Главная страница

ДЛЯ ВЛАДИСЛАВА. Анализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеАнализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год
Дата19.03.2022
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДЛЯ ВЛАДИСЛАВА.docx
ТипАнализ
#403777
страница72 из 86
1   ...   68   69   70   71   72   73   74   75   ...   86

Анализ стихотворения М.Цветаевой "Имя твоё - птица в руке"


Блок и Цветаева... В чем секрет поэтической илы Цветаевой? Что делает её непохожей ни на кого и в то же время внутренне связывает с Блоком? Прежде всего неординарность личности

боих поэтов, бунтарский дух, мятежность, небывалая энергия, подчеркнутая

напряженность.Свобода от условностей современной жизни воплощались в особенностях стиля. Эти черты отразились в стихах, посвященных Блоку. Любовные признания в них

сочетаются с надгробным плачем, звучит предельно искренняя исповедь. Трагическое ощущение одиночества роднит Цветаеву с Блоком. Для её Блок - "два белых крыла", ангел,

Божий праведник. Блок - это то-то возвышенное, легкое, но почему-то ускользающее и

невещественное. Цветаева славит имя Блока, любит, внемлет, молится ему. Во всех стихах цикла, написанных с 1916 по 1921 г. мы чувствуем горечь утраты и надежду на воскрешение. Заглавным в цикле является стихотворение "Имя твоё - птица в руке...". Оно удивительно тем, что в нем, открывающем цикл, ни разу не произнесено имя Блока, но все равно мы

безошибочно

пределяем, о ком идет речь. Стихотворение сосоит из 3 строф. В первой Цветаева воссоздает фонетический и даже графический образ слова "Блок", каждая строчка значима в формировании образа Блока. "Имя твоё - птица в руке" - в слове "блок" всего один слог, но мы чувствуем эту неуловимость мгновения. Вот она, птица, живая, теплая, но раскроешь ладони - улетит и нет её. Вторит этому и строчка "одно единственное движенье губ". Произнести слово

- улетает оно, не вернуть. для Цветаевой важен аждый звук имени блока. Когда произносим "л", возникает образ чего-то легкого, холодного, голубого. Так пявилась строка "имя твоё - льдинка на языке". Льдинка - это щекочущий холодок тайны, прикосновение к самым

сокровенным глубинам души.

Музыкальная палитра стихотворения чрезвычайно насыщена: здесь и звон бубенца, и щелканье курка, и топот копыт. Слово "блок" впитывает все звуки, все краски, так умео

нанесенные на холст стиха художником. Он и "мячик, пойманный на лету", и "камень, кинутый в тихий пруд". Так и хочется повторить слова Цветаевой из третьей строфы, напоминающие звук поцелуя. Блок Цветаевой - её любовь, любовь духовная, неземная. Цветаева пытается

услышать в звучании имени поэта мир его снежной маски: "ключевой, ледяной, голубой" Символично и то, чо последнее слово стихотворения - "глубок" - содержит все звуки имени поэта и рифмуется с ним, ведь он безмерен, как и его поэзия.

Синтаксис стихотворения очень лизок к синтаксису самого лока. Цветаева использует

безглагольные синтаксические конструкции, что позволяет ей достичь особой экспрессии в передаче своих чувств. Предложения фиксируют настоящее время, но им сойственнен особый, вневременной характер. Они подчеркивают ессмертие Блока. Это позволяет акцентировать внимание на главном для неё - ассоциативном ряде. Вот почему так велика напряженность, взволнованнсть поэта. Цветаева использует синтаксический параллелизм:

построение синтаксических конструкций 1 и 3 строфы совпадают, что придает стихотворению композиционную завершенность и целостность. Анафора "имя твоё" обращает наше внимание именно на ключевое слово и усиливает восхищение поэтом. Даже тире у Цветаевой несет синтаксическую нагрузку - необходимо сделать паузу. Помогает Цветаевой и инверсия. Она делает строки особенно плавными: ".. в легком щелканье ...". Зрительный образ Блока

помогают создать тропы: метафоры ("птица в руке", "льдинка на языке") - они выражают

эмоцио

нальное отношение к поэту; эпитеты ("нежная стужа недвижных век"); олицетворение ("назовет курок"), что дежает образ Блока более живым, запоминающимся.

Повествование держится не столько сюжетом, сколько энергией монолога Цветаевой. Эту энергию даёт стихотворению каждый его элемент.

Отзыв на стихотворение М. Цветаевой «Тоска по родине! Давно...»


Марина Цветаева прожила сложную жизнь. Несколько лет ей пришлось провести за рубежом в эмиграции. Но более того живя за пределами РФ, она оставалась истинно русским

человеком. На чужбине её съедала тоска по родине, но поэтесса пыталась издеваться над этой тоской, быть гордой. Она прохрипит, как "раненное животное, кем-то раненное в живот":

Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно- Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной

В жилище, и не компетентный, что- мой, Как лазарет или казарма.

Она чувствовала себя бездомной и "совершенно одинокой", но ведь там у нее был жилище и семья! Значит, домом для Марины Цветаевой могла быть только Россия, а семьей- русский

народ.

Отчаяние поэтессы будет так велико, что она "оскалит зубы" на свой язык, который так обожала:

Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным. Мне безразлично, на каком

Не понимаемой быть встречным!

А дальше в стихотворении мы находим такую строку:

…Душа, родившаяся - где-то.

Жестокая судьба бросила её в бездомное "куда-то" и уже не важно, где как раз родина, родина, не сумевшая уберечь свою дочка и не признавшая её таланта:

Так край меня не уберёг

Мой, что и самый зоркий сыщик Вдоль всей души, всей- поперек! Родимого пятна не сыщет !

Затем следуют "домоненавистнические" слова: Всяк жилище мне чужд, всяк храм мне пуст…

И дальше ещё более отчужденно, надменно: И всё – равно, и всё – едино.

И вдруг попытка издевательства над тоской по родине беспомощно обрывается, и все жёсткие

слова сводятся на нет, переворачивается весь смысл стихотворения в душераздирающую трагедию любви к родине:

Но если по дороге - куст

Встаёт, особенно – рябина…

И всё. Только три точки. Но в них заключена такая сила любви, такая нежность, на которую не способны тысячи других, выражающих свою любовь.

"Любовь к дому, - но через подвиг бездомности". Таким подвигом была вся жизнь Цветаевой. Поэтесса была бездомной, но у её стихов жилище был и будет вечно.

Цветаева была из тех, о ком в стихотворении 1922 года она сказала: «Все, чем в лунный вечер мы богаты, Нам с тобою вложено в сердца». В стихотворении «Тоска по родине! Давно…»

(1934) Родина для поэтессы - это не только чувство тоски, это совсем иное, трагическое, чувство зова. Цветаева путем ассоциаций воссоздает ту Россию, которую она знала и

помнила...
1   ...   68   69   70   71   72   73   74   75   ...   86


написать администратору сайта