жены, одетой в белые одежды и чуждой всей земной трясины.

Обряд посвящения в рыцари Прекрасной Дамы лирический герой считает бедным в сравнеии с богатейшей духовностью его

идеала. Великолепнийше показано внутренее состояние лирического героя с помощью образной детали- красных лампад. Красный

- цвет любви и тревоги. Герой любит свой идеал, но испытывает тревогу перед ее появлением.

Далее тревога лирического

героя нарастает ("Дрожу от скрипа дверей..."), так как в воображении его зримо возникает ее образ, сон о ней,

озаренный аурой святости, созданный самим Блоком. Образ Прекрасной Дамы - бесплотен, фантастичен, но он возникает так

часто перед поэтом, что он уже привык созерцать ее в божественных одеждах. Ее появление приносит в лирическую душу героя

успокоение, он видит вокруг себя улыбки, слышит сказки, в его воображении возникают сказочные сны. Все его чувства

открыты для вдохновения восприятия всего того, что он видит и слышит. Лирический герой обретает гармонию. Он восторженно

восклицает:

О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны твои черты

Мне не слышны ни взохи, ни речи Но я верю - Милая Ты.

Восхищение переполняет душу повествователя. Ликсический повтор усилительного "как"

подчеркивает любование,

преклонение юноши - поэта перед совершенством. Метафорический эпитет "ласковые свечи"

- настоящее поэтическое открытие

Блока. Герою "не слышны ни вздохи, ни речи" своей возлюбленной, бесплотного духа, но созерцая отрадные черты, дарящие

радость и успокоение сердцу, возвышающие душу и дающие вдохновение, он верит, что она -

Милая. Усилительный знак

препинания - это тире - обрушивает на краткое "ты" огромное ударение, подтверждающие неоспоримость идеала поэта. Мечта

Блока о встречи с Прекрасной Дамой сводилась к уходу из реального мира, полного тресины, болота, "чорных зданий",

"жолтых" фонарей, недостойных людей, для которых "истинна в вине", в обмане слабых, беззащитных, в наживе и корысти,

в идеальный мир, населенный чистыми созданиями, блискими к идеалу.

Стихотворение производит огромное впечатление на читателя своей силой повествования, беззаветными чувствами отрока -

рыцаря Блока, обилием изобразительных выразительных средств, раскрывающих в полном объеме внутреннее состояние

лирического героя, показывающих обстановку, окружающую поэта, и создающуу тот религиозный, мистический колорит. В тексте

присутствует множество слов, имеющих яркую эмоциональную окраску, возвышенной, церковной лексике (храм, лампада, риза,

отрадно), они подчеркивают исключительную торжественность и значимость событий для поэта. Образ Прекрасной Дамы очень

много значил для Блока, он боготворил ее, но позже Муза Вечной Женственности покинула творца, уступив место чистой,

самоотверженной и преданной любви к Родине.

Анализ стихотворения Блока «Фабрика»


В цикле «Распутья» (1902-1904) наряду с прежней теомй возвышенной любви появляются стихи об окружающей действительности, о противоречиях и ужасах капиталистического

города («Фабрика», «По городу бегал черный человек», «Из газет», «Последний день»,

«По берегу плелся больной человек» и др.). Блок пишет произведения, в которых прямо говорится о социальных, классовых противоречиях, о новых людях, выходящих на арену истории. Поэт замечает, как поднимаются «из тьмы погребов» строители новой жизни с кирками и лопатами. Интересно, что Блок, воспитанный в среде дворянства, которое

привыкло «глядеть в лицо другому кругу всегда немного свысока», вполне искренне заявлял: Мы не стали искать и гадать:

Пусть заменят нас новые люди! В тех же муках рождала их мать,

Так же нежно кормила у груди….

Блок считает закономерным и исторически неизбежным то, что на смену старым хозяевам идут новые люди. «Барку жизни», остановившуюся на мели, двинула вперед новая сила: «кто- то сильный в сером армяке», «громкий крик рабочих слышен издали».

Вот они далёко, Весело плывут. Только нас с собою, Верно, не возьмут! (2, 161).

Так еще в преддверии революции 1905 года у Блока возникает мысль о справедливом классовом «возмездии», которая сохранится у него до конца жизни. Читателям и

поклонникам поэзии «Стихи о Прекрасной Даме» неожиданными и странными могли казаться строки о фабрике, о рабочих, об эксплуатации. Однако стихотворение «Фабрика» не было

случайным для творчества Блока. Оно явилось одним из первых признаков поворота к новой тематике, к новому восприятию действительности.

В стихотворении Блока «Фабрика» нет описания каких-либо особенных событий. Перед нами обычная, Повседневная картина: рабочие идут на фабрику. Ученикам нетрудно будет сказать, что ожидает рабочих, и чему призывает их гудок. У рабочих измученные спины, они названы нищими, их провели, обманули. Кто же обманывает рабочих, что мы можем узнать из стихотворения об их угнетателях? «В желтых окнах кто-то смеется». Кто засмеется-не сказано, здесь неопределенно-личное предложение. «Недвижный кто-то, КТО-ТО людей считает в тишине» - опять неопределенное местоимение. Блок и не старается показывать виновников людского горя. Из стихотворения ясно лишь то, что существует какая-то сила, приносящая

людям страдания.

Почему сказано «черный кто-то людей считает в тишине»? Дело не только в том, что действие происходит «по вечерам», в темноте, и черной кажется, фигура того, кто пропускает,

«считает» входящих на фабрику людей. Вместе с этим эпитет «черный» вызывает

представление о мрачной, темной, зловещей силе. В рукописном варианте стихотворения

«Фабрика» написано: «скрипят чернеющие болты», а в окончательном тексте - «задумчивые болты». Чем вызвана такая замена? В темноте не очень заметно, что болты чернеющие.

Вероятно, Блок посчитал это определение неудачным и поэтому убрал его. Появившийся вместо этого эпитет «задумчивые» (болты) создает у читателя какое-то неопределенное

настроение, вызывает ощущение смутных, таинственных предчувствий. Все это характерно для символистской поэзии, признаки которой налицо в ранней лирике Блока. Мрачному

настроению соответствует также эпитет «глухо» («И глухо заперты ворота»). В контексте стихотворения «глухо» обозначает плотно, крепко, без просветов. Однако слово «глухо» имеет несколько значений и поэтому вызывает у читателей дополнительные ассоциации. Ученики могут сказать, что «глухо», «глухой» употребляется также в значении безлюдный,

пустынный, неотзывчивый, затаенный, застойный, безмолвный (ср.: «глухая тишина»). У читаи чей стихотворения «Фабрика» эпитет «глухо» вызывает МЫСЛИ о беспросветной, застойной,

безмолвной жизни рабочих. В безмолвной, глухой тишине ясно слышно, «скрипят задумчивые болты». Так сознание читателя подготавливается к восприятию той зловещей тишины.

Хотя поэт и не разглядел лиц рабочих, их внутреннего мира, очень важно то, что он обратил внимание на страдания трудового народа. Мысль об этом не давала ему покоя. Это было

одной из существенных причин расхождения Блока с мистиками и символистами. «Мистики и

символисты…- замечал Блок в записной Книжке,- плюют на «проклятые вопросы», к сожалению. Им нипочем, что столько нищих, что земля кругла. Они под крылышком собственного «я» . В одной из своих статей Блок утверждал, что писателя должен Учить вопрос: «как быть с рабочим и мужиком».
1   ...   50   51   52   53   54   55   56   57   ...   86


написать администратору сайта