Главная страница

ДЛЯ ВЛАДИСЛАВА. Анализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеАнализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год
Дата19.03.2022
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДЛЯ ВЛАДИСЛАВА.docx
ТипАнализ
#403777
страница51 из 86
1   ...   47   48   49   50   51   52   53   54   ...   86

Анализ стихотворения «Россия» А. Блока.


Александр Александрович Блок является, по моему мнению, одним из самых правдивых поэтов о России. Он пишет о той России, которую видит и «чувствует сам», и не только восхищается ей, но и пишет о том, что не столь приятно и красиво. Блок рассказывает нам о плохой и бедной жизни народа, о несчастной судьбе Родины.

Творчество Блока совмещает в себе перелом 19 и 20 века и время переломно –

революционных событий начала века. Писатель предчувствует движение и направление жизни и не теряет веры в Русь.

Особенно мне понравилось стихотворение «Россия». Любовь к Родине, восхищение ею проходят через все стихотворение. Блок в этом стихотворении, как и во многих других, сравнивает Россию с любовью к женщине. Но и жалеть он ее не хочет, в эту загадочную

женщину можно «только верить» и восхищаться. Я, как и Блок люблю Россию такой, какая она есть, но все – же жалею ее и жалею народ.

Страна меняется, но жизнь «глубинки» остается прежней. Так было раньше и ведь так остается сейчас, все те же «расхлябанные колеи» и «нищая» Россия все та же. Я думаю, что именно эту мысль автор хочет показать в первом четверостишии. Блок восхищается хоть и

«нищей», но прекрасной страной, он признается ей в своей любви. Дальше меня заинтересовала строчка «Какому хочешь чародею… Отдай разбойную красу». Здесь

«чародей» - это власть, правитель страны. И вправду, кто бы ни управлял Россией, она вся та же. И одна «забота», - в смысле бедствия или каких – то событий ничего не изменит. Так как благополучие не было никогда, и одна беда ничего не изменит.

В этом стихотворении, как и во многих других, язык Блока богат и красноречив. Автор пользуется красочными эпитетами, метафорами и сравнениями.

Интересна и форма построения произведения. В нем лирический герой просто, и вместе с тем чувственно, высказывает свою любовь о своей Родине – России.

Как мне кажется, Блок надеется на будущее, этот символ в «мгновенном взгляде из – под

платка» простой деревенской девушки, есть надежда даже вопреки мрачной, плохой дороге и

«глухой песне ямщика».

У России – есть будущее!

Анализ стихотворения А.Блока "Ночь,улица,фонарь,аптека..."


"Ночь,улица,фонарь,аптека..."Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя,его состояние.Все стихотворение пронизано тоской,чувством безысходности

"Бессмысленный и тусклый свет" и

"Все будет так.Исхода нет"

Присутсвие символов усугубляет эти чувства:

"Ночь,улица,фонарь,аптека..."

Эти символы я понимаю, как жизненный путь, пролегающий в темноте,мраке,и фонарь, как олицетворение надежды,маленького счастья, и опять тьма,болезни."Ледяная мгла канала"- страх,холод,смерть.

Все стихотворение представляет собой развернутую метафору.Путь,дорога жизни- печальная,нескончаемая,безнадежная.

Композиция этого стихотворения-зеркальная т.к.в начале и в конце стиха одинаковые строчки

"ночь,улица,фонарь,аптека..."

и

"Аптека,улица,фонарь..."все идет по кругу,жизнь не прекращается,но и не меняется: "И повторится все как встарь..."

и

"Умрешь-начнешь опять сначала..."

Жизненное кружево,ритмический плавный танец,завораживающий,дающий толчок на переосмысливание своего жизненного пути.

В конце стихотворения у лирического героя все-таки возникает надежда на какое то чудо,фонарь как предвестник счастья. Робкая оптимистическая нотка,ожидание чего то прекрасного и многообещающего.

Блок глубоко переживал бездуховность, механистичность, отсутствие творческого начала в окружающей его действительности, и это побудило поэта назвать современный ему мир

«страшным миром». Этот мир лишен гармонии, музыки, он глухой и бесчувственный,

замкнутый, как в одном из самых известных блоковских стихотворений «Ночь, улица, фонарь, аптека...»:

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала И повторится все как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.

1912

Стихотворение воспроизводит действительность («улицу»), тусклую, беспросветную («ночь»,

«тусклый свет»), враждебно холодную («ледяная рябь канала»). Искажается, лишается сакрального (священного) и гуманистического ореола «свет». В мировой литературе «свет» – это традиционная метафора гармонии, разума, добра, полноты жизни1. Свободы, движения нет, возможна лишь имитация движения – «ледяная рябь» на поверхности. Жизнь замерла, превратилась в бессмысленное круговращение, однообразное движение по кругу. И даже смерть в этом мире не может преодолеть унылого однообразия, потому что все повторится, все «начнешь опять сначала». Образ мрачной улицы у поэта разрастается и становится философской метафорой ограниченности жизни, ее пустоты.

Эту безысходность, замкнутость очень точно, емко выражает кольцевая композиция: в конце произведения повторяется его начальная строка. Однако здесь мы видим не просто повтор: те же слова в последних двух строках, в отличие от первой, расположены в иной

последовательности. В принципе ничего не меняется, однако ощущение безысходности

усиливается: некоторые перестановки внутри этого мира (перестановки слов в конце стиха) возможны, но они только подчеркивают принципиальную невозможность вырваться за

пределы очерченного круга, привычного набора предметов и явлений, подчеркивают

невозможность подлинной жизни, подлинного движения.
Начальная строка («Ночь, улица, фонарь, аптека») заканчивается словом «аптека», в котором ударение стоит на втором слоге от конца (женская рифма), и потому в целом строка звучит мягче, она «открыта» для последующего лирико-философского монолога, чему способствует и восходящая интонация. В конце же стихотворения слова меняются местами – завершающим оказывается другое слово: «Ночь, ледяная рябь канала, // Аптека, улица, фонарь». Слово

«фонарь» является последним не только в строке, но и во всем стихотворении, а потому оно особенно важно. Причем ударение в нем стоит на последнем слоге (мужское ударение), что придает всей последней строке жесткость, резкость, придает ей итоговый характер

продолжение (прежде всего чисто интонационно, поскольку интонация нисходящая)

невозможно. Ударное полноголосное *а+ сообщает последнему слову в последней строке осознанную ясность и отчетливость горькой истины.

Время и пространство стихотворения как бы ограничиваются, замыкаются, а ощущение безысходности («исхода нет») усиливается. Фонарь, таким образом, замыкает не только строку, стихотворение, но время и пространство этого небольшого
1   ...   47   48   49   50   51   52   53   54   ...   86


написать администратору сайта